«НАМ ЕСТЬ ЧТО СКАЗАТЬ МОЛОДЕЖИ, МЫ ПОМНИМ СВОЮ ВЕСЕЛУЮ ГРЕХОВНУЮ МОЛОДОСТЬ»

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Как говорить с современной молодежью о Христе? – делится жизненным опытом иерей Валентин Макаров.

– Так уж повелось,что во все времена молодежь для старшего поколения была «не такая». Отличается ли нынешняя молодёжь от предыдущей? Может, есть какие-то отличительные особенности?

- Господь в Нагорной проповеди сказал: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше», поэтому всегда будет присутствовать разница во взглядах людей разных поколений. Так должно быть, в этом отображается взросление. Но есть одна объединяющая черта – не имея жизненного опыта, юношество и в 80-90-ые, и сегодня безоговорочно подражает и часто слепо верит кумирам, которые зачастую и формируют жизненные установки и идеалы. И если в нашем детстве, в отроческие годы мы старались подражать героям из книг, хороших кинофильмов, то сейчас все поменялось. Молодежь, как всегда, в подавляющем большинстве, вовлекается в сомнительные молодежные течения, у них новые «образцы» для подражания, которые нам, людям всего лет на 20 старше, непонятны и вызывают некоторое отторжение.

С другой стороны, с высоты прожитых лет, мы уже понимаем сущность этих кумиров и приходим к выводу, что ничего благого в них не заложено. В Евангелии говорится о трех страстях – похоть плоти, похоть очей и гордость житейская… Они «законно» господствуют в мире.

– Помню, что в школе очень много акцентов делалось на помощи ближнему.

– Да. Раньше этому уделялось много внимания. Часто на внеклассных занятиях рассказывали о тех или иных подвигах в мирное время, в частности об известном спортсмене, который в Ереване спас более 20 человек из упавшего в воду троллейбуса. Ну а сейчас другие идеалы, другие герои, другие устремления… Они гораздо ниже стоят по моральной шкале.

Сегодня все рассматривается через призму коммерческой выгоды. В первую очередь речь идет о заработке благосостояния, о внешних каких-то факторах, а внутренний мир остается без внимания. И потом, годам к 35-40 наступает душевное опустошение, когда внешние атрибуты благополучия уже есть (квартира, машина, куча фото во все зубы с разных «Анталий, Мальдив, Египтов» в соцсетях), но это, в итоге, не принесло ни счастья, ни радости. А может возникнуть и другая ситуация, когда у человека не получилось достичь этих «вершин», и он тоже впадает в уныние от праздности прожитых лет. В обоих этих случаях был достигнут один результат – внутренняя пустота и ничего не накоплено благого, того, что ни вор не украдет, ни ржавчина не возьмет.

Уныние часто приводит к тому, что человек становится на скользкий путь влечения к алкоголю, компьютерным играм и так далее, пытаясь хотя бы в виртуальном мире этого достичь…

Резюмируя, можно сказать, что молодежь, в массе своей, не поменялась, идеалы  опустились и опошлились, и если получится скорректировать их мировоззрение через замещение этих объектов для подражания, то сможем молодежь «вернуть»… Хотя бы стоит попробовать!

- А возможно ли возвращение к прежним идеалам?

– Без коррекции - невозможно. Следует убрать идеологический акцент с советской эпохи – серп и молот, идеи партии, но оставить подвиг советских солдат во время войны, подвиг тружеников тыла и всех трудолюбцев послевоенного периода. Это должно навсегда остаться в памяти. Да, шли в атаку со словами: «За Ленина! За Сталина!», но отдавали свои жизни за своих близких… И даже если этот солдат был некрещеным, то он может предварять всех священников и епископов, ведь он буквально исполнил главную заповедь Евангельской любви – положил свою душу за ближних своих. У нас есть один Судья, Который может по достоинству оценить подвиг этих людей.

Все помнят фразу, что в жизни всегда есть место для подвига. И, если человек поможет перенести старушке тяжелую сумку через дорогу или уступит место в транспорте беременной женщине, то почему не считать это подвигом? Если бы это было так просто, то такие поступки мы наблюдали бы ежедневно. А видим это все реже и реже.

- Наше поколение, которым сейчас около 40 , ещё по привычке пропускает вперед старших и уступает место. Современная молодежь «мертва» в этом плане…

- Для нас это естественно, как дышать или принимать пищу. Мы не думаем в таких случаях делать это или нет. Как говорил Портос из «Трёх мушкетёров»: «Я дерусь,- потому что дерусь». А многие молодые считают ниже своего достоинства «опуститься» к таким деяниям – они самовлюбленны и зациклены только на себе. Да и мир кричит со всех сторон призывами: «Думай о себе, заботься о себе».

- Стоит ли сопротивляться этому? Ведь все больше людей вовлекается в эту эгоистическую, порочную орбиту… Скорее, мы сможем противостоять локально…

- Да, совершенно верно, мир нам не изменить, но мы можем повлиять на свое окружение. Блаженный Августин говорил: «Никогда не говори о Христе, пока тебя не спросят, но живи так, чтобы тебя спрашивали о Нем». И уровень нашего влияния на окружающих мы можем изменить, в конце концов мы не святы, но это не дает нам разрешения на грех, поэтому мы и должны это делать в силу своих возможностей. Поскольку закваска квасит все тесто, то мы имеем дерзновение! Мы должны сделать все, что от нас зависит, а остальное сделает Господь. Иначе что на Суде ответим – могли ведь, но не сделали? Главное, чтобы молодые люди видели, что мы другие и любовь пребывает среди нас. В еврейском языке слово «святой» означает «другой». Сейчас важно быть другими.

- А как говорить с современной молодежью о Христе? Как достучаться в их сердца? Внедрение новых коммуникативных технологий в нашу жизнь многократно усложняет решение этой проблемы…

- Безусловно, язык Димитрия Ростовского уже в прошлом, как и язык проповеди Синодальной эпохи и прошлого века. Сейчас нужно говорить на их языке, оперировать их категориями. Как говорил апостол Павел: «С эллинами был как эллин, с иудеями как иудей».

- Но важно не опуститься до их уровня…

- И да, и нет. Вряд ли получится вытянуть человека из болота не вымазавшись. С одной стороны ты не должен соблазнять человека своим словом, соглашаясь с ним во всем. Так не удастся создать градиент нравственности. А если нет градиента в среде пребывания, то не будет никакого движения.  В беседе необходимо показать, что есть инородная данной среде реальность (по-нашему – святость). Дальше показываешь, что ты хоть и близок к этим людям и хорошо их понимаешь, но все-таки предпочитаешь другой образ жизни. И ты их пытаешься вытянуть, а не очутиться в их болоте. Ты указываешь своим словом направление на «Полярную Звезду», - Которая неизменна и нет в Ней даже тени перемены, на воплотившуюся Истину. А в свете Полярной Звезды легко находишь и себя и место своего настоящего пребывания.

Для нас, относительно недавно ставших священниками и миссионерами, успевших в свое время окончить технические ВУЗы, с их средой длинных немытых волос, потертых узких джинс и блокнотами союзпечати с гитарными аккордами если не ГО, то БГ, гораздо легче окунуться в мир современных молодежных течений. «Веселая» греховная молодость, во время которой больше всего было возможности проверить этот мир на прочность, прошлаи оставила свои рубцы и раны, и они кровоточат порой до сего дня. Политеизм студенческой среды 90-ых вынуждает афинских философов первого века сильно нервничать за углом учебного корпуса. Маленький принц и Хроники Амбера, Лао Дзы, Кастанеда и Хармс – все это бурно обсуждалось в полдень возле «кормушки» - институтского пищеблока. Нам есть, что сказать новым последователям этого скользкого пути, который для многих стал последним. И слава Тому, Кто растерзал наши «афинейские плетения» и вывел из этого порочного круга сансары. Поэтому более понятен великий Павел, к которому Господь явился, как к последнему извергу, вынудив его потрудиться более всех, особенно среди язычников.

Достойны похвалы те, кто миновал всего этого. Однако им сложнее, и они могут столкнуться с большими трудностями в этой работе… Как уважаемым отцам из подпольной советской эпохи так и молодым, которые вышли из поповских семей и выросли, можно сказать, в стерильной атмосфере. Они планку для окружающих держат порой очень высоко. Многие молодые люди даже не стремятся достичь таких высот. Поэтому здесь, благодаря всеблагому промыслу Божьему, есть возможность использовать свой греховный прошлый опыт, чтобы помочь выбраться другим из дьявольских сетей. Как написано: «Сам искушаем был, может и искушаемым помочь». Каждый грех, который так или иначе был побежден с помощью Божьей, является сокровищем для тебя, ведь ты сможешь помогать другим преодолеть те же скользкие стези.

- Вы верите в современную молодежь?

- В целом из этой общности можно много людей выхватить. И всех не надо – у нас не получится.  Духовная борьба с грехом в жизни общества никогда не была доминирующей, но вспомните о закваске…  Поодиночке люди слышат призыв! Сейчас молодежь сталкивается с серьезными проблемами – «помолодели» многие болезни, отношения не складываются, возникают трудности в семье, нет работы. И благодаря вот таким локальным действиям промысла Божьего мы можем повести их дальше и показать совсем другой мир, где их сложности будут не так значимы и где найдется выход из тупика. Христос испытал на себе очень много скорбей и по сути Он единственный истинный Страдалец, который когда-либо жил на Земле. И вместе с Ним мы можем донести людям, что их скорби на самом деле ничто. Со Христом можно все преодолеть! Если вспомнить Иова, который не знал за что он страдал, и из-за этого у него была тысяча проклятий на свою голову! Заметьте: не на чужую, а на свою. И не знал он, что он прообразует собой образ страданий Христа. Люди приходят в церковь с нерешенными вопросами, нахлынувшими скорбями. Бывает, что один другого приводит, а тот третьего и четвертого. Приходит молодежь, приходит! Особенно заметен наплыв ближе к сессии – сразу количество молодежи в храмах увеличивается! А если серьезно, то пусть вначале свечку поставят, пусть начнут хоть с этого. И, стоит хоть словом зацепиться за них, «что за экзамен?», «на каком курсе?», так они с радостью отвечают десятком, оказывается кто-то интересуется их проблемами. Вот и диалог получился, а потом глянь - и на исповедь в очередь становятся… Вот так и рыбка за рыбкой, пусть не сто, пусть и не пятьдесят, но хотя бы три.

Автор материала Наталья Горошкова

http://pravlife.org/content/nam-est-chto-skazat-molodezhi-my-pomnim-svoy...