«На реках вавилонских»: о нашем пути в Небесный Иерусалим. Мария Цырлина

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
на реках Вавилонских

В преддверии Великого поста Церковь готовит нас к нему словами 136 псалма. Предлагаем вашему вниманию его истолкование, изложенное на основании творений святых отцов.

В три подготовительные недели перед Великим постом, когда воспоминаются евангельская притча о возвращении блудного сына, Страшный суд, который будет в конце времён, и изгнание человека из Рая, которое было в начале человеческой истории, на утрени поётся 136 псалом.

Он был написан евреями в вавилонском плену и исполнен горечи от потери царства, святого града Иерусалима и Храма, которых народ Божий лишился за свои грехи. В еврейском тексте псалом не имеет авторства. В греческом и латинском тексте он приписывается царю и псалмопевцу Давиду. В церковнославянском переводе указывается, что это псалом Давида, записанный пророком Иеремией, который жил во время вавилонского плена и был его очевидцем.

Хотя со времени вавилонского плена прошли уже две с половиной тысячи лет, псалом «На реках вавилонских» трогает сердце христиан и сегодня как напоминание об утраченном Рае и надежда на его возвращение.

1 На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона.

1 При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе;

Пленные иудеи уходили к пустынным берегам рек и там оплакивали то, чего они лишились — свою свободу, великолепные богослужения в Иерусалимском Храме, царственный город Иерусалим, родные селения, разрушенные войной. Размышляя об их бедствии, святитель Иоанн Златоуст говорит о том, что Бог попустил им лишиться всех этих благ для того, чтобы они научились их ценить. И действительно, евреи хорошо усвоили уроки вавилонского плена — после возвращения домой народ больше ни разу не уклонился в идолопоклонство. Реки вавилонские, на которых они плакали — это символ наших страстей и греховных увлечений («Псалтирь в святоотеческом изъяснении»).

Сион — самый высокий холм в Иерусалиме, городе, основанном на семи холмах. Во времена царствования Давида на Сионе находилась скиния Завета. Здесь же был построен царский дворец, из которого царь управлял своим народом. Сын царя Давида, Соломон, построил на одной из двух вершин Сиона — холме Мориа — Иерусалимский храм, который много веков оставался единственным храмом на земле, посвящённым Истинному Богу. В новозаветное время одна из горниц на Сионе стала местом, где совершилась Тайная вечеря, и Спасителем было установлено таинство Евхаристии. По преданию, под этим местом находилась усыпальница царя Давида. Сион — образ самого святого места на земле. По толкованию святителя Феофана Затворника, он символизирует грядущее Царство Христа.

Евреи, пленённые Навуходоносором, сокрушались о потерянном из-за своих грехов земном Иерусалиме и Храме. В преддверии Великого поста нам тоже следует, уединившись, оплакать утрату Небесного Иерусалима и наше пленение диаволом — духовным Навуходоносором. Как и у древних евреев, у нас есть надежда на то, что, видя наши раскаяние и слёзы, Господь возвратит нас от рек вавилонских к духовной свободе и Царству Христа.

2 На вербиих посреде его обесихом органы нашя.

2 на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы.

«Посреде его» — посреди Вавилона.

«Оргáны». В русском синодальном переводе — «арфы», в словаре Дж. Стронга — «лиры». Точное значение этого слова неизвестно, так как сам музыкальный инструмент, упоминаемый в псалмах, не сохранился. Слово, стоящее в древнееврейском тексте псалма, означает струнный музыкальный инструмент, который использовался у евреев в храмовом богослужении. Это единственное, что осталось у древних евреев от Храма, который был разрушен вавилонянами. Все драгоценные храмовые сосуды и утварь были вывезены захватчиками в Вавилон.

Вне Храма иудеи не могли совершать богослужение и пользоваться богослужебными музыкальными инструментами. Для чего же они их взяли с собой в далёкий и трудный путь, идя в вавилонский плен? Чтобы священные лиры напоминали им о храмовом богослужении. Уходя в плен, евреи имели и тайную надежду на то, что когда-нибудь разрушенные Иерусалим и Храм будут восстановлены, поэтому они сохранили музыкальные инструменты для будущего Храма. Как и они, мы тоже всегда должны иметь перед глазами образ надежды на возвращение утраченного Небесного Царства.

3 Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней,

и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней Сионских.

4 Како воспоем песнь Господню на земли чуждей;

3 Там пленившие нас требовали от нас слов песней,

и притеснители наши — веселья: «пропойте нам из песней Сионских».

4 Как нам петь песнь Господню на земле чужой?

Увидев лиры, вавилоняне просили пленных сыграть им для того, чтобы развлечься музыкой и словами песен, звучащих на незнакомом языке. Но евреи отказались — богослужебные инструменты подобало использовать только для совершения молитвы Богу в Иерусалимском Храме. Для нас это образ того, что к служению Богу необходимо приступать, лишь освободившись от духовного плена наших страстей. «Чужой землёй» называется сердце, исполненное страстей, отстоящее далеко от Небесного Иерусалима («Псалтирь в святоотеческом изъяснении»).

5 Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя.

6 Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе,

аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего.

5 Если я забуду тебя, Иерусалим, — забудь меня десница моя;

6 прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя,

если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего.

Подобно тому, как евреи не желали забыть свой святой город, душа христианина никогда не должна забывать о Горнем Иерусалиме — счастье пребывания с Богом.

«Забвена буди» — точнее: «забудь (меня)». Под «десницей» свт. Афанасий Великий понимает помощь свыше.

«Аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего» — если не упомяну об Иерусалиме в начале радостной песни моей (свт. Иоанн Златоуст). «Прильпни язык мой гортани моему» — тогда пусть никогда не смогу воспевать песни.

7 Помяни, Господи, сыны Едомския в день Иерусалимль глаголющыя:

истощайте, истощайте до оснований его.

7 Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили:

«разрушайте, разрушайте до основания его».

«Сыны Едомския» — идумеи, потомки Едома (Исава), старшего брата патриарха Иакова, который был родоначальником племён Израиля. Как союзники вавилонян, идумеи вместе с ними участвовали в осаде и разрушении Иерусалима.

8 Дщи Вавилоня окаянная, блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам:

9 Блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень.

8 Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам!

9 Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!

«Дщи Вавилоня» (дочь вавилонская) — народ Вавилонского царства. «Окаянная»: интересно, что в древнееврейском тексте псалма дочь Вавилона названа «опустошённой», а в древнегреческом — «несчастной». Вместе с «сынами Едомскими» этот собирательный образ стал изображением страстей падшего мира, которые способны до основания разрушить богатство нашей души («Псалтирь в святоотеческом изъяснении»).

Подобно тому, как евреи были исполнены ненависти к вавилонянам и желали разрушения их городов, а также сопровождавшего его обычно убийства жителей, включая младенцев, мы должны ненавидеть грех и наших духовных врагов — бесов, — быть готовыми бороться даже с самыми невинными, на первый взгляд, помыслами, зарождающимися в нашей душе, разбивая их о камень имени Христова. В этом наш путь к духовной свободе и к Небесному Иерусалиму.

Источники:

1. Афанасий Великий, святитель. Толкование на псалмы. — М., 2009. — 528 с.

2. Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Том V. Толкования на псалмы. — Почаев, 2005. — 1055 с.

3. Псалтирь в святоотеческом изъяснении. — Почаев, 2011. — 624 с.

4. Толковая Библия. Ред. Лопухин А. П. Том III. Учительные книги. — М., 2009, с.с. 190–536.

5. Феодорит Кирский, блж. Толкование на 150 псалмов.

6. Exhaustive Concordance Of The Bible by James Strong.

http://gorlovka-eparhia.com.ua/na-rekah-vavilonskih-o-nashem-puti-v-nebe...