«НА ПОДЛОСТЬ — НЕ ПОЙДУ НИКОГДА». Игумен Дамаскин (Орловский)
«Свой арест и высылку с Украины я объясняю тем, что не пошел в обновленческую организацию ( Обновленчество — раскольническое движение, возникшее в 1922 году. Выступало против руководства Церковью Патриархом Тихоном и заявляло о полной поддержке советской власти. — Ред.) , как предлагал мне тогдашний архиепископ Подольской епархии Пимен, — писал в 1931 году во время следствия в тобольской тюрьме епископ Амвросий. — Его доклад, а также доклад бывшего тогда товарища председателя Высшего Церковного Управления обновленческого я видел после ареста в местном ОГПУ, на основании таковых докладов мне предлагались вопросы. На основании этого факта и других у меня складывается впечатление, что обновленческая организация находится в положении благоприятствования со стороны власти <…>. Что касается мотивов и оснований такого благоприятствующего отношения органов власти к обновленческой организации, то <…> предположительно я могу сказать, что, вероятно, потому такое отношение, что обновленческая организация оказывается подходящей, а может быть, и полезной для органов власти, если принять во внимание доклады обновленческих деятелей, которые я видел в ОГПУ, а также и то, что обновленцы нарушают церковные законы и правила, строят церковную жизнь по своему произволу, производят разделения в церковной жизни, что может быть благоприятным для органов власти, ставящей своей задачей борьбу с верой и Церковью».
***
Священноисповедник Амвросий родился в 1878 году в селе Петелино Тамбовской губернии в семье священника Алексия Полянского и в крещении был наречен Александром. В 1899 году он окончил Тамбовскую духовную семинарию и поступил в Казанскую духовную академию; в 1901 году был пострижен в монашество с именем Амвросий и рукоположен во иеродиакона, в 1902 году — во иеромонаха. В 1903 году иеромонах Амвросий окончил академию и был назначен преподавателем в Киевскую духовную семинарию, а в 1906 году — ректором этой семинарии и возведен в сан архимандрита. В 1918 году архимандрит Амвросий был хиротонисан во епископа Винницкого, викария Каменец-Подольской епархии; в 1922 году он был назначен правящим архиереем Каменец-Подольской епархии.
После окончания на Украине Гражданской войны и возникновения обновленчества советские власти повели беспощадную борьбу с Православной Церковью. Обновленческий архиепископ Подольской епархии Пимен (Пегов) предложил епископу Амвросию присоединиться к обновленцам. Святитель отказался, о чем обновленцы сразу же сообщили в ОГПУ, и епископ был арестован. Его обвинили в том, что он будто бы укрывал бывших офицеров царской армии, рукополагая их во священников. В 1923 году епископ Амвросий был выслан за пределы Украины и поселился в Москве. Каменец-Подольская епархия по инициативе и при поддержке советской власти была разгромлена обновленцами: в Виннице, например, не осталось ни одного православного храма.
В 1923 году обновленцы вступили в переговоры с Русской Православной Церковью об объединении, предложенном обновленческим митрополитом Евдокимом, при условии увольнения Патриарха Тихона на покой, с чем выразил согласие один из православных архиереев, выступавших на совещании архиереев, обсуждавших этот вопрос. «Для меня и, наверное, для других здесь присутствующих, — возразил на это епископ Амвросий, — Евдоким вовсе не высокопреосвященнейший митрополит, а бывший архиепископ, потому что он присоединился к <…> самозваному духовенству, отколовшемуся от Святейшего Патриарха Тихона и, по его идеологии, от Церкви Христовой. <…> Кто у них были первыми вершителями дел? Бывший епископ Антонин, состоящий на покое в Заиконоспасском монастыре. Он из личных счётов пошел против Патриарха Тихона <…>. Архиепископ Евдоким <…> отказался от Церкви Христовой, а потому он не может быть законным архиереем».
После обсуждения вопроса о примирении и объединении с обновленцами состоялось голосование, на котором большинство архиереев высказалось против подобного шага.
В 1925 году епископ Амвросий был направлен управляющим Каменец-Подольской епархии, но был арестован и выехать не смог.
Отвечая во время допроса на вопросы следователя, епископ сказал: «Я в своих проповедях говорю на чисто церковные и нравственные темы, избегая всяких общественных моментов. <…> Что касается моего отношения к революции, то я своих мыслей и убеждений по этому вопросу в проповедях не высказывал. Я лично считаю революцию Божьим судом для всех классов русского народа за все его прошлое. Повторяю, что конкретно я никогда политических событий не касался и не давал поводов понимать меня и мой взгляд на революцию не так, как я уже сказал».
Увидев из вопросов следователя, что тот всему старается придать политический оттенок, епископ написал и направил ему заявление с изложением своих взглядов.
«Для меня Церковь есть религиозный союз и, как всякий союз, она имеет свои законы и правила, — писал он. — Более того, Церковь есть Божественное установление, имеющее в основе своей жизни Божественные правила, выраженные Священным Писанием и составленные на основании последнего канонами Вселенских и Поместных Соборов. И всякий, кто хочет принадлежать к Церкви, должен исполнять ее правила и законы; в противном случае он отпадает от Церкви, хотя бы внешне и принадлежал к ней. Тем более священнослужитель должен исполнять законы и правила Церкви.
Я полюбил духовную жизнь, стал служителем Церкви и впредь хочу принадлежать к ней; поэтому стараюсь исполнять законы и правила Церкви и на все явления церковной жизни смотрю только с точки зрения церковных правил и установлений, а не с какой-либо другой точки зрения, например политической. К примеру, — я не признаю обновленчества только потому, что оно нарушило церковные законы (самочинные, женатые архиереи и прочее). Патриаршество я признаю только потому, что оно, а не Синод, — каноническое установление <…>.
Что касается политики, то я к ней никогда не стремился и не стремлюсь, — душа моя не лежит к ней. И в прежнее время я ею не занимался и ни в каких организациях и обществах не участвовал, и теперь, при советской власти, политики я не касался и не касаюсь».
Епископ Амвросий был приговорен к трем годам заключения и отправлен в Соловецкий концлагерь. 30 ноября 1928 года ему было объявлено, что после лагеря он высылается на три года в Уральскую область.
В 1931 году епископ Амвросий вновь был арестован за то, что служил в ссылке Литургию и переписывался с Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Крутицким Петром.
Материалов для обвинения, однако, было недостаточно, и его обвинили в том, что, вернувшись с допроса, он находившимся вместе с ним узникам рассказал, что когда его вызвали на допрос к следователю, то предложили стать агентом ОГПУ. «Но я на такую подлость никогда не пойду», — сказал епископ Амвросий.
14 декабря 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Амвросия к ссылке на три года в Казахстан, и он был отправлен в город Туркестан, куда прибыл в начале сентября 1932 года. В местном ОГПУ епископу сообщили, что ему придется проехать еще сто двадцать километров по пустыне в небольшое селение Сузак. Находившиеся в Туркестане инокини и послушницы Марфо-Мариинской обители стали хлопотать, чтобы епископа не отправляли по считавшейся в то время опасной и тяжелой дороге и оставили в городе, но им в их просьбе было отказано. Они нашли телегу и со слезами на глазах простились с исповедником. Путь и действительно оказался очень тяжелым: приехав на место ссылки, епископ Амвросий скончался. Это было 27 октября 1932 года.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии