«Мы безумны Христа ради...», или У шумной трассы не услышать трели соловья. Протоиерей Игорь Рябко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Только вера может спасти нас от хаоса современной жизни. Фото: smartблог

«Мы безумны Христа ради…» (1 Кор. 4:10). Слова ап. Павла, читаемые в храме в это воскресенье, звучат несколько иначе, чем когда они были сказаны коринфской общине.

По всей видимости, мы дожили до тех времен, о которых предупреждал преподобный Антоний Великий. Сумасшествие становится нормой, а тех, кто этой норме не соответствует, будут считать за безумцев. Возможно, не за горами то время, когда брак между мужчиной и женщиной будет выглядеть чем-то постыдным и противоестественным. Но уже сегодня началась травля тех, кто отказывается признавать ложь правдой. Черное уже названо белым, остается только белое назвать черным. Идет естественный процесс увядания общечеловеческого организма. Оторвавшись от Источника Жизни, он сам себя обрек на деградацию. 

В богословии, в религиозной жизни происходят подобные процессы, но не столь заметно и не так открыто. С тех пор как западное христианство приняло ту точку зрения, что наш ум, созданный по образу Божьему, сам по себе все воспринимает правильно, рационализм и схоластика стали царем и царицей в школьном богословии. Эти владыки благополучно перекочевали с запада на восток, а Церковь условно разделилась на два стада – «стадо думающее и анализирующее» и «стадо молящееся и спасающееся».

Я предвижу вполне логичное возмущение читателя – неужели Бог запрещает человеку думать? Разве для того, чтобы молиться и спасаться, необходимо отключать интеллект? Ведь сколько среди святых людей высокообразованных, даже ученых с мировым именем. Я с этим, конечно же, соглашусь, хотя замечу, что спаслись они не потому, что были умными и образованными, а потому, что достигли святости. А это не одно и то же. Ну а в общем я вполне согласен с доводами оппонентов. Все правильно, ведь даже для того, чтобы узнать, что написано в Евангелии, нужно сначала научиться читать. А эта функция приобретается обучением и тренировкой разума. Да и первая ступень богопознания основана на рассудочном мышлении, на постижении гармонии и красоты мира, которые возводят наш ум к Богу.

В конце пути богопознание изменяется на прямое и непосредственное боговидение, а Сам Бог открывает Себя душе прямо и непосредственно.

Все это так, но я вынужден, основываясь на учении Святых Отцов, признать и то, что это только начальная школа. Для того, чтобы получить аттестат зрелости, нужно перейти сначала в средние, а потом и в выпускные классы. Иначе так и умрешь «вечным первоклассником». Но уже в средней школе главным инструментом богопознания выступает не ум, а сердце, не рассудочное мышление, а духовная интуиция. В выпускных же классах отпадают даже эти последние ступени выведения души на орбиту вечной жизни.

В конце пути богопознание изменяется на прямое и непосредственное боговидение, а Сам Бог открывает Себя душе прямо и непосредственно. Сама молитва в привычном для нас понимании этого слова также исчезает. Душа находится в состоянии того, что Святые Отцы называли «созерцанием», хотя мы не можем даже приблизительно понять, что стоит за этим словом.

«Созерцание – это неисходное пребывание в благодатном духе, свободном от рассудочной деятельности ума. В божественном созерцании дух выходит за пределы всяких усилий. Созерцание становится полностью действием благодати, приводящей дух в изумление и восхищение созерцаемым богоявлением в виде неприступного сверхсветлого света» (иеромонах Симон Безкровный).

Кто-то скажет, что это для нас слишком высоко и мудрено. Но и тут я вынужден буду возразить. Как раз мысли о «мудрености» и «сложности» этой науки внушает нам наш ум, замыкая наше внимание исключительно на интеллектуальном понимании этого процесса, которое, конечно же, рассудку не по зубам. Здесь нужны уже другие инструменты.

Какой же выход? Все просто – отказаться от ума и стать безумным профессионалом в области усвоения святости.

Какой же выход? Все просто – отказаться от ума и стать безумным профессионалом в области усвоения святости. Как мило... Такой же ответ можно дать и на вопрос «Как посадить слона в холодильник?» И тут все просто – открыл холодильник, посадил туда слона, закрыл холодильник. В чем проблема? Но как только ваш слон окажется в холодильнике, готовьтесь к атаке здравомыслия. Вас тут же «отполемизируют», «отразоблачат», навесят на вас ярлыки и спишут в разряд тех, кто находится в «прелести» и «мнении о себе». И слава Богу, так было всегда.

Открою вам секрет. Как раз вот эти самые рационалисты и есть настоящие рабы страха. Человеческий ум так устроен по своей природе, что, живя догадками и воображением, он никогда ни в чем не уверен. Только тот, кто постиг вечность, незыблемость, неуничтожимость собственного духа, избавляется от страха не только перед жизнью, но и перед смертью. Он может смело сказать: «Ад, где твое жало? Смерть, где твоя победа?» Стяжав благодать, человек освобождается от любой зависимости от мира и пребывающей в нем смерти.

Движение наших мыслей – это что-то наподобие ветра над морской гладью. Они всегда возбуждают ум колебаниями, нередко поднимают бурю, а иногда и шторм, способный до крайности взбудоражить душу. И пока весь этот вспененный ил чувств и эмоций не выпадет в осадок, ясности в понимании происходящего не наступит. Большинство преступлений, греховных действий и поступков человек совершает именно в состоянии вот такого душевного шторма, под шквалом натиска помыслов и бури эмоций.

В сознании старшеклассников духовной школы никаких мыслей нет, поэтому их душа находится в состоянии покоя, недоступного для понимания нашего беспокойного ума. Созерцание происходит только в духе при ясном сознании, это собственно и есть то, что Святые Отцы называли «исихией».

Святитель Григорий Палама учит, что «в таком созерцании беспредельного моря нетварного света, изливающегося из непостижимости Бога, человек обретает освящающую его мудрость».

Святитель Григорий Палама учит, что «в таком созерцании беспредельного моря нетварного света, изливающегося из непостижимости Бога, человек обретает освящающую его мудрость». Все это находится не где-то там далеко, в заоблачных далях, а здесь и сейчас, рядом с нами. Божественный Свет наполняет собой весь тварный мир. Сейчас, в эту минуту, когда вы читаете эти строки, вокруг вас из всего пространства струится невидимый для физических глаз свет. Поэтому и обОжение возможно везде и всегда. Но доступно оно лишь тому, у кого чистое сердце, не обремененное помыслами, и чистое сознание, наполненное благодатью.

Каждый раз, когда я пишу подобные пересказы, упрощенную интерпретацию довольно сложных святоотеческих текстов, я задаю себе вопрос: «А вообще это кому-нибудь надо?» Посмотрите на рейтинг просмотров публикаций на наших православных сайтах. О чем больше всего любит читать наш «мыслящий» и верующий читатель? О всем, что пахнет жареным. То, что возмущает чувства, колеблет ум, наполняет душу праведным «священным» гневом и негодованием, или же то, что пугает, настораживает, заставляет съёжиться и с опаской оглянуться по сторонам. С чем это связанно? С тем, что современному среднестатистическому человеку нужен поток эмоций, задиристый ветерок, надувающий паруса нашего рассудочного мышления. «Правильной дорогой идете, товарищи», – сказал бы, наверное, нам вождь мирового пролетариата, указующей в направлении ада десницей.

Повара из преисподней прекрасно понимают, что блюда желтой прессы, хохотушки-веселушки бесконечных ток-шоу будут вызывать праведную настороженность у православного человека. Но у этих кулинаров есть и для нас специально приготовленные блюда. Реакция в желудке души от их употребления будет точно такая же, как и на соседних столиках, но компоненты, которые накрошат они нам в эти тарелки, будут такими, что опасений у православных не вызовут. Так и волки сыты, и овцы довольны. Ведь не так важно, что ты прочитал, важно, как это в тебе отозвалось. Если это гнев, раздражение, осуждение – значит цель достигнута. Если еще вылезла из души червоточина в виде язвительного комментария, то повару можно дать звезду Мишлена. Питайте свою душу негативными эмоциями, если можно, то создайте у себя внутри стойкий фон ненависти ко всем, кто восстаёт на правую веру. Хозяину адского ресторана больше ничего от вас и не нужно. Любовь к врагам? «Благословляйте, а не проклинайте»? «Прости им, Господи, не ведают, что творят»? Забудьте об этом – вы же воины света. Самое страшное для шеф-повара преисподней, когда его клиенты вместо того, чтобы жевать и смаковать вкусное негодование, уходят в молитвенную тишину.

«Небесный плод добродетелей – сделаться Богом и озариться чистейшим светом, став Сыном дня. Солнце Истины преображает соединившихся с Нею в новые солнца благодатного света, ибо сказано: праведники воссияют, как солнце (Мф.13:43)…»

преп. Каллист Ангеликуд

А вот что пишут Отцы тишины: «Небесный плод добродетелей – сделаться Богом и озариться чистейшим светом, став Сыном дня. Солнце Истины преображает соединившихся с Нею в новые солнца благодатного света, ибо сказано: праведники воссияют, как солнце (Мф.13:43)…» (преп. Каллист Ангеликуд). Какая скукотища! Нет, мы, конечно, готовы из зрительного зала рукоплескать конечному результату, к которому пришли христианские подвижники. «Радость моя…» – как здорово! «Тысяча дней и ночей на камне в молитве...» – ух ты, надо же! «Уединился в глухом лесу со зверями…» – и без интернета? Невероятно!

Можно восторгаться чудесами от мощей, умиляться и восхищаться подвигами святых, но что толку-то? Ведь пока ты самозабвенно стоишь у шумной трассы, ты никогда не услышишь, как поет соловей. Пока ты живешь в подвале – не узнаешь, в какие краски облачается небо на закате.

Только оставив тьму помыслов и рассуждений можно приблизиться к Свету Христову. Любые наши умственные движения находятся бесконечно позади единовидного Света Благодати. Только тот, кто откажется от человеческой рассудительности, может наполниться Божественной Мудростью и Светом. Эта мудрость никогда не войдет в душу, опутанную грехом и омраченную скверными мыслями. Такой человек может быть образованным, но он никогда не будет мудрым.

Не к информационной канализации призвана приобщиться наша душа, а к Божественному огню, который входит в чистое сердце. Этот огонь сошел на апостолов, он же явился в купине Моисею, огненная колесница восхитила пророка Илью, огонь горел в сердце Клеопы, когда тот слушал Христа. Этому огню причастны ангелы и духи, им же призвана озариться и наша душа, если она хочет спастись. У тех же, кто удостоился принять в себя этот огонь, исчезают скорби и муки, обретается великая радость, мир и любовь. В этом огне спрятана наша Вечная Жизнь, Божественная Слава и Красота Царства Небесного.

https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/82235-my-bezumny-khrista-radi-il...