«МОЖЕТ ЛИ МИРЯНИН ТВОРИТЬ МОЛИТВУ ИИСУСОВУ? И МОЖЕТ, И ДОЛЖЕН!»

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил. Фото: Православие.Ru

Невозможно представить себе жизнь христианина без молитвы. Но всегда ли, произнося слова молитв, мы действительно молимся? Как правильно настроиться на молитву? Что делать, если кажется, будто «Господь тебя не слышит»? В чем действенность молитвы по соглашению? И можно ли мирянам творить Иисусову молитву? Об этом мы беседуем с владыкой Даниилом, митрополитом Архангельским и Холмогорским.

– Владыка, спасибо, что согласились ответить на вопросы портала «Православие.ру». Сегодня хотелось бы поговорить о молитве. Что такое молитва?

– Мне очень нравятся слова преподобного Серафима Саровского – слова святых отцов, которые он особенным образом явил. Преподобный Серафим говорил: молитва – царица добродетели. Любая добродетель нам приносит благодать, но больше всего благодати нам приносит молитва.

Жизнь христианина заключается в его молитве. В древности, когда монахи встречались, они, в отличие от нас, не говорили друг другу: «Здравствуйте. Как себя чувствуете? Как здоровье?» Они всегда спрашивали: «Как, идет молитва? Есть ли молитва?» Если есть молитва, значит, есть жизнь в человеке, значит, Дух Святой живет в тебе.

Мы отличаемся от святых. Чем? А вот как раз этим. Дух Святой в них жил. Они молились: «Прииди и вселися в ны» – и Он вселялся и жил в них. А к нам Он приходит, а мы Его изгоняем. Он придет, чуть побудет, и мы Его снова теряем.

Самое опасное – это состояние нечувствия, когда человек не понимает, с Богом он или без Бога

Самое, наверное, опасное в наше время – это состояние нечувствия, когда человек не понимает, не чувствует, с Богом он или без Бога в этот момент. Кто в его сердце обитает? Господь или же другая сущность, противоположная? Мне нравятся слова святого Иоанна Кронштадтского из его «Дневника» – наверное, потому, что я живу на земле батюшки отца Иоанна, а наша земля пропитана его молитвами. Отец Иоанн пишет, что если ты стоишь у Престола Божия или просто молишься и в твоем сердце нет глубокого покаяния, то в твоем сердце – диавол. Значит, сокрушая свое сердце, проси у Бога помощи. Если возможно, сделай земные поклоны, чтобы сердце было сокрушенно и смиренно. Тогда Бог поможет тебе.

– Да, после молитвы чувствуешь мир в душе, успокоение, а потом, по прошествии какого-то времени, это уходит… А бывает и так: молишься, и у тебя возникает ощущение, что Господь тебя не слышит. Как это понять? И возможно ли понять мирянину, слышит его Бог или нет?

– Бог нас всегда слышит.

У святителя Игнатия (Брянчанинова) есть такой образ: бывает день, когда на небе и облака, и солнышко светит; бывает день, когда облака, а солнышка нет, но все-таки еще светло, а бывает такая погода: дождь, небо свинцовое, солнца словно вообще и нет и никогда не будет, но это нужно претерпеть. Отец Никон (Воробьев), замечательный подвижник благочестия, святой человек, подобный пример приводит. Когда наступает осень, слякоть, мы же не унываем, мы знаем, что всё это пройдет и наступит хорошая морозная погода, а потом и лето придет. Так и здесь: нужно просто претерпевать. Самое главное – держать удар, не смущаться и не опускать рук. Отцы Церкви об этом пишут. Становишься, бывает, на молитву и очень сильная рассеянность, и хочется оставить молиться: не готово сердце, внутренне не настроен… Думаешь: отложу чтение акафиста до следующего раза. А нельзя откладывать, нужно всегда исполнять свое правило и компенсировать рассеянность исповеданием своей немощи пред Богом: «Господи, прости меня, я такой. Мое сердце молчит и мысли забиты».

Я вспоминаю, как мы приехали на Сахалин 15 лет назад. Принялись за ремонт, сняли батареи, и, когда их разрезали, увидели, что труба полностью забита накипью, только маленькое отверстие осталось. И я тогда подумал: «Надо же! Вот так и сердце наше забито». Сердце забито всякой ерундой, грехами, и благодать Божия просто не может войти туда. Как не может пройти через такую батарею горячая вода и обогреть помещение, так же невозможно согреться, когда сердце забито всякой ерундой. Но батарею не вычистишь, ее только меняют, а сердце возможно вычистить, и самое сильное средство – это наше покаяние, вопль к Богу. Это обращение, констатация: «Господи, Ты видишь! Помоги мне, Господи». Тогда Господь будет помогать.

– Владыка, Вы сказали про рассеянность. А как достичь внимания в молитве?

– Молитва требует настроя. Я всегда привожу пример с вождением автомобиля. Есть у меня помощник, умненький, замечательный, но машину не водит. Я спросил как-то: «Что же ты не водишь автомобиль?» Он говорит: «Мне жена не разрешает». Я не понял, промолчал. Через какое-то время встретился с его супругой и задал ей этот вопрос. «Владыка, – отвечает она, – если бы вы знали, какой он рассеянный! Он или сам врежется в кого-нибудь, или в него кто-нибудь врежется. Это нам дорого обойдется». Я тогда говорю: «Ты вторая половина, вот тебе благословение: сдавай на права. Я тебе помогу и финансово… Выберем какую-нибудь простенькую машиночку, ты будешь ездить». Она сейчас машину водит, его возит. Когда мы садимся за руль, первое – это внимание, то есть пристегнул себя ремнем – и всё отставил в сторону; главное для тебя сейчас то, что ты будешь делать. Вот начинаешь движение, смотришь по сторонам… Процесс пошел.

Но процесс молитвы еще сложнее. Перед молитвой нужна подготовка. Не так, что Молитвенник открыл и давай… «Так, быстренько, за 15 минут мне нужно прочитать вечерние молитвы…» Так часто делают, но это неправильно. Нужно читать молитвы, не втискивая их в рамки времени. Пускай ты прочитаешь не полностью эти молитвы, но постарайся максимально не спешить. Должна быть золотая середина, как пишут святители Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник…

И благодарственная молитва должна быть растворена покаянием

Святитель Игнатий говорит: есть три составляющие молитвы – это внимание (вот как за рулем), благоговение – то есть надо понимать, перед Кем ты стоишь, кто ты и кто Бог, – и покаяние. Вся наша молитва должна быть растворена этим покаянием. Даже благодарственная, славословная молитва имеет покаянную основу. Иисусова молитва – это, как пишет игумен Никон (Воробьев), молитва мытаря, которую отцы переработали и сделали из нее Иисусову молитву.

– Преподобный Исаак Сирин говорит: «Ничего не проси у Бога, если веришь Ему». Как эти слова понимать?

– Это совершенство – не просить Бога. Мы всегда должны просить, но просьба должна быть такая: «Господи, на всё воля Твоя». По-настоящему это, конечно, не просьба. Это некое напоминание. Это возможность замолвить слово, но так, чтобы не было некоей дерзости. Дерзновение и дерзость – похожие слова, а сущность разная. Конечно, идеально – это полное предание себя в руки Божии. Господь знает, что нам полезнее. Но мы же несовершенные, поэтому и обозначаем… Это не столько просьбы, сколько обозначение своих желаний, своих проблем. Бывает же так, что встречаемся с человеком, понимаем, что ничего от него не зависит, что он не поможет нам в каком-то нашем вопросе, но мы изливаем перед ним свою душу, свое сердце. Вот так же пред Богом.

А самая высокая молитва – это молитва покаянная. Мне очень нравятся слова святителя Иоанна Златоуста; он пишет, что самое высокое – это благодарение пред Богом. Но больше всего благодарит Бога тот, кто кается в своих грехах. Человек осознает и чувствует, что Бог его прощает, и у него вопль благодарности.

Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил
Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил

«Господи, как хорошо не болеть! Господи, как тебя благодарить?!» А когда был здоров, что же ты Его не благодарил?

Часто мы живем с неправильными установками. Мы молимся, ходим в храм, что-то пытаемся делать, исполнять заповеди с тем, чтобы всё было хорошо в жизни. Это некий обман, некий Ветхий Завет в Новом Завете. И преподобный Исаак Сирин пишет, что на самом деле всё совсем не так. Господь даже Своим угодникам, Своим святым дает почувствовать и падение, и восстание, и скорбь, и радость, и болезнь, и здоровье – потому что человек, почувствовав этот контраст, благодарит Бога за милость. Не болел – тут раз, температура подскочила, грипп свалил, кашель. Потом всё это проходит. Господи, как хорошо жить без температуры, без кашля! Господи, как тебя благодарить?! А перед этим что же ты Его не благодарил? Сам по себе? Неделю назад, две недели назад, месяц назад? Не было такой глубокой сердечной благодарности! И Господь дает нам скорби, чтобы как пишет преподобный Исаак Сирин, «мы не подумали, что это (то есть состояние благости) естественное состояние, которое во многом зависит от меня».

Мир, тишина помыслов должны быть. А нас просто сбивает шквал помыслов. Как ветер. Я вспоминаю, какой ветер был на Сахалине… В храме только послужили, только покадили, проходит несколько минут, и запаха ладана не остается. Стены не успевали его впитать, всё выветривалось. То же и с молитвенным состоянием. Бывает, что у тебя всё выносится. Вроде начал «Отче наш», пока дошел до «избави нас от лукаваго», уже не помнишь, с чего ты начал. Бывает такое. И всё равно нужно себя заставлять, укорять. Хорошо святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет о том, что такое самоукорение. Часто мы не можем выдать формулу той или иной добродетели, а он вот пишет: «Самоукорение – это есть вид смирения, без которого нам невозможно спастись». Компенсировать всё самоукорением.

– Владыка, Вы вспомнили слова святителя Игнатия (Брянчанинова). Хотелось бы привести и другое его высказывание: «Тот, кто хочет научиться молиться, должен простить всех». Как бы Вы прокомментировали это утверждение?

– Тут речь об условиях молитвы. Слова святителя Игнатия очень любит цитировать отец Никон (Воробьев). Сильная рассеянность – результат осуждения. Или, может быть, тщеславится человек, или же начинает злостно осуждать. Бывает спонтанное осуждение, которое проскакивает через наше сознание, через наше сердце или же приносится другим человеком, а мы – соучастники этого преступления: «Ты знаешь, вот то-то и то-то…» – «Да что же он творит?!» Ты уже осудил человека. А бывает еще хуже, когда ты постоянно осуждаешь и твое сердце наполнено негативом. Конечно, тогда благодать Божия отступает от тебя.

За свое недолгое миссионерское служение я понял: надо, чтобы человек не сознанием, а сердцем постиг истину. Можно говорить замечательные проповеди, можно с человеком беседовать и приводить сногсшибательные аргументы, и он будет соглашаться с тобой на уровне сознания, но сердце его не дает положительных импульсов, и этот человек в храм всё равно не придет; а бывает, когда говоришь, и информация прямо в сердце человека идет. И слышишь от него: «Знаете, у меня какая-то радость появляется. Мне хорошо с вами». Понимаешь, что ты в состоянии правильного духа находишься. Духа покаянного, не на себя уповаешь, не на свою аргументацию. «Господи, если Ты расположишь его сердце, то Он придет к Тебе. Господи, помоги через мою немощь». Начинаешь так Бога просить, умалять себя, тогда результат появляется. Вот это любой добродетели мы говорим в молитве, в самоуничижении, в служении.

Народ очень чувствует состояние предстоятеля, будь то священник или епископ. Когда ты стоишь у Престола Божия и с каждой минутой приближаешься к самому главному – к причащению Христовых таин, в этот момент ты должен не умом, а сердцем почувствовать свое несоответствие, свою неготовность. Ты не готов, это милость Божия, дар, но дар дается при одном условии: если ты себя глубоко смиришь. «Бог гордым противится, смиренным дает благодать».

Помните случай, как к праведному Иоанну Кронштадтскому пришли причащаться два молодых человека? Они исповедовались, чтобы утром причаститься, и после вечерней службы пошли в разные места на ночлег. Утром встретились. Один говорит: «Я так хорошо отдохнул и подготовился, всё правило прочитал, комната хорошая, люди хорошие, пирогами накормили…» Другой: «А я не буду сегодня причащаться. Я ночевал в одной комнате с больным человеком. У него горячка была, и я всю ночь платками, намоченными водой, ему лицо и голову обтирал, ухаживал за ним… Я не успел прочитать правило». И вот отец Иоанн выходит с Чашей. Тот, кто хорошо отдохнул, подходит, а отец Иоанн и говорит ему: «Молодой человек, вы не готовы, отойдите в сторону». – «Батюшка, я всё правило прочитал». – «Вы не готовы. А вы, молодой человек, идите сюда. Причащайтесь». – «Батюшка, я ничего не успел прочитать». – «Идите причащаться».

«От скверных устен, от мерзкаго сердца, от нечистаго языка, от души осквернены…» Это же нужно всё почувствовать сердцем. Не умом, а сердцем!

Часто мы забываем, что цель молитв ко Святому Причащению, цель Канона покаянного – только одна: привести наше сердце в правильное состояние. Как молитва святого Симеона Нового Богослова начинается? «От скверных устен, от мерзкаго сердца, от нечистаго языка, от души осквернены…» Это же нужно всё почувствовать сердцем. Не умом, а сердцем! Если святые себя чувствовали так пред Богом, то я-то должен быть еще ниже их, еще смиреннее их. Тогда Господь идет тебе навстречу. Так же и в молитве. Добиться этого состояния, максимально привести себя в это правильное состояние духа.

– В последнее время широкое распространение получила молитва по соглашению. В чем ее сила?

– «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 20). Это единство. Я замечаю, есть приходы, где священнослужители готовят прихожан к молитве друг за друга. У них связи sms-ками. Кто-то из их общины заболел, они тут же друг другу посылают сообщения и начинают читать Псалтирь. Как наши древние христиане всегда читали Псалтирь. А кто не может – допустим, человек в дороге, – тот читает Иисусову молитву или своими словами молится. Вот такое единство. И Господь дает результат. Что-то случается, кто-то заболел, я сразу в монастыри посылаю sms-ки или звоню своему секретарю, все начинают активизироваться: «Этому человеку нужна помощь». И Господь всегда помогает. Это проверено даже не десятилетиями, а тысячелетиями.

– Хотелось бы задать Вам вопрос об Иисусовой молитве. Что должен помнить мирянин, который творит ее? И может ли мирянин творить Иисусову молитву?

Может ли мирянин творить Иисусову молитву? И может, и должен!

– Конечно, может и должен. Я вспоминаю слова святителя Симеона Солунского, он жил в XV веке. Он пишет, что Иисусову молитву творили все христиане. У нас какое-то отстранение произошло. «Иисусова молитва? Нет, только монахи!» Это утверждение абсолютно не соответствует опыту Церкви. А я сам с этим сталкивался. Вспоминаю свою молодость. К сожалению, у нас тогда не было столько святоотеческой литературы, как сейчас, и невозможно было общаться с опытными священнослужителями. Моя молодость – это город Воронеж. Тогда там со священнослужителями и не поговоришь, да и они мало знали. А сейчас всё богатое наследие благодаря замечательным сайтам «Православие.ру» и другим доступно. И я всегда говорю своим знакомым на их сетования, мол, «у нас нет возможности»: «А вы в интернет заходите?» – «Заходим». – «Так заходите на такие сайты, которые будут давать вам плоды Духа Святого. Заходите на сайт “Православие.ру”. Там вы всё необходимое для спасения найдете». Мы растем как зернышки. Это древо, которое не только принесло цветы, но благоухающие плоды принесло. Я вспоминаю таких замечательных батюшек, не буду их имена называть, их много…

Так вот, когда я был еще студентом, некий священнослужитель, такой мирской, увидел у меня четки (а мне подарил один батюшка четки) и спрашивает: «А зачем тебе четки?» – «Молитву творить». – «Да ты что?! Это же монашеская привилегия. Нет-нет, сними, это не нужно тебе». Я тогда пришел к другому священнику, он меня успокоил: «Ты четки просто никому не показывай, но пускай они у тебя будут».

Иисусову молитву мы творим, как афонские монахи, в сокращенном варианте: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Для новоначальных она удобна. Потому что пока ее полную прочитаешь – уже рассеешься. Есть и еще более сокращенная Иисусова молитва: «Господи, помилуй». Творишь ее в состоянии искушения или когда тебе сосредоточиться совсем невозможно. Не «Отче наш», не полную Иисусову молитву, а только «Господи, помилуй». И все те же методы, как в обычной молитве. Основа та же: внимание, благоговение, покаяние. «Помилуй мя» – и добавляем: «грешнаго». Чтобы человек чувствовал свою греховность по природе.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: мы должны чувствовать, что вся наша природа человеческая поражена болезнью. И эта болезнь страшнее, чем рак, чем СПИД. Эта болезнь называется «грех». И вся наша природа грехом пропитана. И даже все наши добродетели – это бочка, где мед с дегтем перемешан. Для того чтобы понять это, попробуйте после Литургии провести «разбор полетов»: сколько времени вы были в состоянии сосредоточения и сколько – в состоянии рассеянности. А ведь мы должны Богу полностью предстоять. Значит – это уже не ложка дегтя. Значит, в нашей молитве много больше дегтя намешано.

А главным должно быть желание покаяния и неосуждения. Неосуждения в широком плане. Стараться человека пожалеть и посочувствовать ему, когда он находится в неестественном состоянии. А неестественным состоянием мы называем состояние греха, погруженности в него. Этого «завели», и он разгневался; этот хохочет; тот еще что-то. Молись за этих людей: «Господи, помоги». Каждый из нас – это икона, образ. Но как в советские годы на иконах рисовали что-то другое или просто их закрашивали, такие и мы. Рисунок другой. Но мы знаем, что первичный рисунок совсем не тот.

– Владыка, хотелось бы, чтобы Вы обратились к нашим читателям и зрителям со словами напутствия.

– Зрителям и читателям хочу пожелать глубже читать то, что вы печатаете. Часто мы хотим сохранить быстрый темп, когда читаем что-то светское. Мы через строчку прыгаем. А здесь нужно сразу сбавлять темп. Есть очень глубокие статьи, которые я перевожу еще и на бумагу. Я люблю бумагу, потому что на бумаге можно нужное подчеркнуть, она лежит у тебя в столе, не нужно компьютер включать… Я люблю по старинке: подчеркнешь, ударение сделаешь, какое-нибудь надписание на полях, а потом возвращаешься к этому… Такое чтение уже другой эффект дает. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что святых отцов нужно один раз читать, второй раз – перечитывать, а третий – изучать. Невозможно изучить, если ты не перечитаешь. Так же и глубокие статьи на портале «Православие.ру» нужно именно глубоко читать, перечитывать, а некоторые даже изучать.

– Владыка, от лица редакции, читателей и зрителей портала «Православие.ру» благодарим Вас за увлекательную и полезную беседу.

С митрополитом Архангельским и Холмогорским Даниилом (Доровских)
беседовал Никита Филатов

http://www.pravoslavie.ru/90620.html