«МОИ ГОДА – МОЕ БОГАТСТВО». Семейная жизнь ветхозаветных патриархов. Беседа 10-я. Протоиерей Олег Стеняев

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

И мы читаем далее:

Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя (Быт. 17, 1 – 2).

Аврам был девяноста девяти лет... Возраст в Библии, как мы говорили ранее, как правило, указывается в одобрение человеку. В этой главе мы это увидим трижды (Быт. 17, 1, 24, 25).

«Спустя девять лет (т. е. после обетования о потомстве. – О.С.) патриарх получил Измаила от рабыни и думал, что в нем наконец-то исполнятся обетования. Аврам был, говорит Писание о праотце, 86 лет, когда Агарь родила Авраму Измаила (ср. Быт. 16, 16). Между тем Бог еще 13 лет испытывает терпение праведника и только тогда исполняет Свое обетование. Он хорошо знал, что, подобно золоту, которое очищается долгое время в горниле, добродетель праведника явится в искушении еще чище и светлее. Когда же, написано, Авраму стало 99 лет, Бог явился ему вновь. Для чего Он медлил столько времени? Для того, чтобы мы узнали не только терпение и великую добродетель праведника, но и беспредельное всемогущество Божие»[1].

В Аврааме мы имеем пример веры, могущей оживотворить нашу религиозную омертвелость

То есть, с одной стороны, Бог медлил с исполнением обетования о потомстве, имея целью усовершенствовать веру Аврама (отца всех верующих), с другой стороны – для того, чтобы усилить впечатление от деяния (когда от 99-летнего зачинается жизнь). И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как [много] звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском (Евр. 11, 12). И действительно, в Аврааме мы имеем пример веры, могущей оживотворить нашу религиозную омертвелость, когда по имени мы и называемся христианами, но при этом не всегда Христовы. ...Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв (Отк. 3, 1).

Хотя Аврам был не способен по плоти стать отцом в таком преклонном возрасте, по духу он оказался способным ответить согласием веры на чудесное обетование. Что означает, что если в нашей жизни и не исполняется то, о чем мы просим Бога, то это происходит не потому, что Господь не хочет нам помочь, но по причине нашего собственного неверия или сомнения в том, о чем мы просим Его. По вере вашей да будет вам (Мф. 9, 29).

С другой стороны, тот факт, что подлинная жизнь Авраама начинается в 75-летнем возрасте (ср. Быт. 12, 4), а активная ее фаза продолжается до его смерти, наступившей через сто лет (ср. Быт. 25, 7 – 8), не может не вдохновлять пожилых верующих мужчин и женщин, так как именно в пожилые годы люди начинают высказывать беспокойство по поводу наступившей старости. Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня (Пс. 70, 9), – восклицал псалмопевец Давид. И в то же время о старости Авраама говорится, как о старости доброй: И скончался Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный [жизнью], и приложился к народу своему (Быт. 25, 8). Это, возможно, вдохновляло Давида на восклицание: Боже! Ты наставлял меня от юности моей, и доныне (т. е. до преклонного возраста. – О.С.) я возвещаю чудеса Твои. И до старости, и до седины не оставь меня, Боже, доколе не возвещу силы Твоей роду сему и всем грядущим могущества Твоего (Пс. 70, 17 – 18). То есть условие наличия старости доброй – активная религиозная позиция раба Божия (или рабы Божией), и в преклонные годы возвещающих о чудесах Господних.

Условие наличия старости доброй – активная религиозная позиция

Когда я вижу, как бодро кладут поклоны в наших храмах старцы и старицы, то чувство умиления наполняет мое сердце, и я начинаю с надеждой всматриваться в грядущую собственную старость.

В христианских общинах пожилые христиане должны пользоваться особым вниманием и уважением. Пред лицем седого вставай и почитай лице старца... (Лев. 19, 32). Особое отношение к детям и молодежи зиждется на общем почитании всеми верующими (молодыми и зрелыми) пожилых людей. И никак не наоборот!

Ибо Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями. Почитающий отца очистится от грехов, и уважающий мать свою – как приобретающий сокровища. Почитающий отца будет иметь радость от детей своих и в день молитвы своей будет услышан. Уважающий отца будет долгоденствовать, и послушный Господу успокоит мать свою. Боящийся Господа почтит отца и, как владыкам, послужит родившим его (Сир. 3, 2 – 7).

Именно через особое отношение к пожилым мы помогаем и подрастающим поколениям выстраивать правильную иерархию семейных ценностей. Венец стариков – сыновья сыновей, и слава детей – родители их (Притч. 17, 6). Внуки – украшение старости дедов, а слава детей – родители их! В противном случае молодой человек, поставленный в центр семейной жизни (доминирующий в ней), вырастает конченым эгоистом и гедонистом.

В настоящее время чаще святыня веры передается и сохраняется в семьях по женской линии. Чаще – в бабках являя образцы подлинного благочестия нелицемерной веры. Приводя на память нелицемерную веру твою (т. е. ап. Тимофея. – О.С.), которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе (2 Тим. 1, 5).

Таким, образом, старость в Писании представляется временем отдохновения и умиротворения. Когда страсти молодости сходят на нет, и человек обретает нравственную и моральную устойчивость в ожидании грядущей Вечности.

И даже немощи и страдания (болезни), свойственные этому периоду, способствуют возвышению духа, ибо страдающий плотию перестает грешить (1Пет. 4, 1).

Я Бог Всемогущий, – здесь в оригинале стоит имя Эль Шаддай, которое в христианской традиции распознается как Вседержитель (Пантократор) и означает Того, Кто управляет и бесконечно огромными, и бесконечно малыми величинами, приводя все созданное в равновесие. Этимология этого имени до конца не ясна, но иногда оно понимается как указание на личные отношения Создателя с Его творениями. Например: «мой Бог», «твой Бог».

И все же чаще Эль Шаддай переводится как «превознесенный в силе». Что не исключает указания на личные отношения Творца со всем Его творением. По этому поводу существует притча: «Если по черной-черной скале черной-черной ночью ползет черный-черный муравей, Господь знает, откуда, куда и зачем он ползет».

Следующий за этим призыв: «ходи предо Мною» – прямо проистекает из осознания Божественного могущества Вседержителя. Когда Создатель как бы говорит: Я Тот, у Которого достаточно (дай) милости для всего сотворенного Мною. Следовательно, призыв: и будь непорочен (т. е. целен. – О.С.) призывает человека жить в согласии с творческим замыслом Творца, создавшего человека по образу Своему, по образу Божию (Быт. 1, 27).

С другой стороны, призыв «ходи предо Мною» указывает и на осознание того необходимого факта, что все мы живем в присутствии Бога. И в этом смысле праведники – это те, кто, восприняв этот факт, как данность, живут, имея ее «краеугольным камнем», точкой отсчета. Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь (Пс. 15, 8).

И далее мы читаем:

И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал: Я – вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом (Быт. 17, 3 – 8).

«Отцом множества народов» – изменение (расширение) имени человека указывает на новые духовные качества, которые обнаружились в нем. В случае с Авраамом – он теперь способен не только создать собственную семью, но и стать духовным родоначальником (патриархом) всех верующих в Единого Бога.

Причем то, как эта фраза читается в оригинале (ав хамон гоийм), не оставляет сомнения, что речь идет именно о многих нееврейских народах (гоийм)[2], а не о разных коленах дома Израилева. Эти множества народов обретут статус народа Божия по благодати во Христе и со Христом! Некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы (1Пет. 2, 10).

И произведу от тебя народы (т. е. многие народы. – О.С.), и цари (т. е. разные династии. – О.С.) произойдут от тебя. Учитывая историческую малочисленность еврейского народа, необходимо рассмотреть аллегорическое истолкование данного обетования.

«От Авраама происходят народы, то есть вера его передается народам и царям века, которые уверовали и покорились Господу Иисусу, Которому сказано: цари принесут Тебе дары (Пс. 67, 30). И это вполне справедливо, потому что из рода Авраама (т. е. по вере. – О.С.) не только будут цари по достоинству, но также такие цари, которые не будут служить греху, и зло не победит их, потому что смерть (т. е. вечная смерть, «смерть вторая». – О.С.) не будет иметь над ними власти[3]... Образ Авраама, очевидно, обозначает тайну Церкви, которая, благодаря наследию веры, обладает всем миром»[4].

И далее:

И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы [должны] соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, [ибо] он нарушил завет Мой (Быт. 17, 9 – 14).

Чтобы понять значение завета обрезания для христиан, надо обратить внимание на два следующих библейских стиха:

  1. В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых (Кол. 2, 11 –12);
  2. Если же поселится у тебя пришлец и захочет совершить Пасху Господу, то обрежь у него всех мужеского пола, и тогда пусть он приступит к совершению ее и будет как природный житель земли; а никакой необрезанный не должен есть ее (Исх. 12, 48).

В первом случае (Кол. 2, 11 – 12) мы видим, что обрезание (эта печать праведности – Рим. 4, 11) прообразовывало собой Таинство христианского Крещения. Во втором случае (Исх. 12, 48) мы видим важный прецедент, позволяющий нам причащать крещеных младенцев[5]ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас (1Кор. 5, 7). Следовательно, предостережение: который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего – косвенно указывает на необходимость крещения в деле личного спасения.

Святитель Василий Великий в Побудительной гомилии к принятию святого крещения писал:

«К жизни призываем тебя, человек: почему уклоняешься от призвания? Призываем к приобщению благ: зачем проходишь мимо дара? Царство Небесное отверсто; Призывающий не лжив; путь удобен, не нужно ни времени, ни расходов, ни хлопот. Что медлишь? Зачем отступаешь назад?.. Иудей не отлагает обрезания по причине угрозы, что всякая душа, которая не обрежется в день восьмой, истребится... из народа своего. А ты откладываешь обрезание нерукотворенное в совлечении плоти, совершаемое в крещении (Кол. 2, 11), слышав от Самого Господа: истинно, истинно говорю вам, если кто не родится от воды и Духа, не войдет в Царствие Божие (Ин. 3, 5). Там боль и язва, а здесь орошение души и врачевство для язвы сердечной»[6].

И все же ветхозаветное обрезание сообщало только часть освящения (очищения), и более – для тела, нежели для души, различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления (т. е. до Пришествия Христова. – О.С.) (Евр. 9, 10). В Новом Завете, напротив, мы обнаруживаем призыв: Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием (2 Кор. 7, 1).Об этом предвозвещали еще ветхозаветные пророки: Итак обрежьте крайнюю плоть сердца вашего и не будьте впредь жестоковыйны (Втор. 10, 16).

«Потому обрезание части прекратилось, когда воссияло обрезание вселенной (т. е. человеческой души. – О.С.). Ведь уже не отчасти, но весь человек спасается и телом, и душой, ибо написано: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24). Это есть совершенное обрезание, потому что через жертву тела добывается душа, о которой Сам Господь сказал: кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее (Мф. 16, 25)»[7].

И далее мы читаем:

И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее (Быт. 17, 15 – 16).

Духовный рост одного из супругов неизбежно оборачивается духовным ростом и для другого супруга. Тем более если между ними обнаруживается духовное единство и согласие, как в случае Авраама и Сарры. Но даже если один из них не пребывает в духовном согласии с другим, то освящающая благодать одного сообщается другому и способна и его привести в веру[8]Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы (1Кор. 7, 14).

«Да будут муж и жена одной плотью, подобно вину и воде[9]. И как верующий муж передает жене-язычнице освящение, или наоборот, верующая жена – неверующему мужу, так неверующий передает осквернение верующей жене или неверующая жена – верующему мужу... Поэтому человеку хорошо до брака тщательно поразмыслить не только об этом, но и о будущем и, все взвесив, или не жениться [вовсе], или жениться в Господе»[10].

И далее:

И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит? И сказал Авраам Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим (Быт. 17, 17 –18).

Это не был смех, рожденный от неверия или сомнения. Это был смех радости о том, что он уже имеет Измаила, и нежелания более утруждать Господа[11]. То есть горизонты божественных благословений непроницаемы до конца даже для Его пророков. Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор. 2, 9).

И далее мы читаем:

Бог же сказал: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным [и] потомству его после него (Быт. 17, 19).

Само имя «Исаак» означает радость в будущем времени: «возрадуются». То есть, как прямой предок Христа (по плоти), Исаак приближал Пришествие Христово.

«Исаак первый, кто получает имя по повелению Божию, будучи назван по пророчеству смехом, который благословляется после плача. И всякого, кто получает обетование (т. е. после долгого ожидания. – О.С.), прекрасно можно назвать Исааком»[12].

И действительно, если бы мы сразу получали то, что просим у Бога, то, возможно, мы не дорожили бы этим (Иоанн Златоуст). Дети, рожденные от пожилых родителей, с одной стороны, не наследуют от них страстность молодости (Блаженный Феофилакт), а с другой стороны – более благословенны, ибо являются плодом длительных и усиленных молитв в течение десятилетий.

И далее:

И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ. Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра в сие самое время на другой год (Быт. 17, 20 – 21).

И Бог перестал говорить с Авраамом и восшел от него (Быт. 17, 22).

И взял Авраам Измаила, сына своего, и всех рожденных в доме своем и всех купленных за серебро свое, весь мужеский пол людей дома Авраамова; и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог. Авраам был девяноста девяти лет, когда была обрезана крайняя плоть его. А Измаил, сын его, был тринадцати лет, когда была обрезана крайняя плоть его. В тот же самый день обрезаны были Авраам и Измаил, сын его (Быт. 17, 23 – 26).

«Авраам был девяноста девяти лет, когда была обрезана крайняя плоть его. – Не думай, что Писание без цели обозначает нам число лет: это для того, чтобы ты и из этого познал великое послушание праведника, который, будучи уже в крайней старости, терпеливо перенес боль обрезания ради заповеди Божией. Для того-то в Писании и сделано счисление лет»[13].

Какой бы то ни было возраст не может являться препятствием для духовного роста

Измаил, сын его, был тринадцати лет, когда была обрезана крайняя плоть его. Отталкиваясь от вышесказанного Златоустом, мы заключаем, что и возраст Измаила упоминается в похвалу мальчику, который, видя «странные» действия отца, не смутился и не сбежал, а встал, как говорят, «в общую очередь» и прошел обрезание, вступив в завет с Богом. Таким образом, уточнение: В тот же самый день обрезаны были Авраам и Измаил, сын его, – указывает на единодушие отца с сыном, когда подросток стремится во всем подражать своему отцу.

То есть какой бы то ни было возраст не может являться препятствием для усердия в послушании и духовного роста. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное (Мф. 19, 14).

«Ведь дети не знают порочности, не умеют воздавать злом за зло, поступать несправедливо; не знают вожделений, супружеских измен и грабежа; верят тому, что слышат; любят всем сердцем своих родителей. Вот потому, возлюбленные, Господь и учит нас тому, что такими, какими они (т. е. дети. – О.С.) являются даром их естества, мы должны стать из страха Божьего, через праведность жизни и любовь к Царству Небесному. Пока мы не станем чужды ко всякому греху, словно малые дети, мы не сможем прийти к Спасителю»[14].

Конечно, в те времена 13-летний подросток воспринимался вполне самостоятельным человеком. И тринадцатилетний Измаил – скорее юноша, чем ребенок. Однако любой возраст является благословением для каждого человека и великой ценностью в глазах Бога! Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого (1Ин. 2, 12 –14).

Каждый возраст в жизни человека по-своему неоценим и составляет богатство нашего личностного бытия, возрастающего от чрева матери перед очами Господа Бога: Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было (Пс. 138, 16).

[1] См.: Иоанн Златоуст, свт. Гомилии на Книгу Бытия.
 
[2] Последнее слово – гоийм – почти никогда не используется в Ветхом Завете по отношению к самим евреям, за редкими исключениями.
 
[3] Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет (Откр. 20,6)
 
[4] См.: Амвросий Медиоланский. Об Аврааме.
 
[5] Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец]()
 
[6] См.: Василий Великий, свт. Беседа 13. Побудительная к принятию святого Крещения.
 
[7] См.: Амвросий Медиоланский. Об Аврааме.
 
[8] «Говорит это (т. е. Павел. – О.С.), поскольку еще могут уверовать те (т. е. члены семьи. – О.С.), кто не ненавидит (т. е. пока. – О.С.) имя Христа» (Амвросиаст. На Послания к Коринфянам).
 
[9] Имеется в виду обычай смешивания воды и вина для употребления во время евхаристии.
 
[10] См.: Ориген. Фрагменты.
 
[11] «Авраам рассмеялся не потому, что усомнился; сказав же: хотя бы Измаил был жив, обнаружил только любовь свою к Измаилу. Двадцать пять лет Бог оставлял его в надежде иметь потомство, и Авраам, при всех бывших ему откровениях, свидетельствовал веру свою. Сколько было у него борьбы с неплодием, столько же показывал он и торжество веры. Но когда к неплодству присоединилась старость, тогда Авраам рассмеялся в мысли своей, то есть удивился, что Бог сотворит это с ними. Посему-то и говорит ему Бог: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына. Не искушая тебя, говорю это, но чтобы ты верил тому, чего не исполняю» (Ефрем Сирин. Толкование на Книгу Бытия).
 
[12] Катены на Книгу Бытия.
 
[13] См.: Иоанн Златоуст. Гомилии на Книгу Бытия.
 
[14] См.: Епифаний Латинский. Толкование на Евангелия.

http://www.pravoslavie.ru/105441.html