«Миссия России — сохранять то хорошее, что есть в мире»
Епископ Можайский Иосиф (Королёв) ответил на вопросы журнала «Эксперт»
Фото: Александр Рюмин/ТАСС
Наместник Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, епископ Можайский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси ответил на вопросы «Эксперта». Публикуем наиболее интересные моменты интервью.
На вопрос почему у России не получилось ни стать частью европейского государственного и культурного ансамбля, ни стать своей для стран азиатского региона, Владыка Иосиф ответил следующее: «Россия — самобытная страна, она не должна сливаться с Европой, у которой свои представления о ценностях и идеалах, и также не должна становиться частью Азии, у которой своей вектор развития. Об этом говорили многие русские мыслители и писатели, сходясь во мнении, что у России особый путь и наша страна не должна кому-то подражать. Особенно в нынешней ситуации, когда западный мир рушится. Он разлагается прежде всего внутренне и, как следствие, внешне. Думаю, его кончина не за горами. И слава Богу, что мы сопротивляемся, хотя нас пытаются туда затянуть. Сейчас нравственная деградация Запада и категорическое неприятие русскими людьми навязываемых либеральных ценностей становится особенно очевидными. Надеюсь, появятся и рычаги защиты русского народа от этих разрушающих воздействий.
Что касается той части вопроса, где вы спрашиваете об интеграции с Азией, то, думаю, Россия никогда не стремилась к этому. Азиатские страны всегда имели самобытную культуру, менталитет, религию. Поэтому мы можем по каким-то вопросам сотрудничать, но существовать должны автономно».
По поводу того, какие события и исторические личности определили логику российской истории в наибольшей степени архиерей отметил, что прежде всего — это Крещение Руси: «Святой князь Владимир заложил вектор нашей цивилизации — христианство, приняв которое от Византийской империи мы наследовали не только религию, но и культуру.
Если говорить о других главных вехах нашей истории, то необходимо назвать Куликовскую битву — начало освобождения от ордынского ига. Следует также отметить правление Ивана Третьего, при котором произошел значительный рост русского государства. Это великий деятель, недаром в Калуге ему был поставлен первый памятник. Иван Четвертый — неоднозначная личность, но тем не менее мы не можем не упомянуть об укреплении русского государства во время его правления. Хотя некоторые историки считают, что кризис Смутного времени произошел из-за его неудачной политики».
«И раз уж мы упомянули Смутное время, — продолжил он, — то выход из него можно назвать переломным моментом для России, когда страна стояла фактически на грани исчезновения. Но единение русского народа, сила его воли, вера в заступничество Божией Матери и святых помогла Руси свергнуть иго иноземных захватчиков и укрепиться как государство. Поэтому начало правления династии Романовых — важнейшая точка отсчета следующего этапа развития нашей страны.
Важно отметить Петра Великого, 350-летие со дня рождения которого сейчас празднуется. Он ориентировался на Запад, при этом часто в ущерб русской культуре и вековым традициям. Особенно пострадала при нем Церковь, лишившаяся Патриарха и ставшая частью государственной системы. Но в то же время неоценимы заслуги Петра как государя-реформатора для России, предопределившие ее имперское величие и славу».
Далее Владыка выделил девятнадцатый век: «Победа русского народа в Отечественной войне 1812 года. Это время схоже с нашим временем, вспомним, как дворянское сословие преклонялось перед Европой и Наполеоном и в салонах говорили на французском языке. И тут для них наступил такой же момент культурного шока, как сейчас для некоторых представителей нашей либеральной интеллигенции, потому что на Россию напали их европейские кумиры — французские войска. До этого патриоты были не в чести, над ними посмеивались. Стоит ли говорить, что после войны 1812 года патриотизм вошел в моду. Все перевернулось, и эта встряска оказалась очень полезна для России, избавив элиты от раболепного поклонения Западу (во Франции, кстати, уже прошла революция). Русские люди сплотились в борьбе против единого внешнего врага, был дан толчок дальнейшему положительному идеологическому вектору русского государства, определившему весь девятнадцатый век. Патриотическое возрождение изменило путь России, потому что император Александр Первый склонялся к религиозным течениям, далеким от православия, а эта встряска помогла России отрезвиться.
В этот период Россия увеличивает территорию до максимальных пределов в своей истории, в то же время огромными темпами растет население, развивается промышленность, экономика».
Двадцатый век, по мнению епископа Иосифа — это череда несчастий. Он выделил переворот 1917 года, крушение Российской империи, геноцид русского народа. «Это, что создавалось веками, разрушено. Большевики стремились перечеркнуть славные страницы нашей истории и вытравить память о них. У власти оказались люди, засланные из-за границы, большею частью русофобы, о чем они без стеснения говорили в своих произведениях и письмах. И количество людей, принесенных в жертву ради победы мировой революции, их не волновало».
Также Владыка обратил внимание на то, что «в этом году будет отмечаться трагический юбилей — столетие создания Советского Союза. Российское государство, имевшее тысячелетнюю историю, перестало именоваться Россией в 1922 году. Ленин, возложивший надежды на мировую революцию, осуществил проект создания союза республик с правом выхода из страны (притом что большинство руководителей его партии были против). Именно тогда и была заложена мина замедленного действия под государство, которая и взорвалась в 1991 году. И то, что сейчас происходит, — прямое следствие содеянного большевиками, как Владимир Владимирович Путин и сказал в своей важной речи 21 февраля».
«Именно тогда, — подчеркнул епископ, — Россия перестала существовать юридически. Но фактически она, конечно, продолжала жить, пройдя через многомиллионные жертвы Гражданской войны, красного террора и сталинских репрессий.
Во время Великой Отечественной мы понесли огромные жертвы, в том числе из-за недостаточной подготовленности к войне. Конечно, историки могут спорить, но такие потери не были неизбежными. До сих пор все это сказывается на демографии страны.
Согласно подсчетам Менделеева, в России к концу двадцатого века должно было быть более полумиллиарда населения. А демографический фактор важнейший, никуда от этого не денешься.
Еще одно крушение произошло в 1991 году: государство в прежних границах распалось».
Владыка обратил внимание на то, что не все вехи положительные: «Тем более что с 1991 года мы оказались в каком-то нравственном рабстве и преклонении перед Западом, они же этим пользовались и разлагали нас. Очевидно, что происходит вымирание русского народа, а корень скрыт именно в поврежденной нравственности и в том, что совсем другие ценности пропагандировали все эти годы нашей молодежи: потребительство, гедонизм, разврат.
И поэтому ценность создания семьи сейчас должна встать на первое место, иначе русский народ просто вымрет. И без православия, без Церкви здесь никак! Когда Президент поздравляет многодетных, мы видим, что все они в основном верующие люди, на которых держится Россия сейчас.
К сожалению, очень мало делается для защиты нравственности. То, что дали волю блогерам, которые разрушают мораль и пропагандируют наркотики, — это очень плохо, конечно. Это хуже ядерной бомбы, то, что они натворили с нашими детьми».
Отвечая на вопрос о ключевых событиях истории двадцатого века Владыка обратил внимание на то, что в истории двадцатого века нужно провести грань: «говорят, что индустриализация — это большая заслуга Сталина, но на самом деле нам пришлось догонять, будучи отброшенными назад гибелью империи, а это нас отбросило лет на пятьдесят назад. И в то же время лагерную экономику важно упомянуть, то, что на костях бедных наших дедушек все это строилось… Сколько их там похоронили, на Беломорканале и в других местах...
Разворот произошел незадолго до 1941 года, когда Сталин уже понял, что нельзя забывать русскую историю, когда появился фильм Эйзенштейна про Александра Невского, а после учредили ордена и награды в честь наших исторических героев. Патриотизм, воодушевление — все это важные рычаги народного самосознания».
«Раз коснулись темы позднего Советского Союза и его существования во второй половине двадцатого века, можно отметить некоторые хорошие вещи: нравственность, работу с детьми, патриотизм — все то, что потом было разрушено. Это нужно заимствовать и ценить, не отрекаясь, — отметил епископ.
Епископу Иосифу был задан вопрос, касающийся церковной истории — согласен ли он с тем, что 1991 год принес и хорошие плоды для Церкви? Владыка ответил, что «Церковь, впервые после петровских времен, получила свободу, впрочем, как и другие вероисповедания и даже секты. В синодальное время Церковь являлась государственным ведомством, которое подчинялось обер-прокурору, а в советское время Церковь была под сильным давлением, и только в девяностые она получила независимость. Говорят, мол, Патриарх и Церковь полностью подчиняются государству и действуют в государственном русле, но на самом деле это не так. Церковь не боится говорить то, что думает, иногда даже выступая против каких-то официальных государственных положений. Например, Святейший Патриарх постоянно заявляет что аборты необходимо вывести из медицинского страхования и мы не должны оплачивать своими налогами уничтожение собственной нации. Церковь не молчит о том, что противоречит Закону Божьему и заявляет об этом громко и настойчиво. Хотя я знаю, что не всем прямота церкви нравится во власти».
По мнению архиерея сильная фиксация на прошлом не мешает, а помогает. Надо досконально изучать прошлое, учиться на исторических ошибках и заимствовать положительные примеры. «К сожалению, у нас отбита память, — отметил Владыка, — когда спрашиваешь молодых людей о генеалогическом древе их семьи, то могут назвать дедушку или прадедушку, и всё. Русский народ хранит в памяти очень мало сведений о своих предках. А если бы знали, кем предки были в Российской империи, крестьянами или дворянами, как они строили русское государство, как, быть может, пострадали при репрессиях, у нас бы изменилось мышление у людей».
Корреспондент «Эксперта» поинтересовался у Владыки Иосифа — есть ли у России миссия, и какова она? «Историческая миссия России, — сказал Валдыка, — это, конечно, сохранение православия. Церковь и вера были на первом месте у государства, по крайней мере до эпохи Петра. Мы и замкнуты были по причине страха разложения с Запада. Берегли свою веру и поэтому были в какой-то такой изоляции — в хорошем смысле слова, я считаю, хотя где-то технически отставали, может быть».
Архиерей отметил, что есть еще одна миссия — «внешняя защита рубежей и защита других православных наций, сохранение их прав. Вспомним освободительную Балканскую войну 1877–1878 годов, когда мы за братьев-славян положили множество жизней. Другой вопрос, как потом нам эти братья ответили. Предупреждал Достоевский, что мы их освободим, но они потом не оценят этого. Тем не менее мы это сделали, и православные страны сейчас есть, а так их бы и не было, была бы Османская империя.
Грузию взяли под свой протекторат — защитили от полного истребления Персией, хотя тоже знаете, чем они нам ответили».
Владыка подчеркнул, что «миссия современной России в условиях того, что происходит на Западе, а это явное беснование, — сохранить нравственные ценности. Слишком агрессивно с той стороны идет пропаганда, и дети сильно попадают в эти сети, а это очень большой удар по нашему будущему. На Западе здравомыслящие люди видят в России спасение и переезжают сюда, когда на Западе уже невозможно становится воспитывать детей, когда их чуть ли не принуждают менять пол и тому подобное. Я знаю семьи из Голландии, из Америки, которые переехали в нашу страну в поисках здравого смысла».
По поводу популярной сегодня тезиса, что Россия никогда не нападала, а только защищалась, епископ сказал, что главная полемика заключена в интерпретации фактов вторжения: «За что шла борьба? Вспомним в качестве примера походы Иоанна Грозного. Было ли нападением присоединение Казанского ханства и Астраханского? Или это был неизбежный шаг?
Вспомним, как набеги разрушали русскую землю. Крымское ханство — сколько оно зла причинило, сколько людей было угнано за много веков! Доходили прямо до Москвы и всех в полон уводили. Это было очень страшное время. Невозможно без слез читать летописи… То, как крымчаки в шестнадцатом веке пришли в тульские и калужские земли и всех крестьян с детьми в рабство увели. Так что когда Екатерина взяла Крым, это была неизбежность. Просто мы глубоко не понимаем… надо было быть там, чтобы понять важность такой политики. Или раздел Польши — сколько она против нас воевала! Порой вопрос стоял так: или мы дальше живем в русском государстве, или нет. Так что это были действия в ответ на угрозы и нейтрализация угроз.
И дальше тот известный факт, что русские вели себя не как колонизаторы, которые все выкачивали из колоний, а наоборот, свое отдавали — как в материальном, так и в культурном отношении. Это известные факты, с которыми сложно поспорить.
Веротерпимость всегда была, насильно никого не перекрещивали. Например, в дореволюционной российской армии кроме православного священника полки сопровождал и мулла».
На впорос, какой должна стать Россия будущего, чтобы в ней захотели жить наши дети и не возникла мысль эмигрировать, Владыка ответил, что мы должны научить их любить родину. «Если патриотизм будет на первом месте, то проблема сама собой решится. Это не так уж сложно, надо просто начать любовь к родине воспитывать с младенчества.
Не менее важно материальное благополучие. Его нужно создавать, безусловно. И работа экономики — это цель государства. Но если посмотреть на опыт других стран, то чем выше уровень жизни, тем больше разврата, тем сильнее упадок нравственных ценностей, отпадение от веры. А это подразумевает отход от семейных ценностей, пресечение продолжения рода и вымирание нации. Я не призываю к низкому уровню жизни, но надо быть осторожными и понимать, что материальное не самое главное. Главное — сохранять нравственность. Я общаюсь с разными людьми, и ропщущих москвичей намного больше, чем недовольных людей из регионов. Люди в регионах проще, их уровень жизни ниже, но главной ценностью остаются дети. И люди больше довольны своей жизнью, за все благодарят Бога, благодарят президента, молятся за него. И на таких простых людях, благодарных, будет держаться Россия. Это не призыв к бедности. Человек, имеющий духовность, веру, не останется без необходимого для своей семьи.
Как сказано в Писании, «"всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите" (1 Фес. 5: 16‒18). В другом месте Господь говорит: "Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11:29). Главное в современном мятущемся мире — найти покой душе. Ценность заключается не в том, чтобы брать, а наоборот, отдавать, и когда ты помогаешь другим, ты получаешь удовлетворение».
Относительно того, сможем ли мы стать страной традиционных ценностей и не затормозит ли это наше развитие, Владыка отметил, что если весь мир сойдет с ума, то мы будем заповедником здравого смысла и традиционных ценностей. «Но все-таки кроме Запада существует сильно религиозный Восток, который хранит свои ценности. — подчеркнул он. — Получше нас сохраняет свои ценности, показывает образец. А все это базируется на религии, потому что без религии нации вырождаются, как мы видим по Европе, которая отказалась от христианства.
Отдельно можно сказать про мусульман. У них уважение к старшим, они не убивают своих детей, поэтому такая нация становится сильной и без войны завоевывает Европу».
Епископ Иосиф напомнил слова преподобного Антония Великого, жившего в четвертом веке: «Придет время, и люди сойдут с ума. Того же, кто останется разумным, будут называть умалишенным, потому, что он не такой, как все». «Мы живем в такое время, — подчеркнул еписко, — когда нужно уточнять, что белое — белое, а черное — черное. Подмена понятий в мире происходит очень страшная. В тренде ЛГБТ-ценности, а обычная семья скоро будет в гонении. Нужно упомянуть и эвтаназию — назвали самоубийство «добрым» словом. Это пропагандируется как легкий способ уйти из жизни. Страшно, когда зло называют добром.
В интервью Владыка подчеркнул, что опасность сегодняшнего дня — война: «Россия начала сопротивляться, и поэтому она сейчас становится главным врагом. Но, надеемся, патриотический подъем не угаснет, поэтому от нашей победы будет зависеть исход мира».
Отвечая на вопрос — что Россия сможет делать лучше всех в мире, Владыка заметил, что «сельскохозяйственная деятельность просто обязывает нас кормить не только себя, но и весь мир. Но в то же время и в сфере промышленности мы вполне можем выйти на передовой уровень.
«Миссия России — сохранять то хорошее, что есть в мире, и создавать альтернативную реальность в экономическом и нравственном плане. Быть независимыми и сохранять традиционные ценности», — заключил епископ Можайский.
https://ruskline.ru/news_rl/2022/08/05/missiya_rossii__sohranyat_to_horo...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии