«Миссионер должен исходить из человека» – митрополит Аргентинский и Южноамериканский Игнатий

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Фото: FB, страница еп. Игнатия

Москва, 31 января, Благовест-инфо. Круглый стол «Психологический аспект православной миссии за рубежом» состоялся 28 января в рамках XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений в храме Христа Спасителя. По традиции, эту тему на церковно-общественном форуме курирует митрополит Аргентинский и Южноамериканский Игнатий. На круглом столе он провел импровизированный мастер-класс, обсуждая с участниками в интерактивном формате методы православной миссии.

К мастер-классу митрополита побудил доклад Афанасия Зоитакиса, доцента исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, посвященный особенностям восприятия основополагающих элементов православной традиции в неправославных странах. Молодой ученый утверждал, что путь к обращению просвещаемых в неправославной среде лежит через исихастское предание: ему известны случаи, когда в люди в Конго и в США «хорошо воспринимали аскетическую исихастскую традицию, практику Иисусовой молитвы». По словам докладчика, «православное предание в полноте – само по себе миссионерское сокровище».

Митрополит Игнатий был озадачен этим сообщением и усомнился, что исихастская традиция годится для массовой миссии за рубежом. «Что конкретно может предложить миссионер, скажем, аргентинцу, зашедшему в православный храм  в Буэнос-Айресе? С чего начать? С какими психологическими трудностями сталкивается миссионер?» – спросил он присутствующих. Рассказать о православии? О православных святых? О святоотеческом толковании Писания? Эти варианты ответов не удовлетворили митрополита Игнатия.

Сначала он объяснил исходную позицию миссионера: «Мы, православные, воспитаны на рационалистической основе, у нас сильно развито рациональное мышление, мы привыкли верить печатному слову. В церковной жизни мы многому просто верим, не имея эмпирического опыта: нам говорят, как  правильно исповедоваться, причащаться – мы это делаем». У аргентинцев все иначе: в этой самой европейской из латиноамериканских стран «жители делают только то, что им нравится, воспринимают только то, что можно испытать опытно. Аргентинец пойдет исповедоваться и причащаться, только если почувствует, что это необходимо. Если психологически ничего не почувствует, не придет», поделился наблюдениями митрополит, защитивший диссертацию по психологии.  Стало очевидно, что для начала миссионеру необходимо познакомиться с особенностями жизни и восприятия тех людей, к которым он намерен обратиться.

А дальше? Нет, не рассказы о святых или структуре иконостаса. Митрополит Игнатий расспросил бы зашедшего в храм человека о его жизни, его семье, работе, о нем самом. И понял бы: если человек хорошо говорит о родителях, о старших в своей семье, возможно, он готов воспринять разговор о святых; если он одинок, сирота, в детстве страдал от дефицита любви – значит, ему в первую очередь необходим разговор о любви Христовой. «Обязательно нужно сообщить об опыте Церкви и святых, если он готов это воспринять. А если его никто никогда не любил, он ничего не поймет. То есть нужно исходить из человека и говорить то, что он готов услышать, а не то, что ты хочешь сказать прежде всего», – этот простой, в сущности, миссионерский принцип сразу не пришел в голову молодым миссионерам.

После этого яркого незапланированного общения продолжились доклады. Евгений Иванов, научный сотрудник Аналитического центра свт. Василия Великого, предложил ряд мер по развитию внешней миссии Русской Православной Церкви. Речь шла о том, чтобы учредить в РПЦ День православного миссионера с особым богослужением и целевым сбором на нужды миссии; создать музей миссии, написать икону святых миссионеров. Что касается зарубежной миссии, то тут важен разоблачительный пафос: «Показать фантомность претензий Константинополя» и отвергнуть «декларируемое экуменистами фантомное единство». Личный миссионерский опыт докладчика связан со временем Чемпионата по футболу, когда в Москве он проповедовал костариканцам, «не скрывая различий с католицизмом».

 Константин Гордица и Семен Ерышев – сотрудники Китайского Патриаршего Подворья в Москве. Они подробно рассказали об особенностях  разнообразной миссионерской работы с китайскими студентами, рабочими и даже туристами. Если для первых двух групп, постоянно проживающих в Москве, проводятся катехизические занятии, служится литургия на китайском языке, работают библейский и литературный кружки и даже мастер-класс по колокольному звону, то к туристам миссионеры «не пристают на улице». Им предлагают литературу о православии на китайском языке, а для гидов организуют курсы по основам православия, чтобы они могли «грамотно заинтересовать туристов православием». «Заодно пытаемся воцерковить гидов», – добавил К. Гордица.

Важно, что на базе Китайского подворья проходят миссионерские встречи не только с китайцами, но с молодежью из стран Ближнего Востока, Центральной Азии, обеих Америк, Индии. Популярность катехизических занятий велика – студенты «валом валят». Они также с удовольствием участвуют в летних экспедициях по восстановлению памятников Русского Севера.

Встреча завершилась свободной дискуссией, во время которой на конкретных примерах обсуждались вопросы психологических особенностей миссионерской работы за рубежом, практика использования элементов местной культуры для миссионерского служения.

Юлия Зайцева

http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=86544