«МИРОМ ГОСПОДУ ПОМОЛИМСЯ…» ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВРЕМЯ ЕКТИНЬИ?
Размышления Сергея Фуделя, православного богослова, философа.
Вслед за возглашением о благословенном Царстве Божием произносится «великая ектинья». Слово «ектинья» означает «прилежное, напряженное моление». «Миром Господу помолимся»... «Миром» – это и в мире души, в ее безмятежии, в покое, и «миром-собором», т.е. едиными устами и единым сердцем с другими людьми. Здесь, в этой молитве литургии мы снова возводимся к идее Церкви. «Великая ектиния... – пишет прот. Иоанн Кронштадский, – есть премудрая ектиния, ектиния любви; в ней христиане, живущие и святые, представляются одним великим сочленением тела Иисуса Христа».
Второй возглас ектиньи – опять моление о мире. «О свышнем мире и спасении душ наших» – это напоминание, что все в нашей жизни: и всякий мир душевный, семейный, общественный, государственный – зависит от мира, сходящего с неба, от Божиего мира, который, по слову апостола, «превыше всякого ума» (Флп. 4:7). Обретая его, мы обретаем и спасение души. Ведь это спасение в нашем единстве с Богом, в нашем вхождении еще здесь, на земле, в Царствие Его, которое есть «правда, мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). «Ничего нет равного ему (миру. – Ред.), – пишет св. Иоанн Златоуст, – поэтому мы... всюду просим мира в церквах... И раз, и два, и три, и многократно дает его предстатель церкви, (говоря): «Мир вам»... Потому что он – матерь всех благ и основание радости».
Далее следует ряд молений или возгласов ектиньи о различных благах нашей земной жизни, о церковном руководстве, о государственных властях. Моление о властях основано на прямой апостольской заповеди молиться за всякую власть, в том числе и языческую (см.: 1Тим. 2:2). Тертуллиан во II веке писал: «От сердца молимся с распростертыми руками о долгоденствии императоров, о благосостоянии империи, о храбрости воинов, о верности Сената». Мученическая первохристианская Церковь умела сочетать отрешенность от мира с молитвою за этот мир, молитву за императоров с молитвой о тех, кого эти императоры мучили.
В некоторых древних литургиях, кроме возгласа о «негодующих, страждущих, плененных», было такое моление: «О сущих в рудокопаниях и изгнаниях, и темницах и узах ради имени Господня, помолимся». В литургии «Апостольских постановлений» было моление «О внешних и заблудших, чтобы обратил их ко благу и укротил ярость их».
Все совершаемое и с человеком, и с миром совершается по воле Божией, и он лучше нас знает, что нам нужно и что не нужно. Поэтому великая ектенья заканчивается преданием всего и всех в волю Божию: «Сами себя, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим». «Тебе, Господи», – отвечает хор. Святитель Димитрий Ростовский пишет: «...в том и есть царство, наслаждение, радость и свет души, чтобы любить Бога; а любящий Бога любит во всем Его святую волю и с великой сладостью приемлет от рук Его как благое, так и кажущееся злым; такой даже и муку, как бы царство, готов принять по воле Господней. Я знал одного из отцов, такого, который... во всякий день молился, говоря так: «Господи, если хочешь иметь меня во свете благодати Твоей, – будь благословен. Если же хочешь иметь меня во тьме отриновения от лица Твоего, – тоже будь благословен».
Записки о Литургии и Церкви
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии