«Мене, мене, текел, упарсин», или Враг у ворот, а мы гоним Церковь. Андрей Власов
Бог на нашей стороне, но и мы должны быть на стороне Бога. Нельзя покушаться на святыни, играть с тем, что является священным. Подумайте, ведь «Бог поругаем не бывает.
Уроки истории надо знать, а тем более уроки Священной Истории. Они не просто говорят, а вопиют о том, что Церковь нельзя уничтожать, а тем более тогда, когда враг у ворот стоит.
Для начала приведем два абсолютно неоспоримых тезиса, чтобы затем на них строить дальнейшие рассуждения.
Тезис №1
Украинская Православная Церковь – это каноническая Церковь, благодатность которой не ставится под сомнение НИКЕМ. Именно так, жирным шрифтом и прописными буквами. Некоторые видят в УПЦ пятую колонну, кто-то скажет, что это агенты ФСБ, кто-то назовет ее «временно терпимой» (патриарх Варфоломей, например), кому-то она просто не нравится.
Но ВСЕ признают, что УПЦ – это часть Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви (Символ Веры). Даже Константинопольский патриархат, даже те Поместные Церкви, которые признали ПЦУ (Элладская, Кипрская, Александрийская и Константинопольская). Даже сама ПЦУ признает УПЦ канонической Церковью, ее архиереев и духовенство благодатными – священниками Божиими, а Таинства – действительными. Это значит, что к УПЦ применимы все обетования Нового Завета о Церкви. Вот некоторые из них:
- Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее… (Мф 16:18);
- Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела (Еф 5:23);
- Церковь Бога живого, столп и утверждение истины (1Тим 3:15);
- Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф 18:17,18).
Вкратце Тезис №1 можно сформулировать так: УПЦ – это Церковь Божия.
Тезис №2
На Украину напал жестокий и коварный враг, который уничтожает украинцев и готов жертвовать сотнями тысяч своих солдат ради порабощения нашей страны. Этот враг, несмотря на провалы своей военной кампании, не думает останавливаться. Наоборот, он собирается с силами, чтобы попытаться переломить ход кампании и захватить нашу страну.
Вот цитата из интервью главнокомандующего ЗСУ Валерия Залужного журналу The Economist от 15.12.2022 г.: «Российская мобилизация сработала. Это неправда, что их проблемы настолько ужасны, что эти люди не будут воевать. Они будут воевать. Царь говорит им идти воевать, и они идут воевать. Я изучал историю двух чеченских войн - все было так же. Возможно, они не так хорошо оснащены, но они все равно представляют для нас проблему. По нашим оценкам, у них есть резерв в 1,2-1,5 млн человек... Россияне готовят около 200 тыс. новых солдат. Я не сомневаюсь, что они снова пойдут на Киев».
Большинство военных и политических экспертов согласны с подобными утверждениями. Безусловно мы верим в победу Украины и делаем для этого все возможное, верим, что ВСУ разобьют врага. Но какой ценой достанется нам наша победа?! Сколько еще жизней придется отдать для этого?! Сколько еще городов и сел будет разрушено?!
Также вкратце, Тезис №2: Украина победит, но цена победы может быть огромной, гораздо большей чем та, которую мы уже заплатили.
А теперь давайте рассуждать.
Вот еще одна цитата В. Залужного: «Мы не выбирали войну. Но мы приняли сражение. И сам Бог на нашей стороне. На наших плечах и плечах наших родных — тяжелые испытания, боль и страдания. Это Рождество имеет вкус слез и цвет крови» (из Новогоднего обращения).
Но для того, чтобы Бог был на стороне Украины, Украина тоже должна быть на стороне Бога.
По крайней мере она не должна противиться Богу, не делать того, что Бог прямо запретил в Священном Писании. По отношению к еврейскому народу, который составлял тогда Ветхозаветную Церковь Господь сказал: «Не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла» (Пс. 104:15). Это же относится и к Церкви Новозаветной, о которой апостол Петр говорит так: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет…» (1 Петр 2:9).
В истории Израиля, Ветхозаветной Церкви есть много эпизодов, показывающих последствия того, если власть имущие начинают уклонятся от правого пути и нарушают заповеди Божии. Приведем самые яркие из них.
Эпизод №1
Все знают, что в Израиле было 12 колен, одно из них колено Левино, которое служило храму Иерусалимскому и часто не упоминалось в числе колен. Однако, ко времени Христа осталось всего одно колено – Иудово. Куда делись остальные десять, и главное, почему они исчезли?
Ответ на этот вопрос дает нам библейская книга: «Третья книга Царств». В ней повествуется как сын царя Давида, Соломон, который был наимудрейшим человеком того времени, и при котором Израиль достиг величайшего экономического благополучия, под конец своей жизни стал поклоняться не только Богу Израилеву, но божествам окрестных народов.
«Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу, Богу своему, как сердце Давида, отца его. И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его» (3 Цар. 11:4-6). Здесь, конечно, нет прямой аналогии с сегодняшним днем, но вывод очевиден:
все последующие несчастья Израиля имеют своей причиной то, что правитель «делал <…> неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу».
Бог несколько раз вразумлял Соломона, но тот не послушал. И вот, наконец Господь изрек свою волю: «И сказал Господь Соломону: за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему; но во дни твои Я не сделаю сего ради Давида, отца твоего; из руки сына твоего исторгну его; и не все царство исторгну; одно колено дам сыну твоему ради Давида, раба Моего, и ради Иерусалима, который Я избрал» (3 Цар. 11:11-13).
После смерти Соломона воцарился его сын Ровоам. Нового царя народ израильский просил уменьшить налоги и подати, но тот не только отказал им, но и еще больше увеличил их. Народ восстал и 10 колен Израилевых занялись тем, что сегодня называется сепаратизмом. Они вышли из-под власти Ровоама, образовали так называемое Северное Израильское царство и провозгласили над собой другого царя, бывшего раба Соломонова по имени Иеровоам. Этот Иеровоам еще больше отошел от истинного богопочитания: «Царь сделал двух золотых тельцов и сказал народу: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской. И поставил одного в Вефиле, а другого в Дане. И повело это ко греху, ибо народ стал ходить к одному из них, даже в Дан» (3 Цар. 12:28-30).
Закончилось все это тем, что Северное Израильское царство было разгромлено ассирийскими царями Тиглатпаласаром III и Салманасаром V, которые увели весь народ в плен, а на его место заселили пленных из разных провинций Ассирии. Большинство историков сходятся во мнении что в плену 10 колен Израилевых полностью ассимилировались и исчезли как таковые.
Эпизод №2
Колено Иудино в это время также не отличалось благочестием: «И делал Иуда (иудейский народ – Ред.) неугодное пред очами Господа, и раздражали Его более всего того, что сделали отцы их своими грехами, какими они грешили» (3 Цар. 14:22).
Нечестие дошло до своего апогея во времена пророка Илии, который характеризовал ситуацию так: «Илия закрыл лицо свое милотью своею, и вышел, и стал у входа в пещеру. И был к нему голос и сказал ему: что ты здесь, Илия? Он сказал: возревновал я о Господе, Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее» (3 Цар. 19:13,14). Впрочем, не все иудеи ударились в идолопоклонство: «И сказал ему Господь <…> Я оставил между Израильтянами семь тысяч мужей; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его» (3 Цар. 19:15-18).
Закончилось это 70-летним Вавилонским пленом. Вавилонский царь Навуходоносор поработил и разграбил Иудею, разрушил Иерусалимский Храм и увел иудеев в плен. Иудеи, в отличие от израильтян, все же вернулись из Вавилонского плена, но страдания их были ужасны. Желающие могут почитать об этом библейскую книгу «Плач Иеремии», а здесь приведем ее начало: «Как одиноко сидит город, некогда многолюдный! он стал как вдова; великий между народами, князь над областями сделался данником. Горько плачет он ночью, и слезы его на ланитах его. Нет у него утешителя из всех, любивших его; все друзья его изменили ему, сделались врагами ему. Иуда переселился по причине бедствия и тяжкого рабства, поселился среди язычников и не нашел покоя; все, преследовавшие его, настигли его в тесных местах» (Плач 1:1-3).
Эпизод №3
Этот эпизод очень ярко описывает наказание уже не еврейского народа, а вавилонского царя Валтасара, который осмелился совершить кощунство и надругательство над ветхозаветными святынями. «Валтасар царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и перед глазами тысячи пил вино. Вкусив вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор, отец его, вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, женам его и наложницам его. Тогда принесли золотые сосуды, которые взяты были из святилища дома Божия в Иерусалиме; и пили из них царь и вельможи его, жены его и наложницы его» (Дан 5:1-3).
Отец Валтасара Навуходоносор разрушил Иерусалимский храм и забрал оттуда многие ценности и богослужебные сосуды. «И часть сосудов дома Господня перенес Навуходоносор в Вавилон и положил их в капище своем в Вавилоне» (2 Пар 36:7).
Т.е. Навуходоносор, хотя и украл эти сосуды, но все же понимал, что они священны и по своим языческим представлениям, определили им место в вавилонском капище. Валтасар же сотворил кощунство, он стал пить вино из этих сосудов, бросая таким образом вызов Богу Израилеву. Причем сам пир происходил в то время, когда войска мидян и персов уже стояли возле Вавилона. И наказание не заставило себя долго ждать.
«В тот самый час вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала. Тогда царь изменился в лице своем; мысли его смутили его, связи чресл его ослабели, и колени его стали биться одно о другое. Сильно закричал царь, чтобы привели обаятелей, Халдеев и гадателей. Царь начал говорить и сказал мудрецам Вавилонским: кто прочитает это написанное и объяснит мне значение его, тот будет облечен в багряницу, и золотая цепь будет на шее у него, и третьим властелином будет в царстве» (Дан 5:5-7).
Однако никто не смог объяснить Валтасару значение этих слов, пока не привели к нему святого пророка Даниила. «Тогда отвечал Даниил и сказал царю: дары твои пусть останутся у тебя, и почести отдай другому; а написанное я прочитаю царю и значение объясню ему. <…> И вот что начертано: МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН. Вот и значение слов: МЕНЕ – исчислил Бог царство твое и положил конец ему; ТЕКЕЛ – ты взвешен на весах и найден очень легким; ПЕРЕС – разделено царство твое и дано Мидянам и Персам» (Дан. 5:17-28).
Итог этой истории для Валтасара был трагичен: «В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит, и Дарий Мидянин принял царство, будучи шестидесяти двух лет» (Дан. 5:30,31).
Вывод
Повторим, библейские истории, которые были приведены здесь – это не прямые аналогии. Нельзя сказать: вот смотрите, это то же самое, что было тогда. Разные времена, разная степень религиозности людей, разный событийный ряд и так далее. Но исторические книги Священного Писания дают нам бесценные уроки того, какие последствия могут быть у тех или иных человеческих действий.
Также повторим и цитату В. Залужного: «И сам Бог на нашей стороне». Но для нашего народа Бог – это не абстрактное понятие. Наш Бог – это Пресвятая Троица: Отец, Сын и Святой Дух, Бог Ветхого и Нового Завета, Бог Священного Писания, который открыл нам в этой Книге все тайны и всю премудрость, которой мы должны руководствоваться.
Никто сегодня не требует, чтобы в Украине, как в Ветхозаветные времена, люди исповедовали бы только одну религию. Никто не требует, чтобы все ходили в одну Церковь и были все только православными. В Новом Завете Христос говорит о добровольности в поклонении Единому Истинному Богу: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20).
Но вот чего можно потребовать сегодня, так это того, чтобы государство не уничтожало Церковь Христову (см. Тезис №1) ибо последствия могут быть тяжелыми и непредсказуемыми (см. Тезис №2).
Бог на нашей стороне, но и мы должны быть на стороне Бога. Нельзя покушаться на святыни, нельзя играть с тем, что является священным. Подумайте, ведь «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет…» (Гал 6:7).
А всем тем, кто захватывает храмы, кто лишает верующих возможности молиться, кто ратует за запрет УПЦ, кто выливает на нее тонны информационной грязи, кто участвует в этих всех гонениях, хотелось бы посоветовать: задайте сами себе вопрос: а не страшно ли будет вам, в той или иной форме увидеть «персты руки человеческой», которая напишет: «мене, мене, текел, упарсин»? Может лучше оставить Церковь Христову в покое?
https://spzh.news/ru/zashhita-very/70567-mene-mene-tekel-uparsin-ili-vra...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии