«Медем» — в Саратове. Мария Ковалёва
30 октября в саратовском Доме кино состоялся публичный показ документального фильма «Медем», снятого Алексеем Наумовым, историком и автором нескольких книг о святом мученике Александре Медеме. Эта дебютная кинолента принесла автору победу в Боснии на Международном фестивале короткометражных документальных фильмов «12 духовных скреп», который курирует известный режиссер Эмир Кустурица, и лауреатство на фестивале российского документального кино в Нью-Йорке.
Вернуть историю
Имя графа Александра Оттоновича Медема Алексей Наумов впервые услышал в шестнадцать лет, когда приехал в гости к родным в поселок Северный Хвалынского района. Оказалось, что некогда здесь было образцовое, передовое хозяйство боярина Александра Медема, прославленного в лике святых Русской Православной Церковью в 2000-е годы, но все еще неизвестного народу. Алексея поразило, что имение, столь цветущее в прошлом, оказалось в запустении и непригодности, и стирается даже память о былых славных днях. Вернуть землякам забытую историю, вырвать ее из забвения — вот что стало целью Алексея.
К созданию фильма Алексей Наумов приступил три года назад — и, как говорится, «без бюджета». Но немало людей отзывалось бескорыстной помощью: так, закадровый текст произносит Андрей Ярославцев — тот самый, что озвучил диснеевские «Утиные истории» и другие мультсериалы, в русских версиях фильмов его голосом говорят Брюс Уиллис, Мэл Гибсон, Стивен Сигал.
На протяжении десяти лет по библиотекам, архивам страны и зарубежья Алексей искал нужные ему исторические сведения, но многое рассказали люди — живые хранители истории. Наблюдая и слушая на экране наших современников, мы ближе знакомимся с самим святым графом Медемом, образ которого запечатлен в их душах.
Память о Медеме
Александр Оттонович Медем родился в Санкт-Петербурге 8 декабря 1877 года в аристократической семье, состоявшей в родстве с влиятельнейшими домами балто-немецкого и русского дворянства. Блестящим перспективам на государственной службе и высшему свету он предпочел жизнь в русской глубинке, где прошло его детство. Завершив обучение в Петербурге, взяв в жены Марию Федоровну из знатного русского рода Чертковых, в 1901 году он поселился близ Хвалынска на хуторе со звучным названием Александрия.
Немец по происхождению, Александр Медем с работниками был щедрым и милостивым по-русски, но при этом все, за что он брался, приобретало свойственный немецкой натуре характер образцовости. Александр Оттонович исследовал, испытывал, как что работает, во все вникал сам. В его хозяйстве была лучшая техника и лучшие условия работы. Люди стремились трудиться в имении графа: приезжали из окрестных сел.
Дед одного из героев фильма, жителя Хвалынска Георгия Лбова, служил у Медема. По милости графа в дом была взята и мама Георгия — Анастасия Лбова, урожденная Куляева. «Мне неприятно, если ты не взяла Куляеву Настю, девчонку, — писал Александр Оттонович своей супруге Марии Федоровне в годы Первой мировой из расположения российских войск. — Я обещал Леньке, что и ее не брошу у мачехи, мачеха ее обижает. (…) Пожалуйста, ее пристрой, ведь так было бы хорошо ей у нас». Анастасия Лбова оставит немало ценных и сердечных воспоминаний о своей жизни с Медемами. Видим на фото юную Настю, а следующим кадром — красивого старика: это ее сын рассказывает о молодости матушки — кажется, только в фильме возможно такое смещение времени: когда дети оказываются старше родителей.
Видно, время нелинейно и в человеческих сердцах: для Алимджана Абубекерова граф Медем — будто живой. Рассказывая, Алимджан жестикулирует, то и дело указывая куда-то рукой, будто там все еще расстилаются поля, готовые к жатве, здесь — усадьба, а тут — мельница, маслобойня, многое и многое, что еще было в имении графа. Алимджан не застал тех лет цветения хозяйственной жизни на хуторе Александрия: известны они ему стали по рассказам матери. Но по эмоциональности и достоверности рассказа ощущается: Алимджан Абубекеров живет в истории, верит в то, что имение графа Медема можно вернуть к жизни.
Живой, бессмертный
Фильм, снятый по книге, всегда с ней невольно сравнивается. Лица, глаза героев кино говорят,— и это то, чего не может дать текст. Даже фотография оживает, оказавшись вмонтированной в фильм. Совершенно по-новому я увидела карточку из следственного дела Александра Оттоновича. С экрана на меня смотрел живой Медем, его светлые глаза выражали страдание или, скорее,— сострадание, печаль. Еще до заключения он близко к сердцу принимал народные трагедии: впервые сердечный приступ у него случился в годы Первой мировой войны. Во второй раз — после того, как он отдал ключи от своего имения крестьянам, пришедшим его захватывать,— Александру Оттоновичу было тяжело видеть в роли налетчиков людей, с которыми отношения были прекрасными. Семья Медем оказалась вынуждена покинуть Александрию и поселиться в Хвалынске: служащие помогали им перевозить вещи, многие пошли за графом, довольствуясь символическим жалованьем…
Замечательной особенностью фильма является использование в нем подлинных архивных кадров. Своими глазами зрители могут увидеть приезд в Хвалынск народного комиссара внутренних дел Льва Троцкого, движения его руки, перечеркивающей воздух. Большевикам было приказано брать в заложники некогда зажиточных людей и требовать выкуп у их родственников, зачастую средств не имевших. Тех, за кого не платили, расстреливали. Гибель грозила и Александру Оттоновичу. Помог местный мулла: он собрал деньги на выкуп внутри татарской общины, и графа освободили.
Александр Медем пережил несколько заключений. Вернувшись к родным после очередного, он делился с семьей: «Нигде так не молился, как в тюрьме, где в дверь по ночам, бывает, стучится смерть, и чья очередь — неизвестно». Смерть пришла спустя годы. 1 апреля 1931 года Александр Оттонович скончался от отека легких в больнице Сызранского домзака.
Осмыслить эпиграф к фильму: И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить (Мф. 10, 28) — мне удалось только к концу просмотра. Умерший подвижник веры Александр Оттонович был канонизирован лишь в начале ХХI века, но душа его не умирала в народной памяти. Задолго до канонизации бывшая служанка и близкий друг семьи Медем, уже упомянутая Анастасия Лбова, просто и искренне свидетельствовала о его бессмертии: «Вот Лександр Антоныч всего лишился, да как мучили, да как трудился-то, и все, бывало, шутит. А он всем помогал и добро делал. Еще и жену схоронил. Ну он сразу в Царство Небесное попал. Он святой…».
У России есть будущее
На показе фильма в Доме кино собрался полный зал. Среди гостей была Юлия Терехова, известная саратовцам как хозяйка хвалынского музея «Дом со львом». Несколько лет назад она спасла от уничтожения этот домик с уникальными росписями.
— Я думаю, что фильм сделан очень профессионально,— отметила Юлия.— Мне нравится смотреть его и раз за разом наблюдать за реакцией публики. Кажется, Алексей и сам доволен, — рада, что его первый опыт доставляет ему удовольствие, а не муки творчества. Надеюсь, что такие проекты зажгут людей, которые раньше даже и не думали об общественной и культурной работе.
Своими впечатлениями от фильма с нами поделился кандидат биологических наук, саратовский краевед, ведущий программы «Ракурсы прошлого» Андрей Кумаков:
— В последние годы виден все возрастающий интерес к истории нашего края. Это происходит благодаря усилиям многих людей, которых я бы назвал не краеведами, а патриотами. Позитивный взгляд на нашу Родину сегодня как воздух нужен для формирования национальной гордости, национальной идеи. Появление среди активных патриотов молодых людей подтверждает, что у России есть будущее. И яркий тому пример — Алексей Наумов.
Фильм «Медем» — эмоциональный рассказ о бескомпромиссной судьбе неординарного человека, нашего земляка — получился глубоким и выразительным. Произошло это благодаря тому, что Алексей, работая над лентой, сумел передать зрителю личное отношение к своему герою, судьбу которого он изучает более десяти лет. Автор еще раз убеждает нас, что настоящая духовность выдерживает любые испытания и не подвержена идеологической конъюнктуре, а ее сила передается через поколения. То, что частица души графа спустя 83 года жива в памяти его земляков, подтверждает это неоспоримо. Несмотря на то что жизнь Медема была переломана событиями, связанными с приходом коммунистической идеологии, фильм содержит большой позитивный заряд, показывая пример внутренней стойкости и одержимости добром этого человека. Сегодня настало время познакомить современников с подобными людьми, составляющими славу нашего края. И будем надеяться, что каждый посмотревший этот фильм примет в себя частицу того позитивного заряда, который нес в себе Александр Медем.
Фото из архива Алексея Наумова
Газета «Православная вера» № 21 (521)
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии