«Мадонна с розой», которую считали шедевром Рафаэля, частично является работой другого художника

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
«Мадонна с розой», которую считали шедевром Рафаэля, частично является работой другого художника
Таковы результаты исследования, в ходе которого использовался искусственный интеллект 

ЛОНДОН. Согласно новому исследованию, 500-летняя картина, которую считали шедевром кисти Рафаэля, частично является работой другого художника, сообщило информационное агентство CNN .

Команда исследователей под руководством ученых из английского университета Брэдфорда использовала искусственный интеллект, чтобы определить, что лицо св. Иосифа на картине « Madonna della Rosa » («Мадонна с розой») было написано кем-то другим, а не знаменитым мастером эпохи Возрождения.

Рафаэль — один из самых известных художников эпохи Возрождения, живший с 1483 по 1520 год. Великий итальянец наиболее известен такими работами, как фреска «Афинская школа» и «Сикстинская Мадонна».

Хасан Угайл, директор Центра визуальных вычислений и интеллектуальных систем в Университете Брэдфорда, рассказал, что он разработал алгоритм для распознавания подлинных картин Рафаэля с точностью 98%.

Он анализирует 4000 параметров, таких, как мазки кисти, цветовая палитра и оттенки, чтобы определить, является ли картина подлинным Рафаэлем, объяснил Угейл.

«Мадонна делла Роза», которая висит в Музее Прадо в Мадриде, уже давно является предметом споров, сообщил соавтор исследования Хауэлл Эдвардс, почетный профессор молекулярной спектроскопии в Университете Брэдфорда.

«Некоторые ценители считают, что качество композиции и живописи Мадонны, Младенца и Святого Иоанна намного превосходит качество фигуры Святого Иосифа, который, по их мнению, был добавлен учениками как своего рода второстепенная мысль», — сказал Эдвардс.

«Анализ нашей работы программой искусственного интеллекта убедительно продемонстрировал, что, хотя три фигуры – Мадонны, Младенца Христа и Святого Иоанна Крестителя – однозначно написаны Рафаэлем, фигура Святого Иосифа не написана им и была создана кем-то другим», — добавил Эдвардс.

Алгоритм основан на предыдущих исследованиях, которые показали, что картина, известная как «Тондо де Бреси», скорее всего, является подлинным шедевром Рафаэля, что противоречит мнению некоторых историков искусства, которые утверждали, что картина была копией, сделанной в 19 веке.

Результаты исследования уже вызвали критику со стороны некоторых историков искусства, которые, по словам Угайла, «немного пренебрежительно» отнеслись к исследованию.

«Я был немного озадачен», — сказал он, пояснив, что алгоритм анализировал детали, которые находятся за пределами возможностей человеческого глаза.

«Будет очень, очень сложно, независимо от того, насколько хорош кто-то, действительно вникнуть в такой уровень детализации и создать что-то подобное», — сказал Угейл.

Дебаты вокруг «Тондо де Бреси» подпитывают более широкие дискуссии о роли искусственного интеллекта в аутентификации произведений искусства, которую Угейл считает дополняющей другие формы анализа, такие как исследование происхождения произведения.

«Это всего лишь еще один инструмент», — сказал Угайл, подчеркнув, что алгоритм можно использовать для определения того, заслуживает ли загадочное произведение искусства дальнейшего расследования.

«Это очень быстрый способ проверить, стоит ли смотреть на картину глубже», — сказал он.

Далее Угейл планирует разработать алгоритм, способный распознавать работы других художников, что, по его словам, внесет научный вклад в аутентификацию произведений искусства.

«Потенциал такого рода инструмента огромен», — сказал он.

Рецензируемая статья об этой работе была опубликована 21 декабря 2023 года в журнале Heritage Science .

https://sedmitza.ru/text/10342520.html