«Лучший способ гарантировать, что войны не будет, – это иметь силу, чтобы выиграть её». Виктор Пироженко
С прицелом на возможную военную операцию на Тайване
КНР ускоряет военную подготовку по всем направлениям, стремясь в полной мере конвертировать свой огромный экономический и научно-технический потенциал в создание высокотехнологичной и боеспособной армии.
Развёртывается широкомасштабное военно-техническое строительство. Форсируются программы создания новых образцов сложной военной техники и вооружений. По-новому организуется управление войсками; с учётом опыта российской СВО отрабатывается взаимодействие между разными родами войск одновременно на суше, на море и в воздухе.
Из последних событий выделим посещение на днях председателем КНР Си Цзиньпином объединённого оперативного командного центра Центрального военного совета (ЦВС). Объединенный оперативный командный центр ЦВС является относительно новой структурой в системе военного управления КНР. Он был создан в 2016 году, чтобы частично заменить Управление Генерального штаба Народно-освободительной армии (НОАК).
Си Цзиньпин, который также является председателем ЦВС, встретился с представителями офицеров и солдат командного центра. Он подчеркнул твёрдую решимость Китая защищать свою национальную безопасность и интересы перед лицом провокаций и давления со стороны внешних сил в условиях усиливающегося в мире хаоса.
Китайские эксперты отметили, что инспекция высшего оперативного командования Вооруженных сил Китая свидетельствует об усилении работы по обеспечению боевой готовности. Как подчёркивают в Китае, «лучший способ гарантировать, что войны не будет, – это иметь силу, чтобы выиграть её».
Военная реформа в КНР и повышение боеготовности НОАК прямо связываются с угрозами безопасности, исходящими от США. В КНР обращают внимание, что в первой официальной стратегии национальной безопасности администрации Байдена, опубликованной в октябре, Китай рассматривается как «наиболее важный геополитический вызов». В Пекине ожидают, что результаты промежуточных выборов в США приведут к ужесточению американской политики в отношении Китая.
Причём угроза США касается не только провокаций в Тайваньском проливе. Под прицелом США находится Южно-Китайское море и вся западная часть Тихого океана. В этом примечательно решение Минобороны США в начале ноября о размещении шести стратегических бомбардировщиков B-52, способных нести ядерное оружие, на австралийской авиабазе Тиндалл.
Австралийская военная база расположена между Тихим и Индийским океанами и, по мнению военного обозревателя Лян Юнчуня, военное командование США планирует с её помощью соединить американскую базу Гуам в Тихом океане с базой Диего-Гарсия в Индийским океане. Таким образом, расширяются возможности бомбардировщиков B-52 по патрулированию огромного пространства на юг от Китая между двумя океанами.
Преимущество Австралии в том, что она находится дальше от Китая по сравнению военной базой США на острове Гуам, что позволяет американскому командованию в этом регионе действовать более скрытно. Учитывая участие Австралии в проекте AUKUS, вызывает всё большую тревогу тот факт, что эта страна быстро становится важным военным плацдармом США в Индо-Тихоокеанском регионе.
В КНР видят резкое ухудшение военно-политической обстановки в западной части Тихого океана и учитывают это в оборонном и военно-техническом планировании, в частности, по линии авиастроения. Многое из последних достижений КНР в этой области выставлено 8-13 ноября на 14-м международном авиасалоне в г. Чжухае (пров. Гуандун).
Здесь показываются современные серийные образцы авиатехники и инновационные разработки. В выставке в формате принимают участие более 740 компаний из 43 стран и регионов. Представлены около 50 видов китайского вооружения и техники, включая самолёты военной авиации.
В первую очередь обращает на себя внимание передовая, но уже находящаяся на вооружении ВВС НОАК техника. Самолёт J-20 – это аналог российского Су-57 и американского F-22 – истребитель-невидимка нового поколения, который впервые совершил демонстрационный полёт на Airshow China в 2016 г. В последние годы этот самолёт играет всё более важную роль в военной подготовке лётчиков. Также представлены большие транспортные самолёты Y-20 и самолёт нового поколения для дозаправки в воздухе YY-20, который эффективно повышает способность ВВС НОАК маневрировать на большие расстояния.
Интересен транспортный вертолет Z-8L, способный перевозить лёгкую бронированную технику; он улучшает возможности воздушно-десантных войск по быстрой доставке на большие расстояния.
Высокотехнологичные разработки китайского ОПК учитывают опыт боевых действий российских войск в СВО, что заметно по широкой линейке разнообразной беспилотной авиатехники. Представлены десятки новых образцов разведывательно-ударных беспилотников самолётного и вертолётного типов, в том числе предназначенные для пограничного патрулирования и антитеррористических операций, завоеванию превосходства в воздухе, подавления ПВО и воздушного сопровождения, а также для перевозки грузов.
Готовится к поставкам в НОАК огромное количество огнестрельного оружия, включая штурмовые и снайперские винтовки, пистолеты, пулеметы, гранатометы, пистолеты-пулеметы и нелетальное оружие. Огнестрельным оружием следующего поколения станет новая разработка – винтовка серии Type 20, которая, по словам разработчиков, значительно повысит боеспособность китайских вооруженных сил.
Оценивая уроки российской СВО на Украине, в Китае приходят к выводу, что формат совместных операций станет основным в будущих военных конфликтах. Эксперты обращают особое внимание на укрепление согласованности и бесперебойной связи всех родов войск и служб для достижения войсками высокой боевой эффективности. Китайские военные эксперты считают, что российско-украинский конфликт показывает необходимость дальнейшего повышения Китаем боеготовности во всех областях суши, моря, воздуха и космоса.
На фоне роста боеготовности НОАК, возможности которой были продемонстрированы в этом году, США пытаются восстановить контакты с китайской стороной по военной линии. Советник по национальной безопасности США Джейк Салливан заявил на днях, что США хотят возобновить переговоры с Китаем по вопросам обороны. В КНР отмечают, что заявление Салливана стало очередным в недавней серии «позитивных сигналов» от высокопоставленных официальных лиц США в отношении Китая после роста напряженности в китайско-американских отношениях с августа. Ранее в августе в рамках контрмер после провокационного визита Нэнси Пелоси на Тайвань Китай приостановил все контакты с США по линии военных ведомств. Китай пока не дал ответ и продолжает следить за ситуацией.
Беспокоятся в Вашингтоне и относительно перспектив личной встречи Байдена и Си во время саммита G20 на Бали в ноябре. Окончательного решения по этому вопросу китайская сторона ещё не приняла.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии