«Лазаревские путевки» на лоно Авраама в Украине выдаются бесплатно. Протоиерей Игорь Рябко
В это воскресенье Церковь вспоминает евангельскую притчу о Богаче и Лазаре.
Лазарь и Богач – два типичных образа, занимающие каждый свою нишу в нашем обществе. Оба проживают свою жизнь по инерции, в той ячейке, куда они попали. Лазарь живет подаянием, страдает от болезней, думает о еде и не имеет ни малейшей иллюзии по поводу того, что хотя бы кроха со стола Богача попадет ему в рот.
Богач живет «по-животному» роскошно. Есть на что, да и усилий, чтобы заработать и удержать богатство, судя по притче, ему особо прилагать не нужно. Ему можно жить, как говорится, «хакуна матата» – без забот. Жизнь Богача – это идеал жизни большей части населения нашей планеты. Американская мечта – «позволить себе жить так, как хочешь, и не делать того, чего не хочешь».
И тот, и другой живут просто и по накатанной. Спаситель не дает ни религиозной, ни даже нравственной оценки поведенческой модели обоих героев притчи. Он просто описывает в одной-двух фразах жизнь каждого из них.
Единственное, что с самого начала заставляет задуматься, так это то, что Лазаря Иисус называет по имени, а Богача – нет. Да и вообще, из всех притч Христа, эта – единственная, в которой произносится имя героя притчи.
Получается, что Лазарь как бы внесен в «реестр», его знают в том месте, куда идут праведники, и там уже есть под его имя «зарезервированный номер» и «вид на ПМЖ». У Богача имени нет, он просто один из многих ему подобных безымянных «социальных животных», которые пасутся на изобильном пастбище наслаждений своей бессмысленной жизни.
Каждый из нас у ангелов на учете, но есть люди, попавшие в «реестр», о котором говорит Христос апостолам: «о том радуйтесь, что имена ваши написаны на небесах», а есть такие, кто там не числится. Вот они-то и безымянные.
Что общего у Лазаря и Богача? На вопрос, что они сделали, чтобы попасть в этот «реестр», и тот, и другой могут ответить одинаково – «ничего». Выходит, что у нас в жизни есть такая невидимая штука, которую можно обозначить как «фора». И эта фора может дать, при определенных условиях, преимущество на пути к Богу. И наоборот, ее отсутствие делает этот путь длиннее.
Что же это за фора? Проведем прямую линию и поставим вдоль нее человечество – каждого в отдельности. А теперь попросим сделать пятьдесят шагов вперед тем, у кого нет денег на самое необходимое. Из них еще пятьдесят шагов вперед тем, кто голодает. От начальной линии вперед делают тридцать шагов те, кто в жизни не имеет власти, высокого социального положения и отменного здоровья.
А вот люди, которые имеют все с избытком – деньги, власть, здоровье, и которых вовсе не беспокоит, как и за что они будут жить завтра, делают от этой же начальной линии сто шагов назад.
За свою жизнь каждый – из того места, где он сейчас находится – должен успеть добежать до той красной линии, за которой находится Жизнь Вечная. Успеть до того, как упадет от пули, выпущенной Ангелом Смерти. При этом нужно помнить, что этот Ангел – снайпер, и ты не знаешь, когда именно он наведет на тебя оптический прицел своей винтовки.
Явно в более выгодном положении находятся те, кому дана возможность стать ближе к заветной красной линии. Те, кто отошел дальше, находятся в худшей ситуации – усилий нужно потратить больше, путь проделать длиннее.
Но все это сказано мною под углом нашей сегодняшней притчи, в жизни ведь, как правило, иначе. После того как все «стартовали», большая часть бежит не в сторону красной линии, а в противоположную – туда, где больше денег, власти и здоровья. Богач, после «депортации» в ад, просил Авраама, чтобы тот командировал Лазаря к его, таким же безумным, как и он, родственникам, которые бегут не в ту сторону («…прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения»), но получил отказ: «Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят».
Также Авраам отказывает и на просьбу богача о том, чтобы облегчить его участь, и объясняет, почему Лазарь, в отличие от него, получил утешение: «Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» (Лк. 16:19-31).
Направление для бега мы выбираем сами, без насилия со стороны неба. Находясь у ворот богача, видя, как другие наслаждаются, Лазарь не роптал, не хулил Бога и не критиковал роскошную жизнь богача. Именно за его страдания и терпение душу Лазаря после его смерти приняли ангелы. По этой же причине он попал после смерти на Лоно Авраамово и разделил с Авраамом его посмертный жребий, улучив состояние, полное утешительных надежд на будущее блаженство, ожидающее всех праведников.
Многие Отцы Церкви выделяли терпение в этой жизни как одну из важных добродетелей, способных даровать награду в «жизни будущей».
Если кто-либо думает, что он причастен ко всем добродетелям, но не переносит до конца, то не избегнет сетей диавольских и не будет управлен к достижению Царства Небесного. Ибо и те, которые здесь уже получили обручение жизни вечной, имеют нужду в терпении, чтобы воспринять в будущем совершенную награду за подвиги. (Прп. Петр Дамаскин)
Потерпи Господа в день скорби, чтобы покрыл тебя в день гнева. (Прп. Ефрем Сирин)
И еще, читая притчу, я задумался о границе пропасти между этими двумя мирами – миром ада и миром Лона Авраама. В притче сказано, что эта пропасть огромная и непреодолимая ни с той, ни с другой стороны: «… между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят».
Где начинается это разграничение? Я думаю, что в другом мире оно только продолжается, а начало получает еще здесь. Мы в этом, земном мире уже живем по разные стороны.
Демаркационная линия начинается в наших сердцах. Это хорошо и выпукло видно по жителям нашей страны. Уже во многом понятно, кто и где находится. Конечно, мало кто из них пойдет в ад по той же путевке, по которой туда был отправлен Богач. Экономическая ситуация не та. Но по путевкам ненависти, злобы и зависти отправятся очень и очень многие.
Одно утешает, что «лазаревские» путевки на Лоно Авраама присутствуют у нас в стране в изобилии и даются всем желающим за «копейки». Нужно только, как и Лазарь, потерпеть, не завидовать и не роптать. А Бог уж и сам знает – что, кому, за что и как воздать. Притча о Богаче и Лазаре это наглядно иллюстрирует. Так что по поводу справедливости тоже беспокоиться не нужно, все под контролем.
http://uoj.org.ua/publikatsii/vopros-very/lazarevskie-putevki-na-lono-av...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии