«Кто прощает, тому простится». Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Величайший пример всепрощения подал нам Сам Иисус Христос, когда пригвожденный ко Кресту молился за Своих мучителей: Отче, прости им, ибо не ведают, что творят (Лк.23:34). Вслед за Спасителем первый христианский мученик архидиакон Стефан, побиваемый камнями, умер с молитвой о своих убийцах на устах: Господи! не вмени им греха сего (Деян.7:60). Великий угодник Божий преподобный Серафим Саровский простил и просил не наказывать разбойников, которые так жестоко избили его, что батюшка до конца жизни ходил согбенным.

Вспомним, как великая княгиня Елисавета Феодоровна, простила убийцу своего мужа и навещала его в тюрьме. Как эта преподобномученица в последние минуты своей жизни молилась за тех, кто столкнул ее и других князей из рода Романовых в алапаевскую шахту. А вот и совсем недавний пример: протоиерей Павел Адельгейм, исповедник веры нынешнего века, перед лицом близко стоящей смерти пишет письмо человеку, по доносу которого в свое время оказался в лагере, — пишет со стремлением примириться с ним. За многовековую историю христианства таких примеров не счесть.

Итак, сам Господь заповедал нам прощать не только тех, кто нас просто чем-то обидел, но и своих врагов. К каждому из нас обращены евангельские слова, призывающие прощать обижающих нас и молиться за них: Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас (Лк.6:27-28).

У нашей Матери Церкви есть одна замечательная древняя традиция: в последний день перед Великим постом, перед этим нелегким семинедельным плаванием к счастливой пристани — Светлому Христову Воскресению, верующие собираются на вечернее богослужение, чтобы испросить друг у друга прощение. День этот издавна называется Прощеным воскресением. В древних обителях Египта и Палестины на время Великого поста монахи уходили поодиночке в пустыню, чтобы наедине с Богом в посте и молитве провести это время и возвратиться уже к Празднику Воскресения Христова. Понимая, что не все, может быть, доживут до Пасхи, в церкви они пели пасхальные стихиры и просили друг у друга прощения, как перед смертью. Отсюда и появился чин прощения. Вот и евангельские строки, которые читаются на этом особом богослужении, гласят: Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф.6:14-15).

Хочу привести пример, показывающий силу и милость Божию к тем людям, которые искренне простили друг друга. Эту историю рассказали участники боевых действий в Афганистане. В тяжелом бою группа наших разведчиков противостояла большим силам моджахедов. Они отбили одну атаку, другую… Кончались боеприпасы, слабели силы, враг многократно превосходил их по численности. И вот бойцы, укрывшись в одной из горных расщелин, думали о том, что в случае еще одной атаки никто из них уже не выживет. Когда от нее отделяли считаные минуты, и воины, прижавшись спиной друг к другу, заняли круговую оборону, один из них вдруг сказал: «Слушай, брат! Я когда-то взял у тебя одну вещь без спросу, прости меня». А другой отвечает: «И ты меня прости, потому что я однажды свалил на тебя вину, чтобы выгородить себя». Третий же сказал: «И меня простите. Потому что я о вас думал и говорил плохо, а сейчас вижу, что вы настоящие друзья. Простите меня за дурные мысли о вас». Так у этих внешне неверующих людей произошло взаимное покаяние и прощение, потому, что каждый из них увидел смерть лицом к лицу.

И в тот момент, когда они от души простили друг друга, наверное, произошло прощение их на Небе Самим Богом. Разведчики слышали, как подходят моджахеды, слышали их голоса. По словам очевидца, будто какая-то неведомая сила укрыла их, и произошло немыслимое: они остались незамеченными в открытой гористой местности и моджахеды прошли мимо. Спустя какое-то время ребята смогли пробраться на свою базу и остались в живых, хотя это было совершенно невероятно. Так за очищение души явлена им была милость Божия, обещанная тем, кто всем сердцем обратится к Господу.

А вот другая, прямо противоположная история. В Киево-Печерском патерике есть назидательное повествование о священнике Тите и диаконе Евгарии. Они были связаны союзом братской любви и взаимопомощи. Но враг рода человеческого внушил одному против другого скверные мысли, масла в огонь подлили клеветники, и два брата рассорились. Тит никогда не благословлял Евгария, а последний всегда обходил Тита стороной. Взаимные обиды и вражда все более и более усиливались. Но вот священник Тит тяжело заболел и на смертном одре, вспомнил заповедь Христа Спасителя, попросил позвать Евгария, чтобы с ним примириться. Братья чуть ли не силком привели его к постели умирающего, и Тит обратился к нему: «Брат, прости меня грешного!».

И вдруг все услышали в ответ страшные слова: «Не прощу ни в сем веке, ни в будущем!». Но как только Евгарий произнес это, на глазах у братии сразу упал замертво. И, о чудо! Священник Тит встает со смертного одра совершенно здоровым и рассказывает: «Как только я высказал мольбу о прощении, то почувствовал благодать Божию, сходящую в мое сердце, как огненное пламя. А когда Евгарий произнес эти ужасные слова, то Ангел ударом копья поразил его, а меня исцелил и восставил с одра болезни». Эта история осталась в памяти Церкви на все времена, чтобы показать, какой это страшный грех — сердце, исполненное памятозлобия, не вмещающее любви и всепрощения. Такого человека может ожидать страшный час, когда Господь остановит его жизнь — жизнь, не наполненную покаянием, неисправленную. И как велика сила человека, если он понудит себя ради правды Божией хранить мир, доброту и благородство в своем сердце.

Прощеное воскресенье напоминает нам о милосердии, о том, что если Бог прощает нам бесчисленное количество раз, то тем более и мы друг другу должны прощать. Вспомним, как апостол Петр спросил у Господа о том, сколько раз надо прощать, до семи ли раз? Для него, человека жившего тогда умом еще в Ветхом Завете, который гласил: «око за око, зуб за зуб» (Лев.24:20), — это была некая недостижимая нравственная высота: если я до семи раз простил, то это превосходно. Христос, услышав его слова, ответил: «Не говорю тебе до семи, но говорю тебе семь раз по семьдесят, если согрешит против тебя брат твой в течение дня, прости ему и это» (Мф.18:21-22; Лк.17:3-4). Семь раз по семьдесят — это четыреста девяносто раз в день, если кто-нибудь обидит тебя. Маловероятно, чтобы за один день приключилось столько искушений и напастей. Но если уж так случится, то мы должны стремиться к всепрощению, и этим мы будем уподобляться Господу Иисусу Христу.

О прощении мы должны заботиться каждый день, помня слова апостола: Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф.4:26). Это значит, что христианин не должен ложиться спать, пока не примирился и с обиженным им, и с обидчиком. К сожалению, есть такие люди, которые даже раз в год, в Прощеное воскресенье не могут из себя выдавить: «Прости». Не то, что от сердца, а вообще не могут это слово произнести. Таким людям митрополит Антоний Сурожский советует подойти и сказать: «Прости, что я не могу тебя простить». Потому что просто кого-то не заметить, кого-то обойти будет равнозначно тому, как если во время операции по удалению раковой опухоли или аппендицита оставить нитки или инструмент в животе оперируемого человека. Значит, если в нашей душе останется хотя бы одна маленькая «нитка», она отравит всю нашу с вами жизнь. Если вычищать, то надо вычищать все. Иначе, как сказал однажды преподобный Серафим Саровский, если ты сотворишь тысячу добрых дел, но имеешь хотя бы одного человека, с которым по твоей вине ты не можешь найти общего языка и не можешь простить ему, то грош цена всем твоим подвигам и добрым делам.

Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил о том, что в наше время слово «простите» стало как неподъемная стопудовая гиря. Казалось бы, что может быть легче? Но у человека не поворачивается язык произнести это простое слово, которое закладывает фундамент правильным взаимоотношениям между нами. Чего у нас в жизни только не бывает! Но мы должны быть готовы на всякое оскорбительное слово брата сказать «прости», потому что так мы защищаем свое сердце от греховной заразы. Этим коротким словом человек сеет мир, любовь, доброжелательность и одновременно пресекает вражду, готовую разгореться между ним и ближним его.

Нам, людям гордым, надо понуждать себя. Если что-то сделали против отца или матери, против мужа или жены — найдем в себе силы сказать: «Прости». Легче попросить у ближнего прощения, чем дуться или, как змея, вынашивать в себе какие-то злые помыслы. Лучше примириться этим простым, коротким словом и положить начало любви и согласию внутри своей семьи, среди тех людей, с которыми мы общаемся, работаем и живем. Так между нами будет распространяться мир, и этот мир очень важен. Именно о нем сказал преподобный Серафим Саровский, великий угодник Божий: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». За одно только желание, за одно только побуждение к этому миру человек уже будет ближе к Богу.

Вот как важно это духовное и душевное устроение. Недаром во время церковного богослужения много раз звучат такие слова священника: «Мир вам!», «Мир всем!», «С миром изыдем», напоминая нам о самом главном: Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся (Мф.5:9). Никто не задумывался, какой напрашивается антоним этому выражению? А вот какой: «Прокляты враждотворцы, ибо они сынами диавола нарекутся» — в противовес миротворцам, которые будут названы сынами Божиими.

Преподобный Исидор Пелусиот учит нас: «Благодеяния записывай на меди, а обиды записывай на воде. Медь сохранит это навсегда, а вода, если и возмутится, то на несколько секунд, а потом не останется на ней и следа». Так и наше сердце должно стать водой: когда взаимные столкновения, недоумения, нерасположенность возмутят нас, все это должно уйти, не оставив следа в нашей жизни.

Давайте молиться всем сердцем, всей душой, чтобы Господь дал нам великодушие хотя бы мысленно суметь оправдать человека для того, чтобы его простить. У каждого человека есть свои немощи, свои недостатки, которыми он вольно или невольно задевает того или иного человека, причиняя ему неприятности, досады и оскорбления. Поэтому всем нам надо научиться взаимно друг друга жалеть: он тебя, ты меня и так все — друг друга. Кто-то прощает твою резкость — ты прости его медлительность, кто-то прощает твою разговорчивость — ты прости его молчаливость, кто-то прощает твой бурный характер, но и ты в свою очередь прости чужую бурность, потому что иногда именно ты бываешь ее причиной.

Часто мы дотошно изучаем этикетки на продуктах — не добавлены ли туда опасные концентраты, не высоко ли содержание жира или сахара. Но в то же время совершенно не исследуем свою душу: не попала ли в нее скрытая злоба на человека, неприязнь, высокомерие и памятозлобие? Святой вечер Прощеного воскресенья призывает нас заглянуть в уголки своей совести, заваленной разным хламом, заглянуть внутрь себя, чтобы не остаться обремененными тяжелейшим грузом, который может потопить весь корабль спасения нашей души. Очень важно не держать в сердце обиды на кого-либо. Если мы вникнем в это слово обида, то увидим, что оно созвучно слову беда. Тот, кто обиделся, попал в настоящую беду — беду для своей собственной души, поэтому надо приложить все усилия к примирению.

Примем же друг друга с лаской, любовью и все друг другу простим. Все, чем нам досадили, оскорбили, унизили, все, что нам сделали в помрачении ума, в безумии сердца, в нетрезвом колебании воли, в бунте плоти. Потому что не простить — это погрузиться во тьму, когда мы стремимся к свету, и остаться рабом греха, когда мы ищем свободы. Не простить — это сохранить в себе семя смерти, когда мы ищем и желаем Воскресения, молим о нем, стремимся к нему. Наконец, не простить, это значит не подражать Самому Богу, ведь Христос пришел в мир, чтобы примирить его с Собой и в Себе с Богом. И мы знаем, какой ценой Он за это заплатил — ценою Своей Крови. Если мы хотим быть Христовыми, то давайте следовать Его примеру хотя бы в том, чтобы каждый наш день заканчивался примирением с ближними в душе и в сердце. Чтобы мы с искренним чувством произносили слова молитвы на сон грядущим: «Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбие».

Одному из святых отцов попал в руки текст молитвы первых христиан, живших духом, Богом, дышавших вечностью. Вот о чем молились они, вот какой образ молитвы оставлен нам:

«Господи, Боже мой, удостой меня быть орудием мира Твоего! Чтобы я вносил любовь туда, где ненависть; чтобы я прощал, где обижают; чтобы я соединял, где ссора; чтобы говорил правду, где заблуждение; чтобы я воздвигал веру, где давит сомнение; чтобы возбуждал надежду, где отчаяние; чтобы вносил свет туда, где тьма; чтобы я возбуждал радость, где горе живет. Господи, Боже мой, удостой не чтобы меня утешали, но чтобы я утешал, не чтобы меня понимали, но чтобы я понимал, не чтобы меня любили, но чтобы я любил. Ибо кто дает, тот получает. Кто себя забывает, тот обретает. Кто прощает, тому простится. Кто умирает, тот просыпается к вечной жизни. Аминь».

https://azbyka.ru/propovedi/dorogoj-spaseniya-arxim-melxisedek-artyuxin....