«Киевский Патриархат» выбирает путь, ведущий в никуда!

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

«Киевский Патриархат» выбирает путь, ведущий в никуда!

Поводом для этой статьи послужил один, мягко говоря, странный материал, размещённый на сайте Запорожской «епархии» самопровозглашённого «Киевского Патриархата» (1). Казалось бы, что тут особенного? В очередной раз раскольнический «епископ» (в нашем случае – Фотий) озвучивает надоевшие всем мантры о том, что каждая Поместная Православная Церковь проходила путь от непризнания до каноничности и голословные, не подкреплённые фактическим материалом, обвинения, направленные в адрес Украинской канонической Церкви, в сотрудничестве с бывшей властью и пропаганде «русского мира».

Всё это не ново, и, может быть, нам не стоило обращать внимания на эти, надоевшие всем и потому давно потерявшие силу, нелепые обвинения, если бы не несколько «но»… А точнее, если бы не несколько «интересных» пассажей, которые внимательный взгляд без особого труда отыщет в этом наспех приготовленном, и потому отдающим тухлым душком, чтиве.

Итак: первое утверждение раскольнического «епископа» Фотия, на которое, по нашему мнению, стоит обратить внимание, звучит следующим образом: «…кожна Помісна Церква, окрім перших, на початку свого утвердження проходила цей шлях. Спочатку не визнавали, а згодом приймали у сім’ю Православних Церков. Так само було і з Російською Православною Церквою…».

В конце статьи мы ещё вернёмся к этому, более чем странному, утверждению. Сейчас же отметим только то, что оно, по сути своей, является не чем иным, как откровенной ложью, ибо на самом деле ни одна из Поместных Православных Церквей никогда не прерывала евхаристического общения со всей полнотой Вселенского Православия, и потому ни о каком непризнании, в том числе и о непризнании РПЦ, в принципе не может идти речь (подробно об этом можно почитать, пройдя по ссылке (2)).

Почему православным нельзя молиться с инославными и еретиками?

И всё же, давайте сначала займёмся анализом других, не менее странных, и не менее показательных, утверждений «епископа» Фотия, а именно: видимо, плохо поразмыслив перед написанием своей статьи (или послушав чьи-то безграмотные, с богословской точки зрения, советы), «епископ» Фотий обрушился на канонического православного архиепископа Запорожского и Мелитопольского Луку с обвинениями в том, что тот игнорирует совместные молитвы с инославными, которые власть (а может быть, и раскольники) время от времени пытаются организовывать в г. Запорожье. Вот что по этому поводу пишет Фотий: «… нагадую Вам (т. е. архиепискому Запорожскому и Мелитопольскому Луке, – прим. автора) про освячення пам’ятного Хреста на Кушугумському кладовищі, де поховані невідомі бійці… Туди для освячення були запрошені різні християнські конфесії. Ми освятили цей Хрест, але через деякий час на кладовище прибули Ви зі своїми помічниками та представниками ЗМІ, і «пересвятили» його. Що це було?»

Конечно, может быть, для неподготовленного читателя, особенно восприимчивого к антицерковной пропаганде, которая сегодня преизобильно льётся в души людей с экранов телевизоров и прочих псевдо-патриотических СМИ, эти слова и могут произвести некоторое впечатление, но для православных христиан они звучат как набор дикого абсурда и потрясающей нелепости. Тем более всё это выглядит странным, что и сам Фотий, и его сторонники также позиционируют себя православными христианами. Так, всё же, «Що це було»?

А было вот что: на самом деле проблема заключается в том, что, согласно вероучению Вселенской Православной Церкви, к которой, собственно, и должен принадлежать каждый православный христианин, и частью которой является Украинская Православная Церковь, наши заблудшие братья – раскольники из самопровозглашённого «Киевского Патриархата», а также протестанты и католики, не говоря уже об инославных (мусульманах, буддистах и т. д.), являются еретиками, и потому любые совместные молитвы с ними строго-на-строго запрещены православным каноническим правом.

Так, например, 45-е Апостольское правило полагает извергать из Церкви тех, кто молится вместе с еретиками: «Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что либо, яко служителям Церкви: да будет извержен».

В том числе, запрет на совместную молитву с еретиками и раскольниками, то есть лицами, отлучёнными от общения церковного (это напрямую касается раскольников из УПЦ КП), повторяют ещё несколько канонических правил, например – 10-е и 65-е Апостольские правила, 33-е правило Лаодикийского Собора, 2-е правило Собора Антиохийского и т.д.

Собственно, поэтому православные верующие Запорожья, во главе со своим священноначалием, и игнорируют такие совместные молебны. Кому же из православных хочется быть извергнутым из Церкви Христовой и, тем самым, быть лишённым общения церковного? Быть лишённым участия в благодатных Таинствах Церкви? Оказаться вне Тела Христова, которым, на самом деле, и является Православная Церковь?

Несколько слов об истинной Церкви Христовой и её отличительных признаках

Именно поэтому, прежде чем писать такие, мягко говоря – странности, нашим оппонентам из «Киевского Патриархата» следовало бы прежде хорошо изучить каноническое право и вообще православное богословие, а точнее тот его раздел, который называется – экклесиология (учение о Церкви Христовой). Если бы они это сделали, то знали бы, что:

«Как не существует многих истин, хотя истина и многообразна, так же не существует и многих «Церквей», ибо есть единая истинная, православная Церковь. Церковь едина, и потому единственна, и эта едина и единственная истинная Церковь, обладающая истиной в неповреждённости, а потому и полноте, есть Православие» (3).

Мы неслучайно процитировали здесь эти слова из православного «Катехизиса», вышедшего под редакцией нынешнего шефа украинских раскольников М. А. Денисенко в его бытность митрополитом Киевским и всея Украины. Ибо надеемся, что наши оппоненты прислушаются к мнению своего руководителя. В том числе, им стоит прислушаться и к следующим словам М. А. Денисенко, словам, в которых он совершенно точно озвучил перечень признаков истинной Православной Церкви:

«Церковное единство должно проявляться не как единство власти над всеми Поместными Церквями, но как единство веры и вытекающее из неё единство жизни. Это внутреннее единство заключается во внутреннем согласии и солидарности Поместных Церквей, существующих самостоятельно, но не обособленно друг от друга. Оно выражается во взаимном признании силы и действенности благодатной жизни в этих Церквях (первый признак Церкви. – прим. автора), взаимном признании иерархии (второй признак Церкви. – прим. автора) и общении в Таинствах (третий признак Церкви. – прим. автора)» (4).

Что тут скажешь? Трудно не согласиться с этими словами, т. к. в них мы можем найти абсолютно точный перечень признаков Истинной Церкви Христовой. Только вот религиозная организация, основанная самим М. А. Денисенко (УПЦ КП), не имеет ни одного из этих признаков и, соответственно, Церковью не является. В том числе, из этого следует и то, что в УПЦ КП не совершаются церковные Таинства, а люди, которые там служат, не являются священнослужителями. То есть, по факту, в соответствии с православной экклесиологией, они являются обычными мошенниками, присваивающими себе пожертвования наших сограждан.

Поступайте по совести

Собственно, поэтому мы и призываем наших оппонентов из самопровозглашённого «Киевского Патриархата» быть честными и открыто рассказать украинскому обществу о том, кем, с точки зрения православного вероучения, они являются на самом деле. В этом смысле, было бы очень хорошо, если бы они повесили при входе в свои культовые сооружения (православными храмами они не являются) таблички с текстом следующего содержания: «Уважаемые граждане! Это сооружение не является православным храмом, т. к. принадлежит религиозной организации, не состоящей в евхаристическом общении с Вселенским Православием. И поэтому люди, которые здесь служат, – не священнослужители. А действия, ими совершаемые, являются нехристианскими таинствами, то есть, вы так и останетесь некрещёными, невенчанными, с неисповеданными грехами и непричащёнными».

На мой взгляд, это было бы честно. И тогда никто бы не смог обвинить представителей «Киевского Патриархата», да и других самопровозглашённых «православных церквей», в мошенничестве. Но это дело совести. А она не у всех есть. Вот в чём проблема.

И, кстати, почему бы нашим оппонентам из УПЦ КП не совершать с инославными и совместные богослужения, совместно не причаститься с протестантами или католиками? То есть делать то, чего не может себе позволить ни один православных христианин, вне зависимости от того, к какой бы Поместной Православной Церкви он ни принадлежал? Раз уж начали молиться с инославными, то пусть действуют в том же духе и дальше. Это бы во многом объяснило и факт того, почему наши раскольники не гнушаются совместными молитвами с еретиками и инославными.

Дело в том, что для них – это совершенно естественный процесс; ибо, по факту, являясь раскольниками и еретиками (в нашем случае раскол – это экклесиологическая ересь), они и ведут себя, как раскольники и еретики, т. е. игнорируют каноническое право и догматическое учение Православной Церкви. Тут, как говорится, действует непреложный духовный закон, согласно которому – «Подобное соединяется с подобным!» Но мы то, православные, здесь причём? Мы не собираемся изменять своей вере и Церкви Христовой. И делаем это потому, что дорожим той возможностью спасения, которую даровал нам Христос в Своей Церкви.

Можно ли воцерковить украинский национализм?

А вот наши оппоненты из УПЦ КП эту возможность игнорируют напрочь. Ибо, по сути, облачившись в православные одежды, они исповедуют совершенно другую веру, а именно – украинский национализм как одну из форм язычества. Именно поэтому в их проповедях и заявлениях можно найти столько политики и ничего от Православия. По сути они занимаются безнадёжным делом, а именно – воцерковлением национальных идей, которые прямо противоречат заповедям Евангелия (5).

Ну не может быть Украина (как и вообще любое государство или нация) превыше всего для христианина. Просто потому, что для христианина не может быть высшей ценностью его жизни ничто тленное, временное, преходящее. Жизнь христианина должна быть всецело ориентирована на служение Истине, которая – есть Христос: «Итак всякого, кто исповедует Меня пред людьми, – говорит Спаситель Христос, – того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; … Кто любит отца и мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня…» (Мф. 10:32-38).

И потом, ну не создавал Бог людей – украинцами, русскими, поляками, немцами и т. д. Поэтому, хотим мы этого или нет, но мы должны, со всей определённостью, признать тот факт, что, становясь христианином, человек должен перестать быть националистом. Из истории Церкви мы знаем множество случаев, когда христиан обвиняли в отсутствии патриотизма, выражавшемся в нежелании служить другим богам кроме Христа, вне зависимости от того, в какой форме это служение выражалось – поклонение культу императора, обожествления той или иной нации и т. д. Христианские мученики предпочитали идти на смерть, нежели осквернить свою веру языческим поклонением идолам (в качестве которых могут выступать как отдельное государство, так и отдельные нации и народы). Но именно этого сегодня от нас и добиваются, т. е. от нас добиваются того, чтобы мы пошли на компромисс с совестью и поступились верой в угоду политической конъюнктуре.

Конечно, мы далеки от мысли осуждать вообще всё национальное и самобытное. Все внешние вещи, в том числе и фольклорные, вполне имеют право на существование в жизни христианина, но только при одном условии: если они стоят на своём месте в иерархии христианских и вообще общечеловеческих ценностей. В этой иерархии есть своё место и у подлинного патриотизма, который, иными словами, является любовью к своему народу и желанием ему блага, и который исходит из совершенно других понятий, нежели идея «обожения» собственной нации и т. д.

Что такое раскол, по мнению самих же раскольников?

Кстати, не менее интересным и, к слову, абсолютно правильным с богословской точки зрения, выглядит утверждение М. А. Денисенко, определяющее причины церковных расколов: «С единством Церкви органически соединяется святость Церкви. Как мы знаем, грех является причиной всякого разделения. Упразднение греха означало воссоздание единства, как в самом человеке, так и единства человека с Богом и между людьми» (6).

В этом смысле нам остаётся пожелать нашим оппонентам из самопровозглашённого «Киевского Патриархата» покаяться в грехе разделения, учинённом ими, и вернуться в лоно Святой, Соборной и Апостольской Церкви, которую на Украине представляет Украинская Православная Церковь. Тем более, я уверен, все они прекрасно знают, что Церковь не создаётся актом самопровозглашения. Церковь – одна! Она основана Иисусом Христом почти 2000 лет назад, а не кем-либо из людей (Лютером, Папой Римским, М. А. Денисенко и т. д.). И поэтому, чтобы стать членом Церкви, к ней можно только присоединиться! В Церковь можно только войти и пребывать в ней.

Путь, ведущий в никуда

А вот теперь вернёмся к высказыванию Фотия о том, что каждая Поместная Церковь прошла «свой путь». Увы, для наших оппонентов, но, Церкви не нужно никуда идти, ибо это Христос пришёл к нам на Землю и основал Церковь Свою, тем самым, даровав людям возможность спасения. Это мы должны идти ко Христу, а точнее, прийти в Его Церковь. Увы, но та дорога, которую выбрали наши оппоненты из «Киевского Патриархата», ведёт в никуда! А точнее – ведёт в погибель, ибо, согласно учению Церкви, – ГРЕХ РАСКОЛА НЕ СМЫВАЕТСЯ ДАЖЕ МУЧЕНИЧЕСКОЙ КРОВЬЮ!

Вот почему православные верующие Украины не хотят становиться на этот дьявольский путь. Собственно, поэтому глупо упрекать нас в том, что мы служим Москве или зависим от неё и т. д. Украинская Православная Церковь давно получила автономию (причём, даже раньше, чем Украина получила независимость) и является единственной православной Церковью в нашем государстве. Однако разрыв канонического единства со Вселенским Православием, чего от нас так добиваются, приведёт к тому, что мы лишимся благодатных Таинств Христовых, лишимся благодатной помощи Господа, отпадём от Его Единого Тела. Вот чего не понимают наши оппоненты: не Москва нам дорога, а Христос и Его благодатные Таинства.

Поэтому мы, верующие канонической Украинской Православной Церкви, призываем всех, кто соблазнился идеей незаконной автокефалии, войти в Церковь, стать истинными членами Тела Христова, вступить в благодатное общение в таинствах с православными верующими всего мира и пребывать с нами в единстве и любви к Истине! В единстве, к которому нас призывает Христос: «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня!» (Ин. 17:21).

В единстве, о котором заповедал нам апостол Павел: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1 Кор. 1:10).

Тем более, что сегодня ничто в Церкви не может препятствовать, кому бы то ни было, быть настоящим христианином, жить по заповедям Евангелия, служить ближним и быть причастником Истинных Тела и Крови Христовых!

Ссылки:

1. Звернення «єпископа» Запорізького і Мелітопольського УПЦ КП Фотія до архієпископа Запорізького і Мелітопольського УПЦ Луки.

2. Ложь раскольников о 140-летнем «непризнании» РПЦ Вселенским православием.

3. Катехизис. Глава «Единство Церкви». Под редакцией митр. Киевского и всея Украины Филарета (Денисенко). Издание Украинской Православной Церкви. 1991. Стр.258-259.

4. Митрополит Филарет (Денисенко). Поместная Церковь и Вселенская Церковь // Журнал Московской Патриархии. №3. 1981. С.70–76.

5. Можно ли воцерковить украинский национализм?

6. Митрополит Филарет (Денисенко). Поместная Церковь и Вселенская Церковь // Журнал Московской Патриархии. №3. 1981. С.70–76.

http://uoj.org.ua/publikatsii/zashchita-tserkvi/kievskiy-patriarkhat-vyb...