«Какая вера, такие и иконы»

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
В Музее им. Рублева обсуждались проблемы современного церковного искусства

Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru

Москва, 16 февраля, Благовест-инфо. Семинар на тему «По разные стороны баррикад: что делает икону иконой? Икона как не богословие» состоялся 12 февраля в Центральном музее древнерусской культуры им. Андрея Рублева (ЦМИАР). Своими размышлениями о современном церковном искусстве поделились иконописцы протодиакон Алексий Трунин и Филипп Давыдов. Это третья встреча из цикла «Актуальные проблемы теории иконного образа: история и современность», организованного ЦМИАР и Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом (ПСТГУ).

Предназначена ли икона только для молитвы? Должен ли иконный образ ограничивать себя воспроизведением образцов или в нем может присутствовать живое проявление авторского начала как личное свидетельство о Боге? С чем мы чаще имеем дело: с богословием образа или с идеологическим программированием современного церковного искусства? Эти и другие вопросы, которые заинтересованные участники семинара подготовили заранее, определяли круг затронутых проблем. Тема семинара полемически заострена: как пояснила «Благовест-инфо» искусствовед Ирина Языкова, член экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации при Московском патриархате, упомянутые в названии семинара «баррикады» обозначают не конфронтацию, а разные подходы к новизне и традиции в современном церковном искусстве.

Роспись Алексея Трунина  в храме святителя Николая на Арцеуловской аллее в Санкт-Петербурге. Фото: Филипп Давыдов

Отец Алексий Трунин – протодиакон храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, художник-реставратор, автор многих икон и росписей. Он пережил уничтожение заказчиками своих почти готовых росписей в трех храмах; в частности, история с Никольским храмом на Арцеуловской аллее в Петербурге вызвала большой резонанс. Насколько уместны архаичные стили иконописи в современных храмах мегаполисов? Стиль росписей Каппадокии и Сванетии очень близок о. Алексию, который считает их «чудом христианского искусства», видит в них «подлинное переживание веры, детское чистое зрение взрослых людей». И в этом – ключ к его пониманию церковного искусства: «Икона должна рассказывать о том, как верить в Бога. Вопрос «Как писать иконы?» равносилен вопросу «Как спастись?» Икона отличается от неиконы максимальным количеством «витаминов» на 1 кв. см живописи. «Витаминность» для зрителя – то, что нас духовно исцеляет, одухотворяет, приводит к Богу», – говорит о. Алексий.

Он вспомнил слова своего учителя, иконописца и реставратора Адольфа Николаевича Овчинникова: «Какая вера, такие и иконы» и пояснил это на примере: «Когда мы видим произведения Рублева, мы видим состоявшегося в Боге человека». Таким образом, для него «главное в иконе – искренность», но не только: икона или роспись должна «родиться», быть «выстраданной» художником – но именно художником, а не ремесленником, обученным разным приемам и стилям и применяющим их в зависимости от воли и вкуса заказчика. «Нам не хватает художественности, у нас много наносного и очень низкий художественный ценз. Современная иконопись в большинстве случаев вся «заполирована», она не вызывает вопросов, кроме одного: «Сколько стоит?» – сетует о. Алексий. По его наблюдениям, даже если хорошие художники «попадают в церковное искусство, что-то с ними происходит». Во многом это определяется «поверхностно образованными» заказчиками и священнослужителями: большинство из них в лучшем случае что-то слышало о «Троице» Рублева, но точно знает, как надо и как не надо писать.  Что, по словам о. Алексия, неудивительно, поскольку 30 лет для церковного искусства – «это ни о чем», оно «только начинается, мы все двигаемся на ощупь».

Но как художнику необходим талант, так и зрителю, чтобы воспринять послание, которое транслируется через икону или роспись, тоже нужен талант. А художник «должен слушать только художника», претензии к нему могут быть лишь профессиональные, а не просто «мне не нравится», считает протодиакон-иконописец. «Художественность может быть единственным критерием подлинности и отсутствия духовной прелести», – говорит он, добавляя при этом: «Главный вопрос – насколько у художника и зрителя серьезные отношения с Богом. А оценивать молитвенность образа – это личное дело конкретного человека, это невозможно измерить».

Воскресение Христово. Художник Филипп Давыдов. Фото: sacredmurals.com

«Целеполагание» – ключевое слово в выступлении Филиппа Давыдова, потомственного иконописца, специалиста по теории искусства, преподавателя иконописи. По его словам, важно, обучаясь иконописи, понять, какие цели ставили древние мастера: «Наши предшественники не красоту создавали, а визуальное сообщение, духовную поэзию при помощи красок. Вряд ли у них было понятие «красота» – так, как мы это понимаем сейчас. И в деяниях соборов, касающихся иконописи, нет слова «красота». Это опыт передачи личного опыта веры. Когда мы видим «Троицу» Рублева, мы слушаем музыку, которую не перевести в слова. Работу надо создавать как послание, как месседж для тех, кто способен воспринимать глазами, не переводя все в слова».

Фото с презентации на семинаре

Именно в соответствии с целеполаганием художника надо оценивать его работу. Давыдов показал собравшимся средневековые образы, которые воспринимаются как «визуальный гимн» Христу и Богоматери, и их современные реплики, в которых он считывает «любование собой, своим профессионализмом и самим процессом исполнения». «Да, подобными образами можно любоваться, задача художника в этом случае – обаять клиента. А цель древнего автора – говорить о Боге всерьез, это предполагает диалог с молящимся. Если мастер хочет собрать внимание человека, чтобы он сосредоточился на молитве, – такой образ может быть иконой. Главное – цель самого художника. Важно, чтобы стенопись, иконопись стали частью жизни человека, а не просто прибавлением «сданных объектов» в портфолио», – считает иконописец. 

Отвечая на вопросы о понимании традиции, о значении иконографических правил, он отметил, что эти правила – самая поверхностная, первичная форма распознавания изображенного на иконе, они постоянно менялись. Художник выбирает из наследия предшественников «те образцы, которые помогут ему сказать что-то важное современному человеку, он работает в парадигме контекста, изучая при этом, какими средствами наши предшественники пытались донести свою мысль». Как священник, когда готовит проповедь, подбирает и обдумывает слова, понятные для его прихожан сейчас, сегодня, так и иконописец постепенно «ищет интонацию, которая ориентирована на адресатов его сообщения», он хочет быть услышанным и понятым. При этом «не стоит беспокоиться о том, что в иконе «современное» будет заслонять «вечное»: вневременное вполне может говорить при помощи временного», сказал Давыдов и привел позабавивший публику пример: как он сам недавно узнал, «самая крутая позолота» (символ вечности в церковном искусстве) получается на белке тухлого яйца – что может быть более временным!

Трехчасовая дискуссия, множество вопросов от слушателей свидетельствовали о том, как актуальны подобные обсуждения для иконописцев, искусствоведов и всех, интересующихся современным христианским искусством. «Очень важно, что этот разговор состоялся, что этот цикл семинаров организован таким авторитетным государственным музеем. Конечно, условные «консерваторы» и столь же условные «модернисты» должны обсуждать пути развития современной иконописи, размышлять о значении традиции и критериях оценки новых произведений, делиться своим опытом», – оценила итоги дискуссии искусствовед Ирина Языкова. По ее словам, нужно, чтобы иконописцы не были «один на один с заказчиком»; чтобы искусствоведы, музейщики, богословы тоже включались в процесс осмысления современной иконы; чтобы формировалось отношение к иконописцу не как к исполнителю прихоти заказчика, а как к художнику, имеющему свой «выстраданный» стиль. «Принятие чего-то нового именно так, в доброжелательном обсуждении, постепенно и происходит», – заключила она.

Оба спикера поблагодарили ЦМИАР и организаторов семинара за состоявшуюся встречу, запись которой можно посмотреть на странице ЦМИАР в Rutube.

Юлия Зайцева

https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=106879