– Мы приближаемся к концу Великого поста, и в воскресный день пятой седмицы в евангельском отрывке Господь подготавливает учеников к Своим страданиям, однако некоторые из них еще до сих пор так и не поняли, Кто был перед ними. Геронда, прошу, расскажите нам о смысле данного отрывка.
– Прежде всего, надо отметить, что мы рассуждаем о Евангелии от Марка, глава 10, стихи 32–45. Как вы уже сказали, Господь подготавливает Своих учеников к будущим событиям, рассказывая в подробностях о том, чему предстоит произойти в Иерусалиме. Говорит о Своем распятии, смерти и воскресении, а затем происходит нечто парадоксальное: двое из учеников, Иаков и Иоанн, сыновья Заведеевы, подходят и говорят: «Мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим» (Мк. 10, 35). Господь же спрашивает: «Что хотите, чтобы Я сделал вам?» (Мк. 10, 36) Он и без этого, конечно, знал, что им надо, но сказал для того, чтобы состоялся этот разговор. И тогда сказали они Ему: «Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую, в славе Твоей» (Мк. 10, 37). Они захотели воссесть по правую и левую сторону от Господа не потому, что поистине понимали то, о чем просят, а потому что думали, что это будет земное царство и земная слава. И тогда Христос им говорит: «Не знаете, чего просите» (Мк. 10, 38). Ведь они вправду не знали того, о чем просили. Когда же Христос спросил их, могут ли они пить чашу, которую Он пьет, и креститься Крещением, которым Он крестится, то они ответили положительно. Остальные же ученики, услышав их разговор, начали негодовать на Иакова и Иоанна. Затем Христос подозвал их и сказал следующее: «Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими» (Мк. 10, 42), т.е. описал им картину земной власти. И вот тут Господь переворачивает эту человеческую пирамиду власти, говоря: «Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10, 42–45). Тем самым Господь показал им Свою логику, которая в корне отличается от логики этого мира. Господь переворачивает человеческую пирамиду и предлагает Свою: кто хочет быть первым, пусть будет всегда последним, – приведя в пример Самого Себя.
– Геронда, то, как повели себя Иаков и Иоанн, – это было неведением или эгоизмом?
– Не знаю, что именно это было. Предполагаю, что причиной было как человеческое тщеславие, так и невежество. А невежество, между прочим, считается заболеванием души. Ведь когда человек не знает, чего просит, не понимает, с Кем имеет дело, то это в какой-то степени нездоровое поведение.
Когда нам предстоит соприкасаться с делами Божьими, то мы должны хорошо осознавать, куда идем и с Кем имеем дело
– Что же это означает для нас?
– Это значит, что когда нам предстоит соприкасаться с делами Божьими, то мы должны хорошо осознавать, куда идем и с Кем имеем дело, потому перед нами предстает Бог Всемогущий и Вседержитель.
– Геронда, еще я вспомнил, как некто на Святой Горе мне говорил, что он молился о том, чтобы научиться молиться. Как это понимать?
– Вот поэтому святые отцы советуют нам не быть многословными в молитве, но произносить: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», и этого достаточно. Бог, который знает нашу истинную нужду, даст нам все необходимое в подходящий момент.
– Расстроился ли Христос, когда говорил им о чаше страданий, а они спрашивали Его о славе?
– Вероятно, по-человечески Христос был опечален, видя, что Его чада не понимали Его. Но, с другой стороны, Христос видел, что люди пока не могли этого осознать в полной мере, потому что таинство Пятидесятницы еще не произошло, т.е. Схождения Святого Духа на них пока не было.
– Геронда, когда мы огорчаем Бога?
– Грех, вероотступничество, лукавство, наша медлительность в добрых делах – все это огорчает Бога и не дает нам к Нему приблизиться.
– Когда Христос сказал им, что «чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься», почему это не привело к тому, чтобы они могли сесть по правую и левую сторону от Него?
– Потому что это достигается через подвиг. Недостаточно того, что Он просто избрал их. Они еще были несовершенны и не исполнили того подвига, чтобы воссесть по правую и левую стороны от Него. Должно было произойти сошествие Святого Духа на них, и им надо было выйти на проповедь.
Это достигается через подвиг. Недостаточно того, что Он просто избрал их
– Геронда, вы сказали, что Бог отменил человеческую пирамиду. Что это значит, можно поподробнее?
– На вершине человеческой пирамиды находятся господствующие над народами, а внизу находятся их подданные, наемники или рабы. Господь же перевернул эту пирамиду и сказал: если ты хочешь быть первым, стань последним, т.е. если хочешь стать господином, стань рабом.
– Может ли это вместить человеческая логика?
– Апостол Павел говорит: «Мы безумны Христа ради» (1Кор. 4, 10). Мы, впитавшие в себя Божественную логику, будем безумцами для этого мира, но для Бога – мудрецами.
– Когда Христос говорит: «а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою», кто эти «большие»?
– Это те, которые без страха и колебаний становятся последними из последних, причем абсолютно добровольно.
– Видно, что Христос говорил о вещах, которые должны были случиться позже. Кто-то боялся, кто-то не понимал… Можно ли тут провести некую параллель с общением духовника и его духовных чад?
– Мне это напоминает собрания, которые проводились у нас монастырях в преддверии неких событий. Наш старец давал нам советы, инструкции, как должно реагировать, встречать то или иное событие. Также и Христос предстает под видом доброго старца, готовящего Своих духовных чад к Великому дню Своих страданий, Креста и Воскресения. Иногда то, что нам говорит духовник, или вообще другие люди, мы не сразу понимаем, но только со временем начинаем видеть, что их слова были истинными. Если какие-то вещи имеют объяснение, то нам обязательно нужно обращаться за духовными разъяснениями к своему духовнику, а если объяснить невозможно, то тогда мы должны проявить терпение, и пусть случится по воле Божией.
– На пятой седмице Великого поста Церковь вспоминает святую Марию Египетскую. Расскажите, геронда, кем она была и почему ее память совершается накануне великих событий?
– Если мы посмотрим на все предыдущие седмицы Великого поста, то увидим, что они образуют своеобразную лестницу. Как мы уже говорили на прошлой неделе, книга «Лествица», написанная святым Иоанном, является научным пособием, которое описывает путь нашего исцеления. И вот сегодня, под конец святой Четыредесятницы, мы встречаем подтверждение всего того, чему нас учила Церковь на протяжении поста, и этим подтверждением является святая Мария Египетская. Она подтверждает, что человек имеет возможность обожения по благодати, что сила Креста изменяет и преображает человека. Вообще все святые являются доказательством целительной силы учения нашей Церкви.
– Как такое возможно, что после стольких лет жизни во грехе человек вдруг переменился?
– Это Божие действие. Только представьте, какую целительную силу имеет наша Церковь, если женщина, жившая много лет среди распутства и разврата, смогла стать святой и встать рядом с ангелами. Свой духовный путь она начинает с решения переменить жизнь, а затем с помощью благодати Божией она подвизается в пустыне и достигает тех духовных результатов, о которых нам известно.
– В этой истории значительную роль сыграла и Пресвятая Богородица, не так ли?
– В пещере Святого Афанасия, в Великой лавре на Афоне, находится та икона Пресвятой Богородицы, через которую Божия Матерь говорила со святой Марией. Богородица является нашей Путеводительницей, ведущей нас ко Христу. Она – посредница между грешниками и Иисусом Христом. В этом мире ничего невозможно без Богородицы, ибо Воплощение Слова произошло именно через Нее.
– Геронда, а как же нам разбудить нашу совесть?
– Самостоятельно это сделать, я думаю, нам очень сложно. Что мы должны сделать, так это просить об этом пробуждении у Бога, а в остальном – исполнять то, что можем, и тогда Господь воскресит нас. Очень хорошо сказал святой Иоанн Златоуст, когда молился: «Сокруши мое окаменевшее сердце». У каждого святого был такой период продолжительной молитвы к Богу, чтобы Он оживил его мертвое сердце, т.е. совесть.
– Духовная жизнь святой Марии Египетской началась именно тогда, когда она осознала свои грехи?
– Очевидно, что святая Мария имела доброе внутреннее расположение и смирение, которое помогло ей прийти в себя и понять, что Богородица не позволила ей войти в храм из-за ее грехов. Это было таким воспитательным воздействием на нее, которое пробудило ее и подтолкнуло к осознанию необходимости покаяния в грехах.
– Геронда, общаясь с вами на протяжении стольких передач, я прихожу к выводу, что доброе внутреннее расположение и смирение являются главными необходимыми условиями для изменения души?
– Если гордыня стала причиной падения ангелов и потери рая, следовательно, смирение – это то, что может вернуть их обратно.
– Святая Мария Египетская на протяжении 47 лет ничего не ела и не пила и смогла продержаться только благодаря благодати Божией. Почему такая благодать была дана именно святой Марии?
– Тем самым Господь хотел нам показать две крайности. Сначала она дошла до крайности греха, когда предавалась блуду безвозмездно, и весь смысл ее жизни был в утолении плотской похоти, а потом она переменилась и приобрела крайнюю добродетель.
– Получается, постом и молитвой она претворила свой ад в рай, но все это произошло по воле Божьей. Соответственно, все зависит только от Бога?
– Господь не отменяет нашей свободной воли. Он всегда рядом с нами, но Он также всегда прислушивается к нашему выбору.
– Геронда, как нам провести эти последние дни поста, чтобы наша ежедневная жизнь стала полем сражения с грехом?
– Если мы будем соблюдать пост и ограничивать себя в материальных утехах, и найдем утешение в благодати Божией, тогда эта благодать станет для нас и пищей, и одеждой, укрепит нас и приведет к Богу.
– Преподобная Мария может стать примером для нас, людей, живущих сегодня?
– Именно поэтому Церковь и уделяет ей столько внимания, чтобы она стала примером для нас. Чтобы мы могли сказать: о, если эта женщина, павшая так низко, стала святой, тогда и мы тоже можем.