«И БОГ ОТКРЫЛ ГЛАЗА ЕЕ, И ОНА УВИДЕЛА КОЛОДЕЗЬ С ВОДОЮ ЖИВОЮ». Семейная жизнь ветхозаветных патриархов. Беседа 14-я

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Изгнание Измаила и его матери
Изгнание Измаила и его матери

И теперь мы переходим к 21‑й главе Книги Бытия – здесь очень сложный семейный узел. Вы знаете, что у Авраама был очень сложный семейный треугольник: Авраам – Сарра – Агарь. Этот узел надо было как-то развязать… И в случае с патриархом Иаковом тоже будет не менее сложный треугольник: Иаков – Рахиль – Лия. И далее мы исследуем также вопрос: любимые и не любимые дети.

И мы читаем: И призрел Господь на Сарру, как сказал; и сделал Господь Сарре, как говорил. Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему Бог (Быт. 21, 1–2).

Значит, Аврааму 100 лет, когда рождается Исаак, а Сарре – 90. И вот от девяностолетней женщины, в летах преклонных, у которой обыкновенное у женщин… прекратилось, как Сара сама о себе свидетельствовала (ср. Быт. 18, 11), – Господь всё восстановил, она понесла и родила ребенка. Некоторые комментаторы говорят, что, когда Господь восстановил у Сарры «все обыкновенное у женщин», произошло всецелое обновление ее организма, так что и внешне она даже помолодела.

И я однажды беседовал с одним врачом – он гинеколог – и спрашиваю:

– Ну, а вот если пожилая женщина вдруг получит возможность рожать, у нее все функции женские восстановятся – это скажется на ее внешнем виде? – Он говорит:

– Обязательно! Обязательно! – То есть Сарра могла и внешне помолодеть, поэтому не надо удивляться, что все на нее обращают внимание, Господь знает, как Своих людей награждать.

Но прежде всего у нее (Сарры) было, конечно, духовное обаяние!..

И нарек Авраам имя сыну своему, родившемуся у него, которого родила ему Сарра, Исаак (Быт. 21, 3). – Имя «Исаак» – означает «радость», «возрадуются» (в форме: будущего времени); так как все обетования о семени исполнились на Христе (Мессии).

И это действительно радость – девяностолетняя женщина избавилась «от поношения бесчадства», она прижимает к себе Исаака! И какая радость у Авраама, что у него сын (потомок)!

«Исаак изобилует славой, потому что он родился как награда отцу его Аврааму, величайшему и неподражаемому мужу. И это, право, не удивительно, поскольку он (т.е. Исаак – О.С.) был прообразом рождения и страсти Господа… Итак, самим своим именем он прообразует милость, ибо Исаак в переводе означает смех, а смех – это признак радости. Кто же не знает, что он – это радость всех, который, сдержав страх ужасной смерти и отринув скорбь, сделался для всех отпущением грехов? Итак, один именовался (т. е. Исаак – О.С.), а другой обозначался (т. е. Христос – О.С.), один изображался (т. е. Исаак как икона Христа – О.С.), а другой возвещался (т. е. Сам Христос – О.С.)»[1].

И обрезал Авраам Исаака, сына своего, в восьмой день, как заповедал ему Бог (Быт. 21, 4). – Исаак – это первый человек, который был обрезан по Закону Божьему, то есть именно в восьмой день, как и сказано в Законе Божьем (Лев. 12, 3). Потому что Аврааму было, когда он был обрезан, 99 лет, Измаил был обрезан в 13 лет, а Исаак именно по закону был обрезан на восьмой день, как и положено, как и Господь наш Иисус Христос был обрезан на восьмой день после Рождества. Причем наречение имени всегда совершалось именно при обрезании, как и читаем: когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус (Лук. 2, 21). – Подобно тому и в христианской традиции имя нарекается в таинстве Крещения, которое и предвосхищал обряд обрезания; обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым (Кол. 2, 11). – Поэтому вопрос о крещении младенцев не вызывает сомнения, а все возражения на этот счет выглядят библейски необоснованными и легкомысленно праздными.

Рождение Исаака
Рождение Исаака

Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак, сын его. И сказала Сарра: смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется (Быт. 21, 5–6). Действительно, это у многих людей вызывало улыбку, что девяностолетняя женщина родила сына (зачав от 99-летнего старца), – вот сейчас опять кто-то захихикал[2], – но вы ничего не нарушили, потому что пророчество есть, что будут смеяться. Что делать? Действительно, когда люди слышат об этом случае, они улыбаются и даже смеются.

И сказала: кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью? ибо в старости его я родила сына… (21, 7). Каких это детей[3]? Один же ребенок родился – Исаак? Другой, Измаил, сын рабыни, здесь ему уже 16 лет! Так каких будет кормить детей грудью?

И чтобы распознать этот текст, предлагается следующее истолкование: Авраам отмечал двухлетие сына от его рождения (а на востоке особенно отмечают двухлетие). – Это делалось на второй год, то есть два года проходило, и отнимали ребенка от груди матери[4]. И на этот праздник собралось много женщин и мужчин (соседей). И между собой женщины стали сплетничать и говорить: «Не может такая пожилая женщина родить, да еще и кормить грудью! Как это так? Наверное, она купила этого младенца у бедуинов. Или украла!»

И тогда Сарра сказала: «Я сейчас покормлю Исаака, и давайте всех ваших детей – я их тоже накормлю». И она накормила всех этих детей, которых принесли на этот день праздника отнятия от груди.

И сказала: кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью? ибо в старости его я родила сына. Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак [сын его] отнят был от груди (Быт. 21, 7–8). – И если ваши невестки вас будут спрашивать: «До какого времени кормить-то?» – говорите: «До двух лет!» Потому что до двух лет кормить надо. Не теряйтесь, всегда опирайтесь на Писание во всем (ср. 1 Пет. 4, 1). Для нас важны именно бытовые подробности, потому что мы говорим о семейной жизни ветхозаветных патриархов. А сейчас стараются побыстрее избавиться от кормления грудью, заменить материнское молоко всякими жидкостями почти химического происхождения – это небезопасно для детей (их иммунной системы).

И далее мы видим проблему: И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки[5], которого она родила Аврааму, насмехается [над ее сыном, Исааком] (Быт. 21, 9).

«Когда Писание говорит насмехается, оно имеет в виду иной скрытый смысл. Ибо под насмешками подразумевается, что Измаил бил Исаака. Сарра же, увидев это, разгневалась и поэтому сказала Аврааму: выгони эту рабыню, и прочее»[6].

Измаил смеется над Исааком! Почему же он смеется? Измаилу исполнилось 14 лет, когда рождается Исаак, и он себя считает первым наследником. С точки зрения устного права, он прав: он первенец Авраама, он первый ребенок, он старший. А Исаак – младший. И Сарра видит, как сын рабыни превозносится, насмехается над Исааком.

Слово насмехается – на иврите: מְצַחֵק (мецахек) – многосложное слово. Оно может обозначать идолопоклонство, в библейских текстах оно используется по отношению к тем, кто в насмешку единому Богу поклонялся разным богам, играл пред идолами на музыкальных инструментах (ср. Быт 4, 21).

Оно обозначает и убийство – помните, две группы молодых людей стояли на поле боя, а воины зрелые не хотели вступать в битву? И они предложили: «пусть встанут юноши и поиграют пред нами» (2 Цар. 2, 14), – юноши мечами пронзили друг друга и упали мертвые с той и с другой стороны. Также это слово означает и «разврат», развратные действия какие-то. Или заигрывание мужа с собственной женою (ср. Быт 26, 8). Поэтому нам трудно понять, бил ли он Исаака, нецеломудренно вел себя в присутствии его или обучал брата идолопоклонству? Но из контекста мы можем предположить, что верна одна догадка. Контекст мы увидим далее, а легенда следующая:

Измаил, который был искусный стрелок из лука (ср. Быт 21, 20), использовал маленького Исаака как мишень: заставлял его бегать за стрелами и постреливал в его сторону, рядышком с ним, над головою. И Сарра пришла в ужас, когда она это увидела. Она увидела и испугалась! Далее мы увидим косвенное подтверждение этой легенды (Быт. 21, 16).

Теперь Сарра прибегает к заступничеству со стороны мужа:

Потеря имени в библейском тексте означает гнев Божий

И сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком (Быт. 21, 10). Вот здесь пропадает имя Агари, и сын ее не называется Измаилом. Но что более важно для нас в 12‑м стихе: Бог не называет Агарь по имени и Измаила не называет по имени! Потеря имени в библейском тексте означает гнев Божий и потерю Его одобрения.

Сарра говорит Аврааму: Выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком (Быт. 21, 10). И вот за то, что она себя так ведет, – вы помните, что когда-то она даже прогнала беременную Агарь, а здесь она уже изгоняет Агарь с ее сыном, – последовало наказание Божие: с тех пор арабы будут преследовать евреев, всегда будут над ними превозноситься и теснить их. И есть пророчество, что восстанут они – будет арабское восстание – и накажут тех, кто господствовал над ними и унижал их (Быт. 27, 40).

И показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его [Измаила] (Быт. 21, 11). Аврааму неприятно то, что Сарра требует, чтобы он прогнал Агарь и его первенца, его сына Измаила.

Я знаю одну семью в Москве: у одного молодого христианина второй брак, и его вторая жена запрещала и запрещает ему видеться с сыном от первой жены. И когда я это узнал, я очень испугался за ребенка, который родился от второго брака у этого человека, потому что он мне родственник. И ребенок от второй жены заболел, у него возникли проблемы со здоровьем. А от первой жены – здоровенький, крепенький бегает, сообразительный такой, смышленый.

И в Книге Второзакония сказано: Если у кого будут две жены – одна любимая, а другая нелюбимая, и как любимая, так и нелюбимая родят ему сыновей, и первенцем будет сын нелюбимой, – то, при разделе сыновьям своим имения своего, он не может сыну жены любимой дать первенство пред первородным сыном нелюбимой; но первенцем должен признать сына нелюбимой [и] дать ему двойную часть из всего, что у него найдется, ибо он есть начаток силы его, ему принадлежит право первородства (Втор. 21,15–17). – И поэтому, если у вас есть дети от нескольких браков или кто-то из вас имеет детей от разных женщин, вы должны к детям относиться принципиально одинаково. Это очень важно! Если вы кого-то будете выделять – может быть, случится Божие наказание за это, могут возникнуть какие-то проблемы.

И вот Авраам огорчился, весьма неприятным это было ради сына его. Ведь помните, как он в свое время говорил: Хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим (Быт. 17, 18), когда он уже потерял надежду, что у него от Сарры родится ребенок. Но здесь вмешивается Господь и занимает сторону Сарры. Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей[7]; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя (Быт. 21, 12).

И мы видим, как сложно этот поток семени, праведного семени, святого семени пробивается к нашему Господу Иисусу Христу! Потому что назначение еврейского народа было двоякое: с одной стороны, создать корпус слова Божьего, то, что называется Библия, и второе назначение – способствовать по плоти воплощению Божественного Слова-Логоса: Христос рождается как сын Давидов, как сын Аврамов, от этого семени Авраамова, дома Давидова. Здесь идет некое противостояние, но оно оправдано, это противостояние.

И далее Господь говорит: И от сына рабыни Я произведу [великий] народ, потому что он семя твое (Быт. 21, 13). Семя пророков не может пропасть просто так, бесследно, и вы знаете, что от Измаила произошел арабский народ, все мусульмане в той или иной степени считают Измаила своим праотцем. Но здесь нет свободной полноты Божьего обетования: Господь говорит, что Он позаботится, да, но это – не сын обетования (свободный) в полном смысле. Что же говорит Писание? Изгони рабу и сына ее, ибо сын рабы не будет наследником вместе с сыном свободной (Гал. 4, 30). И Авраам подчиняется божественному решению… Но здесь происходит что-то очень странное, смотрите: Авраам – это же богатый человек и ранее мы уже прочитали: и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды (Быт. 12, 16). Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды (один мех воды? – О. С.),и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее. Она пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии (Быт. 21, 14).

Кстати, некоторые, когда читают, не замечают запятую. Они читают так: «и дал Агари, положив ей на плечи и отрока, и отпустил ее». Он не мог ей положить на плечи отрока. Давайте вспомним, когда обрезывается Авраам, ему – 99 лет, Измаилу – 13 лет. Один год до рождения Исаака. Исаак рождается – Измаилу 14 лет. Два года Исаака кормили грудью – события-то связаны! – Измаилу 16 лет. И, конечно, Агарь не могла взять его на плечо и понести, хотя иногда этот текст публикуют без запятой.

Но все равно здесь текст построен так, что она как бы принимает его на плечо – так можно сказать. И из этого делается вывод, что он был болен на тот момент. Представляете, больного шестнадцатилетнего мальчика Авраам прогоняет с матерью, дает им хлеба и один мех воды! Авраам, который имел столько всего, – почему он так поступает? Авраам верит Богу. Бог уже сказал ему: И от сына рабыни Я произведу [великий] народ, потому что он семя твое (Быт. 21, 13). Он верит Богу! Не просто верит в Бога, то есть в Его существование, – он верит Богу, то есть доверяет Его словам. И, кроме того, ему надо укрепить веру Агари: представляете, в каком раздражении женщина, которую Сарра прогоняет, и к тому же без всего.

Потом, после смерти Сарры, Авраам женится на Хеттуре (Быт. 25, 1), и у него родятся еще дети, это будут князья востока. Когда он будет их от себя отсылать, он даст им «подарки» (Быт. 25, 6). А здесь-то – ничего! Мех воды и кусок хлеба. И – в пустыню!.. Агарь пошла и заблудилась в пустыне Вирсавии.

И не стало воды в мехе, и она оставила отрока под одним кустом. И пошла, села вдали, в расстоянии на один выстрел из лука (Быт. 21, 15–16). А почему такая деталь – на один выстрел из лука? А здесь давайте вспомним легенду: Измаил, действительно, мог издеваться над маленьким Исааком и пускать стрелы в его сторону. А сейчас Агарь села на расстоянии одного выстрела из лука. Зачем? Возможно, она села и кричала, чтобы сын ее пристрелил из лука. Потому что она не вышла из того поля, где смертоносный удар стрелы может ее погубить. То есть Бог всегда наказывает людей через их грехи, через их преступления. И иногда нам преступление неизвестно, но через наказание мы можем понять, почему именно он наказан и за что наказан. Когда вы читаете или слышите, что кого-то Бог наказал чем-то, вы можете сразу попытаться понять, догадаться: а почему?

И пошла, села вдали, в расстоянии на один выстрел из лука. Это можно перевести и так: села так, что с одного раза можно попасть. Ибо она сказала: не хочу видеть смерти отрока (Быт. 21, 16). Что значит не хочу видеть смерти отрока и села… в расстоянии на один выстрел из лука? То есть она видит своего сына, она хочет умереть раньше его, не видеть смерти его (отрока). Она, действительно, могла просить, чтобы он ее убил. И она села [поодаль] против [него], и подняла вопль, и плакала (Быт. 21, 16). если мы примем эту легенду, мы увидим, что здесь она еще больше удаляется, она поняла, что сын не будет в нее стрелять. Она отходит дальше и поднимает вопль, рыдает.

А дальше сказано: И услышал Бог голос отрока [оттуда, где он был] (Быт. 21, 17). А почему Агарь Он не услышал? Она подняла вопль, она рыдает, кричит, а про молитву отрока же ничего не сказано. Но он – семя пророка! Он мог даже молчать, но иметь такое упование, что его отец – пророк. Видите, какой контраст: И она села [поодаль] против [него], и подняла вопль, и плакала; и услышал Бог голос отрока [оттуда, где он был] (Быт. 21, 16–17).

И далее: …и Ангел Божий с неба воззвал к Агари (Быт. 21, 17). То есть Бог услышал голос отрока, о котором ничего здесь не обозначено, молился он или плакал («голос»).

Ангел Божий посылается к Агари, и Ангел Божий с неба воззвал: что с тобою, Агарь? (Быт. 21, 17). Почему такой вопрос? Здесь мы видим укоризну. Что с тобою, Агарь? – неужели Ангел не видит, что она в пустыне, у нее закончилась вода, она ищет для себя смерти? Неужели он этого не видит? Что с тобою, Агарь? Так смысл-то вопроса другой! «Что с тобой, Агарь? Ты что, забыла, что я тебе раньше говорил?» – как бы спрашивает ее Ангел. Ведь раньше, когда она убежала от Сарры, Ангел уже сказал ей, что великий народ произойдет от ее сына!.. «Что с тобой? Куда девалась твоя вера? Тебе же Бог уже раньше все сказал! Что с тобой? Что случилось? Не бойся!»

Что с тобою, Агарь? не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится (Быт. 21, 17), то есть услышит и потом, как бы ни распространилось это семя. Действительно, мы должны понять: в каком бы месте мы ни находились – Бог нас слышит. Надо сказать, что Измаил уклонится от путей Господних и станет разбойником. Но Бог судит человека, суд Его учитывает настоящее состояние человека, а не прошлое и не будущее. Помните, как Господь говорил? – Довольно для каждого дня своей заботы (ср. Мф. 6, 34). Неважно, как он себя вел с Исааком, неважно даже, каким он станет потом. Но сейчас его голос услышал Бог – он не вопил, не кричал, здесь сказано: мать его вопила-кричала. Значит, у него был молитвенный настрой, упование. Он – сын пророка, и Бог услышал его. Тем паче услышит и нас, христиан, детей Божиих по благодати.

То есть если Бог посылает нам помощь на какой-то момент, например, ты заболел, тебе больно и тебе страшно, что ты можешь умереть, ты начинаешь плакать, просить помощи – и Бог посылает помощь. Бог тебя исцелил – это не значит, что и дальше будет так же, что всякий раз, заболев, ты получишь помощь. Потому что, когда ты болел в том году, предположим, ты искренне молился. А потом ты стал злоупотреблять той милостью, которую тебе Господь оказал.

Но именно на этот момент Бог, конечно, позаботится об этих людях! Мать с ребенком одна, и вода закончилась!..

Помощь всегда рядом. Просто мы не всегда видим, откуда она придет

И когда сейчас мы видим вокруг себя все эти ситуации: как часто матери-одиночки страдают, им кажется, что помощь никогда не придет, «мать-одиночка – это так тяжело! – ее бросил муж, выгнал из дома с больным ребенком!..» – мы должны знать, что на самом деле помощь всегда рядом. Просто мы не всегда видим, откуда она придет. Иногда мы даже ставим условия Богу: «Вот такому-то человеку, Господи, скажи, может быть, он посодействует. Или вот надо, чтобы то-то и то-то произошло». Мы иногда не видим, что помощь всегда рядом! Сказано: Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1 Кор. 10, 13). И всегда рядом есть помощь, облегчение, – ее просто надо увидеть!

И Ангел говорит: не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится; встань, подними отрока (оказывается, он лежал, он, действительно, был болен! – О. С.) и возьми его за руку, ибо Я произведу от него великий народ (Быт. 21, 17–18). «Великий» – это значит, что они откажутся от идолопоклонства…

И смотрите, что дальше мы читаем:

И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою [живою] (Быт. 21, 19), – оказывается, колодец-то рядом был! Представляете? Отрок лежит-умирает, она вопит-рыдает… А оказывается, помощь-то – рядом! И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою. И это не просто колодец, в который надо заглянуть и смотреть: есть вода или нет, камушки бросать – плюхнется об воду или нет? А вода была видна! Колодец полон воды доверху! С водою [живою] – то есть фонтаном журчал источник. И пошла, наполнила мех водою и напоила отрока (Быт. 21, 19).

Этот колодец очень почитают мусульмане, он называется زمزم «Зам-зам». И когда они совершают паломничество, «хадж», они после посещения Мекки обязательно ходят вокруг этого колодца. Точнее, бегают, вспоминая, как Агарь наливала мех воды, бежала к сыну, как он бежал к колодцу… И вот они там целыми толпами бегают – до несколько тысяч может собираться людей.

И дальше, смотрите, что сказано: И Бог был с отроком (Быт. 21, 20). Это не о каждом молодом человеке можно сказать! И Бог был с отроком – вы бы хотели, чтобы о ваших детях было так сказано?

Конечно, судьба Измаила будет сложная…

Есть и древнее предание, которое сохранилось – предание о том, как Авраам навещал своего сына Измаила, когда тот уже вырос. Измаил вырос и женился. Его первая жена, по этому преданию, была язычница. И вот Авраам пошел навещать своего сына Измаила. Он пересекает пустыню, приходит в Аравию, заходит в дом – нашел, где дом Измаила, он князь в этой местности, Господь продолжает его благословлять. А Измаила дома нет, только жена была. И Авраам стал присматриваться к этой жене, как она себя ведет. Она говорит: «Мужа нет, дождитесь, когда он придет, я никого не принимаю…». И тогда Авраам говорит: «Я не могу ждать, мне надо вернуться назад. Передай своему мужу, пусть он починит порог своего дома». И Авраам вернулся.

Приходит Измаил, он какие-то походы, наверное, совершал военные, и эта женщина ему говорит: «Был человек, сказал, что твой отец, велел порог починить». Измаил задумался: «А-а-а, все ясно!» И прогнал ее. Потому что «порог» на востоке – иносказание: жена входит в дом мужа через порог. Измаил ее прогнал, взял другую.

По этой легенде, Авраам опять пошел навещать Измаила, выяснить, появилась ли у него разумная жена, в конце концов? Приходит – опять Измаила нет дома. А эта женщина говорит: «Вы входите, садитесь, вот ноги вам надо омыть – вы с дороги! Сейчас я муку буду месить для вас, все приготовлю…». И старец побыл какое-то время, посмотрел на внуков, благословил их и говорит: «Скажи, что все нормально с порогом, что он хорошо его починил!» И вернулся назад. Вот такая красивая легенда…

И далее про Измаила: Он жил в пустыне Фаран; и мать его взяла ему жену из земли Египетской (Быт. 21, 21). Это как раз первая жена имеется в виду. Сама Агарь была из Египта, оттуда и ему берет жену. Но мы видим, как трудно Агари было все это египетское наследие в себе изжить. Она жила в доме пророков, ведь не только Авраам, но и Сарра была наделена пророческим даром, и Ангелы Божии являлись. И все-таки – какое упрямство! И в жены сыну еще взяла такую же египтянку. Конечно, вполне вероятно, что Авраам позаботился, чтобы она покинула дом Измаила как можно быстрее.

То есть своей заботой он (Авраам) не оставил и не покинул Измаила, продолжая промышлять о его спасении.

Протоиерей Олег Стеняев

[1] Амвросий Медиоланский. Исаак, или О душе.
 
[2] Данная беседа впервые была произнесена в Духовно-просветительском центре Троице-Сергиевой Лавры (2008).
 
[3] Слово: баним – «детей» – во множественном числе.
 
[4] Гитин, 75б.
 
[5] Здесь Агарь называется египтянкой, это свидетельство того, что она действительно была взята из Египта, и действительно она была, возможно, принцессой Египта, о чем существует древнее предание.
 
[6] Катены на Бытие.
 
[7] Видите, здесь также не упоминаются имена, как Сарра не употребила имен, и в этом Господь подтверждает позицию Сарры.

http://www.pravoslavie.ru/109223.html