«ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ РАСКОЛЬНИКОВ – САМОУТВЕРЖДЕНИЕ»

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
 Беседа с духовником Киевских академии и семинарии архимандритом Маркеллом (Павуком)

Архимандрит Маркелл (Павук)

Архимандрит Маркелл (Павук)

– Отец Маркелл, на улицах Киева развешены билборды с цитатой и фотографией улыбающегося (простите, мне кажется – ехидно) лидера раскольнической группировки ПЦУ «митрополита» Епифания Думенко. Цитата, посвященная недавнему празднованию Крещения Руси, гласит: «28 липня – 1033 річниця утворення української державності». Как бы вы прокомментировали данный лозунг? Какую цель, на ваш взгляд, преследует лжемитрополит и его приверженцы?

– Ныне главная цель раскольников – самоутверждение. Для этого они, с одной стороны, используют государственный политический ресурс, пытаясь добиться, вкупе с Патриархом Варфоломеем, признания себя лидерами всех Поместных Православных Церквей, пожертвовав ради этого даже своим зачинателем Филаретом, а с другой – массированную фальсификацию истории. Они хотят подчеркнуть, что не вся Русь, а лишь Украина является правообладательницей Владимирова Крещения, и таким образом противопоставить себя России, чтобы оправдать своё существование, свой раскол. Такую же тактику для самоутверждения применяют и греко-католики, отпавшие от Православной Церкви в 1596-м году.

Самоутверждение – основная черта характера людей, которые отступают от Бога, хотя устами Его исповедуют. В основе подлинного христианства лежит не самоутверждение, а добровольное самоуничижение, которое на языке аскезы называется смирением. Ибо «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (1 Пет. 5,5).

– Имеет ли такая «трактовка» истории отношение к ожидаемому раскольниками приезду Патриарха Варфоломея?

– Приезд Патриарха Варфоломея – это ещё один повод для утверждения раскольнической самости. Все светские СМИ основной акцент в репортажах, посвященных приезду Патриарха, делают именно на этом. Одновременно через такую пропаганду им важно оправдать этот приезд перед широкой общественностью. Они стараются подчеркнуть, что приезжает не просто церковный иерарх, обслуживающий интересы политиков, а духовный лидер, благодаря которому государство обретает, как они утверждают, «некогда утерянную через происки Москвы» церковную независимость.

В данном случае мы видим, что раскольники не понимают, что такое Церковь. Для них Она – не богочеловеческий организм, не мать, которая терпеливо собирает воедино разрозненных грехом детей по всему миру, а лишь политический институт, помогающий в решении сиюминутных государственных задач.

Замечу, что подобное восприятие Церкви уже имело место в истории. Таким же образом произошел Великий раскол 1054 года, когда от Православия отпали римо-католики. В XVIII веке подобным образом выстраивали церковно-государственные отношения российские Императоры Пётр Первый и Екатерина Вторая, проводившие политику секуляризации. В итоге это привело к отпадению от Церкви высших слоев общества и интеллигенции, и впоследствии – к кровавым событиям начала ХХ века, когда к власти пришли безбожники-большевики, политической задачей которых было полное уничтожение христианской веры.

– То, что президент Зеленский пригласил Патриарха из Стамбула, свидетельствует о продолжении вмешательства государства в церковную жизнь, начатого его предшественником Порошенко, чем нарушается Конституция Украины. Даже приглашение бывшим президентом Украины Леонидом Кучмой в нашу страну Папы Римского было более оправдано, т.к. Папа приглашался как глава страны Ватикан. Неужели Варфоломей не понимает, что он втянут в политические игры сильных мира сего? Или ему просто выгодно влезть новым расколом на территорию канонической Церкви – Украинской Православной?

– Каждый человек хочет оставить после себя какой-то след. Чем выше уровень политика или церковного иерарха, тем сильнее такое искушение. Но кто-то делает это молча, смиренно, тайно совершая добрые дела и ведя аскетический образ жизни, как например, сербский Патриарх Павел († 2009), прославившийся смирением, великой любовью Христовой, без всякого желания произвести в мире громкий эффект; а кто-то ввязывается в сомнительные политические проекты, считая, что он таким образом служит Христу и людям – но результат от такой деятельности бывает плачевным. Сколько уже пролилось слез простых верующих через захваты раскольниками православных храмов, и сколько ещё прольется, если этот визит Патриарха Варфоломея в Украину все-таки состоится!

Визит Папы Римского во времена Кучмы тоже никаких положительных результатов для нашего государства не дал. Он лишь разделил государство, противопоставив православный Восток и греко-католический Запад, что, в итоге, привело к первому и второму Майдану, кровопролитию на Донбассе, нагнетанию в обществе антирусских настроений.

– На недавней службе ПЦУ Думенко поминал православных Патриархов, в том числе и Святейшего Патриарха Кирилла, однако назвал его Патриархом не Русской Церкви, как официально она именуется, а «Российской»…

– Да, он всегда, за всеми своими богослужениями поминает Патриарха Московского Кирилла, но не потому, что его любит или почитает, как должно быть между всеми христианами, согласно Евангелию, а, опять же, с целью самоутверждения, прикрываясь тем, что-де такого поминания Московского Патриарха требует канонический порядок. Но это лицемерие! Всем известно, что Патриарха Кирилла, которого националисты упрекают за проповедь Русского мира и поддержку Президента РФ Путина, он считает врагом Украины. В тоже время наших православных священников, которые за литургией поминают Святейшего Патриарха Кирилла, националистически настроенные люди за это всячески поносят и даже изгоняют из храмов, а Епифанию, как видите, это делать можно... Это характерный стиль деятельности раскольников – ложь, злоба и лукавство.

– И еще о языке. «ПЦУ» претендует на территорию всей Украины, поскольку Думенка именуют «Блаженнейшим всея Украины», но почему тогда проповеди и служение исполняются исключительно на украинском языке? А как же быть с русскоязычным населением востока и юга Украины, ведь и там зарегистрированы приходы «пэцэушников»?

– Для нашей Украинской Православной Церкви церковнославянский язык богослужения – это язык, на котором не только наиболее удобно обращаться к Богу, ибо он сразу помогает во время молитвы отвлечься от суетных житейских попечений, но и средство духовного единения славянских народов – русских, украинцев, сербов, болгар, православных поляков, чехов и словаков. ПЦУ, которая упорно насаждает не только на Западе, но и на Востоке Украины украинский язык богослужения, тем самым себя противопоставляет той части населения страны, для которой разговаривать на русском языке естественно, ибо они впитали его с молоком матери. Это ещё раз подтверждает то, что их религиозная организация имеет не неотмирную вышеестественную природу, а чисто политическую. Для них главное – как можно больше рассорить русских и украинцев и показать, что это не два братских народа, имеющие общие исторические корни, а совершенно чуждые друг другу образования.

– Скажите, в связи с нашей темой, несколько слов о значении недавнего Великого Крестного хода – 27 июля с.г.

– Крестный ход в первую очередь показал духовное единство людей Запада и Востока, Юга и Севера, несмотря на отчаянные попытки меркантильных политиков, с лицемерными словами о мире и единстве Украины, всех запугать и разделить. Но 350 тысяч крестоходцев с Владимирской горки до лавры – это одновременно и много и мало, если вспомнить то, что постоянными прихожанами нашей Церкви являются не 90%, а от силы 5–10% граждан Украины. Есть ещё над чем работать. «Жатвы много, а делателей мало» (Лк. 10, 2).Эти слова Спасителя актуальны во все времена.

Великий Крестный ход в Киеве 27 июля с.г., посвященный памяти св. равноапостольного князя Владимира и 1033-летию Крещения Руси

Великий Крестный ход в Киеве 27 июля с.г., посвященный памяти св. равноапостольного князя Владимира и 1033-летию Крещения Руси

Нам необходимо стократно усилить свою проповедь. Когда мы молчим, то информационное пространство заполняют люди, для которых, по слову святого апостола Павла, бог – чрево, слава – в сраме, и которые мыслят лишь о земном (ср. Флп. 3, 19). И еще, когда мы безмолвствуем, то не говорит ли это о том, что мы не видим существенной разницы между жизнью верующих и неверующих людей?

Нам необходимо стократно усилить свою проповедь

Нынче очень важно научить людей отличать истину от лжи, а главное – вести их не в светлый земной рай, который некогда обещали безбожники- коммунисты, а ныне обещают националисты, но в Царство Божье. Это Царство строится внутри каждого человека, но не на гневе и гордыне, не на подкупе и обмане, а на смирении и всепрощении, на любви и правде Божией.

– Как вы думаете, отче, неужели раскольники в лице таких деятелей, как бывшие митрополиты УПЦ Александр Драбинко и СемеонШостацкий, протоиереи Георгий Коваленко, Пётр Зуев и иже с ними, занимавшие высокие посты в нашей Церкви, выступавшие против раскола и обличавшие его, не понимают, что они пошли на поводу политической авантюры с созданием ПЦУ? Ведь тот же Драбинко защищал диссертацию по теме раскола, а Георгий Коваленко был спикером УПЦ и всячески обличал раскол в медийном пространстве, а Петр Зуев, сбежав в своё время от Филарета, писал огромные статьи в газете «SOS» под лозунгом «Москва – Третий Рим, четвертому не бывать!»

– Ещё когда они были в нашей Церкви, от многих из них, несмотря на миссионерскую и просветительскую деятельность, веяло холодом. Скорее всего, это было потому, что они совершали свое служение без любви, в угоду своему тщеславию и самолюбию, дабы прославиться, и, опять же, самоутвердиться: говорю об этом с уверенностью, ибо многих из них прекрасно знаю, и до сих пор молюсь за них, дабы они покаялись и вернулись в лоно канонической Церкви, в которой они крестились, которой присягали на верность в хиротониях, которая доверила им паству и высокие должности. Увы, интересы простых верующих людей были для них и остаются на последнем плане.

Каждый христианин постоянно испытывает брань между злыми помыслами самоугождения и добрым желанием жертвенного служения Богу и людям. Решительно отбросить зло и укорениться в добре удается не всем и не всегда. Мы все падаем в различные грехи. Но пока у нас есть покаяние, ещё не всё потеряно. Шаг за шагом мы одерживаем маленькие победы над собой и лукавым. Хуже всего, когда человек, вместо того чтобы осудить себя за свои слабости и покаяться, начинает обвинять других. Вот так оказываются в расколах и сектах. Постоянное осуждение, гнев в отношении других, пропагандируемый через СМИ, очень льстит злому человеку, не принимающему участия в подлинной церковной жизни. Именно так зарождается предательство и все другие беды.

Пока у нас есть покаяние, ещё не всё потеряно

– Как, на ваш взгляд, нужно верующим канонической Церкви относиться к происходящему? Многие склонны усматривать приближающиеся гонения?

– Обо всех гонениях на верующих людей предупреждал Сам Господь: «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15, 20). Грех, который святыми отцами сравнивается с тьмой, не любит света. Но нужно бояться того, чтобы самим через свою нерадивую жизнь не стать причиной гонений. Об этом тоже говорит Господь: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит!» (Мф. 18, 7) В гонениях есть и положительный, и воспитательный момент. Как пишет святитель Иоанн Златоуст, когда у нас, христиан, все благополучно, то мы склонны к расслаблению, а гонения помогают нам пребывать в бодром состоянии духа. Так что за все, и за радости, и за скорби, надо благодарить Господа. И лишь с таким настроением: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч» (Рим. 8, 35)?

– И напоследок: приближается 7-летие пребывания Блаженнейшего Митрополита Онуфрия на Киевской кафедре. Как вы оцениваете этот непростой период в жизни Церкви во главе с её Предстоятелем – Митрополитом Киевским и Всея Украины?

– Обычно неопытные в духовной жизни люди смотрят на служение церковных иерархов с завистью, а кто-то с раздражением, видя лишь внешнюю, парадную сторону их деятельности. Но на самом деле, чем выше в церковной иерархии человек находится, тем больше приходится испытывать искушений с самых разных сторон, и от своих, и от чужих. Иногда удары от своих бывают больнее, нежели от чужих. Нашему Блаженнейшему Митрополиту Онуфрию, благодаря молитвенному и покаянному подвигу, который он постоянно несёт, удается не только самому удерживать равновесие в жизни, не сломаться, не упасть, но и быть поддержкой для миллионов людей. Он усердно молится за всех нас, а мы за него, и так спасаемся посреди всех искушений и бед.