«Духовные реалии» в Киевском патриархате. Андрей Клименко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

«Духовные реалии» в Киевском патриархате

Наверное, сегодняшние реалии религиозной жизни в Украине можно сравнить с периодом Вселенских соборов, когда богословские вопросы обсуждали все и везде. Нечто похожее мы наблюдаем сегодня: практически каждый гражданин знает, согласно какому вектору должна двигаться Церковь, кто патриотичен, а кто нет, и как должно быть дальше. Но мало кто знает элементарные «азы» верующего человека. А это – соответствующие знания о Церкви, богослужебных молитвах, вопросах духовного подвига и аскезах. 

Однако у нас в Украине существуют такие «верующие», которые на первое место ставят совсем другие понятия. В число таких входят лидеры т.н. Киевского патриархата. Именно эти «вожди» создают собственный «духовный» мир и, соответственно, подбирают надлежащие постулаты. 

Буквально несколько дней назад один из ярких представителей КП Михаил Зинкевич в Воскресный день, когда Церковь повествует притчу о злых виноградарях, в одном из населенных пунктов Волыни сказал следующее: «Я радуюсь вместе с вами, что Вы имеете возможность молиться в своем украинском храме...кое-кто еще спит и ходит в русские храмы, спит еще...но мы к ним снисходительно будем относиться, поэтому сколько бы не спал, солнце встает в свое время, но ты можешь спать до 8-ми, 9-ти, 11-ти, но сутками спать не будешь; но чем позже встанешь, тем жарче будет: меньше выкосишь, меньше сделаешь...тот, кто спит сутками – голодный и босой...». Наверное, слова, которые очень содержательно раскрывают суть Евангельского отрывка, указывают верующим на те проблемы и вопросы, с которыми мы сталкиваемся каждый день, и, в конце концов, как все-таки достичь спасения. Но представителя Киевского патриархата это никак не касается. 

Еще одним из содержательных ответов «митрополита» Михаила стало богословское толкование праздника Рождества Христова: «Для меня Рождество – это, в первую очередь, возможность семье собраться вместе и посмотреть друг на друга: что изменилось у нас за год, как мы изменились, какие мысли изменились, кто как вырос». 

В 2014 году, когда Собор Украинской Православной Церкви избрал Предстоятелем митрополита Онуфрия, лидер раскольников Михаил Антонович Денисенко так прокомментировал это избрание: «Собор выбрал не патриота. Почему мы считаем, что Собор избрал Предстоятелем не украинского патриота? Потому что митрополит Онуфрий – противник вхождения Украины в Европейский союз ассоциированным членом». Действительно, ответ не религиозного деятеля, а политика, который рассматривает «Церковь» как политический инструмент.

Два года назад глава Киевского патриархата находился на т.н. молитвенном завтраке в США. И все бы ничего, ведь мы живем в демократическом обществе, однако «патриарх всея Украины» сделал удивительный, как для религиозного деятеля, призыв, а именно, попросил современное вооружение: «Мы можем и сами выпускать вооружение, но сейчас мы просим помочь нам защитить свою территориальную целостность». 

Именно решить конфликт не молитвой и примирением, а оружием, которое, безусловно, несет и убийства, и насилие мирным и ни в чем не повинным гражданам. Для сравнения приведу слова Блаженнейшего Митрополита Онуфрия относительно данной конфликтной ситуации: «Наша Церковь (Украинская Православная Церковь – авт.) никогда не была сепаратистской, и те, кто Ее клеймит, наверное, те люди сами – сепаратисты. Наша Церковь старается объединить всех граждан Украины в одну Божью семью, независимо от того, на каком языке человек разговаривает, в каком регионе он живет – мы всегда стараемся приблизить людей к Богу и у Бога всех объединить». Два абсолютно разных призыва, которые на самом деле демонстрируют, кто есть кто: если митрополит Онуфрий заботится о мирном решении конфликта, то господин Денисенко только наоборот раздувает этот военный конфликт, который ему однозначно на руку.

А если еще прибавить последние «ноу-хау» в Киевском патриархате – с покемонами и «духовными» интернет-услугами, – вообще удивляешься, насколько это светская организация. 

Иногда встречаю в социальных сетях определения наподобие «религиозно-политический проект», «духовно-политический альянс» (в контексте УПЦ КП), и все больше с этими терминами соглашаюсь. Ведь такие слова, как «спасение», «духовный рост», «покаяние», «молитвенный подвиг» практически не встречаются в высказываниях представителей этого религиозного течения. Ведь для чего это им? Их и так все устраивает, и, наверное, они уже убедились, что никогда и ни от кого ничего не получат. Вроде и обряд есть, и «священство» есть, но вот главного – Бога – нет. И что очень обидно, лидеры этого движения не стараются его искать. 

Не так давно представитель Константинопольского патриархата архиепископ Иов Геча, который является куратором «украинского вопроса» со стороны Фанара, достаточно дипломатично указал и политикуму, и представителям раскола, что их надежды напрасны. В свое время, будучи архидиаконом и преподавателем Свято-Сергиевского богословского института в Париже, он так описал явление «Киевского патриархата»: «Раскол – это экклезиологическая ересь, поскольку его представители считают, что они стоят выше соборного сознания Церкви, и что они могут сами решить определенные внутренние церковные вопросы. Это абсолютно невозможно с канонической точки зрения. То, что раскольники произносят православный Символ веры, недостаточно и ни о чем не свидетельствует. Нужно еще и находиться в этой Церкви, то есть в евхаристическом единении с другими Поместными Православными Церквами, что мы продемонстрировали в Киеве. Они же (Киевский патриархат – авт.) не находятся в таком единении ни с одной православной Церковью мира. Печальным почерком раскольников является их агрессивность, стремление любой ценой утвердиться в лоне какой-нибудь законной Церкви. Они засылают своих делегатов в другие страны, путем обмана пытаются представить себя как каноническую Церковь. Но в Церковь Христа Спасителя обманным путем не войти» (1). Наверное, эта формула является наиболее адекватной для представителей Киевского патриархата. 

1.Информационный вестник УПЦ. - №1. – 2001.4-6.

http://uoj.org.ua/publikatsii/tochka-zrenija/dukhovnye-realii-v-kievskom...