«Духовная брань»: бой с тенью. Арсений ЗАГУЛЯЕВ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
«Духовная брань»: бой с тенью

К кощунству привыкаешь. Постепенно оно порождает цинизм, презрение и актерство в тебе самом. Как верующему защитить от них свои чувства?

«Мы знаем, что Бог поругаем не бывает, что над Богом нельзя смеяться безнаказанно. Не потому, что будет "секир башка", хотя и это возможно. К примеру, если посмеяться над богом мусульман, то возмездие будет скорым. Или если посмеяться над иудейским богом или даже над холокостом, то можно оказаться испепеленным информационной сферой. Что же касается христианства, то некоторые люди думают, что над ним можно безнаказанно смеяться. Они и смеются, демонстрируя, что у них внутри пустота» – писал в 2009 году о «Евангельском проекте» Дмитрия Врубеля искусствовед Роман Багдасаров.

Три года спустя Багдасаров стал идеологом проекта «Духовная брань», представленного на московском выставочном пространстве «Винзавод» и написал к нему художественный манифест «В защиту икон (Триады из проекта «Духовная брань»)». Название текста явно подражает «Триадам в защиту священно-безмолвствующих» св. Григория Паламы. Сам же текст представляет собой нумерологический изыск – 9 глав по 9 пунктов. В нем встречаются и фразы вроде «маска заменила лицо» и «христианин – мать своего духа», и апокалиптические предположения, что «Антихрист не был ребенком, поэтому не понимает, что дети могущественнее взрослых».

Один блогер опубликовал про выставку «Духовная брань» пост на сайте «Эха Москвы». Объем 20 тысяч знаков. Примерно 10 машинописных страниц посвящено и тому, что художница Евгения Мальцева якобы выполняла завет Алексия II, освятившего копию Туринской плащаницы, которая является негативом, и что она выступала как ученица Андрея Рублева, а он «отпихнул ее ногой, обругал последними словами и выгнал вон», и что в наш век рублевский шедевр «уже не работает».

Едва ли все эти люди сами верят в то, что пишут. Начать доказывать, что Троицу правильнее изображать в балаклавах, а не так, как на иконе Рублева, или что скандальная выставка - это «завет предстоятеля», сродни тому, что начать доказывать «Ленин – гриб». Это гимнастика для ума, задача для исследователя символов, это повод дать новую трактовку любым словам и понятиям. Это то искусство ради искусства, чистый эстетизм, который, по Уайльду, якобы не бывает моральным или аморальным.

Человек, который живет этим ощущением, хочет поделиться им с тем, кто про это точно напишет. Так автор идеи коллекционер икон Виктор Бондаренко поделился планами «Духовной брани» аж с Боженой Рынской еше в начале весны – и тем, что закажет художнице сделать картины про Pussy Riot и что будет подражание «Троице» Рублева.

Ради этого ощущения художник действительно может съездить на Валаам, «искать ответ, как написать глаза Спаса». Так рассказывает о себе еженедельнику «Собеседник» автор картин Евгения Мальцева.

Хотя зачем на Валаам? Следуя с логикой манифеста, надо просто подойти к зеркалу. Ведь там говорится, что «подлинные иконы всегда уникальны, их создают из себя и собой». Ну, допустим, есть же выражение «Царство Божие внутри вас». Но «Триады» говорят об ином, строчкой выше: «Чтобы произвести впечатление, жизненность образа должна многократно превысить потенциал взирающего на него человека». Здесь ключ – ты икона и ты должен «произвести впечатление» и «превысить потенциал», т.е. оказаться выше взирающего. Здесь не образ Божий. Здесь собственное «я» должно сесть в храме Божием, как Бог, выдавая себя за Бога.

В художественном смысле такой образ действительно появился недавно. Это не «Спас» из «Духовной брани», который все же не автопортрет Евгении Мальцевой, а какая-то обезьяна Христа на черном фоне. Образ другой. За неделю до выставки, независимо от нее, журнал SNC сделал промо-проект к юбилейному номеру: майки со своим главным редактором Ксенией Собчак в виде «иконы моды». Правая рука изображает знак V вместо благословения, левая вместо Евангелия держит экземпляр журнала. В газетах писали, что она изображена в виде Божией Матери. Это не так. У нас нет иконографии фронтального изображения благословляющей Пресвятой Богородицы с Евангелием. Ксения Собчак изображена в виде Самого Христа.

Беда в том, что культ своего эго, даже, если он облечен в форму спекуляции, иронии, эстетизма или игры, актерства незаметно, но верно затягивает своего же адепта. Это не менее опасно, чем само кощунство. За историю Церкви было немало гонителей, кощунников, отступников которые раскаялись. А вот духовное актерство – маска – раскаяться может помешать.

С духовным паяцем нельзя спорить. В противном случае не втянешься ли в тот самый род духовной брани, от которой предостерегали святые отцы? «Оставь псов — пусть себе лают. И не бросай в них много камней. Ведь пока ты будешь кидать в них камни, они будут продолжать лаять. А потом из многих камней (бесы) построят себе «монастырь» или дом — на что хватит стройматериалов... И потом тебе уже нелегко будет разрушить то, что они построят», – говорил старец Паисий Святогорец. Чтобы не было кривотолков: под псами имеются в виду бесы, а не арт-кураторы.

Итак, если вступаем в подобный спор, то убережемся ли от той мысли, что уж мы-то не отступим? Все отрекутся, но не я. От этой мысли шаг до того, чтобы начать вчитываться в какие-нибудь новейшие «Триады». Мне-то не повредят, а врага надо знать в лицо… следующий шаг смаковать их: «Какая ахинея». Следующий: «Мы соль земли, всех победим и всех воцерковим». А потом остается подумать: «Ну мы-то просвещенные православные, не то, что казаки с нагайками. Только мы это всех воцерковить и сможем». Или наоборот: «Ну мы-то настоящие православные, боевые, не то, что эти размазни интеллигенты. Только мы и сдюжим». А от этого чувства превосходства один шаг до «цель оправдывает средства», холодного цинизма и нечувствия и, неожиданно для себя же самого, до… презрения к православию. В финале к тому же отступлению и к тому же актерству.

А что же делать? Как избежать этого увлечения? Может быть, надо быть проще. Не попадать в плен чувства своего превосходства, «православной комильфотности», какое определение ему дал архимандрит Тихон (Шевкунов) еще два года назад, когда все было спокойно, никаких Pussy Riot. Просто жить в Церкви. Делать добрые дела. Молиться. Поститься. Только не улыбайтесь иронически и не продолжайте про радио. Вы с каким настроем провели этот Великий пост? Вы хорошо молились? Постились? Я с плохим настроем провел Великий пост, и многие знакомые тоже. Почему? В том числе потому, что банально увлекались новостями о Pussy Riot, это затягивало.

«Не увлекаться» отнюдь не означает эскапизма. Одно дело внутреннее устроение, другое внешние механизмы защиты, принятые правила и законы. Одно не исключает другого. Скорее наоборот. Ты не увлекаешься спорами. Ты живешь своей жизнью в Церкви «и дуешь, и плюешь» на все эти бесплодные дела тьмы (не как в Краснодаре плюешь – конечно, образно), на то, что кто-то там нарисовал или написал.

Просто если по отношению к Церкви или к тебе, как к члену Церкви, кто-то перешел черту допустимого по закону, подаешь в суд. Можно просить о снисхождении после приговора, если это нужно. Можно отозвать иск, решить дело во внесудебном порядке. Вариантов много, но принцип один – чем чаще решением вопросов будут заниматься юристы, а не активисты, тем лучше.

А вот какими должны быть законы, как сделать их эффективными и какое предусмотрено наказание за их нарушение, это уже другой вопрос. Тот, о котором написал в среду Владимир Легойда, комментируя закон: «Законодатели должны понимать, что в законе о защите чувств верующих должны быть четко обозначены составы противоправных деяний и мера ответственности, так чтобы это исключало любой правоприменительный произвол».

К слову, как сообщило РИА Новости, один молодой грек на днях сделал страницу в Facebook, пародирующую старца Паисия. Не обязательно его мотивацией было желание прославиться. Скорее то же самое актерство, те же игры разума. Возник большой скандал. «Золотая заря», националисты, требуют: «Наказать по всей строгости». Либералы говорят: «Не дадим превратить нас в Иран». Хэштег в твиттере возник, тоже начинается c #free… В общем, напоминает то, что у нас творилось. Создателя страницы вызывали на допрос в прокуратуру как раз в день открытия выставки «Духовная брань» в Москве.

В уголовном кодексе Греции (члена ЕС) существует статьи, карающие тех, кто «публично и злонамеренно ругает любым образом Бога» или «Восточную православную Христову церковь или другую религию, приемлемую в Греции», а также тех, кто мешает проведению служб и церковных собраний. Ответственность по этим статьям составляет до двух лет тюрьмы. За последние 20 лет прецедентов реального тюремного срока не было, однако под суд попадали писатель, арт-куратор и австрийский карикатурист.


Источник: Нескучный сад