«Древние монашеские традиции в условиях современности»
Собрание, в котором приняли участие 14 настоятелей и настоятельниц монастырей, прошло в Александро-Невском Ново-Тихвинском женском монастыре. Гостем мероприятия стал наместник московского Данилова ставропигиального мужского монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов), член Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству. Участники выразили благодарность Синодальному отделу, инициировавшему данную встречу, и митрополиту Екатеринбургскому и Верхотурскому Кириллу.
Собрание началось с приветственного слова митрополита Кирилла, в котором Владыка пожелал всем собравшимся, чтобы эта встреча не была лишь разговором о святости, но стала и воодушевлением к святости:
«Для подвижника IV века и для инока века XXI есть одни и те же законы и принципы, одна и та же любовь, одна и та же верность тому же и единственному Богу. Может быть, нам на секунду покажется, что враг рода человеческого так преуспел в своем темном искусстве, что приготовил для наших современников какие-то доселе невиданные испытания? Но на самом деле диавол не творец и все страсти, равно как и способы их преодоления, остаются теми же самыми. Поэтому мы открываем писания святых аскетов тысячелетней давности и читаем про самих себя. Про те же страсти и про те же высоты святости, которые не только доступны для нас, а в определенной мере совершенно обязательны».
Особенностью собрания стал тот факт, что большинство докладов основывалось на поучениях и примерах из житий русских преподобных отцов. Как отметили участники, наставления русских подвижников XVII–XX веков очень близки современному русскому иночеству: на них можно строить внутреннюю жизнь любой современной обители.
«Духовная жизнь – это не что-то абстрактное, аморфное, не имеющее четких критериев. Духовная жизнь есть нечто вполне определенное, строгое, и на этот счет существует целая наука – православная аскетика», – сказал в своем докладе «Учение о духовной жизни по творениям русских подвижников благочестия» схиархимандрит Авраам (Рейдман), духовник Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря. Основные законы этой науки, монашеской аскетики, раскрыли в своих выступлениях докладчики.
Прежде всего, человек, ведущий духовную жизнь, должен ясно видеть перед собой цель – богообщение, или стяжание Святого Духа. Схиархимандрит Авраам среди основных средств, ведущих к этой цели, выделил молитву Иисусову, духовное чтение, послушание, включающее откровенные беседы с духовным отцом, и покаяние; причем молитва Иисусова является главным деланием, ядром монашеской жизни, а прочие делания помогают в научении истинной молитве. Недаром молитву Иисусову русские подвижники называли путем Божиим, как отметил в своем докладе архимандрит Пимен (Адарченко), наместник монастыря Святых Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме, рассказавший об афонских аскетических традициях на Урале.
Участники в своих исследованиях обратили внимание на то, что особое значение русские преподобные отцы придавали добродетели послушания. Как сказал в своем докладе «Добродетель послушания по учению оптинских старцев» наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов), именно послушание создает в обители подлинно монашескую атмосферу. В монастыре должен быть всеобъемлющий дух послушания, так, чтобы каждый новый послушник, вступающий в обитель, сразу видел и понимал, что он вступает в царство послушания. Его Высокопреподобие на примере житий и поучений оптинских старцев убедительно доказал, что именно послушание, то есть решительное и безоговорочное отсечение своей воли во всем, избавляет монаха от мирского духа, изгоняет из его сердца уныние, сохраняет от нерадения и помогает обрести живое чувство единения с Богом.
С выступлениями русских докладчиков перекликалось сообщение игумена афонского монастыря Симонопетра архимандрита Елисея «Православное монашество и вызовы современного мира» (доклад зачитывался). В докладе отец Елисей поставил следующий вопрос: как современным монастырям не допустить вторжения мирского духа? Он подчеркнул, что этот вопрос не нов: во все времена монашество должно было противиться духу мира, то есть духу самолюбия, эгоизма, любви к комфорту. В наши дни особенность заключается в том, что мир с большей силой рвется в монастыри в связи с бурным развитием технологий и средств сообщения. И для монахов важно сохранять трезвенный и подвижнический дух, чтобы не стать рабами машин, не оставить молитву из-за пристрастия к новым легким видам труда, не увлечься потоком информации. Монахи и в новых условиях призваны оставаться отрешенными от мира и устремленными горé, людьми, которые комфорту предпочитают аскезу, а увлечениям – молитву. И это и есть лучшее приношение монахов миру, потому что люди жаждут в монастырях соприкоснуться с вечностью, а не увидеть ту же прозаическую действительность, что и в миру.
В завершение собрания его участники единодушно признали, что подобные встречи полезны не только из-за того, что на них можно услышать что-то новое, но и потому, что они напоминают о вечных и непреходящих добродетелях, обращают ум к главной цели монашеской жизни – стремлению к Царству Небесному.
Источник Синодальный отдел по монастырям и монашеству
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии