«Читай правило апостола Павла!», или Несколько вопросов и ответов об Иисусовой молитве

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Можно ли молиться за других людей? Какое правило нужно читать мирянину? Как молиться тяжелобольному человеку? Допустимо ли молиться своими словами? На эти и многие другие вопросы мирян о Иисусовой молитве и духовной жизни отвечает схиархимандрит Авраам (Рейдман).

Я слышала мнение протестантов об Иисусовой молитве, будто она похожа на медитационное заклинание или мантру и что ее многократное повторение превращает человека в робота, зомбирует.

Спаситель сказал: Бодрствуйте на всякое время и молитесь. Апостол Павел повторил вслед за Ним: Непрестанно молитесь. Значит, молиться мы должны непрестанно. Это заповедь Спасителя и святых апостолов, а отнюдь не зомбирование. Я даже иногда тем, кто спрашивает, какое правило читать, отвечаю: «Читай правило апостола Павла». Они удивляются: «Какое это правило?!» Я говорю: «Непрестанно молитесь».

Спаситель также учил нас не быть в молитве многословными, как язычники. Что же получается? С одной стороны, надо непрестанно молиться, с другой — не быть многословными. Молитва Иисусова полностью соответствует этим двум требованиям.

Кроме того, Господь Иисус Христос говорил: Именем Моим будут изгонять бесов, и еще: О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Мы произносим великое и могущественное имя Иисуса Христа, и поэтому поступаем по Евангелию. Протестанты этого понять и вместить не могут, потому что у них благодати нет. Протестанты не признают и монашества, ибо у них нет благодати, для того чтобы вести сверхъестественный образ жизни. И вообще, все, что им непонятно из-за их пустоты и безблагодатности, они отрицают и называют человеческими выдумками.

Почти каждый день родители допоздна смотрят телевизор, комнаты смежные, звукоизоляции никакой. Как можно сосредоточиться на молитве, если за стеной слышишь пальбу, крики и эмоциональную реакцию?

Я думаю, что деваться тут некуда, надо молиться. Необходимо понять следующее: внимание при молитве зависит не столько от наших усилий, сколько от действия благодати и приходит к нам не оттого, что мы уединяемся, сосредоточиваемся, вообще стараемся, а скорее от нашего душевного расположения, в особенности от смирения. Если в обстоятельствах, которые от нас не зависят, мы будем смиряться и стараться понуждать себя к молитве, то именно благодаря такому нашему расположению в нас произойдет изменение действием благодати Божией. Мы можем почувствовать благодать тогда, когда, казалось бы, будем находиться для этого в самых неблагоприятных условиях. И наоборот, если мы будем гордиться или впадать в мечтательность, то можем совсем лишиться благодати, даже пребывая в уединении.

Поэтому опираться нужно не на внешнюю сторону, а на внутреннюю — на смирение, на покаяние и на свое душевное расположение. Мы никак не можем изменить ситуацию, не будем же мы скандалить с родителями — от этого только хуже будет. Я когда-то в молодости тоже испытывал нечто подобное, но куда деваться? Если так — пальба только по телевизору, а будешь настаивать на своем — она начнется уже в жизни.

Всегда ли мысли во время молитвы от диавола или могут быть и от Бога?

Это вопрос серьезный, важный. Человек, который задал этот вопрос, имеет некоторое представление о молитве и предполагает, что то, что отвлекает от молитвы, уже является искушением, и это правильно. Во время молитвы часто и диавол нас искушает, и мы сами, желая оправдать свое нерадение в молитве, придумываем какие-то предлоги, чтобы ее оставить. Допустим, нам срочно нужно сделать важный телефонный звонок или решить какой-то вопрос. Обратите внимание, что всегда, когда приходит время молитвы, в голове возникают «нужные» мысли. Почему такая странная особенность? Почему не на полчаса раньше молитвенного правила или даже на десять минут, а именно тогда, когда ты встал на молитву? Это уже очень подозрительный признак. И кроме экстренных случаев, таких как пожар, нужно подобными вещами пренебрегать.

Правда, бывают и смешные случаи. Одна благочестивая девушка занималась Иисусовой молитвой. Однажды в общественном транспорте ей пришла в голову мысль, что кто-то лезет в ее сумку. Она думает: «Это искушение, чтобы отвлечь меня от молитвы». Но потом все-таки оглянулась и увидела, что, действительно, лезут в ее сумку. То есть это была не просто мысль, а чье-то реальное прикосновение. Так что благоразумие проявлять тоже необходимо.

Но если мы молимся дома, если все благополучно, спокойно и вдруг нам приходят в голову важные, остроумные решения, то здесь нужно подозревать искушение и быть к этому безразличными. Если мысль здравая, то почему бы не обратиться к ней после окончания правила? Но заметьте: когда правило оканчивается, та же самая мысль нам часто кажется глупой и никчемной. Диавол соблазняет нас видом здравого смысла, даже какого-то открытия. А когда время молитвы проходит, то это открытие оказывается смешным и ничего не значащим.

Но иногда во время молитвы могут появиться мысли и от Бога. Какого они характера? Если человек молится и вдруг чувствует, что он окаянный грешник, что он такой ничтожный и немощный, что одна только милость Божия может его спасти, то, конечно, это мысль от Бога. Что является признаком этой мысли? Усугубление внимания, умиление в молитве.

Могут быть и другие мысли от Бога. Допустим, человек во время молитвы вспомнил, что он с кем-то несправедливо поступил, кого-то обидел, и он тут же внутренне раскаивается. И вновь признаком того, что эта мысль от Бога, является усугубление внимания в молитве. Казалось бы, простой признак, но очень важный. А если мысль отвлекает от молитвы, точнее сказать уводит от нее, тогда нужно подозревать, что эта мысль не от Бога. В лучшем случае, человеческая, допустим о том, что ноги болят, или спать хочется, или поесть нужно и так далее.

А бывают мысли явно бесовские, например совершенно неуместное раздражение или воспоминания о том, что происходило в течение дня. Часто диавол любит расхищать молитву гневом. Почему? Гнев в одно мгновение ока может лишить нас той благодати, которую мы приобретали долгое время. Диавол старается отвлечь человека от любви к Богу любовью к телу, похотью, то есть одно утешение, одно услаждение — духовное — заменить другим, плотским, которое, как известно, для большинства людей является сильным искушением, препятствующим вниманию. Явно, что это от диавола.

Вразумления, касающиеся практических дел, во время молитвы бывают очень редко. У меня, между прочим, был такой же случай, как у девушки, к которой залезли в сумку. Тогда я был еще мирянином. Помню, стоял я в церкви, молился, а шапку положил в нескольких метрах на радиатор, в общем-то она не очень дорогая была, цигейковая шапка-ушанка. Я так делал всегда на протяжении многих месяцев, может быть и лет, когда приходил в эту церковь. Стою, молюсь, а мне приходит в голову мысль: «Пойди, проверь шапку». Я думаю: «Нет, это искушение. Не буду проверять». «Пойди, проверь шапку!» Так я боролся и себя победил — проверять не пошел, но когда пришел за шапкой, ее уже не было. Украли цигейковую шапку! Мне даже смешно стало. Правда, была зима, и, конечно, некоторые затруднения были — как идти домой без шапки? Но в конечном счете ничего страшного не произошло. Лучше было бы, конечно, шапку держать в руках. А может, это от диавола нарочно было искушение, чтобы заставить меня впоследствии постоянно чего-нибудь опасаться и думать, что на мысль, которая приходит в голову во время молитвы, нужно обязательно обращать внимание.

Незадолго до этого у меня был разговор с духовником. Я спрашиваю: «А как узнать, что у человека беспристрастие к вещам?» Он говорит: «Если у тебя что-нибудь пропадет, и тебе будет безразлично — значит, у тебя беспристрастие». И буквально на следующий день у меня пропадает шапка. Я вспоминаю его слова и думаю: «Есть у меня беспристрастие или нет?» В принципе, шапка была не очень дорогая, но в то время при моей бедности это было для меня нечто значимое. Оказалось, что пристрастие к вещам имело место, так как неудовольствие все-таки было. Так что, возможно, это была своего рода иллюстрация к поучению духовника.

Можно ли молиться молитвой Иисусовой за других людей, в частности за детей и других родственников?

Иисусовой молитвой за других людей молиться можно. Некоторые подвижники молятся за весь мир. «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных». Но мы за весь мир молиться не должны, потому что мы люди немощные, нам бы за себя помолиться. Пользы такая наша молитва все равно не принесет, а если мы дерзнем на нее, то, пожалуй, надорвемся, как человек, который хочет поднять слишком большую тяжесть.

Можно молиться за других людей так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, спаси раба Твоего такого-то, подаждь ему душевный мир и всякое благополучие». Это очень распространенная форма Иисусовой молитвы за других людей, так молились в Глинской пустыни.

В книге про афонских подвижников я читал, что они молились так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй раба Твоего такого-то». Это самая простая форма Иисусовой молитвы. Можно даже опустить слова «раба Твоего». «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй Александра». Можно добавить, как я некоторым советую, слова «и мя грешного» или «и мя грешную». «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй Александра и мя грешного». Таким образом, ты упоминаешь имя и этого человека, и за себя молишься.

Единственная оговорка: если мы будем поминать слишком много имен, то это может отвлекать. Все внимание будет уходить на то, чтобы имена не забыть. Одно, два, максимум три имени. Можно сделать так: сначала помолиться за одного ребенка, потом за другого, за третьего и так далее. Так же можно молиться и за мужа, и за отца, и за мать. Мы не можем не молиться за близких людей. Если мы помогаем им телесно, скажем кормим и одеваем детей, воспитываем их, то, конечно же, мы должны за них и молиться. Мы обязаны это делать! Но необходимо осознавать, что молитва за другого человека — это не развлечение, а тяжкий труд.

Когда мы дерзновенно берем на себя труд молиться за человека, пребывающего в тяжких грехах, то подвергаем себя многим опасным искушениям, а мы не способны их вынести. Вот молится человек за какого-нибудь блудника, и ему самому начинают приходить нечистые помыслы; молится за умалишенного, и ему приходят мысли о самоубийстве; молится за наркомана, и не только у него самого, но, глядишь, и в семье происходит какое-нибудь несчастье. Потому что в духовном мире, как и в физическом, существуют свои непреложные законы, существует своего рода ответственность.

Выдающийся русский подвижник ХХ века преподобный Силуан Афонский очень мудро, исключительно из собственного опыта сказал, что молиться за людей — это кровь проливать. Нам же кажется, что, когда мы, допустим, кирпичи таскаем или землю копаем — это тяжело, а когда повторяем какие-то слова — это пустяк. А это отнюдь не пустяк. Потому что мы не просто слова повторяем, не просто воздух колеблем языком, а берем на себя ответственность, берем на себя груз чужих грехов, скорбей. Можем ли мы его понести? Я думаю, что по большей части нет. И поэтому молитва, в особенности усиленная, непрестанная Иисусова молитва за человека предполагает то, что нам придется потерпеть в лучшем случае трудности, а может быть, даже испытания и искушения.

За своих ближайших родственников мы не можем не молиться. Вот, допустим, у кого-то сын выпивает. Не станешь за него молиться, так он будет продолжать напиваться, драться. А будешь молиться — глядишь, страсть его оставит, хотя и ты, может быть, какие-то искушения потерпишь. Но другого выхода нет, потому что никто другой ему не поможет. Нужно осознавать, что молиться за близких родственников — это наш долг.

А брать на себя добровольно подвиг — молиться за других людей — нужно с большой осторожностью, с благословения опытного духовника, осознавая, какие это может иметь для нас последствия. Я призываю не к эгоизму, а к смирению. Если человек о себе скромного мнения, осознает свое скромное преуспеяние и свои ограниченные возможности, то это не эгоизм, а трезвый взгляд на самого себя. Молитва кажется нам простым делом оттого, что мы не понимаем, что такое духовный мир и какие закономерности в нем действуют, и поэтому так легкомысленно к этому относимся.

Можно ли молиться Иисусовой молитвой без благословения духовника?

Конечно, все, что делает христианин, нужно было бы делать с совета духовника. Есть такая народная пословица: «Где совет, там и свет». Обо всем нужно советоваться. Святитель Тихон Задонский говорит, что признаком благочестивого христианина является то, что он общается с людьми благочестивыми, естественно, советуется с ними и избегает людей нечестивых. Поэтому когда мы общаемся друг с другом, с духовником или просто с благочестивыми христианами, может быть более опытными, чем мы, раньше пришедшими в Церковь, приобретшими уже собственный духовный опыт, то понятно, что мы с ними советуемся. Хорошо, если это духовник. Но в то же самое время мы должны понимать, что и духовники, и миряне, и монашествующие, и патриархи, и епископы, и архимандриты, и схимники — все в Православной Церкви руководствуются святыми отцами. Все мы должны руководствоваться святыми отцами.

Даже если у нас есть опытный духовник, это не значит, что мы не должны читать святых отцов. Мы должны руководствоваться и советами духовника, и постоянно читать святых отцов, наставляющих молитве и вообще пишущих о борьбе со страстями, в особенности, если мы занимаемся Иисусовой молитвой.

Лучшими руководителями для нашего времени являются русские подвижники. Более всего по той причине, что они ближе к нам по времени и потому более понятны. Преподобные Нил Сорский, Паисий (Величковский), оптинские старцы, святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник — у них можно найти много прекрасных полезных наставлений.

Поэтому молиться Иисусовой молитвой нужно, это заповедь евангельская, заповедь новозаветная, и мы не имеем права ее нарушать. Ты же не будешь спрашивать у духовника: «Отец Иоанн, можно мне не прелюбодействовать?» Он, наверное, удивится и скажет: «Как можно прелюбодействовать?!» Но если апостол Павел сказал: Непрестанно молитесь, то почему духовник должен сказать: «Нет, ты так не делай»? Или если Спаситель говорил: Бодрствуйте на всякое время и молитесь, то кто дерзнет сказать: «Нет, не надо бодрствовать и на всякое время молиться»? Тот, кто так говорит, либо имеет серьезные основания, для того чтобы запретить человеку молиться непрестанно (может быть, отклонения в душевной жизни данного человека или, действительно, его тяжкие, смертные грехи, нераскаянность), либо он говорит необоснованно. Поэтому, повторю, для нас неоспоримым критерием истины является одно только святоотеческое учение.

Можно ли, как советует святитель Игнатий, заменить утренние молитвы следующими: Трисвятое, «Отче наш», Символ веры, 50-й псалом, 100 молитв Иисусовых?

Нечто подобное советовал и другой великий подвижник XIX века преподобный Серафим Саровский. Он советовал мирянину читать краткие молитвы: три раза «Отче наш», три раза «Богородице Дево», Символ веры, а потом Иисусову молитву.

Конечно, можно сказать, что преподобный Серафим сокращал молитвенное правило ради нашей занятости, но он же говорил об Иисусовой молитве! И здесь нет сокращения, наоборот, это увеличение молитвенного правила, простирающееся на весь день человека. Святитель Игнатий, когда говорил о ста Иисусовых молитвах, учитывал немощь человека, а если кто-то чувствовал большую ревность, то, наверное, он ему не запрещал, а поощрял. А для начала мирянину, занятому человеку, он советовал это, считая, что такое молитвословие может быть более полезным, чем утреннее правило.

Святитель Феофан Затворник пишет, что можно самому подобрать себе молитвенное правило, объясняя это тем, что какие-то молитвы нас более вдохновляют.

Да, есть такое поучение. Святитель Феофан Затворник советует читать те молитвы, которые производят большее впечатление на душу, и читать их спокойно, медленно, не боясь того, что ты сократишь правило по количеству молитв. Поэтому он советует ориентироваться на время. Скажем, выделил ты полчаса или час на молитву, может быть, какие-то молитвы ты и опустил, но остальные спокойно, внимательно прочитал. Это один из способов.

Святитель Феофан также иногда советует запоминать псалмы, которые производят особенное впечатление, и употреблять их при молитвенном правиле. Можно и так делать.

Сам он про себя рассказывает, что когда принял постриг в монашество и уже заканчивал обучение в Киевской духовной академии, то вместе с другими иноками посетил знаменитого старца Парфения Киевского. Тот был человеком малообразованным, потому что ушел из семинарии, для того чтобы подвизаться в монастыре. И он им сказал: «Вот вы, ученые монахи, набравши себе правил, помните, что нужно только одно — непрестанно молиться». Вот в чем суть дела. Есть самое главное — непрестанная молитва, и есть то, что помогает Иисусовой молитве. Когда правило, в чем бы оно ни состояло — пусть это будет чтение какого-нибудь канона, акафиста, псалтири, — помогает Иисусовой молитве, то это прекрасно.

Батюшка, не могли бы вы дать совет тяжелобольным людям, которые не могут молиться стоя? Будет ли их молитва угодна Богу?

Святые отцы, например Нил Сорский, говорят, что человек может оставить телесные подвиги, допустим поклоны или долгое стояние на молитве, но оставить умное делание никто не имеет права, даже человек, лежащий на смертном одре.

Приведу пример, о котором говорится в книге аввы Дорофея. У него был ученик, преподобный Досифей. Это был молодой человек, очень ревностный, чистый. Так случилось, что в юном возрасте, пробыв только пять лет в монастыре, он заболел чахоткой. В то время, в VII столетии, эта болезнь была неизлечима. Ему становилось все хуже, и в какой-то момент он сказал своему наставнику, авве Дорофею: «Отче, я больше не могу держать в уме молитву». Видимо, у него было такое тяжелое состояние, что он уже не мог сосредоточиться. И авва Дорофей разрешил ему просто помнить о Боге. Значит, можно сделать вывод о том, что до этого-то преподобный Досифей молился. Даже находясь на смертном одре, он не оставил полностью молитву, а старался хотя бы помнить о Боге.

Как быть мирянину, который хочет молиться Иисусовой молитвой, но не имеет наставника? Можно ли ему исповедовать помыслы батюшке, не занимающемуся умным деланием?

Я думаю, что наставника все же можно найти, пусть он будет не великий старец, но хотя бы с некоторым опытом. Можно обратиться к кому-то из монашествующих, кто знаком с этим деланием. Исповедь помыслов батюшке, не занимающемуся умным деланием, не принесет пользы: он просто не будет знать, что тебе сказать, или даже запутает. Как он сможет дать совет в деле, в котором не имеет опыта? Поэтому если вам действительно не удастся найти никакого наставника, тогда нужно читать книги об Иисусовой молитве, в особенности сочинения писателей последнего времени, в первую очередь святителя Игнатия (Брянчанинова). Но время от времени все-таки нужно сообщаться с теми людьми, которые имеют некоторый опыт. Святые отцы советуют также, если нет опытного наставника, советоваться с единомысленным другом, который занимается тем же подвигом. Обсуждать друг с другом то, что с вами происходит. Но всем подряд рассказывать о том, что с тобой происходит, не надо. Мало того, что тебя могут по неопытности запутать, но даже если ты действительно ощущаешь благодать Божию, то, раскрыв лишний раз свое состояние перед другим человеком, ты можешь потерять эту благодать за тонкое, для тебя даже незаметное тщеславие, можешь остаться пустым.

Можно ли молиться Иисусовой молитвой за себя и за мужа? Сам он не молится.

Можно. Но, конечно, надо помнить, что молитва — это дело серьезное, тяжелое и ответственное. Молиться нужно с осторожностью и, желательно, по благословению духовника. Некоторые этого не понимают. Записывают в свои помянники сотни имен или договариваются со знакомыми на групповое чтение Псалтири: каждый читает по кафизме, поминают всех своих родственников. Обычно, конечно, возникает желание молиться за людей, которые находятся в заблуждении или болеют. Получается огромный список имен, из этих людей кто пьяница, кто наркоман, кто безбожник, кто умирающий больной. И вот женщина, которая, может быть, два года назад в церковь начала ходить, давай всех этих людей вымаливать! А с ней потом начинает нечто непонятное происходить, так что она не знает, к какому врачу бежать или к какому батюшке, не понимая, отчего у нее возникло столько проблем.

Как вы относитесь к молитве своими словами? Можно ли молиться не по молитвослову, а от себя?

Я думаю, что в большинстве случаев молиться своими словами — это опасно, можно навыдумывать все что угодно и вообще нести всякий вздор не от благодати, не от покаяния, а от страстей, поскольку мы себя не знаем. Если из нашего сердца выходят помышления злая, так кто знает, может быть, они как раз и сформируют тот или иной молитвенный текст, и мы будем просить у Бога чего-то неугодного Ему и даже богопротивного. Кроме того, от молитвы своими словами можно и в прелесть впасть. Нам кажется, что мы нашли какие-то возвышенные слова, а эти слова будут возбуждать в нас страсти и отвлекать от предстояния Богу.

Молиться нужно либо Иисусовой молитвой, либо теми молитвословиями, которые составили святые отцы. Изредка, в особенных случаях, можно допустить краткую молитву своими словами, допустим: «Господи, помоги мне» — или: «Господи, вразуми меня», не вдаваясь в многословие, которое запретил Спаситель. Просто и кратко сказать Богу свою просьбу, а потом опять молиться словами святых отцов или молитвой Иисусовой. Это в виде исключения. А постоянно молиться своими словами и что-то говорить от себя не надо. Ты будешь думать, что беседуешь с Богом, а на самом деле будешь беседовать с бесом — словами, которые внушает тебе бес или страсти. Чаще всего это просто тарабарщина и выглядит смешно.

Я расскажу такой случай. Как-то в юности я хотел обратить к вере одного пятидесятника, а пятидесятник, наоборот, хотел к своей вере обратить меня. И вот, я пришел к нему в гости, мы стали спорить. А потом к нему пришли какие-то друзья, они погасили свет и давай за меня молиться. Тут я перепугался не на шутку: думаю, сейчас на меня как что-нибудь сойдет, что же делать? Стоял в уголке и молился от страха, чтобы ничего такого не произошло; но они так смешно молились, что у меня страх быстро прошел. Я сразу успокоился, думаю: ладно, молитесь себе. Так что все это чаще всего, повторю, просто тарабарщина и глупость.

http://www.sestry.ru/church/content/confessor/spiritual_life/events/30/