«БОГ ДА Я, ЭТО УЖЕ БОЛЬШИНСТВО, ПРИЧЁМ ПОДАВЛЯЮЩЕЕ». Андрей Солодков
Беседы на Книгу Бытия, 15 глава
Продолжаем исследование книги Священного Писания – Бытия.
В прошлой беседе мы рассмотрели 14-ю главу, в которой сказано о неблагоразумии Лота, пренебрегшего советом Авраама, его попадании в плен, освобождении Лота Авраамом и нежелании Авраама быть зависимым от царя Содомского и Гомморского, когда тот хотел отблагодарить его за освобождение из плена: Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама[1] (Быт. 14, 22, 23). Также в 14-й главе мы встречаем первый прообраз Святой Евхаристии, когда царь Салимский – Мелхесидек – выходит навстречу Аврааму и преподносит ему хлеб и вино. Авраам принимает дары и благодарит Мелхиседека, отделяя ему десятую часть от своего имущества.
Итак, перейдем к рассмотрению 15 главы. Пятнадцатая глава начинается словами:
После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика (Быт. 15, 1).
По слову свт. Иоанна Златоуста, Бог утешает этими словами Авраама, отказавшегося принять богатство из рук развратного царя, обещая защиту и награду надеющимся на Него. «Я твой щит. И это изречение многозначительно. Я, который возвел тебя из земли халдейской; Я, Который привел тебя сюда; Я, который освободил тебя от опасностей в Египте; Я, Который несколько раз обещал дать тебе и семени твоему эту землю, – Я защищаю тебя. Я, который каждый день более и более прославляю тебя перед всеми, – Я защищаю тебя, то есть Я подвизаюсь за тебя. Я побеждаю за тебя, Я промышляю о тебе и все тяжелое превращаю для тебя в лёгкое»[2].
Святитель Амвросий Медиоланский уточняет: «Авраам не искал вознаграждения от человека, поэтому получил его от Бога».
В ком и от кого душа ищет благополучия, награды и славы, от того и получит
Искание славы, благополучия и награды – это, в общем-то, нормальное состояние человеческой души, которая, по выражению учителя Церкви Квинта Септимия Флоренса Тертуллиана, «по природе своей христианка» и стремится к этому стяжанию. Будет ли это благо истинным благом для человека, зависит от стремления души: в ком и от кого она ищет благополучия, награды и славы, от того и получит. Если от Бога, то: Я прославлю прославляющих Меня. (1 Цар. 2, 30). Если Бог захочет нас прославить, кто сможет этому воспрепятствовать? Святой Максим Исповедник пишет следующее: «Бог да я, это уже большинство, причём подавляющее». Но если человек ищет награды и славы от людей, в этом случае преподобный Исаак Сирин предупреждает: «Ищущий себе почестей не будет иметь недостатка в печали». Тоже получит, выражаясь попросту, огребет по полной программе, без недостатка.
Авраам защиту и славу ищет у Бога, и Господь снова утверждает и укрепляет его в вере и надежде на великое потомство и наследие, которое произойдет от него.
И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков (Быт. 15, 5).
Что же означают слова и вывел его вон? – спрашивает святитель Амвросий Медиоланский и отвечает: «Пророк выводится как бы вон, что бы он вышел из тела и увидел ограниченность покрывающей его плоти… и словно некое сошествие Духа Святого. И нам тоже следует выйти из этой ограниченности нашего телесного пристанища, очистить жилище нашей души от всякой нечистоты и извергнуть скверну неприязни, если мы хотим получить дух мудрости, потому что в лукавую душу не войдет премудрость (Прем. 1, 4). Авраам уверовал, не прельстившись золотом и серебром, но уверовал сердцем в праведность. Тот, чья заслуга была проверена, тот получил награду»[3].
И мы читаем далее: Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность (Быт. 15, 6).
Верить – значит любить Бога и доверять Ему
«Итак, научимся и мы от праотца веровать словам Божиим и уповать на его обетования, – наставляет святитель Иоанн Златоуст, – не исследовать их по собственным соображениям». Очень важное замечание, на которое следует обратить внимание: «не исследовать по собственным соображениям». Как часто в нашей религиозной жизни мы пренебрегаем этим советом в деле нашего спасения. Ищем Бога собственным соображением, в собственных фантазиях и размышлениях о Промысле Божьем. И, полагаясь на свой разум, наделав ошибок и набив себе шишек, после спрашиваем: «За что, Господи?». Ответ прост – за недоверие Богу. Верить – значит любить Бога и доверять Ему. Поступать по Его совету, почерпнутому из Священного Писания и Предания Церкви. Вера от слышания, а слышание от Слова Божия (Рим. 10, 17), а Слово Божие, по выражению псалмопевца Давида, светильник ноге моей (Пс. 118, 15). Немудрено, что, идя без света во тьме века сего, полагаясь на себя и путая веру с самоуверенностью, надежду с самонадеянностью, любовь к Богу и ближним – с самолюбованием, калечим себя и – своим самомнением – других.
Ежедневно читаем молитву «Отче наш», в которой есть слова «да будет воля твоя», но поступаем по своему видению и своей воле. У русского философа Владимира Соловьева есть такие слова: «Не ко всему надо прикладывать деревянный аршин ума своего», особенно это касается Промысла Божия. В житийной литературе есть рассказ о том, как один монах вопрошал Бога в молитве о промысле Его. «Один подвижник, видя неправду, существующую в мире, молил Бога и просил открыть ему причину, по которой праведные и благочестивые люди попадают в беды и несправедливо мучаются, в то время как неправедные и грешные обогащаются и живут спокойно.
Когда подвижник молился об откровении этой тайны, услышал голос, который говорил:
– Не испытывай того, чего не достигает ум твой и сила знания твоего. И не взыскуй тайного, потому что суды Божии – бездна. Но, поскольку ты просил узнать, спустись в мир и сиди в одном месте, и внимай тому, что увидишь, и поймёшь из этого опыта малую часть из судов Божиих. Познаешь тогда, что неисследимо и непостижимо окормление Божие во всём.
Услышав сие, старец спустился с предосторожностью в мир и пришёл к одному лугу, через который проходила проезжая дорога. Неподалёку там был источник и старое дерево, в дупле которого старец хорошо спрятался.
Вскоре подъехал один богатый человек на лошади. Остановился у источника попить воды и отдохнуть. Когда напился, вынул из кармана кошелёк с сотней дукатов и пересчитывал их. Закончив счёт, хотел положить его на своё место, однако не заметил, как кошелёк выпал в траву. Он поел, отдохнул, поспал и затем, сев на лошадь, уехал, не зная ничего о дукатах. Вскоре пришёл другой прохожий к источнику, нашёл кошелёк с дукатами, взял его и побежал полями. Прошло немного времени, и показался другой прохожий. Будучи усталым, остановился и он у источника, набрал водички, вынул и хлебушка из платка, и сел есть. Когда бедняк тот ел, показался богатый всадник, разъярённый и с изменившимся от гнева лицом, и набросился на него. С яростью кричал он, чтобы тот отдал ему его дукаты. Бедняк, не имея понятия о дукатах, уверял с клятвой, что не видел такой вещи. Но тот, как он был в сильном гневе, начал его хлестать и бить, пока не убил. Обыскал всю одежду бедняка, ничего не нашёл и ушёл огорчённый.
Старец же тот всё видел из дупла и удивлялся. Жалел и плакал о неправедном убийстве и молился Господу, говорил:
– Господи, что означает эта воля Твоя? Скажи мне, прошу тебя, как терпит благость Твоя такую неправду. Один потерял дукаты, другой их нашёл, а иной был убит неправедно.
В то время, как старец молился со слезами, сошёл Ангел Господень и сказал ему:
Авраам верит Богу, не сомневаясь в Его Промысле
– Не печалься, старец, и не думай от досады, что это произошло якобы без воли Божией. Но из того, что случается, одно бывает по попущению, другое для наказания (воспитания), а иное по домостроительству. Итак, слушай: тот, кто потерял дукаты, – сосед того, кто их нашёл. Последний имел сад, стоимостью сто дукатов. Богатый, поскольку был многостяжателен, вынудил отдать ему сад за пятьдесят дукатов. Бедняк тот, не зная, что делать, просил Бога об отмщении. Поэтому Бог устроил, чтобы воздалось ему вдвойне. Другой бедняк, утомлённый, который ничего не нашёл и был убит несправедливо, однажды сам совершил убийство. Однако искренне каялся и всю остальную жизнь проводил по-христиански и богоугодно. Беспрерывно просил Бога простить его за убийство и говорил: «Боже мой, такую смерть, какую сделал я, ту же самую дай мне!» Конечно, Господь наш простил его уже с того момента, когда он проявил покаяние. Тем более что он не только заботился о хранении Его заповедей по любочестию, но хотел даже заплатить за старую свою вину. Так, услышав его, Он позволил умереть ему насильственным способом – как тот Его просил – взял к Себе, даже даровав ему сияющий венец за любочестие! Наконец, другой, многостяжатель, потерявший дукаты и совершивший убийство, наказывался за его любостяжание и сребролюбие. Попустил ему Бог впасть в грех убийства, чтобы заболела душа его и пришла к покаянию. По этой причине он сейчас оставляет мир и идёт стать монахом! Итак, где, в каком случае, видишь ты, что Бог был неправеден, или жесток, или безжалостен? Поэтому в дальнейшем не испытывай судьбы Божии, ибо Тот творит их праведно и как знает, в то время как ты считаешь их за неправду. Знай также, что и многое другое совершается в мире по воле Божией, по причине, которую люди не знают». Итак, правильно говорить: Праведен еси, Господи, и правы суды Твои (Пс. 118, 137). В книге Второзакония сказано: Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое – нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего. Авраам верит Богу, не сомневаясь в Его Промысле.
Далее говорится о том, что Бог повелевает Аврааму принести жертву.
И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение. Он сказал: Владыка Господи! По чему мне узнать, что я буду владеть ею? Господь сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя. Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек. И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их (Быт. 15, 7–11).
В чем смысл этой жертвы рассеченных животных и птиц, слетающихся на эти тела? Рассечение жертв Авраамом символизирует непримирённое с Богом, греховное, разорванное состояние человека. «Потому и сказано: только птиц не рассек, что деление бывает между плотскими, а духовные неразделимы» (Блаженный Августин).
Интересен стих 11. В синодальном переводе, как мы и прочитали, сказано: И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их. Не совсем хороший перевод, вернее, даже противоположный греческой Септуагинте. В Септуагинте текст звучит так: κατέβη δὲ ὄρνεα ἐπὶ τὰσώματα, τὰ διχοτομήματα αὐτῶν, καὶ συνεκάθισεν αὐτοῖς Αβραμ[4]. Что дословно переводиться следующим образом: Сошли же и другие птицы на тела (σώματα), и сел вместе с ними Аврам. Сел (συνεκάθισεν) вместе с ними и отгонял – это противоположные утверждения. Обратимся к церковно-славянскому переводу Библии: Слетѣ́ша же пти́цы на тѣлесáрастéсанаяи́хъ: и сѣ́дебли́зуи́хъАврáмъ[5]. То же самое: сел Авраам вместе с ними, а не отгонял. Жертва животных – указывает на жертву Христа. И еще, слово (σώματα), тело, указывает на Тело Христово. Становиться понятным, почему Авраам сел среди них. Это указание на Евхаристию и наследие Царства Христова. Когда ученики спросили Христа о кончине века и кто спасется, Он ответил им следующее: Он же сказал им: где труп (тело– σώματα), там соберутся орлы (Мф. 24, 28. Лк. 17, 37).
Блаженный Феофилакт Болгарский дает следующее истолкование:
«И как на труп тотчас слетаются хищные орлы, так туда, где будет Христос, придут все святые, парящие на высоте добродетели; они, подобно орлам, вознесутся на облака. Под трупом здесь разумеется Христос, так как Он умер»[6].
И заканчивается 15-я глава пророчеством о 430-летнем пленении народа Израильского в Египте, что и исполнится, о чем подробно говорится в книге Исход.
В завершение сегодняшнего исследования приведу слова святителя Иоанна Златоуста о важности внимательного изучения Священных текстов Библии и доверии Богу: «Но нам, если будем внимательны (выделено А.С.), обещано гораздо большее – такое, что может далеко превзойти всякое человеческое понятие. Только будем веровать в силу Обещающего, чтобы и оправдание приобрести от веры, и получить обещанные блага. То, что нам в особенности обещано, превышает всякий человеческий разум и превосходит всякое рассуждение. Настолько велики обетования!»
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии