«БЛЮДИТЕ УБО, КАКО ОПАСНО ХОДИТЕ...». Часть 2. «Заставь дурака Богу молиться...». Владимир Немыченков

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Логотип компании «Ciaocustom»

Логотип компании «Ciaocustom»

Когда товары с христианскими символами и образами производит и продает какая-нибудь всеядная компания, для которой это лишь небольшая часть ассортимента, ориентированная на специфическую аудиторию «фанатов христианства», это не так уж удивительно, поскольку товары с другими принтами («картинками») покрывают остальную часть клиентуры (любителей спорта, поп-звезд, ЛГБТ+ и т.п.). Об этом уже приходилось писать[1].

Хуже, когда некая фирма позиционирует себя именно как христианскую, которая производит и продает исключительно «христианские товары» для дома и семьи, т.е. обыденные предметы, которые отнюдь не то место, где можно помещать священные христианские изображения.

Например, есть в Далласе (США) такая «группа увлеченных, артистичных людей, которым нравится использовать искусство для распространения Божьего послания». Называется эта группа – компания «Ciaocustom». О своих благородных целях они пишут:

«Наша миссия – помогать людям во всем мире понимать Божью любовь и делиться ею с помощью одежды, аксессуаров, домашнего декора и подарков, ориентированных на Христа» («Through Christ-centered clothing...», букв. «через христоцентричную одежду...»).

Фирма упорно работает «над созданием высококачественных продуктов», которые позволят покупателям «с гордостью продемонстрировать свою веру во Христа» и в тоже время будут модными и доступными по цене[2].

Ассортимент «христоцентричных товаров» впечатляет: флаги для дома, посуда, панно с цитатами из Библии, дверные покрытия в христианском стиле, постельное белье, одеяла, подушки, одежда (майки, толстовки, рубашки, кепки)...

Как вам, например, понравятся леггинсы со слоганом на бедре: «Бог – мое оружие. Библия – мои боеприпасы. Христианская вера Иисуса»? Для сомневающихся компания объясняет:

«На этих леггинсах часто изображены узоры, надписи или изображения, связанные с верой, что позволяет женщинам выражать свои убеждения через одежду. Кроме того, христианские леггинсы созданы с учетом принципов христианской веры, касающихся уважения и скромности»[3].

Насчет скромности готов поблагодарить дизайнеров, что они ограничились текстом и обошлись без репродукций икон и религиозных картин.

Фирменные одеяла тоже впечатляют. Есть художественные вариации на христианскую тему в свободном стиле современной живописи, но встречаются репродукции картин известных художников (например, «Мадонна с лилиями» Вильяма-Адольфа Бугро, 1899 г.) или икон.

«Одеяло Богоматери Гваделупской». Фото: Ciaocustom

«Одеяло Богоматери Гваделупской». Фото: Ciaocustom

Компания считает, что такое «одеяло идеально подойдет для дивана, кушетки или [сиденья] автомобиля. Вы можете использовать его, когда отдыхаете, смотрите телевизор или отправляетесь на пикник»[4].

Есть предложения и для почитателей Евангелия – одеяла, иллюстрирующие наиболее яркие цитаты из него. Например, флисовое одеяло «Христос – Путь, Истина, Жизнь» (Ин. 14, 6)[5].

«John 14, 6. Jesus The Way The Truth The Life Fleece Blanket». Фото: Ciaocustom

«John 14, 6. Jesus The Way The Truth The Life Fleece Blanket». Фото: Ciaocustom

Так и хочется спросить разработчиков такого дизайна, да и всю группу этих «увлеченных, артистичных людей»: а верной ли дорогой вы идете? Христовой ли? Для автора этих строк ответ очевиден: неверной. Совсем не так надо прославлять Господа, и по-другому демонстрировать уважение к своей вере. Потому что в чем же будет проявляться уважение к Иисусу Христу, Богородице и святым Божиим со стороны тех клиентов, которые приобретут у вас комплект постельного белья «Матерь Бога Иисуса» («Mother of God Jesus Bedding Set»)[6]? Обращаем внимание читателей, на фото вы видите не покрывало или одеяло, а простыню (!); подушки в наволочках «с образами» не декоративные, а для сна.

Комплект постельного белья «Mother Of God Jesus Bedding Set». Фото: Ciaocustom

Комплект постельного белья «Mother Of God Jesus Bedding Set». Фото: Ciaocustom

Ничтоже сумняшеся дизайнеры просто взяли русскую православную четырехчастную икону и сделали ее масштабированный репринт на простыни и наволочки. На иконе (и постельном белье соответственно) изображены:

  • в центре – Распятие (по сторонам креста Господня Богородица и святой апостол Иоанн Богослов, ниже креста – «Гефсиманское моление о Чаше»);
  • в углах верхней части – Казанская (слева) и Владимирская иконы Божией Матери;
  • в углах нижней части – святитель Николай Чудотворец и святой великомученик и целитель Пантелеимон.

Лежа на простыне-иконе, «с гордостью продемонстрировать свою веру во Христа»

Творцы (в данном случае плагиаторы) «христоцентричных товаров» приглашают своих клиентов не как-нибудь иначе, а непременно лежа на простыне-иконе, «с гордостью продемонстрировать свою веру во Христа». При этом компания призывает своих христианских клиентов:

«Превратите свою спальню в мирное убежище с помощью нашего христианского комплекта постельного белья. Этот комплект... включает в себя пододеяльник, простыню и наволочки, украшенные вдохновляющими цитатами и изображениями (images) христианской веры»[7].

По мнению компании, настоящий христианин обязан спать только на «христианском белье»:

«Наш христианский комплект постельного белья (Christian Bedding Set), идеально подходящий для личного уединения или в качестве продуманного подарка для ваших близких, разделяющих вашу веру, является обязательным атрибутом любого христианского дома»[8].

Стоит ли после этого удивляться, что компания «Ciaocustom» производит и «христианскую обувь» – с ликом Христа, Голгофой... Кроссовки, ботинки... Черные, белые, синие...

Вот, например, баскетбольные кроссовки для мужчин и женщин с изображением трех крестов на Голгофе и Иисуса в голубых облаках («Cross Jesus Portrait Art With Heart»)[9].

Cross Jesus Portrait Art With Heart Basketball Shoes For Men Women. Фото: Ciaocustom

Cross Jesus Portrait Art With Heart Basketball Shoes For Men Women. Фото: Ciaocustom

Или кожаные ботинки «Иисус», на которых изображен страдающий Христос в терновом венце среди цветов. Как и большинство пар подобной обуви, эта снабжена стандартным описанием:

«Ботинки, разработанные для христиан, – это высококачественный обувной продукт с уникальным и осмысленным дизайном. <...> Уникальный дизайн с яркими цветовыми деталями подчеркнет ваш модный стиль и выразит вашу любовь и уважение к христианской вере»[10].

Jesus Leather Boots Black 1. Фото: Ciaocustom

Jesus Leather Boots Black 1. Фото: Ciaocustom

Заметим, что у дизайнеров компании «Ciaocustom» заметно пристрастие к образу Христа в терновом венце. Они используют его на многих моделях обуви в разных цветовых гаммах, очевидно, стараясь помочь потенциальным клиентам как можно полнее выразить «любовь и уважение к христианской вере».

Компания выпускает белые ботинки «Иисус» (Jesus), черные «Иисус ходит Верою» (Jesus Walk By Faith) и коричневые с серой вставкой «Вера побеждает страх» (Faith Over Fear) – все с ликами Спасителя в терновом венце.

Jesus Leather Boots White. Фото: Ciaocustom

Jesus Leather Boots White. Фото: Ciaocustom

Black Jesus Walk By Faith Leather Boots 2. Фото: Ciaocustom

Black Jesus Walk By Faith Leather Boots 2. Фото: Ciaocustom

Faith Over Fear Leather Boots 2. Фото: Ciaocustom

Faith Over Fear Leather Boots 2. Фото: Ciaocustom

Ассортимент «христианской обуви», как и других «христианских товаров», у компании неисчерпаем, однако закончим этот скорбный обзор богохульной обуви и иных кощунственных поделок.

«Чужая душа – потемки», – говорят в русском народе. Поэтому невозможно понять, исходя из какой логики группа дизайнеров решила, что ботинки с окровавленным ликом Господа в терновом венце позволят человеку, шагающему по улице в такой обуви, «с гордостью продемонстрировать свою веру во Христа». Ведь понятно же, что ботинки будут забрызганы грязью, покроются пылью, в толпе на них кто-то наступит ногой, рисунок со временем будет истираться, ломаться на заломах кожи... В чем тут христианская вера? Чем тут христианину гордиться? Уничижением Спасителя?

В чем тут христианская вера? Чем тут христианину гордиться? Уничижением Спасителя?

Невольно закрадывается сомнение в искренности намерений компании «Ciaocustom». Не являются ли ее «христианские товары» прикрытием для изощренного богохульства? Или это такая извращенная форма осуществления в жизни русской поговорки: «Заставь дурака Богу молиться, так он себе лоб расшибет»? Из приведенных примеров очевидно же, если дурак возьмется миссией заниматься, так он простыни и сапоги «христианскими» сделает...

Немного богословия

Можно предположить, что такое шокирующе-пренебрежительное отношение к святым образам на Западе, даже при заявленном добром намерении «делиться Божией любовью с помощью христоцентричной одежды и обуви», складывалось постепенно в течение веков и является следствием изначального непонимания и неприятия в западном христианстве догмата иконопочитания, принятого на ⅤⅡ Вселенском Соборе (787 г.).

Богословы при дворе Карла Великого (768–814) в Аахене издали «Libri Carolini» («Карловы книги»; написаны в 790–792 гг. от имени Императора Карла), в котором осудили богословие ⅤⅡ Собора как ересь. Они допускали, что иконы должны употребляться для назидания народа, но не могут становиться предметами культа, которым возжигают свечи и кадят ладаном. Только при Папе Иоанне VIII (872–882) удалось добиться на Западе формального признания ⅤⅡ Вселенского Собора.

Уже в эпоху Реформации Тридентский Собор (1563 г.) принял особый Декрет об иконах, в котором говорится:

«…нужно иметь... в церквях образы Христа, Девы Марии, Богородицы и святых, воздавая подобающие им почитание и поклонение. Не потому, что мы верим, будто в них заключена Божественность или какая-либо добродетель, оправдывающая их культ… или что нужно твердо полагать свою надежду в этих образах... но потому, что почитание, воздаваемое им, восходит к первообразам, которые они представляют»[11].

Это означает, что Римо-Католическая церковь не признает сакральный статус иконы как таковой. Поэтому для примирения практики иконопочитания и иконоборческого понимания иконы католики составили чин освящения икон, сообщающий им святость «извне». Затем этот чин распространился в России и греческих Церквях[12].

Однако отцы VII Собора утверждали:

«Над многими из таких предметов, которые мы признаем святыми, не читается священной молитвы, потому что они по самому имени своему полны святости и благодати. Поэтому такие предметы мы почитаем, как достойные почитания, и лобызаем их. <...> То же самое и относительно иконы: обозначая её известным именем, мы относим честь ее к первообразу; целуя ее и с почтением поклоняясь ей, мы получаем освящение»[13].

Иконопочитатели признают «икону, представляющую подобие первообраза. Потому-то икона получает и самое имя Господа; чрез это только она находится и в общении с Ним; потому же самому она и досточтима и свята»[14].

Таким образом, подобие изображенного на иконе внешнему виду Христа по Его человеческой природе позволяет присвоить иконе и Его имя, ввести в общение с Ним и придать иконе сакральный статус, отличающий ее от любого другого профанного изображения. Это относится и к иконам Богородицы и святых.

Историк эстетики, философ В.В. Бычков пишет, что Собор старался доказать, что

«живописный образ, не имея онтологически ничего общего с сущностью прообраза, но передавая лишь его внешний вид, самой передачей этого внешнего облика (самим подобием, мимесисом) выражает его духовную сущность и тем самым сакрально передает и святость архетипа. <…> Именно благодаря ‟подобиюˮ (μιμησις) иконы первообразу она и получает его имя, а поэтому ‟находится в общении с ним, достойна почитания и святаˮ (Mansi XIII, 344В)»[15].

Подробнее святоотеческое богословие иконы изложено в ранее опубликованных статьях здесь[16] и на других ресурсах[17].

С веками даже в Римо-Католической церкви (не говоря уже о протестантизме) понимание иконы и отношение к ней продолжало упрощаться. Ⅱ Ватиканский Собор (1962–1965 гг.) в своем постановлении о священном искусстве еще более снизил статус иконы:

«Обычай выставлять в церквах священные изображения для почитания верных должен оставаться нерушимым. Однако выставлять их следует в ограниченном количестве и в подобающем порядке, дабы не вызывать в христианском народе чрезмерного удивления и не поощрять не вполне верную набожность» (п. 125)[18].

В тексте постановления уже ничего не говорится о восходящем к первообразам почитании икон, а только об обычае как-то их почитать. Отцы Ватиканского Собора больше озабочены свободной творчества художников, чем иконопочитанием, которого опасаются и называют неправильной «набожностью». Впрочем, художники призываются Собором помнить, что

«речь здесь идёт о святом подражании Богу Творцу и о произведениях, предназначенных для католического богопочитания, для назидания, благочестия и религиозного наставления верных» (п. 127)[19].

Реформация в Европе заложила свои основы иконоборчества, хотя ее лидеры по-разному относились к священным изображениям. Мартин Лютер (1483–1546) в 1522-м г. изложил «свое учение о нейтральности образа и утраты им дидактических функций для просвещенного зрителя», утверждая, что образы «следует не почитать, а интерпретировать». У. Цвингли (1484–1531) предлагал удалить изображения из церквей, но без насилия. Зато Ж. Кальвин (1509–1564) возражал «не только против почитания, но и против изготовления изображений Бога», хотя и «допускал изображения вне церковного контекста»[20], т.е. дома.

Уже в наше время епископ Евангельских церквей «Слово Жизни» по Саратовской области Павел Таранов об отношении сегодняшних российских протестантов к иконам пишет предельно комплементарно, однако основная его мысль состоит в том, что икона – это не для них, а только для православных. «Икона неотделима от Православной Церкви». «Место образа – это Православная Церковь».

«Таким образом, икона в доме протестанта лишена своего места, блуждает на чужбине»[21].

От себя добавим, что если иконе не место даже в частных домах протестантов, то уж тем более нет икон и в их молельных домах. Но это не мешает протестантам иллюстрировать свои издания Библии, книги своих проповедников, журналы и газеты религиозными картинами.

Поэтому до последнего времени оставалась надежда, что отсутствие почитания икон у католиков и протестантов, согласно православному учению, будет хотя бы компенсироваться благочестивым отношением к тому, что они называют религиозными изображениями (картинами). Но пример компании «Ciaocustom» разрушил и эту надежду.

«...Яко дние лукави суть»

Мы живем в очень лукавое время. Сам термин «лукавый» в современном языке претерпел лукавую трансформацию, приобретя легкий негативный флёр («лукавая улыбка», «лукавый взгляд», т.е. добродушно-хитроватый), тогда как и в церковнославянском, и в языке греческого оригинала Нового Завета термин этот имел однозначно отрицательный смысл – «лукавый» (πονηρόϛ) 1) – плохой, дурной, скверный; бесчестный, подлый; злой, враждебный. 2) лукавый, т.е. дьявол[22].

И вот, как видим, сегодня одни люди откровенно порочат Христа, Богородицу и Церковь всеми возможными способами. Другие вроде бы берутся распространять христианскую веру, но почему-то лукавыми (т.е. плохими) методами: может, и хотели как лучше, да получается у них хуже некуда...

Однако «внешних судит Бог» (1Кор 5, 13), – писал апостол Павел. Нам же нужно наводить порядок в своем доме. Ведь мы сами – православные, воцерковленные прихожане и священнослужители – считаем вполне допустимым размещать репродукции икон, изображения креста на обыденных предметах (посуде, одежде, коврах, рушниках, сумках и т.п.), на упаковке «товаров для православных» (коробках для свечей и ладана и др.), на пакетах, на обложках книг, журналов и газет... Говорю «считаем», потому что всё это продается в наших церковных лавках. И если на их полках православные книги со святыми ликами на обложках и даже иконы стоят почти на полу – на уровне ботинка, то до «перехода» образа на обувь уже недалече...

Печатные издания со священными изображениями на обложке размещены почти на полу

Печатные издания со священными изображениями на обложке размещены почти на полу

В 2020-м г. мы со священником Алексеем Кнутовым составили и опубликовали «Рекомендации по благочестивому обращению со священными изображениями»[23]. Однако они не являются общеобязательными, будучи сводом правил, сформулированных «физическими лицами», а не уполномоченным каноническим органом Русской Православной Церкви для общецерковного исполнения.

[1] Немыченков В.И. «А Васька слушает да шьет»: И вновь о кощунствах против православных икон // Православие.ру. 16 сентября 2021 г. URL: https://pravoslavie.ru/141796.html

[2] About us // Ciaocustom. URL: https://ciaocustom.com/pages/about-us. Курсив наш. – В.Н.

[3] Ciaocustom. URL: https://ciaocustom.com/collections/leggings/products/god-is-my-weapon-bible-is-my-ammo-christian-jesus-faith-upf40-womens-leggings-christian-leggings-for-women-7812. Курсив наш. – В.Н.

[4] Ciaocustom. URL: https://ciaocustom.com/collections/blanket-collection/products/our-lady-of-guadalupe-blanket-mother-mary-blanket-blanket-of-virgin-mary-virgin-mary-blanket-gift-ideas-for-christians-ciaocustom

[5] Ciaocustom. URL: https://ciaocustom.com/collections/blanket-collection/products/john-146-jesus-the-way-the-truth-the-life-fleece-blanket-christian-blanket-bible-verse-blanket-1932

[6] Mother Of God Jesus Bedding Set – Christian Bedding Sets // Ciaocustom. URL: https://ciaocustom.com/products/mother-of-god-jesus-bedding-set-christian-bedding-sets-3290?_pos=3&_psq=The%20Mother%20of%20God&_ss=e&_v=1.0

[7] Там же. Курсив наш. – В.Н.

[8] Там же. Курсив наш. – В.Н.

[9] Cross Jesus Portrait Art With Heart Basketball Shoes // Ciaocustom. URL: https://ciaocustom.com/collections/shoes/products/cross-jesus-portrait-art-with-heart-basketball-shoes-for-men-women-christian-shoes-jesus-shoes-unisex-basketball-shoes-8431

[10] Jesus Leather Boots Black 1 // Ciaocustom. URL: https://ciaocustom.com/collections/shoes/products/jesus-tbl-boots-black-1-christian-shoes-for-men-and-women-6181

[11] Декрет о призывании святых, поклонении их мощам и о святых иконах. Тридентский Собор (XIX Вселенский). 25-я сессия (3 и 4 декабря 1563 г.) // Христианское вероучение: Догмат. тексты учительства церкви III-XX вв. / [Отв. ред. о. Пьер Дюмулен; Пер. с фр. Н. Соколовой, Ю. Куркиной]. – СПб.: Изд-во св. Петра, 2002. – 550 с. – С. 321–323. С. 322–323. Курсив наш. – В.Н.

[12] Подробнее см.: Немыченков В.И. Свята ли икона, не освященная по чину Требника: историко-богословский анализ церковной дискуссии.

  1. Истоки и историческая полемика о чине освящения икон // https://pravoslavie.ru/147643.html;
  2. Богословие иконы и современная церковная дискуссия // https://pravoslavie.ru/147662.html.

[13] Деяния Вселенских Соборов. Т. 4. Деяние шестое: Опровержение коварно составленного толпою христиано-обвинителей и лжеименного определения. – СПб.: Воскресение; Паломник, 1996. – С. 512–584. С. 541. Курсив наш. – В.Н.

[14] Деяния Вселенских Соборов. Т. 4. С. 575.

[15] Бычков В.В. Феномен иконы: История. Богословие. Эстетика. Искусство / Российская акад. наук, Ин-т философии. – М.: ВРС, 2008. С. 75. Курсив наш. – В.Н.

[16] Немыченков В.И. Святитель Феодор Абу Курра, епископ Харранский, о почитании икон // Православие.ру. 03 марта 2023 г. URL: https://pravoslavie.ru/151284.html; Его же. Святоотеческое богословие иконы. Прп. Иоанн Дамаскин // Православие.ру. Часть 1. 30 мая 2023 г. URL: https://pravoslavie.ru/153915.html; Часть 2. 31 мая 2023 г. URL: https://pravoslavie.ru/153931.html.

[17] Немыченков В.И. Святоотеческое богословие иконы. Часть 6. Свт. Фотий, Патриарх Константинопольский (ок. 820–891 гг.) // Богослов.ру. 7 ноября 2023 г. URL: https://bogoslov.ru/article/6193771 (в статье есть ссылки на предыдущие части: Ч. 1. Введение; Ч.2. Свт. Герман, Патриарх Константинопольский; Ч.3. ⅤⅡ Вселенский Собор о святости иконы; Ч.4. Свт. Никифор, Патриарх Константинопольский; Ч.5. Прп. Феодор Студит).

[18] Конституция о священной литургии “SACROSANCTUM CONCILIUM”. Глава VII. О священном искусстве и о священной утвари // Документы II Ватиканского Собора. – М.: Паолине, 2004. 710 с. – С. 55–58. С. 57. Курсив наш. – В.Н.

[19] Там же. С. 58.

[20] Иконоборчество // Православная энциклопедия. Т. 22. С. 31–44. URL: https://www.pravenc.ru/text/389050.html#part_6. Подробнее об иконоборчестве в период Реформации см.: Бельтинг Х. Образ и культ: История образа до эпохи искусства. – М.: Прогресс-Традиция, 2002. – 752 с. – С. 509–544.

[21] Павел Таранов. Икона глазами протестанта сегодня // Protestanе.ru. 21.10.2009. URL: https://www.protestant.ru/read/article/63615

[22] Древнегреческо-русский словарь / Сост. И.Х. Дворецкий. Т. 2. М., 1958.

[23] Кнутов Алексий, свящ., Немыченков В.И. Рекомендации по благочестивому обращению со священными изображениями // https://pravoslavie.ru/133133.html#_edn25.

https://pravoslavie.ru/157752.html