«Белорусская Автокефальная Православная Церковь в Америке». Слесарев А. В.
Возникновение «Белорусской Автокефальной Православной Церкви в Америке» («БАПЦ в Америке») относится к 1982 г., когда в «Белорусской Автокефальной Церкви» (БАПЦ) произошел раскол. По состоянию на этот год Синод БАПЦ составляли следующие «иерархи»:
- 1. Андрей (Крит), «митрополит» (во «епископа» «рукоположен» в 1968 г., а с 1972 г. являлся «митрополитом» БАПЦ).
- 2. Николай (Мацукевич), «епископ» (во «епископа» «рукоположен» в 1968 г.).
- 3. Изяслав (Бруцкий), «епископ» (во «епископа» «рукоположен» в 1981 г.).
Конфликт зародился еще в 1981 г., когда «епископ» Николай (Мацукевич) высказал свое несогласие относительно решения «митрополита» Андрея (Крита) «рукоположить во епископа» священника Ивана Бруцкого. Не прислушавшись к мнению «епископа» Николая, «митрополит» Андрей совершил монашеский постриг иерея Ивана Бруцкого с наречением имени Изяслав и вскоре, при участии «епископов» раскольнической «Украинской Автокефальной Православной Церкви», «хиротонисал» его во «епископа Полоцкого». Развитие конфликта привело к тому, что 7 августа 1982 г. «митрополит» Андрей (Крит) и «епископ» Изяслав (Бруцкий) исключили «епископа» Николая (Мацукевича) из состава Синода БАПЦ. Когда же 21 мая 1983 г. скончался «митрополит» Андрей, и был созван «Третий Собор БАПЦ», «епископ» Изяслав (Бруцкий) был избран «митрополитом» и «Первоиерархом» БАПЦ. Не признав данного решения, «епископ» Николай (Мацукевич) заявил о нелегитимности «Собора» и вместе с группой своих последователей провозгласил себя «митрополитом» и «Первоиерархом» БАПЦ. Таким образом, возникли две не признающие друг друга «Белорусский Автокефальные Православные Церкви». В результате раскола в юрисдикции «митрополита» Изяслава (Бруцкого) оказались 1 приход в США, 3 прихода в Великобритании и два прихода в Австралии, а в юрисдикции «митрополита» Николая (Бруцкого) 5 приходов в США, 1 приход в Канаде и 1 приход в Австралии. При юридической регистрации группировка «митрополита» Николая получила наименование «Белорусская Автокефальная Церковь в Америке».
После смерти «митрополита» Николая (Мацукевича), последовавшей в 2003 г., состоялся т.н. «Объединительный Собор БАПЦ». Поскольку причинной разделения в Белорусской Автокефальной Церкви был личный конфликт между «митрополитом» Изяславом и «митрополитом» Николаем, кончина последнего была воспринята как повод к достижению прежнего единства БАПЦ. В результате «Объединительного Собора» состоялось фактическое объединение БАПЦ. Однако в это время произошло большое смущение, вызванное новым претендентом на должность «Первоиерарха» БАПЦ...
Еще в 1999 г. «митрополит» Николай (Мацукевич) принял в свою юрисдикцию бывшего сотрудника ОВЦС МП Александра Сологуба. В том же году в течении трех недель последний прошел все степени священства от мирянина до «епископа». «Епископскую хиротонию» Александра Сологуба совершил «митрополит» Николай (Мацукевич) в сослужении епископа Дамаскина (Давидовича), иерарха раскольнической «Свободной Сербской Православной Церкви». Вскоре после «архиерейской хиротонии» у Александра (Сологуба) возникли разногласия с деятелями т.н. Рады БАПЦ, являющейся своего рода высшим руководящим органом БАПЦ и включающей в свой состав большое количество мирян. В 2002 г. «епископ» Александр (Сологуб) был исключен из состава «БАПЦ в Америке». Формальной причиной данного решения явилось то, что его «архиерейская хиротония» не была согласована «митрополитом» Николаем с Радой БАПЦ, как того требует устав БАПЦ. В ответ на экскоммуникацию Александр (Сологуб) опубликовал серию скандальных материалов относительно коррупции в Консистории «БАПЦ в Америке», чем привлек на свою сторону часть последователей данной раскольнической группировки.
В 2000 г. «епископ» Александр (Сологуб), совместно с уже упоминавшимся епископом Дамаскином (Давидовичем), иерархом раскольнической «Свободной Сербской Православной Церкви», провел «хиротонию» бывшего клирика Сербского Патриархата архимандрита Йована (Пурича) во «епископа» «Белорусской Автокефальной Православной Церкви в Америке». Вслед за архимандритом Йованом в юрисдикцию «БАПЦ в Америке» вошел целый ряд сербских приходов в Западной Европе.
После смерти «митрополита» Николая остававшийся не у дел «епископ» Александр (Сологуб) заявил о том, что к нему переходят все права и полномочия почившего «Первоиерарха» «БАПЦ в Америке». Провозгласив себя «митрополитом», Александр (Сологуб) назначил «епископа» Йована управляющим делами «БАПЦ в Америке».
В 2004 г. был проведен «Собор» «БАПЦ в Америке», на котором «митрополит» Александр (Сологуб) был отстранен от должности. С этого времени фактическим руководителем «БАПЦ в Америке» является «архиепископ» Йован (Пурич). Причиной увольнения «митрополита» Александра с занимаемой им должности «архиепископ» Йован в своем частном письме назвал то, что противники последнего собрали на него большое количество компромата и тем самым вынудили к самоустранению.
В начале 2009 г. наметились тенденции к консолидации разрозненных группировок Белорусской Автокефальной Православной Церкви вокруг «БАПЦ в Америке» и ее руководителя «архиепископа» Йована (Пурича). Главным деянием в данном направлении явилось то, что «архиепископ» Йован, объявил об образовании «Священного Синода БАПЦ». В своем частном письме «архиепископ» Йован сообщил о том, что он желает в ближайшее время вернуть к активной церковной деятельности «митрополита» Александра (Сологуба). Следует отметить, что «митрополит» Александр (Сологуб) одержим духом мстительности по отношению к Русской Православной Церкви и неоднократно заявлял о свое готовности опубликовать компромат на ее иерархов. В одном из своих интервью он заявил: «В свое время, когда я работал в Отделе внешних церковных сношений и учился в аспирантуре, то я сделал доклад о Белорусской Автокефальной Православной Церкви. И митрополит Кирилл слушал этот доклад и улыбался. Сейчас, я думаю, ни митрополиту Кириллу, ни, тем более, митрополиту Филарету не до смеха».
Помимо «митрополита» Александра (Сологуба) и «архиепископа» Йована (Пурича) в состав «БАПЦ в Америке» входит еще и викарный епископ Стефан.
С марта 2009 г. «БАПЦ в Америке» начала издание журнала «Беларуская Аутакефалія».
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в составе «БАПЦ в Америке» пребывает целый ряд приходов, в составе которых не числятся этнические белорусы. Данная раскольническая организация стремится к объединению вокруг себя раскольников из разных Поместных Церквей славянской традиции.
В своей раскольнической деятельности «БАПЦ в Америке» ориентируется на Константинопольский Патриархат, от которого ожидает признания своего канонического достоинства. В одном из своих интервью «митрополит» Александр (Сологуб) по этому поводу заявил: «У нас прекрасные отношения с Константинопольским патриархатом. Дело в том, что Константинополь признает нашу иерархию, то есть признает, что у нас есть апостольское преемство. Я могу привести примеры. Я встречался и очень хорошую встречу имел с константинопольским митрополитом Сан-Франциско Антонием. Он даже в церкви меня представил как епископа "Белорусской молодой Автокефальной Церкви", была очень хорошая встреча. В этом году, месяц назад, в Чикаго мой владыка Йован встречался с владыкой Всеволодом (архиепископ Скопельский Всеволод (Майданский) - СА) - украинским архиепископ в юрисдикции Константинополя, он также признал наши хиротонии и пообещал нам помочь, и в январе у меня будет с ним личная встреча. А патриарх Константинопольский Варфоломей в свое время прислал письмо владыке Изяславу Брудскому, Константинопольская Церковь-мать не забывает белорусскую Церковь и когда придет время, то Константинополь предоставит автокефалию Церкви в Белоруссии. И мы прекрасно знаем, что Константинопольский патриархат признает Московскую патриархию только в пределах Российской Федерации. Потому как только в Белоруссии будет национальное правительство, которое поставит вопрос о самостоятельности Белорусской Церкви, то Константинополь активно будет способствовать автокефалии Белорусской Церкви».
По состоянию на середину 2009 г. в юрисдикции «БАПЦ в Америке» пребывали 16 приходов в США, 1 приход в Италии, 5 приходов в Канаде, 1 приход во Львове (Украина) и 1 приход в Санкт-Петербурге (Россия).
Источник: Анти-Раскол
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии