«Автокефалия» – это политический проект, и его сценаристы находятся за пределами Украины
В передаче на «Болгарском свободном телевидении» политолог Василианна Мерхеб рассказала о подоплёке межцерковного конфликта по украинскому вопросу, инспирированного патриархом Варфоломеем под давлением США.
Ведущий передачи — Явор Дачков.
Явор Дачков: В этом году случилось важное, но, к сожалению, не радостное событие, которое может иметь последствия для всего православного мира. Имею в виду раскол в Украинской Православной Церкви, инспирированный Вселенским патриархом Варфоломеем под давлением геополитических интересов США.
Сегодня мы будем говорить об этом расколе, о реакциях Поместных православных церквей, в том числе и о разногласиях по этому вопросу среди болгарских владык.
Гостья в студии – мирянка Болгарской Православной Церкви Василианна Мерхеб (политолог по образованию, заканчивает богословский ф-т Софийского университета), известная публикациями по украинскому церковному вопросу.
Раскол на Украине имеет духовное измерение, но и геополитические аспекты, т.к. он, на мой взгляд, был вызван кризисом между Америкой и Россией, давлением Америки на Вселенского патриарха и неудавшейся американской майданной политикой на Украине, которую США не смогли довести до конца.
Как, по вашему мнению, верно ли это?
Василианна Мерхеб: Несомненно, речь [идёт] о георелигиозной спецоперации, участниками которой являются представители раскольнических структур, тлеющих на Украине еще с 90-х годов. Некоторые из них совершенно безблагодатны, т.к. никогда не были членами Церкви.
Это и отлученный от Церкви Денисенко (т.н. Филарет), но представляет новую структуру т.н. Епифаний – структуру, которая представляет собой искусственное уродливое формирование, пользующееся протекцией власти, пришедшей при помощи переворота, и политиков, которые в личном плане не имеют ничего общего с православием, с Церковью, вроде униата Парубия и Петра Порошенко, исповедующего некую многоконфессиональность – для него нет разницы между униатами, католиками и новой вымышленной «церковью».
Явор Дачков: Давайте скажем, что на Украине есть автономная Церковь Московского Патриархата, она называется Украинская Православная Церковь, ее предстоятель – исключительный архипастырь Блаженнейший Митрополит Онуфрий.
Эта Церковь функционировала совершенно нормально, и вдруг под давлением Вселенского патриарха, Петра Порошенко и Америки возникла независимая украинская церковь, которая не имеет ничего общего с Москвой, но которая появилась в результате государственно-политического акта.
Василианна Мерхеб: Поскольку речь о человеке, который пришел во власть путем переворота, то он попытался применить ту же схему и в Церкви.
Что они говорят? «Мы должны перерезать пуповину с Россией». Единственно, что в данном случае речь о пуповине не с Россией, а с благодатной
Вот только кому они делают переворот – Самому Христу? Это невозможно. Они забывают, что Церковь – Богочеловеческий организм. Невозможно победить Божию Церковь какой-либо силой.Церковью, которая получила апостольскую преемственность и, по нисходящей, рукоположением, эта благодатная преемственность сохраняется.
Если представить себе Церковь с преемственным епископством в виде дерева, то можно заметить, как вдруг рядом с ним появляется какая-то уродливая приставка, не имеющая ничего общего с живым стволом.
Поскольку речь о человеке, который пришел во власть путем переворота, то он попытался применить ту же схему и в Церкви. Вот только кому они делают переворот – Самому Христу? Это невозможно. Они забывают, что Церковь – Богочеловеческий организм. Невозможно победить Божию Церковь какой-либо силой.
Явор Дачков: Но как бы вы ответили людям, которые говорят: «Есть украинское государство, почему бы не быть украинской церкви»? Как в свое время Болгарская церковь воевала за свою церковную независимость.
Василианна Мерхеб: Потому что русский народ не может быть разделен на нации. Русская империя связана своей духовной пуповиной, часть которой является и Украина. По-моему, разделение на нации народа, который связан духовно и культурно, не ведет ни к чему хорошему.
Явор Дачков: Хочу спросить вас, а что последовало за этим расколом для украинского народа? Какую церковь он признает и в какую церковь ходит?
Василианна Мерхеб: Я потому вспомнила о перевороте, что народ Украины – многомиллионная паства Божия, огромное количество людей, которые ни каким образом не заявляли о своем желании об автокефалии.
Им хорошо под омофором и управлением митрополита Онуфрия, потому что они имеют полную автономию. Москва дала им полную автономию. У них есть свой Синод, свои финансы, свое управление.
В то время как эта раскольническая структура, о чем говорит даже Филарет, не получила никакой независимости, Константинополь сделал их рабами. Не случайно внутри этой структуры появился новый раскол – раскол в расколе.
По-моему, основной вопрос в том, что истинный церковный народ, водимый истинными архипастырями Украины, не просил автокефалии. «Автокефалия» – это политический проект и его сценаристы находятся за пределами Украины.
Майдан, который пришел с кровью и насилием, большим числом жертв, связан не только с местными раскольниками, которых использовали в качестве инструмента, но и при прямом вмешательстве Ватикана. Есть факты помощи римо-католиков в проведении майдана. Они неофициально поддерживают «автокефалию».
Далее – Джо Байден и другие представители высшей американской власти – государственный секретарь, вице-президент, бывший директор ЦРУ, очень важные политические фигуры, которые поддерживали майдан и «автокефалию».
Истинный церковный народ, водимый истинными архипастырями Украины, не просил автокефалии. «Автокефалия» – это политический проект и его сценаристы находятся за пределами Украины.
В 2019 году мы стали свидетелями беспрецедентных ситуаций. Во всей истории Церкви не было случая, когда автокефалию давали раскольникам. Кроме того, они не являются раскольниками в чистом виде, потому что некоторые из них никогда не были частью Православной Церкви. Другие – анафематствованные, исторгнутые из благодатного Тела Церкви.
Если Денисенко, которому уже много лет, умрет, то его даже нельзя отпевать – представьте как это страшно, что он за человек. И этот же человек в патриаршеском облачении с белым патриаршеским клобуком говорит о нации, национализме.
Это идеология укрофашизма, которая использует националистические настроения и дестабилизированную обстановку, а также Церковь, как инструмент для захвата политической территории. Но в данном случае кроме захвата политической территории целью является и ослабление церковной стабильности и спасительной миссии Церкви.
Явор Дачков: Здесь мы подходим к другому важному вопросу – к реакции других поместных православных Церквей. В том числе и Болгарской. Потому что «фронтменом», если так можно сказать, является Вселенский патриарх. Несколько слов о его роли и после – смущающее, на мой взгляд, промедление с реакцией поместных Церквей.
Василианна Мерхеб: Да, неприемлемая реакция всех поместных Церквей. Я, как мирянка, не могла и в мыслях допустить, что возможно такое промедление – один год.
Мы видим не только наступление, но и крайние претензии Вселенского патриарха на первенство и главенство над всеми остальными.
Явор Дачков: Каковы признаки этого?
Василианна Мерхеб: Признаки – сам «томос», текст которого был прислан всем поместным Церквям.
Болгарская Православная Церковь тоже получила этот текст, в котором утверждается, что патриарх Варфоломей имеет право вмешиваться в юрисдикции других автокефальных церквей, имеет право давать томосы и отнимать их, когда он решит. Что он имеет право на суд – арбитражный суд над всеми остальными.
Но он – первый по чести, и то со времен, когда предстоятелями Константинопольской церкви были святые. Но… еретики – тоже. В данном случае он делает очень тяжелые нарушения, потому что ставит себя над всеми остальными.
Почему БПЦ молчит по данному случаю? Неужели, принимая, что патриарх Варфоломей – глава Церкви? Он утверждает, что является главой Церкви. Это – неопапизм.
Есть и другое – экуменизм, который уже был осужден на поместном соборе. И этнофилетизм, поэтому он так хорошо сочетается с национализмом на Украине. Если мы – православные, то наша принадлежность в первую очередь – к Святой, Соборной и Апостольской Церкви, а не к нации.
Дав «томос» раскольникам, патриарх Варфоломей и сослужил с ними, и вовлек в сослужение других архиереев, а это ведет к отпадению от Церкви и подлежит санкциям – церковному суду.
Думаю, что пора представителям поместных Церквей собраться и определить свое отношение к этому. Потому что молчанием мы допускаем такое бесправие – беспрецедентное политическое вмешательство из-за океана.
Почему БПЦ молчит по данному случаю? Неужели, принимая, что патриарх Варфоломей – глава Церкви? Он утверждает, что является главой Церкви. Это – неопапизм. Пора представителям поместных Церквей собраться и определить свое отношение к этому. Потому что молчанием мы допускаем такое бесправие.
Явор Дачков: А почему среди болгарских митрополитов есть явное разногласие? Совсем недавно митрополит Пловдивский Николай сделал несколько публичных заявлений в этом направлении, он открыто поддерживает и толкает к принятию решения в пользу раскольников. Было и его сослужение в Греческой Церкви, где поминали нового украинского митрополита в кавычках – «предстоятеля».
Василианна Мерхеб: Да, поминали, и это очень странно. Чтобы поминали предстоятелей по диптиху, на службе должен присутствовать патриарх, а там патриарха не было. Значит, это такое очередное старание понравиться кому-то, продемонстрировать свое отношение.
В данном случае правильным было бы Болгарской Православной Церкви выразить свое отношение по этому случаю сослужения митрополита Николая с этими людьми. Потому как если в БПЦ получается такое сослужение, у нас есть такой епископ и мы принимаем его право правящим, то, значит, мы принимаем раскол.
Раньше митрополит Видинский Даниил отправил письма епископам поместных православных Церквей, в которых выразил свою личную позицию по украинскому вопросу – блестяще выдержанную в смысле догматики и канонов, но тогда, к сожалению, мы стали свидетелями того, как быстро митрополиты БПЦ от него отмежевались, как остро реагировали, была очень серьезная критика.
А что касается поведения митрополита Николая (к сожалению на этой службе в Греции присутствовал и епископ Евлогий – игумен Рильского монастыря), то очень странно, почему эта тема замалчивается.
Если мы принимаем это, то, получается, что мы принимаем ряженых частных лиц, представителей укрофашистской власти в качестве служителей Божиих? Но это не так!
«Болгарское свободное телевидение«, передача „Гласове“ («Голоса») от 29.12.2019.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии