«Архивы скрыли правду». Кого и за что лишают святости в православии
© Фото : Свято-Успенский Вышенский монастырь. Икона Анны Кашинской
Православные вспоминают день рождения князя Дмитрия Донского. Несмотря на известность, его прославили в лике святых лишь в конце XX века: верующих смущали некоторые эпизоды биографии правителя. Более того — из-за подобных «спорных моментов» могут даже «деканонизировать». Об одном из самых необычных явлений в Церкви — в материале РИА Новости.
Ждали веками
Дмитрия Донского на Руси почитают практически с момента смерти — все же его признали творцом победы в Куликовской битве. Хотя официально не существовало ни икон, ни молитв, ему посвященных. И это странно: нельзя сказать, что у Церкви не было оснований для канонизации князя.
Оказывается, дело в неоднозначной церковной политике, которую он проводил. Так, в 1378-м митрополитом Киевским должен был стать Киприан, утвержденный на должность Константинополем. Но у Дмитрия Донского был собственный кандидат. Поэтому по прибытии в Москву ставленника Византии арестовали, а спустя пару месяцев выдворили за пределы княжества.
Спустя шестьсот лет значимого для русской истории правителя все же причислили к лику святых — «на основании больших заслуг перед Церковью и народом Божьим». Церковь поставила точку в многовековом споре на поместном соборе РПЦ в 1988-м, когда вместе с Донским в святцы (список святых в календарном порядке) включили еще несколько имен. Например, иконописца Андрея Рублева и блаженную Ксению Петербургскую.
Однако в церковной истории известны случаи не только массовой канонизации христиан, но и «отчисления» из лика святых.
Жертва раскола
В 1677-м царь Федор Алексеевич собирался в Кашин, чтобы поклониться мощам княгини Анны, жившей в XIV веке. Но вместо царского кортежа туда по личному распоряжению патриарха Иоакима срочно отправилась специальная комиссия, которой предстояло повторно изучить реликвию. И вот по какой причине.
За двадцать лет до событий собор РПЦ предал анафеме противников реформ патриарха Никона — старообрядцев. Ожесточенная полемика о том, чья вера истинна, не утихала. В ход шли самые разные аргументы.
«Состояние мощей Анны Кашинской старообрядцы использовали как доказательство истинности своей веры. В 1649 году обнаружили, что правая рука ее лежит на груди, «согбенна яко благословящая» (то есть с двоеперстным древним перстосложением)», — объясняет член Синодальной комиссии РПЦ по канонизации святых протоиерей Владислав Цыпин.
У старообрядцев оказался весомый козырь, ведь мощи святой были открыты для всеобщего обозрения. А значит, каждый желающий мог подойти и взглянуть на ее десницу — правую руку.
Оставлять раскольникам столь мощный аргумент было нельзя. И патриаршая комиссия об этом позаботилась. Прибыв в Кашин, посланники Иоакима тут же обнаружили «несогласия» с протоколами о канонизации святой, составленными в 1649-м. Повторный осмотр показал, что «правая рука в завитии погнулася, а длань и персты прямо, а не благословляющи». Правда, сохранилась любопытная подробность: комиссия 1677-го якобы «исправила» перстосложение, вывернув пальцы правильным образом.
Так или иначе, но в том же году на церковном соборе в Москве произошло неслыханное: имя Анны Кашинской вычеркнули из святцев, иконы уничтожили, ее храмы переименовали. Мощи закопали в землю, а могилу замуровали так, что не осталось следов.
Два с лишним столетия благоверная Анна была вне церковного поминовения. Только в начале XX века ее канонизировали повторно, после того как в России официально объявили веротерпимость.
Массовая деканонизация
Случай с Кашинской — необычный, но не единственный: уже в наши дни статуса святого лишились сразу три десятка человек.
Летом 2012-го из Введенского монастыря в Иваново увезли мощи Василия Кинешемского. Епископа причислили к лику святых в августе 2000-го в ряду новомучеников и исповедников российских — тех, кто пострадал за веру в годы советской власти.
Куда перемещают мощи, не сказали. Известно только то, что делали это по распоряжению Патриарха.
Впрочем, белых пятен стало еще больше, когда в церковном календаре на 2013-й не оказалось имени святителя. Решения о его деканонизации не было, но и в святцах он не значился. Закономерно возник вопрос: епископ святой — или уже нет.
Судьбу Василия Кинешемского разделили другие 35 новомучеников — их имена также исчезли из церковного календаря. Возможно ли, что это была массовая деканонизация?
«Невключение имен некоторых святых в календарь — вовсе не деканонизация. Речь идет о том, что дополнительно стали доступны некоторые документы, из-за чего возникли определенные вопросы. Нужно исследовать новые сведения, выяснить, соответствуют ли они действительности. Пока проверку не провели, имена решили не включать в календарь», — объясняет протоиерей Владислав Цыпин.
По его словам, процесс может занять не один год. Осложняет задачу, как ни странно, светский закон о защите персональных данных. Исследователи жалуются, что он закрывает доступ к архивным делам, где фигурируют новомученики.
Другая трудность: репрессированных начали канонизировать с 1989-го, когда РПЦ еще не выработала четких критериев причисления кого-либо к лику святых.
А ключевым считали то, что человек во время следствия не должен был никого оговорить — эту меру приняли в 2011-м, когда в списке святых новомучеников значилось более тысячи имен. Проверить каждого практически невозможно — не вся информация доступна. Поэтому в РПЦ временно исключили из святцев 36 имен.
«Если говорить о мощах тех святых, кого не включили в календарь, — они останутся мощами, никуда не денутся. Можно ли будет служить перед ними молебны — зависит от решения священноначалия», — уточняет отец Владислав.
Святости не лишить
Несмотря на эти прецеденты, официально понятия деканонизации не существует.
«Процедура канонизации прописана, — говорит протоиерей. — И решение о ней принимает только церковный собор. Обратный же механизм даже не предусмотрен канонами».
Но такое бывало в Синодальный период: речь тогда шла не о лишении статуса святого, а о «прекращении почитания».
«Необходимо в первую очередь учитывать исторический контекст, как в той же истории Анны Кашинской, — подчеркивает священник. — Все-таки ее мощи перезахоронили во время церковного раскола».
Поэтому подобные случаи, по словам богослова, в Церкви считают исключением из правил.
Никита Бизин
Источник: РИА Новости
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии