«АНГЕЛУ СМИРНСКОЙ ЦЕРКВИ НАПИШИ…» Протоиерей Андрей Ткачёв
Ангелу Смирнской Церкви Христос открывается как Первый и Последний, Который был мертв и се жив. «Первый и Последний» означает, что куда бы ни обратился человек, Христос перед ним. Совершенно невозможно убежать от Бога или скрыться от Него. Уходя в сторону, Христу противоположную, отвергаясь начал, человек может думать, что Христос остался за спиной у него. «Христос смотрит мне в спину, – думает человек, – Христос – это прошлое мое (моего народа или всего человечества)».
Совершенно невозможно убежать от Бога или скрыться от Него.
Как же удивлен бывает человек (народ, человечество), когда, пройдя тяжелый путь, казалось бы, прочь уводящий от Господа, опять встречает человек Христа на пути, и уже никуда не отвести глаз от Его взгляда. «Всё из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки. Аминь» (Рим. 11: 36), – говорит апостол Павел. Принужден будет это сказать и любой другой человек. Как сотворенные Богом, мы все имеем Его в начале. Но как ожидающие суда от Него, мы не иного, но Его Самого встретим и увидим в конце. Умерший за нас и воскресший, Сын Божий будет судить нас. Судить будет не по слуху уха, но по правде и истине. Таким образом, обращение к Церкви Смирнской есть обращение к любому, кто имеет уши, чтобы слышать.
Христос и здесь проявляет Себя как знающий дела тех, к кому Он обращается. Дела же Смирнской Церкви таковы: терпение нищеты, скорби и злословия от называющихся иудеями, но по сути являющихся сборищем сатанинским. Говоря о нищете, Господь добавляет: «впрочем ты богат». Можно думать, что это богатство даров Духа, существующих обычно в условиях внешней тесноты и быстро теряемых в роскоши. Вот, в виде иллюстрации, посмотрим на Петра и Иоанна, идущих в храм на молитву (см.: Деян. 3). У ворот, именуемых Красными, они видят хромого и неходячего человека, обычно просящего милостыню. Петр говорит ему: «Серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» (Деян. 3: 6). Ступни человека тотчас укрепились, и он вошел в храм, скача от радости и хваля Бога. Сила апостольского чудотворения находится здесь в ярком противоречии с наличием у человека золота и серебра. Если бы Петр мог сказать, что «серебро и золото есть у него», вряд ли он имел бы силу и власть укреплять именем Христа расслабленные тела человеческие. Исходя из сказанного, можно понимать слова Христа Смирнской Церкви так: «Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (телесную, житейскую). Впрочем, ты богат (дарами Духа, удобно сохраняемыми в условиях простоты и бедности)».
Злословие так называемых иудеев – это скорбь, постоянно сопровождавшая Церковь в ее раннем периоде развития. Иудеи, не принявшие Иисуса как Христа, считали христиан не более чем ересью, отпочковавшейся от Синагоги. Их злоба тенью ходила за христианами, и там, где они могли вредить, они вредили делу евангельской проповеди. Орудиями иудейского коварства традиционно была власть (в случае, если у иудеев был доступ к власть имущим и авторитет в их лице) и чернь. Последнюю к ненависти возбуждали слухами и клеветой. Ученик Иоанна Богослова Поликарп, бывший епископом в той самой Смирне, о которой идет речь, в середине II века претерпел за Христа мученическую смерть. Описание его страдания (кстати, первое подробное описание христианского мученичества) содержит упоминание и о злобе иудеев, одобрявших сожжение Поликарпа (святой был сожжен за имя Христово).
Подлинное иудейство находит свое завершение и исполнение во Христе.
Отметим также, что слово спасения было вначале обращено к иудеям. О Христе, пришедшем в мир и ставшем Человеком, сказано: «Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1: 11). Подлинное иудейство находит свое завершение и исполнение во Христе. Поэтому подлинный израильтянин, «в нем же льсти несть», есть тот, кто узнает во Христе Иисусе Царя Израилева (см.: Ин. 1: 47–51). Прочие же, уходящие в неверие или запоздало держащиеся законной буквы, в случае, если озлобляются на Церковь Христову, рискуют стать врагами благодати и вместе с диаволом составить некое таинственное сборище врагов. Эти люди вовсе не охватывают собою весь Израиль по плоти. Напротив, число их, быть может, очень невелико. Однако имя, данное им в Откровении: «сборище сатанинское», – наводит на мысль, что они не нейтральны по отношению к Церкви и Евангелию, а настроены крайне враждебно. Бог да покроет нас от их коварства, равно как и от коварства прочих врагов Евангелия.
Далее Христос увещает не бояться ничего и предупреждает об угрозе тюремного заключения. Оно коснется некоторых, будет недолгим (дней десять) и будет направлено на то, чтобы искусить Церковь. Слово «не бойся» достойно того, чтобы лечь на дно души неким подобием якоря и не позволять душе носиться туда и сюда от страха. «Не бойся, только веруй», – говорит Господь Иаиру, когда весть о смерти дочери уже прозвучала (см.: Лк. 8: 41–59). «Не бойтесь», – сказал Христос ученикам, когда шел к ним по водам, а они от страха возопили (см.: Мф. 14: 26). «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть», – говорит Господь и Ангелу Смирнской Церкви, а через него и нам всем, много терпящим от малодушия и боязни.
Перед лицом у христиан Смирны – скорби, и впереди обещана тюрьма, темница. Но чтобы не робеть, Господь велит готовиться к еще большему, то есть к самой смерти. Кто приготовился к худшему из зол, того меньшие беды не поколеблют. «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2: 10). Это слова, повторяющие евангельскую мысль о том, что сберегающий душу свою, потеряет ее. А тот, кто положит (погубит, пожертвует) душой своей ради Христа и Евангелия, тот в жизнь вечную сохранит душу свою. И сама мудрость христианская на вершинах своих заключается в том, чтобы не бежать от смертного мрака, но войти в него с верой и именем Христа. Там, на обратной стороне смертной тьмы, – радость всех, кто одержал во Христе победу.
От смерти не потерпит вреда тот, кто верует и живет по вере, кто ведет борьбу и получает раны в надежде получить венец от Христа – Победителя смерти и ада.
Обетование, оканчивающее это короткое обращение, таково: «Побеждающий не потерпит вреда от второй смерти». Это означает, что побеждающий, то есть воинствующий с грехом оружием, полученным от Христа, умрет по общему обычаю и уплатит общий долг. Не ранее, чем в Грядущем Царстве проявится внутреннее богатство рабов Божиих. В этом же мире они смиряются, терпят общие людям скорби, и еще «не открылось, каковы они будут» (1 Ин. 3: 2). Оттого умрет и праведник, однако умрет в надежде воскресения и вечной жизни, в предвкушении их. Со временем же услышит голос Сына Божия и, услышавши, оживет. Тогда побеждающий войдет в жизнь и веселие, войдет «в радость Господа своего». Прочие же, ленивые и скверные, боязливые и неверные, чародеи и убийцы (все эти типы грешников особо поминаются в последних строках Откровения), воскреснут тоже. Но, не имея части в Царстве Христа и Господа, будут отогнаны в огонь вечный, что и будет смертью после воскресения, то есть смертью второй. От этой второй смерти не потерпит вреда тот, кто верует и живет по вере, кто ведет борьбу и получает раны в надежде получить венец от Христа – Победителя смерти и ада.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии