И вновь о кощунствах против православных икон
Скатерть прямоугольная «Всевышний – сила моя»
Прошу у читателей портала Православие.ру прощения за навязчивость, но, к сожалению, реалии нашей жизни вновь заставляют писать на эту давнюю, больную и очень болезненную для меня тему профанации священных изображений, а говоря проще, об осквернении православных икон вследствие использования их репродукций где попало ради коммерческой выгоды или «прикола ради».
Ровно год назад, в августе 2020 года, закончилась публикация большой серии статей, написанных в соавторстве с моим единомышленником священником Алексеем Кнутовым. Именно по его инициативе нами были подготовлены и опубликованы «Рекомендации по благочестивому обращению со священными изображениями»[1], которые завершали обсуждение проблем современного иконопочитания на портале.
Мы благодарны редакции Православия.ру за предоставленную возможность высказать свою позицию. Естественно, мы надеялись, что будем услышаны, поняты, поддержаны нашими читателями, что обсуждение проблем неумеренного, бездумного и, прямо скажем, часто неумного использования священных изображений в церковной и околоцерковной среде (в виде «товаров для православных») сократится, что настоятели православных приходов и монастырей будут внимательнее относиться к подбору ассортимента товаров для церковных лавок и монастырских магазинов, что церковные и православные издательства будут искать другие средства для оформления обложек своих книг, календарей и т.д. и т.п.
Мы также надеялись, что производители «товаров для православных» проявят большее уважение к православным святыням, и если не прекратят совсем, то станут хотя бы реже использовать священные изображения на своих товарах, не являющихся иконами и, соответственно, не предназначенных для молитвы и поклонения. Насколько ситуация изменилась в церковных лавках, судить могут сами читатели. Сегодня речь пойдет о другом.
Начнем с примеров.
Примеры профанации священных изображений
Читатели могут мне не поверить, но я не выискиваю их специально – они сами «лезут на глаза». Наверное, многие видели в интернете подборки фотографий и видеороликов типа «Эту страну не победить!» о некоторых забавных странностях жизни в России. Видел и я. В одной из таких подборок попался на глаза видеоролик с автоцистерной, «украшенной» иконой Богородицы. Потом нашлись и фотографии этого «феномена».
Мне попался на глаза видеоролик с автоцистерной, «украшенной» иконой Богородицы
Остается только гадать, кто, как и, главное, зачем это сделал. Хотел ли водитель (или владелец этой автомашины) так проповедовать свою веру, или обезопасить свой транспорт от дорожных происшествий, или прослыть оригиналом, – неизвестно.
И в старину, и сейчас делают передвижные православные храмы: храм-корабль, храм-вагон (железнодорожный), храм-автомобиль (автобус). Они имеют иконы внутри, украшены также священными изображениями и снаружи. Но то храмы, созданные для молитвы, а это цистерна для перевозки каких-то технических жидкостей и даже не «святой воды» (хотя и на таких бутылках, по нашему мнению, иконам не место). Испрашивал ли этот человек благословения у священника на это действо или творил «от ветра главы своея», нам неведомо. Как бы там ни было, но по факту мы имеем разъезжающую по известному крупному городу автоцистерну с иконой Богородицы – на смех одним и смущение и недоумение другим. Очевидно, что в глазах неверующих и мiра сего от этого страдает и образ нашей веры, и сакральный статус православной иконы. Но что самое страшное, все эти смущения, неловкости и, говоря обобщенно, бесчестие переходят и на сам первообраз – Пресвятую Деву.
Может быть, иной водитель или пешеход, увидев такой автомобиль, и перекрестится или мысленно молитвенно воздохнет, но многие скажут или подумают, что, мол, хозяин машины «православный на всю голову» и при этом покрутят пальцем у виска. Церкви это надо?
А вот примеры из сферы торговли.
Недавно в одной соцсети попалась ссылка на зарубежный англоязычный интернет-магазин, торгующий одеждой с цветными «принтами». «Ваше удовлетворение является нашим главным приоритетом… – говорится на сайте фирмы. – Каждый ваш положительный отзыв помогает нам мотивировать и повышать уверенность в создании новых не от мiра сего дизайнов» (выделено нами – В.Н.).
Фирма действительно не обманывает своих клиентов – предоставляет товары для любой аудитории: LGBT+, модные тренды, принты для любителей котов, рождественские принты (с гербами римских пап и иные), наконец, есть и просто христианская коллекция, в которой как особая экзотика представлено «Восточное православие» («Eastern Orthodoxy»).
В коллекции одеял, рубашек, свитеров и толстовок Православие представлено в основном принтами в виде репродукций византийских икон, но есть и Распятия с церковнославянскими надписями. Дизайнеры используют иконы Спасителя, Богородицы, апостолов, известных святых (Николая Чудотворца и др.)
Одеяло «Причастие апостолов» (здесь и далее приведены названия, указанные на сайте интернет-магазина)
Одеяло «Иисус, я верю в Тебя»
Одеяло «Восточный православный Крест»
Толстовка «Золотая Православная Одежда Иисус»
Толстовка «Владимирская Богоматерь»
Не успел я порадоваться, что хоть у нас в России таким не торгуют, как на глаза попалась реклама кухонного фартука с мозаичной иконой Спасителя. У производителя имеется большой выбор кухонных фартуков и скатертей с изображениями православных храмов и, что гораздо хуже, репродукциями икон Господа нашего Иисуса Христа и Богородицы. Практически те же принты производитель предлагает и для «православных» кухонных скатертей (на Пасху и Рождество – как указано в фильтре для поиска в каталоге товаров). В описании фартуков производитель сообщает: «Такой передник обязательно поддержит хорошее настроение во время домашних хлопот».
Надо сказать, что представленная «православная продукция» и в зарубежном, и в отечественном магазинах не является единственной. Это вполне «всеядные» коммерческие структуры. Причем российский производитель выглядит даже более кощунственным, чем зарубежный, потому что отечественная продукция представлена гораздо более широким выбором принтов «для взрослых» (с полуголыми и голыми девицами и т.п.). При этом «православная продукция» не выделена в отдельный каталог (как в зарубежном магазине) и потому все фартуки и скатерти с храмами и иконами идут в общем ряду с пошлыми «картинками».
Фартуки с храмами и иконами стоят в каталоге рядом с пошлыми «картинками»
Мало того что принт с иконой помещен на кухонный фартук – вещь, прямо предназначенную для попадания на нее любых видов грязи при разделке продуктов и приготовлении пищи (кровь, жир, масло и т.п.), – так еще и сам товар размещен на сайте в окружении оскверняющих святыню страстных образов, запрещенных к изготовлению христианам Трульским собором (691–692 гг.) 100-е правило под угрозой отлучения от Церкви запрещает делать «изображения на досках, или на ином чем представляемые, обаяющия зрение, растлевающия ум, и производящия воспламенения нечистых удовольствий».
Конечно, можно поблагодарить производителей подобных товаров за то, что они не печатают репродукции икон на кухонные прихватки, рукавицы или половики, но и перечисленные нами товары совершенно неприемлемы для благочестивого верующего.
Фартук кухонный регулируемый «Мозаичная икона», универсальный размер (здесь и далее приведены названия, указанные на сайте интернет-магазина)
Фартук кухонный регулируемый «Младенец с Марией»
Скатерть прямоугольная «Золотая икона»
В мае сего года в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете состоялась конференция «Тридцать лет возрождения церковного искусства в России». На конференции в числе прочих был представлен наш доклад «Проблемы современного иконопочитания и пути их решения» (священник Алексий Кнутов, В.И. Немыченков), в котором был проделан анализ проблемы профанации священных изображений в современном обществе.
Приведу вкратце некоторые положения доклада.
Причины массовой профанации священных изображений в современном обществе
1. Главная причина – это кризис православного благочестия вследствие того, что в советское время произошел фактический перерыв православной традиции у большей части русского народа.
Следствием этого стали:
- размывание в религиозном сознании границы между сакральным и профанным, то есть священным и мирским;
- утрата православного бытового благочестия, так как большинство современных православных верующих – это выходцы из советских нецерковных семей, часто атеистических;
- обмирщение церковной жизни – сведение духовной жизни православного человека к внешней обрядности и «православной нарядности»: книги, журналы, газеты, календари, сувениры и упаковочная тара к ним, оформленные священными изображениями; ледяные скульптуры персонажей Священной истории на Рождество Христово, купание в проруби на Крещение; куличи и крашеные яйца на Пасху и т.п.
В нашем религиозном сознании произошло размывание границы между сакральным и профанным
2. Агрессивные атаки на сакральное со стороны воинствующей светской культуры (кощунственные выставки, перфомансы, «актуальное искусство» и т.п.)
3. Развитие современных технологий, позволяющих наносить любые изображения на любые материалы и поверхности, в том числе создавать священные изображения в виртуальном (цифровом) пространстве (на мониторах компьютеров, на экранах смартфонов и т.п.).
4. Чрезмерная коммерциализация сферы публичного обращения священных изображений, которые стали выгодным брендом «товаров для православных»:
- эти товары производятся бесконтрольно любыми бизнес-структурами;
- ассортимент таких товаров никак не контролируется и не лицензируется Церковью;
- единственное исключение – это издание книг и периодических изданий, допускаемых к распространению через систему церковной книготорговли – они должны получить одобрение (через присвоение соответствующего грифа) Издательского совета РПЦ и Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. Однако в их компетенцию не входит оформление изданий священными изображениями.
5. Экономическая зависимость православных приходов и монастырей от доходов церковных лавок и магазинов. Такая зависимость стимулирует продажу ходового товара, сомнительного с точки зрения благочестия и качества.
6. Несовершенство гражданского российского законодательства, которое в отличие от законодательства Российской империи не содержит юридических норм прямого действия, регламентирующих обращение священных предметов (икон, реликвий и т.п.) и священных изображений.
7. Отсутствие общецерковного документа, регламентирующего:
- обращение священных изображений в публичном (нелитургическом) пространстве;
- правила благочестивой торговли предметами.
Разработка и принятие общецерковных регламентирующих документов
В комментариях к нашим публикациям по данной тематике многие читатели справедливо отмечали настоятельную необходимость решения рассматриваемых проблем на высшем церковном уровне, для чего предлагалось принять соответствующие общецерковные документы Священным Синодом Русской Православной Церкви или Архиерейским Собором. О том же писали и мы в своих статьях и «Рекомендациях».
Формально работа над проектом такого документа ведется уже давно. 28 января 2015 года президиумом Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви были одобрены темы к рассмотрению его комиссиями на период 2015–2018 гг.[2] В этом документе Комиссии по вопросам богослужения и церковного искусства среди прочих тем предписывалось подготовить проект общецерковного документа на тему «Изготовление и использование священных изображений; эстетические и церковно-канонические нормы создания произведений современного церковного искусства».
В процессе работы Комиссии тема была переформулирована следующим образом: «Священные изображения и современная практика иконопочитания». В указанный срок документ не был подготовлен. Впоследствии наименование Комиссии несколько изменилось (она стала называться «Комиссия по богослужению и церковному искусству»), а ее состав претерпел существенные изменения: был заменен председатель и секретарь, введены новые члены комиссии в лице митрополитов, архиепископов и епископов, в том числе Украинской Православной Церкви, Русской Зарубежной Церкви и др.[3]
Работа над упомянутым документом была перенесена на следующий период 2020–2022 гг.: постановлением Священного Синода от 11 марта 2020 года (журнал № 2) указанной Комиссии поручено подготовить документ на тему «Изготовление и использование священных изображений»[4]. Однако, судя по составу Комиссии, главная область ее работы осталась прежней – и это не церковное искусство, а богослужение. Поэтому и трудности с подготовкой документа также унаследованы от прошлого. Комиссия в своем составе преимущественно состоит из высококлассных специалистов по литургике, но не по церковному искусству. Члены Комиссии по своему образованию, сфере деятельности и научным интересам не являются квалифицированными экспертами в области церковной (храмовой) архитектуры, церковно-прикладного искусства, иконописи, иконоведения или богословия образа. Сама предложенная тема – «Изготовление и использование священных изображений» – настолько сложна, многопланова и дискуссионна, что не может быть адекватно описана в рамках одного краткого документа, а требует написания или обширной концепции сохранения и развития церковного искусства на современном этапе, или нескольких относительно кратких связных документов. И то, и другое нуждается в обстоятельной работе в течение нескольких лет большой группы специалистов, в настоящий момент отсутствующих в названной Комиссии.
Данная тема настолько сложна, что не может быть адекватно описана в рамках одного краткого документа
Наконец, само церковное изобразительное искусство (иконопись, книжная миниатюра, декоративно-прикладное и монументальное искусство) является одной из форм Священного Предания и одновременно догматической дисциплиной, поскольку основывается на догмате VII Вселенского собора об иконопочитании. Церковное изобразительное искусство суть церковное послушание и литургическое творчество, подчиненное и ограниченное канонами Церкви, принятыми Вселенскими и Поместными соборами, а также правилами Русской Православной Церкви, установленными в дореволюционный период российской истории. В наше время имеется настоятельная потребность в осмыслении и актуализации существующих церковных канонов, а также в принятии правил, удерживающих церковное изобразительное искусство и храмовую архитектуру в спасительных границах Предания.
Комиссия Межсоборного присутствия по богослужению и церковному искусству занимается преимущественно вопросами литургики. Решения Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации носят лишь рекомендательный характер. Сам совет преимущественно ведет надзор над проектами новых или возрождаемых храмов. В связи со всем вышесказанным представляется целесообразным сформировать особую Комиссию Межсоборного присутствия по проблемам церковного изобразительного искусства и храмовой архитектуры. Как бы то ни было, работу над документом «Изготовление и использование священных изображений» ведет ныне существующая Комиссия, и нам остается только ждать результатов ее работы в 2022 году.
***
В заключение отметим, что при обсуждении проблем профанации священных изображений нередко можно услышать следующие аргументы в защиту допустимости существующей практики:
- изображения религиозного характера на бытовых предметах не освящены по церковному чину, приведенному в Требнике, и потому не являются святыми иконами, которым полагается почитательное поклонение и бесчестие которых восходит к первообразам изображенным на них;
- в отличие от рукотворного оригинала любые технические копии икон, мозаик, фресок и т.п. не имеют статуса священных изображений и потому могут использоваться достаточно произвольно.
На эти и другие аргументы мы готовы дать подробный богословский ответ, что и надеемся сделать в следующих публикациях.