«Кухня благотворительности» в условиях кризиса

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
благотворитель

Форум Доноров, исследовательская группа ЦИРКОН, САF PОССИЯ и компания PriсewaterhouseCoopers летом этого года представили исследование «Благотворительность в кризис», Эта «пара» уже более года остается в тематическом топ-листе дискуссий, касающихся некоммерческого сектора. Организации-партнеры попытались внести ясность в эти ожесточенные споры. «Нас объединили тревога за будущее российской благотворительности в ситуации тяжелейшего экономического спада и стремление к объективной информации о реальном положении дел.

Информации, которая смогла бы превратить всеобщую тревогу в конструктивный разговор о совместных действиях, направленных на смягчение последствий кризиса и поиск новых решении». — пишет Мария Черток, директор САF Россия, предваряя публикацию результатов исследования. Они обсуждались в рамках проекта Форума Доноров «Кухня благотворительности». Разговор получился полемичным. Что не странно: все-таки он проходил на кухне.


Исследование отвечает на три главных вопроса: как повлиял кризис на главных действующих лиц российской благотворительности, чего они ждут от кризиса в дальнейшем и что каждый из них должен делать. Группа ЦИРКОН опросила 440 некоммерческих организаций, 36 компаний и 11 частных фондов. Инициаторы исследования при этом оговариваются: мы не претендуем на строгую репрезентативность (на вопросы анкеты отвечали самые активные участники процесса, и в итоге «негативные эффекты, скорее всего недооценены, тогда как позитивные — излишне оптимистичны с позиции сектора в целом»). Но основные тенденции отразить удалось, и эксперты это подтвердили.

Кто пострадал меньше других?
Определенно, некоммерческие организации. Они, как сформулировали исследователи, намерены «работать дальше, потуже затянув пояса». Большинству НКО и до кризиса приходилось работать в условиях недостатка ресурсов, без гарантий наполнения бюджета, часто вообще на голом энтузиазме. Корпоративные доноры и фонды докризисного опыта развития на грани выживания не имели, и потому адаптируются к новым условиям гораздо хуже. Многие компании урезали свои благотворительные бюджеты или вообще приостановили благотворительную деятельность. Фонды уже уменьшают собственные бюджеты, не исключают, что в дальнейшем будут сокращаться и программные расходы, а некоторые говорят о вероятности закрытия. При этом представители большинства фондов, участвовавшие в опросе, утверждают, что не будут менять свои программные приоритеты, объемы финансирования или географию деятельности. Самочувствие НКО заметно лучше, чем у других участников сектора благотворительности, потому что наиболее продвинутые НКО к разгару кризиса успешно диверсифицировали свои источники финансирования или всерьез задумались об этом. По данным ЦИРКОНа, лишь около 40% НКО имеют сейчас доминирующий источник финансирования, будь то государственные, корпоративные пожертвования или гранты, остальные в равной мере получают средства из разных источников. Они строят свои стратегии на развитии наиболее перспективных с точки зрения привлечения средств направлений, готовы адаптировать свои программы для привлечения частных пожертвований и волонтеров. И кстати, НКО не планируют сокращать персонал. Конечно, финансирование сократилось — об этом сообщают 61% опрошенных (причем у 52% более чем на четверть) и. по мнению большинства респондентов, будет сокращаться и дальше. Больше всего снизились поступления от коммерческих компаний — с этим столкнулись 65% опрошенных, из региональных и муници¬пальных бюджетов (54% и 52% соответственно), доходы от предпринимательской деятельности (52%). Самыми стабильными оказались поступления из федерального бюджета и взносы от учредителей, членов: более половины опрошенных отмечают, что они остались на прежнем уровне или даже возросли.

На что надеются?
НКО — в первую очередь на деньги. 66% НКО считают наиболее эффективным видом поддержки со стороны государства увеличение финансирования (в форме грантов, субсидий); 59% — развитие системы государственного и муниципального заказа. Дополнительные налоговые и иные льготы, упрощение системы регистрации и отчетности, а также специальные усилия по пиару и пропаганде деятельности НКО считают приоритетными соответственно только 34, 20 и 11% опрошенных. Что касается ожиданий некоммерческого сектора от компаний, опять на первом и втором местах оказывается материальная помощь или то, что приводит к образованию или экономии финансовых средств: безвозмездное предоставление НКО в пользование офисных помещений, оргтехники и т.п. (68%) и покупка у НКО производимых ими товаров и услуг (49%). На третьем месте идут волонтерство и бесплатная квалифицированная помощь (pro bono) -30%.
Представители компаний считают, что наиболее эффективной мерой борьбы с кризисом в благотворительном секторе является налоговое стимулирование благотворительной деятельности компаний и публичная поддержка со стороны государства. Фонды занимают такую же позицию в отношении налогов. А вторым по значимости фактором для них является возможность воспользоваться профессиональными услугами в области разработки, управления и оценки программ, профессиональной подготовки специалистов.


Повышение эффективности деятельности (и в целом повышение интенсивности работы) считают одной из основных мер реагирования на вызовы, связанные с кризисом, и НКО, и доноры, и компании. 56% НКО намерены освоить новые технологии работы, 39% — заняться повышением квалификации сотрудников, 62% — оптимизацией финансового планирования, 53% — оптимизацией процессов и технологий работы и пр. Фонды поддерживают идею предоставления грантов, направленных на повышение эффективности деятельности организаций-получателей.

Своеобразная ситуация складывается с волонтерами. Волонтерство является важной темой как для НКО, так и для компаний-доноров. 34% НКО отмечают приток добровольцев, для 49% привлечение волонтеров — часть антикризисной стратегии. В то же время запрос на волонтеров и помощь pro bono к коммерческим компаниям далеко не приоритетны (30%, на третьем месте), тогда как для компаний вовлечение сотрудников является приоритетом номер один среди мер по изменению форм благотворительной деятельности в условиях кризиса. Этот парадокс не уникален: в британской практике, например, прослеживаются те же закономерности. «Благотворительные организации сейчас больше всего нуждаются в институциональной поддержке и средствах на ведение текущей деятельности, в то же время понимая, что компании готовы на такую форму поддержки в последнюю очередь. Компании же более всего склонны предлагать неквалифицированную волонтерскую помощь. И несмотря на то что 40% НКО говорят, что такой вид поддержки очень важен для них, в ряду наиболее актуальных форм поддержки корпоративное волонтерство стоит для них на последнем месте», — утверждают эксперты CAF.
Четвертый контрагент
И НКО, и компании, и доноры единодушно признают влияние государства на развитие благотворительности в кризисный период. Поэтому для полноты картины исследованию не хватает «показаний» четвертого контрагента — государства, отмечает Евгений Гонтмахер, замдиректора Института мировой экономики и международных отношений РАН.
Распределение ролей
Ясности в ответах на вопрос, какое распределение ролей между участниками благотворительного процесса будет оптимальным, у экспертов нет. Больших благотворительных пожертвований в ближайшие два года не будет, убеждены они. Бизнес все свободные средства будет направлять на модернизацию производства, переподготовку персонала и другие «профильные» нужды первой необходимости. Государственные средства будут расходоваться в первую очередь на преодоление последствий кризиса, поэтому надеяться на существенную поддержку из федерального бюджета не вполне дальновидно. Тем не менее, не все так плохо.

Да, компании сокращают расходы на благотворительность. Но в то же время бизнес рассматривает благотворительную деятельность в кризис как возможность заявить о своей устойчивости и укрепить репутацию. «С одной стороны, и это позитивный момент, исследование показало, что компании понимают: благотворительность — это способ продемонстрировать устойчивость бизнеса. Все задумались об эффективности, и это тоже хорошо, — комментирует Татьяна Рыбакова, генеральный директор Центра изучения корпоративного гражданства. — Но, с другой стороны, в этой бочке меда есть и ложка дегтя: только треть компаний имеет партнерство с НКО, которые занимаются администрированием их проектов; компании фактически не собираются повышать роль аутсорсинга в администрировании своих благотворительных инициатив. По-моему, это азбука корпоративного управления: если надо снижать издержки, экономить, то следует по максимуму выводить определенную деятельность на аутсорсинг. Но не выводят, всякий раз рассчитывают на личную инициативу, на свои силы и не считают, что какая-то профессиональная помощь может повысить эффективность, что весьма удивительно». Если компании пересмотрят свой подход и посчитают нужным обратиться к профессионалам для администрирования благотворительных программ, передовые НКО получат шанс выступить в этой рати и обрести большую стабильность за счет партнерства с компаниями.

Обогатиться благодаря кризису могут и взаимоотношения НКО с государством. У НКО сегодня есть возможность стать хорошими партнерами для государства, убежден Евгений Гонтмахер. Ведь основные средства на выполнение социальных обязательств федеральный бюджет передает регионам. И разумные руководители субъектов Федерации наконец то «увидят» НКО, потому что работать с некоммерческими организациями в таких условиях просто выгодно. Во-первых, им не нужно ничего придумывать и организовывать — уже есть готовые структуры, способные стать проводником между властью и народом и обеспечить в нужном объеме социальные обязательства государства. Во-вторых, если НКО получат деньги из бюджета, то они и будут отвечать за то, как эти средства потрачены.

Прагматический подход к взаимоотношениям с государством считает сегодня наиболее правильным для НКО Игорь Задорин, директор исследовательской группы ЦИРКОН. Наиболее доступным и эффективным источником ресурсов для НКО, каким в свое время были западные фонды, а потом бизнес, сегодня является государство, полагает Задорин. Не надо ждать подачек от государства: сообщество должно потребовать от властей такой же материальной поддержки, какую государство оказывает бизнесу. В третьем секторе занято около 700—800 тыс. человек, а грантовая президентская программа поддержки НКО — всего 1,2 млрд рублей. На АвтоВАЗе работает 100 тыс. человек, а им государство выделяет 100 млрд рублей. Можно провести два простых арифметических действия, чтобы в полной мере осознать непропорциональность такой поддержки.

Нужно замерять «температуру» сектора
«Для всех респондентов (и не только для них) очевидно, что кризис не закончится в одночасье, так что изменение ситуации и определение стратегии будут происходить постоянно, — резюмирует Мария Черток. — Было бы здорово, если бы эстафета этого исследования была подхвачена другими заинтересованными организациями, и замеры «температуры» сектора производились бы периодически. Также нам хотелось бы, чтобы полученные результаты стали поводом для конструктивного разговора с законодателями о необходимости скорейших изменений условий ведения благотворительной деятельности — именно сейчас такие реформы могут сыграть решающую роль в поддержке сектора».


Источник: Некоммерческий вестник №16 2009 год

http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=2&s=15&id=10842&vote=1260891703