Зачем должен совпадать радиус алтаря и купола?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
В алтаре

Для прихожанина алтарь — это, наверное, самая загадочная часть храма: отгороженная иконостасом, с не всегда открытыми Царскими вратами. Как устроен алтарь и что там находится, рассказывают диакон Михаил ВОЛОДИН, клирик храма св. прп. Серафима Саровского в Кунцеве, преподаватель ПСТГУ и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ.

Если снаружи внимательно посмотреть на древние храмы, например на храм Спаса-Преображения в Переяславле-Залесском или Софийский собор в Киеве, то можно заметить, что форма алтаря и барабана, на котором находится главный купол, как правило, одинаковая (круглая или восьмигранная). И украшены эти две части храма одинаково: если на алтарной стене есть аркатурный пояс, он же есть и на барабане. «Алтарь и центральный купол храма всегда архитектурно связаны между собой, — рассказывает Андрей Анисимов. — Они являются частями одного большого символического целого, это образы Горнего мира. Эта взаимосвязь видна в том, что в древности алтарь и центральный барабан купола чаще всего имели один и тот же радиус. Единый радиус алтаря и барабана задает все пропорции храма. Храм начинают проектировать именно с них. Потом из их радиуса методом золотого сечения получается куб самого храма».

Главное, что совершается в храме, это Евхаристия, ради нее строится храм, поэтому и начинается создание храма с того места, где она совершается, где находится престол, — с алтаря. «В алтаре на престоле совершается Великая Жертва, находятся Святые Дары, — поясняет диакон Михаил Володин. — Здесь же на престоле лежит Евангелие (Благая весть), находится семисвечник — символ семи ангелов Божиих (см. Откр. 4, 5), это символ служения, поскольку ангелы служат Богу. Также святые отцы понимали семисвечник как символ полноты церкви в семи Таинствах. Престол — это центр алтаря, храма и всего мира, не геометрический, а сущностный».

Слово «алтарь» имеет латинское происхождение (лат. altar) и переводится как возвышенный жертвенник. В древности этим словом назывались места, где язычники приносили свои жертвы. «Место, где, как казалось человеку, он находит выход своему религиозному чувству, принося жертвы, ощущалось местом святым, местом встречи двух миров, — поясняет диакон Михаил Володин. — Но язычество, при всей его насыщенности этим чувством, обрядовой формой, было лишь напоминанием человеку о том, к чему устремлялось его сердце. Древний мир, перестав видеть за формой содержание, сохранил само ощущение того, что оно, несомненно, существует. Древние христианские храмы в катакомбах дают нам со всей ясностью почувствовать разницу между религией до и после Христа. Гробницы мучеников, служившие престолами для совершения Евхаристии — это уже место Самого Бога, потому что человек, соединивший себя с Богом, отдавший себя Ему до конца, являет Бога. Это уже не прообраз чего-то далекого, а реальность жертвы и победы Христа. Именно здесь у Гроба, начинается истинная религия, присоединение Богу, непосредственная связь с Царством Божиим и как цель — Богоподобие ».

С самого начала христианских храмов алтарь, как вместилище престола, был отделен от остальной части храма. «Такое отделение, — считает диакон Михаил Володин, — догматически четко выражало мысль о непостижимости Творца, отличного от своего творения. Алтарь — область Божия, место Его славы и величия, область недоступная, как сам Бог, но в то же время открытая для нас через Христа и Христом, область, область, в которую можно вступить только по Его благодати».

 Куда выносят сор из алтаря

В храмах, построенных до XVIII века, в апсиде часто делали только два окна, расположенные так, что остается место для третьего — по центральной оси храма. «Казалось бы, исходя из архитектурных приемов, основным должно быть окно, выходящее на восток, — рассуждает Андрей Анисимов. — Но в древних храмах так делали не всегда. На месте этого окна — горнее ( слав. высокое ) место, там стоит специальный трон, на котором в определенные моменты службы сидит архиерей. Над горним местом обычно находится икона Господа. Чаще всего это икона Воскресения или Спас на троне».

Снаружи в этом месте чаще всего располагается храмовая икона, но бывает и Троица, образы Богородицы или крест. Во время крестного хода для чтения Евангелия делаются остановки с каждой стороны храма и у алтаря. «Поэтому около алтаря оставляется специальная площадка, — говорит Андрей Анисимов. — По современному Своду правил (государственный документ, регламентирующий нормы построения храмовых зданий) она имеет ширину около шести метров».

В церковной архитектуре была и другая традиция — с тремя окнами в алтаре, одно из которых выходит именно на восток. И это не случайно, потому что восток — символ Христа. «Утром, на рассвете, когда по уставу служится утреня, а затем литургия, солнце насыщает алтарное пространство и тогда словно вся природа участвует в богослужении», — поясняет диакон Михаил Володин.

Снаружи алтари бывают разных геометрических форм: шестигранные (деревянные храмы, храмы свт. Алексия, митр. Московского и Тихвинской иконы Божией Матери при Пятой градской больнице в Москве), квадратные (храм Христа Спасителя), но чаще всего они полукруглые. В древней архитектуре круглые алтари были трехчастными, с тремя полукруглыми завершениями (апсидами). В северной части алтаря совершается проскомидия ( первая часть литургии , во время которой происходит приготовление хлеба и вина для совершения таинства Евхаристии), там находится жертвенник. «Жертвенник, служащий для приготовления Святых Даров, знаменует собой предуготовление Спасителя к Его Голгофе, но в то же время и саму Голгофу, — объясняет диакон Михаил Володин. — Над Жертвенником, как правило, находится икона Положения во Гроб или Рождества Христова, и не случайно древняя ее иконография изображает младенца Христа не в яслях, как мы привыкли видеть, а именно на Жертвеннике, что показывает нам цель Боговоплощения. Многое в храме, жизни Церкви символично, но эта символичность — реальна, наполнена Бытием». Южная часть алтаря — ризница, где хранятся литургические облачения и богослужебные книги.

Принцип трехчастного разделения алтаря сохраняется и сегодня, но далеко не всегда он бывает оформлен архитектурно. В небольших или построенных после XVI века храмах алтарное пространство объединено с пространствами жертвенника и ризницы.

Кроме символических в алтаре есть чисто практические вещи. Например, вытяжка для кадила. Андрей Анисимов: «Вытяжка необходима для выхода дыма и пепла от кадила, а также в качестве противопожарной безопасности. Например, в древних храмах вытяжки делались очень красиво, устраивались такие шкафчики-печурки. Обязательно должен быть рукомойник, потому что омовение рук входит в чинопоследование Божественной литургии. В начале проскомидии при облачении в богослужебные одежды священник и диакон в алтаре омывают руки в знак душевной и телесной чистоты, с которой они приступают к служени ю литургии . Эти рукомойники тоже раньше делали очень красивые — впрочем, как все предметы церковного обихода. Мы в Коломне нашли рукомойник XVI века в виде чаши-ракушки и повторили его в белом камне, когда строили храм в Малоярославце».

Все предметы алтаря: жертвенник, священные сосуды, иконы, облачения — освящены участием в великом Таинстве Евхаристии. Поэтому даже уборка алтаря заканчивается тем, что вся грязь, пепел, вода, обрывки бумажек, то, что в обычной жизни мы просто выбрасываем, сжигается или закапывается в непопираемом месте ( колодц е или ино м закрыто м от хождения сверху ногами ), которое есть при каждом храме.

Ирина Редько

30 июня 2009

"Православие и мир"/"Нескучный сад"/ http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=28271