Из книги "О трёх самых важных вещах". Часть 1. Святитель Николай Сербский (Велимирович)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Святитель Николай Сербский

Предисловие переводчика

В январе 1932 года в Охридской епархии Сербской Православной Церкви начал выходить скромный журнал в несколько страниц под названием «Письма миссионера». Журнал выходил ежемесячно в течение трёх лет, и каждый номер содержал примерно десяток писем пастыря к духовным чадам. Автором этих писем был епископ Охридский и Битольский Николай (Велимирович). Письма были написаны в то же время, что и «Молитвы на озере», «Охридский пролог», «Омилии» - краса и слава православного богословия ХХ века. Богодухновенное перо и благородное сердце доброго пастыря советовало, направляло, наставляло слабого, грешного человека.

За советом к владыке Николаю обращались многие: старцы и дети, жёны и девы, богатые и нищие, крестьяне и учёные, миряне и монашествующие, соседи и иностранцы, люди с телесными болезнями и душевными травмами и каждый получал ясный, мудрый и, что важнее всего, глубоко православный ответ.

Через несколько лет владыка Николай собрал свои письма за три года и опубликовал их в одной книге «Письма миссионера». Сборник этих писем стал своего рода энциклопедией жизни народа. Там было всё: вопросы этики и эстетики, социологии и политики, практического и теоретического богословия, науки и искусства. Из «Писем» видно, как сложна, подчас трагична, жизнь человека нашего времени. Однако щит Православия в состоянии оградить душу живую от невзгод, уберечь споткнувшегося от беды и вернуть отчаявшемуся радость жизни.                                                                 

Н. Феофанова

ОДНОМУ КНИГОТОРГОВЦУ О НОВЫХ ЕРЕТИКАХ

 

Слышал, ты говоришь, как некие люди несут народу новую и необычную науку. Суть их науки можно выразить в двух словах: «Чем хуже, тем лучше». Они утверждают, что конец света близок, указывая, что предсказанные знаки Второго Пришествия Христа уже явлены миру. Это – землетрясения, войны, безбожие, аномалии в природе, смущение людей и многое другое. «И поэтому, – учат те люди, – ни в коем случае нельзя бороться ни с каким злом на свете, чтобы зла стало ещё больше, тогда и Второе Пришествие будет скорее. Нужно, – говорят они, – радоваться войнам, кризисам, наводнениям, засухам, голоду, ссорам между соседями, безбожию, преступлениям, разводам в семьях, расколам в Церкви, гибели государства. Не нужно пытаться исправить что-то в этой жизни, залатать что-то, но лучше оставить всё как есть, и пусть жизнь сама распадётся на куски, заржавеет, загниёт и пропадёт совсем». И всё это ради того, чтобы вынудить Христа прийти как можно скорее и положить всему конец. Одним словом, мы все вместе должны дружно потрудиться, чтобы привести мир к гибели, тем самым вынуждая Христа явиться снова. Они непрестанно повторяют: «Чем хуже, тем лучше». Вот это и ест новая наука, а учителя называют себя новыми адвентистами.

Меня совершенно не удивляет, что некие люди дошли до таких мыслей, однако мне странно, по какому праву они связывают себя с Христом и Евангелием? Известно, что, как только кто-то откалывается от Церкви и начинает самовольно фантазировать, дело доходит до глупейших мыслей, как у заснувшего пьяницы. Как только кто-то покинет судно, где за кормчего Христос, он оказывается в утлом челноке, которым правит сатана.

Эта «новая наука» очень напоминает ересь николаитов (см. Откр. 2, 9), появившуюся ещё во времена апостольские. Николаиты учили, что нужно как можно больше грешить, грешить и грешить, пока грех в человеке не пресытится и не умрёт. И тогда человек станет святым! Те безумцы полагали, что с помощью греха станут святыми. Точно так же и новые адвентисты думают, что умножением зла в мире вынудят Господа положить конец свету. Как будто Всевышнего можно к чему-то принудить! Или будто Он по немощи и незнанию запаздывает, откладывая конец света! Послушай, что пишет об этом апостол Пётр: Не медлит Господь (исполнением) обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придёт же день Господень, как тать ночью (2 Пет. 3, 9-10). То есть конец света произойдёт в определённое время, которое Господь держит в Своей власти. Даже если кто-то хочет, чтобы поскорее настал конец света, всё-таки не смей чинить зло, умножать зло, радоваться злу, чтобы совершилось добро. Апостол Павел завещал Тимофею соблюсти заповедь чисто и неукоризненно до явления Господа нашего Иисуса Христа. Значит, и мы должны до конца придерживаться заповедей Христа, какие бы времена ни настали. А одна из главных Его заповедей есть любовь к людям. Какую же горькую любовь к людям имеют те, что желают, чтобы люди стали как можно грешнее, как можно подлее, чтобы отпали от Бога, чтобы умножились безбожники, мерзавцы, смутьяны, преступники, грабители, звери! Разве не ясно, что эти учители-самозванцы вскарабкались на челнок сатаны?

Видим и мы многие знаки, предсказанные Господом Иисусом Христом, мы не слепые. Однако это не даёт нам права приближать день конца света, а ещё менее – желать умножения зла в мире, ибо с умножением зла растёт число грешников, губящих свои души. А мы, как дети Господа Бога, должны желать того, что и Отец наш Небесный хочет, а именно: чтобы все люди спаслись. Пусть море бушует и земля трясётся, и звёзды падают – мы должны оставаться спокойны, предавшись благой воле Творца и желая добра всем людям.

Мир тебе и радость от Господа!

ОДНОМУ ЧИНОВНИКУ О ТРЁХ САМЫХ ВАЖНЫХ ВЕЩАХ

Задали Вы мне три вопроса: что такое:

- сама великая мысль, достойная человека?

- самая главная забота, достойная человека?

- самое большое ожидание, достойное человека?

Вот мои ответы:

- Думать о Промысле Божием в жизни человеческой есть самая великая мысль, достойная человека.

- Заботиться о спасении души – самая главная забота, достойная человека.

- Ожидание смерти – самое большое ожидание, достойное человека.

Как следует думать о промысле Божием в жизни человеческой? Мерой следует взять моральный закон Божий. Отмеряя этой мерой, надо проанализировать всё, что происходит в жизни близких Вам и знакомых людей. Больше всего внимания надо обращать на моральные причины всего, что происходит. Это совсем нелегко, ибо причины иногда скрыты в далёком прошлом человека, а иногда их можно найти лишь в жизни его родителей. Православная исповедь основывается на выявлении таких причин. Псалмопевец говорил Господу: О заповедях Твоих размышляю и гляжу на пути Твои… Люблю закон Твой и всегда помню о нём, ибо заповеди Господни лежат в основе всего, что происходит с потомками Адама. Заповеди Господни – это Божий свет, высвечивающий всё, что случается в мире.

Как нужно заботиться о спасении души? Чтобы не перечислять лишний раз, скажу лишь: читайте Евангелие и спрашивайте Церковь. У человека нет достояния дороже, чем душа. И единственное, что он может спасти от пропасти и смерти, как раз это самое дорогое достояние. Всё остальное, что человек ценит и хранит, душе не принадлежит и неизбежно пропадёт, умрёт. Душа человеческая в глазах Господа ценнее наибольшей драгоценности материального мира. Недаром Он говорит: какая польза человеку, если он добудет весь мир, а душе своей повредит? Следовательно, не может быть большей заботы для человека, чем забота о спасении своей души.

Как следует ожидать смерть? Точно так же, как солдат на войне, или как ученик, старательно подготовившийся к ответу в ожидании, что учитель вызовет его к доске. Спаситель напомнил нам, что мы постоянно должны помнить о своём смертном часе, рассказав притчу о легкомысленном богаче, который ставил новые амбары и готовился долго благоденствовать на земле, пока ему вдруг не было объявлено: безумец, этой ночью я отторгну душу твою, а скопленное тобой чьё будет?

Почему мысль о промысле Божием в судьбах людских – это самая великая мысль, достойная человека? Потому, что она даёт человеку мудрость и блаженство.

Почему забота о спасении души – это самая главная забота, достойная человека? Душа есть самое большое богатство на земле, поэтому вполне естественно, что самому большому богатству оказывается самая большая забота.

Почему ожидание смерти есть самое большое ожидание, достойное человека? Потому что ожидание смерти очищает совесть и торопит человека вершить добрые дела. Когда одного хорошего человека, старательного, добросовестного работника и благотворителя, спросили, что в жизни больше всего побуждало его к труду и милосердию, он ответил: «Смерть».

Три эти вопроса к животным не относятся и свойственны только человеку, причём, высшему типу человека. Всё остальное одинаково и у человека, и у скота.

Мир и благословение Вам от Господа!

ОДНОЙ ПЕНСИОНЕРКЕ, КОТОРАЯ ЖАЛУЕТСЯ НА МОДУ

Пишете, что Вы и Ваши три дочери могли бы спокойно жить на скромную пенсию, которую Вы получаете как вдова офицера. Однако «мода уносит всё». Дочери отошли от Вашего благотворного влияния и подпали под жестокую власть моды. Напрасно Вы советуете, объясняете, умоляете. Они в один голос отвечают: «Ты, мама, не понимаешь! Мода – это культура, вкус, образованность. Мы не хотим быть «белыми воронами» среди других девушек».Говоря так, они требуют каждую весну и каждую осень новых платьев, по моде. А в доме отовсюду глядит бедность. Снаружи давно не белено, мебель обшарпана, посуда пооббита, постели – одно драньё. Еда скудная: если обедаете, то не ужинаете. Для дома нет денег, но на модную одежду, для улицы, должны быть. Увы, мода и улица лишили Вас старшинства в доме! И Вы спрашиваете: «Что делать?»

В Македонии Вам бы сказали: «Молитесь Богу, чтобы дочерям Он дал добрый дух». Молитесь и продолжайте наставлять их. Пусть они ругаются, а Вы твердите своё. Слово истины должно когда-нибудь взойти и принести плод. Господь слышит и в своё время Он повторит Ваши наставления дочерям, только гораздо жёстче. И Библия, и наш собственный опыт свидетельствуют, что Господь редко что так сурово наказывает, как непочитание родителей.

Говорите дочерям своим, что в наше время модная одежда вовсе не свидетельствует о культуре, вкусе и образовании. Она создаётся на потребу торговле. Те, кто придумывает моду и навязывает её легковерным людям, думают исключительно о деньгах. Выполняя свою торгашескую работу, они думают о культуре и образованности не больше, чем жаба о звёздах. Это обычные жулики с ярмарки, которые лукавством получают большие деньги. У них есть свои агенты: художники, модельеры и опытные психологи, хорошо понимающие человеческие страсти и слабости. За деньги они им создают всё новые и новые модели женской одежды. Выдумывая новую моду, это бездуховное отродье навязывает сегодня женщинам такие одеяния, какие не отвечают самым обычным понятиям пристойности и стыда, как и простым правилам здоровья и ведения домашнего хозяйства. Но разве их волнуют такие понятия, как мораль, характер людей, стыдливость девушки, заработки матерей? Деньги и только деньги – вот побуждающий мотив и цель торговцев от моды и армии их агентов.

Говорите своим дочерям, что эти торговцы модой преподносят свои новые модели под видом культуры, просвещённости, красоты и вкуса, посмеиваясь про себя и думая лишь о деньгах. Их громкие слова о «высокой моде» из Парижа и Европы служат им обычной торговой маркой их товара, как змея на пузырьках с ядом, как крокодил на рубашках или слон на пакетиках чая.

Когда-то европейские королевские дворы задавали тон и подавали пример в одежде, причём тогда принималась во внимание не стоимость нарядов, а обращали внимание именно на то, что сейчас на языке Ваших дочерей звучит, как пустые бубенцы: культура, просвещённость, красота и вкус. Однако сегодня, к сожалению, и королевские дворы подпали под тиранию моды торгашей со всемирной ярмарки. Сегодня одежду королей и властителей можно ещё встретить, особенно в наших сёлах в Македонии и Черногории. Недавно в Цетинье, древней столице Черногории, оказалась одна американка, преподавательница университета. Так она мне рассказывала, как женщины угощали её чаем. Черногорки явились на встречу в прекрасных народных костюмах, а американка была в своём модном платье. По её словам, ей было стыдно самой себя, она выглядела, как цыганка среди цариц!

Можете ещё прочитать Вашим дочерям ту угрозу, что пророк Исаия предназначал модницам еврейским, которая с течением времени стала ещё более оправдана (Ис. 3, 16-23).

От Господа мир Вам и здоровье!

ОДНОМУ ПОВАРУ, КОТОРЫЙ СПРАШИВАЕТ, УКОРЯЛ ЛИ ГОСПОДЬ БОГОРОДИЦУ?    

На свадебном пиру в Кане Галилейской не хватило вина. Богородица видит, что гости недовольны, а хозяева смущены. Побуждаемая милостью и сочувствием, Она обратилась к Сыну Своему со словами: «Вина у них не стало», желая подсказать Ему, что Он мог бы помочь этим бедным людям. Однако Иисус ответил Ей: Что Мне и Тебе, Жено? Вот в этих словах Иисуса тебе и чудится укор, вот об этом ты пишешь и спрашиваешь, так ли это?

Нет, это не укор. Ведь если бы в тех словах был укор, Богородица почувствовала бы его в тот же час сильнее, чем мы сегодня. Если бы Она  поняла, что Сын укоряет Её, Она замолчала бы и больше не проронила бы ни слова. Между тем, Она тотчас сказала слугам: «Что Он скажет вам, что и сделайте».

Что Мне и Тебе, Жено? Это слова просвещения, а не укора. Господь хотел просветить Свою Мать, но не укорить Её. Она из сочувствия подумала о плотской, более низкой, потребности присутствующих людей, а Он – о более высокой, духовной. Она хотела, чтобы всё шло хорошо, по обычаю, чтобы никто не был обижен или пристыжен, а Он желал пробудить заснувшие и излечить заболевшие души людские. Он сошёл к людям, чтобы воду нашего бытия претворить в вино, из пепла раздуть огонь. Матерь Божия, правда, хотела, чтобы Сын Её сделал доброе дело для этих людей, однако доброе дело, о котором Она думала, было совсем крохотным. Господь тоже хотел совершить доброе дело для людей (и в этом Его сердце согласно с сердцем Матери), но Его дело – дело превеликое, соразмерное с Его величием, и полезное всем поколениям людей до конца света. Когда гостям и сватам не хватило вина, его можно было занять и у соседей. В той стране не было недостатка в вине. Однако в тот момент важно было не вино, но чудо. Вино люди выпьют и забудут, а чудо не забывается. Вино, как потребность плоти, принадлежит земному царству, а чудо, как потребность души, принадлежит Царству Небесному. Богородица сразу же подумала о первом, а Господь мыслил о втором. Всевидящий ясно увидел, что мысли Его Матери удалились от Его мыслей, и потому Он хотел вырвать Её из дольнего царства и вознести в Горнее. Поэтому Он спокойно сказал Ей: Что Мне и Тебе, Жено? Обрати внимание, как сказано: Мне и Тебе, значит, подразумевается: Им обоим, вместе. Иоанн Златоуст говорил по этому поводу следующее: «Это были слова обличения не Матери, но домостроительства, то есть построения Царства Небесного как в душе Богородицы, так и в душах всех, кто услышит и прочитает эти слова». Вспомни, как Господь сказал сестре Лазаря: Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно (Лк. 10, 41).И это тоже сказано не в укор, но для просвещения. Царство Небесное превыше всего, и все труды и заботы люди должны направить на достижение этого Царства.

Но почему Господь обратился к Ней: Жено, а не назвал Матерью? Да потому, что хотел в тот миг сильнее подчеркнуть различие между мыслями своими и мыслями Её, потому что, если бы Он обратился к Ней как к Матери, мы не только не насторожились бы, не обратили бы внимания на высокие слова, но и не придали бы должного значения различию в Их мыслях в тот момент. Вспомни, как  Петру Христос вынужден был дать более жестокий урок, сказав: «Изыди от меня, сатана! Ибо ты думаешь, что это не Божье, а человеческое». Если бы Он сказал: «Изыди от меня, Пётр (или: человек), то ни сам Пётр, ни мы не заметили бы бездны, разделяющей его и Господа.

А поняли ли Богородица тогда Сына Своего и усвоила ли урок? Поняла целиком и полностью. Она тотчас перестала давать советы Советодавцу и указывать путь Проводнику, но послушно и смиренно вернулась к Своей роли – готовить людей в путь за Ним. Поэтому Она обратилась к слугам и сказала: «Что Он скажет вам, то и сделайте». И когда слуги сделали всё, что Он велел, тогда и Она вместе со всеми с трепетом в душе стала ждать неожиданное.

Давай, брат, и мы будем послушны Пресвятой Богоматери и сделаем всё, что заповедал нам Её Сын. Это в нашей власти. А когда выполним всё, что велено, станем с трепетом ожидать неожиданное, а именно: будем ждать чудо от Него, чудо превращения плотского человека в духовного, земного в небесного – воды в вино.

Мир тебе и радость от Господа!

ОДНОМУ ДЕЛОПРОИЗВОДИТЕЛЮ, КОТОРЫЙ СПРАШИВАЕТ, ХОРОША ЛИ ВНЕЗАПНАЯ СМЕРТЬ?

Слышал, ты пишешь, как некоторые говорят, что хотели бы умереть внезапно. Если уж смерть всё равно придёт, так пусть приходит неожиданно и сразу же положит конец этой жизни. Лучше так, чем мучиться болезнью, да и других мучить. Ожидаемая смерть страшна, а неожиданная – ничуть. У вас в деревне одну женщину задавила машина насмерть. Это дало повод к разным разговорам. Некоторые говорили, что такая смерть лучше всего. Другой сказал о смерти так: «Пусть приходит, только пусть не гложет!» Поэтому ты пишешь мне и просишь объяснения.

 

Не нужно желать внезапной смерти, однако, следует быть готовым к смерти в любое время. Так нас учит Церковь. Есть написанные молитвы Богу, чтобы Господь хранил нас от разных бед, в том числе и от внезапной смерти. Но Тот, в Чьей власти жизнь и смерть, действует по Своему святому промыслу на пользу душам человеческим, прибирая их к Себе или оставляя пока на этом свете. Внезапной смертью Он чаще поражает грешников, но иногда и праведников, хотя и редко. Не читаем ли мы в Ветхом Завете, как Господь наказал внезапной смертью сыновей Аарона за самовольное каждение? И Анания и Сапфира пали вдруг мёртвыми, когда солгали Апостолу. Многие гонители христиан умерщвлены были внезапной смертью, и об этом можно прочитать в житиях мучеников за Христа. Правда, иногда случалось, что и праведник умирал внезапно. Так случилось со святым Афанасием Афонским. Когда он что-то строил, обрушилась стена и погребла его и нескольких монахов с ним.

Посылая внезапную смерть грешникам, Господь преследует две цели: грешников тех наказать, а оставшихся устрашить, чтобы не грешили. Когда неожиданно умерли Анания и жена его Сапфира, вошёл великий страх во всю церковь и во всех, кто услышал это. И когда люди станут слишком надеяться на какого-то праведника и начнут его превозносить и боготворить, как было в случае святого Афанасия, Господь прибирает душу праведника внезапно, чтобы показать людям, что только Он Бог, и нет Бога, кроме Него. И всё же все случаи внезапной смерти есть очевидная наука для оставшихся в теле, а именно: вес должны думать о своей смерти и непрестанно готовит свои души – покаянием, молитвой и милостыней – к скорому переходу в мир иной.

Рассказывали, что известный Валаамский старец Никита (+1907) очень боялся внезапной смерти и постоянно молил Бога, чтобы послал ему перед смертью болезнь как можно тяжкую и долгую, чтобы, как он говорил, «терпением болезни хоть немного умилостивить праведного Судию, Который, если захочет, может посчитать это моим добрым делом, ибо других не имею».Другой праведник, лёжа не смертном одре, утешал своих друзей словами: «Девять месяцев я мучился, чтобы явиться на этот свет, так разве долго помучиться мне девять месяцев, чтобы оставить его?»

И действительно, болезнь перед смертью очень важна. Она многим грешникам принесла вечное спасение. Тысячи людей узнали о Боге и о душе своей только в предсмертной болезни, а осознав эти две важнейшие вещи, о которых не вспоминали всю свою жизнь, горько раскаялись, причастились и, омытые своими слезами и очищенные Христовой Кровью, удостоились войти в светлые небесные врата. Следовательно, болезнь перед смертью приходит от милости Божией. Не беспокойся о том, что наши родные или друзья  будут мучиться около нас, когда мы будем лежать при смерти. Это им пойдёт только на пользу. Господь и Творец стократ воздаст им за это.

Мир тебе и благословение от Господа!

НЕПРАВОСЛАВНОМУ СВЯЩЕННИКУ, КОТОРЫЙ СПРАШИВАЕТ: ЗА ЧТО ГОСПОДБ НАКАЗЫВАЕТ ПРАВОСЛАВНУЮ РОССИЮ?

А Вы уверены, что нынешние страдания русского православного народа есть наказание Господне? Признаюсь, я в этом не уверен. Можно и ошибиться, если всякое страдание (одного человека или народа) считать наказанием Божиим. На Голгофе было три креста, и это заставляет нас быть осторожными при оценке чьего-либо страдания. Разве Иисус Христос был распят в наказание от Бога? В длинной процессии страдальцев мы видим и пророков, и Апостолов, и многих святых праведников и праведниц. Понятно, что их страдания не были наказанием Господним. Они пострадали из-за грехов, но – не своих. Так же и Тот Безгрешный, Который принял величайшие муки, мучим был и в самом деле за грехи, но не за Свои, а всего рода людского. Святая Русь страдает, разумеется, за грехи, но чьи они – вот в чём вопрос. Вы прекрасный знаток Священного Писания, так вспомните, как Господь растолковал евреям гибель восемнадцати человек, которых придавила упавшая стена Силоамская. Он сказал, что эти люди погибли не потому, что были самыми грешными и самыми виновными изо всех жителей Иерусалима, но потому, чтобы гибелью своей заставить одуматься более грешных. Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете (Лк. 13, 5).

Неужели Россия грешнее всех стран, если она испытывает самые тяжёлые страдания? Всему миру явно, что, во-первых, русский народ горит в огне мук, как некогда три отрока в печи вавилонской; и, во-вторых, безбожные материалистические теории, которые и разожгли тот огонь в России, возникли не в православной Руси, но на землях народов неправославных. Всё остальное есть тайна промысла Божиего. И в эту страшную тайну мы не можем  глубоко вникать. Можно лишь искать сравнения мучениям русских в судьбе праведного многострадального Иова, чьё страдание пошло на пользу тогда и идёт на пользу сейчас многим и многим. Можно усмотреть в мучениях России знак Божий всем остальным народам, чтобы они остерегались материализма в теории и на практике, в мыслях и на деле. Все благородные души в миру доказывали на протяжении двух прошедших столетий безумность и пагубность этих теорий. Но их слова не смогли никого убедить. Поэтому и был попущен ужас этих теорий на практике. Как некогда Силоамская башня, упав, раздавила тех восемнадцать несчастных, так и современная башня из ложных идей и теорий обрушилась на великий русский народ, чтобы весь род людской протрезвел и отказался от этих губительных и уничтожающих душу теорий. Но кто бы решился утверждать, что эта современная башня лжи обрушилась на Россию потому, что Россия грешнее других народов? Мне кажется, что я и в наши дни слышу грозное предостережение Христа: Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете, о племена и народы! Помня об этом предостережении, нам следует изучить опыт прошлого. Ни одна революция не завершилась тем, с чего началась. Этому учит нас опыт истории народов мира. Зачастую то, что вначале революция рушит и гонит, в конце достигает настоящего триумфа. Это, безусловно, относится к вере Христовой, гонимой, но не изгнанной, оплёванной, но чистой, битой, но не убитой. Ясно одно: и славянская, и мировая миссия России не в том, что сейчас в России творится, но в том, что придёт после революции.

Во всяком случае, сегодняшнее мучение русского народа в огне пойдёт миру только на пользу. Безусловно, русский народ выйдет из этого огня более святым, более сильным и более славным, чем был прежде. И простой кузнец суёт железо в огонь не для того, чтобы наказать его, но чтобы закалить его и выковать что-то нужное. Мы думаем и верим, что и Творец пустил этот великий народ в огонь страданий не для того, чтобы казнить его, но чтобы его страшным примером предостеречь и вразумить другие народы, а его – русский народ – весьма прославить пред небом и землёй.

Мир Вам и здоровье от Господа!

ОДНОЙ ОБРАЗОВАННОЙ ЖЕНЩИНЕ, КОТОРАЯ ЖАЛУЕТСЯ, ЧТО НЕ НАГРАЖДЕНА ЗА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

Жалуетесь, что Вас и не  похвалили, как Вы того заслуживаете, и не наградили за великий труд по сбору пожертвований на детский приют. Другие, не имеющие и половины Ваших заслуг, получили и то, и другое, а Вы – ничего.

Боже мой, на что Вы жалуетесь?! На то, что, по Евангелию, должно Вас радовать. А ещё говорите, что Вы трудились во имя Господне, как христианка. Но разве не знаете: во чьё имя человек трудится, от того он и ожидает награду! Согласно Евангелию, награду ждут не от того, для кого исполняют работу, а от Того, во имя Кого она вершится. Слуга пасёт овец в доме хозяина и ждёт награду от хозяина, а не от овец. Солдат воюет во имя своего царя и от него ждёт похвалу и награду, а не от тех, с кем (или против кого) воюет. Так и Вы: если, как христианка, творили некие добрые дела во имя Христово, то Вы должны ждать награды от Христа, а не от кого-то другого. Не обещал ли Господь вечную награду всем тем, кто творит добро во славу Божию или сносит неправду во имя Его? Не сказал ли Он: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика плата ваша на небесах». Или ещё: «Когда свершите всё, что вам заповедано, говорите: мы лишь слуги, ибо исполнили всё, что должны были исполнить». Некто Невидимый послал нас на этот свет. Некто Невидимый определил нашу задачу на этом свете. Некто Невидимый выводит нас с этого света. Этому Невидимому мы молимся, на Него смотрим, на Него надеемся. Что нам могут дать подёнщики, равные нам, и бедняки, как мы? И что мы ждём от тех, кто с каждой минутой сползает в пучину смерти, как саранча, что срывается с берега в пропасть?

Вообще говоря, уверены ли Вы, что сможете выдержать славу и похвалу людскую? Святой Иоанн Лествичник , должно быть, знал человеческую природу лучше, чем Вы, но сказал: «Никто, кроме святых, не может слышать от людей похвалы себе без ущерба для себя». Только святые могут видеть человека насквозь и понять, откуда берут начало похвальные речи. Иногда даже мутная вода может сверкнуть под солнцем, словно хрустально чистая. Иногда под тонким слоем воды скрывается огромный пласт ила. Очень часто таковы души тех, кто нас хвалит. Именно поэтому святые мужи и жены, слыша о себе похвалы, расценивают их либо как незнание, либо как преднамеренную ложь.

Большинство людей погубило души свои скорее из-за людской славы и похвал, чем от презрения и брани. Знаете, кем Христос считал тех, что искали славы и похвалы людской? Неверными! Прочитайте, как Он обличал евреев и подумайте, на чьей Вы стороне. Он говорит: Я не принимаю славы от людей. Это Он сказал о Себе, а о них Он говорил так:  Как вы можете веровать, когда друг от друга принимает славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? (Ин. 5, 44). Решите, с кем Вы: со Христом или с евреями? Если Вы на стороне Христа – чего я Вам от всего сердца желаю, – тогда не смейте искать славы у людей, но ждите славы от Единого Бога. Не завидуйте ни в чём тем, кто бьётся за людскую славу и похвалу. Напротив, пожалейте их, как они сами себя будут жалеть, когда разочаруются. Ещё раз Вам повторяю: пожалейте их, ибо они из-за слепоты своей отдают вечное за бренное, божественное – за земное, истинное – за ложное.

Да просветит и благословит Вас Господь!

ОДНОМУ АГРОНОМУ, КОТОРЫЙ СПРАШИВАЕТ: ПОЧЕМУ НЕПРАВЕДНЫЕ ПРЕУСПЕВАЮТ?

До каких пор они будут преуспевать? И что с ними и с их детьми будет в конце? Об этом ты спрашиваешь? Пусть не спотыкаются мысли твои, когда видишь, как некто бахвалится силой своей, но забывает о Дарителе силы. Вспомни, как горделивый и хвастливый Голиаф погиб от пращи юного Давида. Пусть не взволнуется сердце твоё, когда видишь, как некто обогащается неправедным путём; как обжирается и не может насытиться, грабит, но всё ему мало. Вспомни о богачах из Содома, которых в один миг поглотил огонь со всем богатством их. Ты православный человек, а православные смотрят на события с другой точки зрения, видят их целиком, а не частично. Успех неправедного православные оценивают не как завершённое событие, но ждут, что дальше будет. Православные знают, что неправедник преуспевает не за счёт своего ума или своей силы, но лишь потому, что ему Господь попускает преуспеяние, причём для того, чтобы он вспомнил о Боге. Господь наш несказанно милостив и попускает неправедным вершить то, что им хочется, только для того, чтобы они поняли, что весь их успех – от Бога, и застыдились бы неправедных дел своих, и исправились бы. Господу Богу мило покаяние, а особенно милы Ему те грешники, которые сокрушенно каются в неправедных делах своих. Творец – не тварь, чтобы тотчас наказывать того, кто пошёл по кривой дорожке. Он ждёт, когда заблудший сам вернётся на правый путь. Господь смотрит и молчит. Он ждёт и не опоздает. Невиданна мудрость Его и непревзойдённа милость Его. Именно поэтому провидящий Псалмопевец восхищённо сказал Господу: промыслы Твои суть бездна великая. Кто испытает всю глубину Божиего промысла? Неразумные злятся, что Господь не правит миром по их разуму, а разумные стараются непрестанно проникнуть в Божий разум. Иногда и самому разумному трудно понять, почему одному человеку бывает так, а другому иначе; почему молодой и жаждущий жизни умирает, а старый и жаждущий смерти живёт; почему набожный мучается, а безбожник благоденствует. Иногда даже самые святые души смущались перед загадкой случившихся событий. В Священном Предании известен такой случай: умер некий богач, о грехах которого знал весь свет. Похороны были торжественные, с епископом и множеством священников. Вскоре за тем на одного отшельника в пустыни напала гиена и растерзала его. Некий монах, видевший и торжественные проводы в последний путь грешника, и кровавые останки праведника, в смятении своём с плачем воскликнул: «Господи! Как же так, почему?! Почему Ты даровал грешнику благую жизнь и благую смерть, а праведнику горькую жизнь и горькую смерть?» Вскоре явился ему Ангел Божий и объяснил: тот богач-грешник сделал в жизни своей лишь одно доброе дело, а тот пустынник-праведник совершил за свою жизнь только один грех. Торжественными и почётными похоронами Всевышний хотел воздать неправедному богачу за единственное доброе дело и показать, что тому нечего больше ждать на этом свете. Ужасной смертью отшельника Господь хотел изгладить тот его единственный грех, чтобы затем полностью вознаградить пустынника на небесах.

 

Имей это ввиду, когда будешь размышлять о судах Божиих, и возложи все надежды на Творца своего. Не ожесточайся, видя бесчестность; не завидуй тем, что чинит беззаконие. Так пишет праведный царь Давид, которого долго и много мучило то, что и тебя мучит, покуда ему Господь не открыл разум, чтобы он уразумел. И тогда царь Давид поделился своим опытом: был я молод и постарел, но никогда не видел ни праведника оставленного, ни детей его, просящих хлеб. Почаще читай Псалтирь, тогда и поймёшь, и утешишься.

Мир тебе и благословение от Господа!

ОДНОМУ ЛЕСНИКУ О КРЫЛЬЯХ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Ты написал мне, что родился и жил в северной Сербии, но по служебным делам должен был переселиться в Македонию. Фамильную икону Иоанна Крестителя ты оставил дома, старушке-матери и сёстрам. В Македонии ты заказал себе у мастеров-дуборезов новую икону Иоанна Предтечи. Однако, к твоему величайшему удивлению, иконописец изобразил святого Иоанна с крыльями. Ты был в недоумении, но мастера объяснили тебе, что так Креститель Господень изображён повсюду в здешних древнейших храмах, следуя византийским традициям. Тогда ты пошёл по церквям македонским, увидел это воочию, убедился и – удивился. Вот и спрашиваешь меня: почему святого Иоанна Предтечу пишут с крыльями?

Ты знаешь да знаешь ли? – что только ангелов Господних изображают с крыльями. А пишут их так потому, что они – бестелесные духи, легко исполняющие все дела, куда бы их Творец ни послал. А теперь слушай свидетельство Христово об Иоанне: он был тот, о ком написано: Вот, Я посылаю ангела моего, и он приготовит путь предо Мною (Мал. 3, 1). Это написал богодухновенный пророк Божий Малахия. Значит, святой Иоанн был назван ангелом Божиим и пророками Мессии, и Самим Мессией. И действительно, служба Иоанна была подобна службе ангелов небесных. Когда Спаситель мира родился в Вифлееме, именно ангелы объявили о Его Рождестве пастухам и позвали их, чтобы они радовались и славили Бога. Прошло тридцать лет, и Иисус Христос появился на Иордане, чтобы начать Свой спасительный путь. Тогда святой Иоанн объявил о Спасителе, указал на Него народу, призывая собравшихся к покаянию и очищению, чтобы они удостоились чести принять Его – Мессию, Спасителя.

Значит, святой Иоанн Креститель назван ангелом в Священном Писании и нёс ангельскую службу в истории спасения человечества. Вот почему православные иконописцы с древнейших времён часто изображали Предтечу Господня в виде ангела с крыльями.

Да защитит тебя твой крылатый ангел Иоанн Предтеча крылом своим от всякого зла! Аминь.

РАБОТНИЦЕ С ФАБРИКИ, КОТОРАЯ СПРАШИВАЕТ: ЧТО ОЗНАЧАЮТ СЛОВА «ТЕБЕ, ГОСПОДИ!»?

В конце любой ектении священник призывает народ в молитвенном прошении полностью предаться Господу, говоря: «Сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим», а молящийся народ отвечает «Тебе, Господи!» Слова эти очень важные. Их можно применит в любом случае жизни людской.

Когда имеешь здоровье и успех в работе, возвысь сердце своё и скажи: «Благодаря Тебе, Господи!»

Когда люди тебя уважают и хвалят, скажи про себя: «Я этого не заслуживаю, похвалы принадлежат не мне, а Тебе, Господи!»

Когда детей отправляешь в школу или на работу, или в армию, благослови их с порога дома своего и скажи: «Предаю их Твоим заботам – Тебе, Господи!»

Когда нападёт на тебя зависть людская или измена друга, не падай духом и не держи зла в сердце своём, но скажи: «Предаю всё это на праведный суд Тебе, Господи!»

Когда пойдёшь за гробом, провожая в последний путь самого дорогого человека, шагай храбро, будто несёшь подарок лучшему Другу, и скажи: «Эту любимую душу приношу в дар Тебе, Господи!»

Когда над тобой соберутся мутные тучи бесовских искушений, муки и болезни, не отчаивайся, но скажи: «За помощью и милостью обращаюсь к Тебе, Господи!»

Когда ангел смерти встанет около твоей постели, не бойся его, ибо он друг твой, но простись с этим светом и скажи: «Душу свою покаянную предаю в руки Тебе, Господи!»

ОДНОМУ ОТЦУ, КОТОРЫЙ ЖАЛУЕТСЯ НА НЕБЛАГОДАРНОГО СЫНА

Пишешь, что послал сына в Школу торговли на Запад, чтобы он стал учёнее и лучше тебя. Он выучился и стал учёнее, но – гораздо хуже тебя. И свою, и твою репутацию в городе он испортил быстрее, чем тебе в своё время удалось дойти до положения приказчика. Оплачивая его обучение в Европе, ты экономил не только на теле, но и на Боге, на душе своей. Ты перестал ходить в Церковь, ибо это расходы: нужно и свечу поставить, и в кружку положить. Перестал ты святого покровителя семьи прославлять, ибо это тоже расход: и на калач, и на священника, и на угощение гостям! Всё это ты оставил, только бы сын мог учиться в Париже и Вене. И действительно, он в некоторых вещах стал разбираться лучше тебя, лучше знал, как вести книги прихода и расхода, глубже вник в ведение дел. Однако покупателей в вашей лавке стало меньше. Ты просто каменел от эдакого дива. «Как это, – спрашивал ты себя, –  мой сын знает и языки, и валюты, и балансы всей Европы, но ко мне, неучу, народ валом валил, а к нему, знатоку, никто!» Несчастный отец! Ты забываешь одну малость, от которой зависит и успех в торговле, и победа в войне. Народ хочет человека, а ты ему предлагаешь знатока. Народ боится иметь дело с бесчеловечным знатоком. Поэтому твои прежние покупатели, опустив голову, обходят вашу лавку и сворачивают к соседям.

За большие деньги ты купил нечеловека, изверга, чудовище. Твой сын ни за что на свете не узнает того, что почитают в народе и в вашем городе. Бог, душа, молитва, милосердие, человечность, снисходительность – всё это для него лишь присказки прежних торговцев-неучей. В лавке он всегда взвинчен и зол, но только в кабаке весел. Кабак для него, по сути, дом, а дом и семейная лавка – улица. Но кого кабак благословляет, того дом проклинает.

 

Наконец, он обманул тебя так искусно, что ты полностью уверился, что он действительно способней тебя. Он объяснил тебе, что для успеха дела и модернизации торговли нужно твоё имя убрать с вывески, а его имя написать. Ты безропотно согласился с его предложением, а он, знаток ведения дел, узаконил это через суд. Ты и не догадывался, что всё это значит, покуда он однажды, злой после ночной попойки, не сказал открыто, что ты нищий, босяк с улицы, и у тебя нет ничего своего. Упав духом, ты бросился в суд, к адвокатам, к друзьям. Но все они, вникнув в суть дела, говорили одно: «Твой сын сумел полностью лишить тебя собственности». И ты много пишешь о напрасных попытках вернуть то состояние, которое ты своим трудом до седьмого пота приобретал всю свою жизнь. И, наконец, ты в отчаянии спрашиваешь: грешно ли убить изверга-сына?

Но как ты убьёшь бездушного человека, мёртвого? Не всякий ли нечеловек – уже падаль, которая распадается на глазах у людей? Поэтому не убивай своего сына, но взывай к Тому, Кто один только может м сына твоего оживить, и тебя спасти. Лучше будь нищим с душой, чем убийцей без души. Ты всё ещё богаче сына своего. И ты ему больше можешь помочь, чем он тебе. Вернись к тому, что ты оставил ради сына. Вернись к Богу, к Церкви; вернись к душе своей. И если нет у тебя ни свечи, ни гроша, принеси вместо того вздохи, слёзы и молитвы. А если всё-таки придётся тебе просить милостыню, говори на чужих порогах: «Подайте на хлеб и на свечу; хлеб – мне, старику, для еды, а свечу – сыну моему для спасения». Так скажи на пороге бывшей лавки твоей, пусть и он слышит. Когда со стыдом испросишь, то как бы ты сам заработал. Тогда иди и поставь свечу в церкви Божией. Этим ты потрясёшь Всевидящие небеса, и небо тебе поможет. Дело легче поправить свечой, чем топором.

Бог тебе в помощь!

ОДНОМУ ЗАКЛЮЧЁННОМУ, КОТОРЫЙ ЖАЛУЕТСЯ НА НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ

 

Говоришь, что ты не виноват в том, за что осуждён. В ночной драке на улице погиб человек. Убийцы быстро разбежались, а ты случайно оказался около мертвеца, когда подоспела охрана. Тебя схватили и признали виновным. Сейчас ты сокрушаешься о неправде людской. Клянёшься, что ты осуждён безвинно. Получив от тебя первое письмо, я просил поведать о всей твоей жизни, и ты это сделал. Прочитав второе письмо, я воскликнул: «Ты заслужил наказание!»

 

Человек, ты заслуженно получил это тяжкое наказание, если не именно за это преступление, то, наверняка, за все остальные твои преступления. Всевидящий Судия знал и множество других проступков твоих, но по милости Своей скрыл их от возможных свидетелей на земле, ожидая твоего покаяния. Но ты и не каялся, и не исповедался, и Богу не молился, и не причащался. Напротив, ты продолжал тайно творить зло и был готов убить любого, кто бы твоим нечестивым делам воспрепятствовал. Только за жестокость по отношению к жене своей ты заслужил каторгу. Она не подавала на тебя в земной суд, но её рыдания предстали пред Божиим Судом.

 

Чтобы отвратить тебя от злых дел и вернуть на праведный путь, чтобы заставить вспомнить о душе, о смерти и грядущем Страшном Суде, Судьботворец привёл тебя в ту ночь на место преступления. Тебя схватили и осудили на каторгу.

 

Твой случай живо напоминает мне судьбу великого святителя христианского Ефрема Сирина. В молодости Ефрем много грешил, но ни за один грех не был осуждён. Между тем, случилось так, что воры украли у его соседа овцу. Сосед заподозрил Ефрема и подал на него в суд. И Ефрем, совершенно невиновный в этой краже, оказался в темнице. Огорчённый неправдой людскою, Ефрем начал причитать и взывать к Богу. Находясь в камере с другими преступниками, он в разговоре с ними стал интересоваться, за что другие попали в тюрьму. Он спрашивал по очереди каждого, и один ему говорил одно, другой – другое. В их проступках Ефрем узнал свои грехи, за которые его никто не наказал. Тогда дух его отрезвел, и он понял, что попал в темницу не из-за украденной овцы, но из-за многих других проступков своих. Сокрушаясь, Ефрем покаялся перед Господом и стал плачевно просить Бога простить ему тайные грехи его, продолжая, в то же время, благодарить Его за то, что оказался в тюрьме. Вскоре его освободили, признав невиновным. Этот случай совершил переворот в душе Ефрема. Темница приняла его как грешника, а выпустила на волю как святого.

 

Мир тебе и благословение от Господа!