Оформление раскола.
После смерти св. патриарха Тихона расколы приобрели не только внутреннее, но и внешнее оформление. В 1925 г. епископ Стефан (Бех) и схиепископ Макарий (Васильев): настоятель Воскресенского монастыря (Макарьевской пустыни) в Новгородской губернии не признали избрания Патриаршим Местоблюстителем священномученика Петра митр. Крутицкого и ушли в раскол. Именно к этим расколоучителям пытаются возвести свою иерархию катакомбники - генадиевцы. Согласно священным канонам эти епископы подлежали извержению из сана за отказ поминать первого епископа и учинение раскола (15 пр. Двукратного соб.). Удивительно и то, что раскол решился возглавить схиепископ, хотя, согласно 2 правилу Софийского собора, он не может совершать уже ничего архиерейского, кроме Божественной Евхаристии. Впрочем, чего можно ожидать от того, кто решился разодрать не швейный хитон Христов? Как говорил Лествичник, в аду нет ни порядка, ни согласия.
Кроме перечисленных раскольников Местоблюстительские права св. митрополита Петра не признали и даниловцы, но до времени они этого не афишировали. Само собой, что эти права были игнорированы последователями архиеп. Андрея (Ухтомского), которому вовсе не хотелось отвечать за свои антиканонические деяния. Вместо того, чтобы поддержать гонимую Церковь, они решили разрушить Ее управление при помощи “децентрализации”, облегчив этим задачу большевикам. Ведь с упразднением канонического центра Вся Церковь попадала в совершенно незаконное положение и люди лишались возможности реально узнать где раскол, где ересь, а где православие. И остались бы как овцы, не имеющие пастыря, которых может сожрать любой проходимец. Благодарение Господу, что через мужественный подвиг священномученика Петра Крутицкого и патриарха Сергия Церковь избежала этой ловушки и сохранила свою благодать. Любопытно, что сейчас пытаются оправдать этих раскольников и вывести их из -под грома анафем Соборов ссылаясь на то, что они не создавали свой параллельный центр управления Церковью. При этом стараются не замечать существующего здесь противоречия. - Как они могли создать свой центр, если они и ушли из Церкви ради того чтобы добиться ее децентрализации. Первую попыткой реализации своих планов “даниловцы” предприняли в 1926 году , организовав “ярославскую автокефалию”. Но после того, как митр. Агафангел занял строго православную позицию и отказался от претензий на местоблюстительство “даниловцы” стали готовить более сильный раскол, к которому и ныне возводят себя “истинно - православные”. Он произошел в 1927 г., после издания Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием Нижегородским и временным при нем Патриаршим Синодом Декларации о лояльности к советской власти.
История начального периода развития катакомбного раскола подробно описана в работе митр. Иоанна Санкт-Петербургского и Ладожского “Стояние в вере. Очерки церковной смуты.”, и поэтому мы ограничимся кратким изложением событий этого времени, одновременно показывая взаимосвязь этого нового раскола с его старыми предшественниками.
Однако перед тем как начать изложение истории нужно коснуться идеологии этой схизмы, отчасти разделяемой и некоторыми православными. Сутью ее является утверждение, что единственной богоустановленной формой власти является православная самодержавная монархия. Если же, по попущению Божию, она низвергается, то любая власть ее заменяющая поставляется сатаной и всякое сотрудничество или даже признание ее Церковью является предательством и богоотступничеством, влекущим за собой потерю благодати Святого Духа. Особенно “доказательным” становиться это построение при условии, что именно православный царь считается тем Удерживающим, о котором говорил апостол Павел. Если “Удерживающий уже взят от среды”, значит уже антихрист уже воцарился (менее радикальные говорили, что наступили пред антихристовы времена). И вновь повторяется старообрядческая и монтаниская истерия. Среди мнимо благочестивых раздаются вопли, что храмы православные - храмы сатаны, что святое Причастие - пища демонов. - Все это уже знакомо нам по двухтысячелетней борьбе манихеев и гностиков с Церковью!
Но рассмотрим эту теорию, которая признается истиной и многими православными, не делающими, однако, из нее столь далеко идущих выводов. Первое утверждение раскольников (о православной монархии, как единственной богоустановленной форме правления) считается многими чуть ли не самоочевидной аксиомой. Однако будем смотреть в корень. Ведь, не может недоброе дерево приносить благих плодов. Учение, рассматриваемое нами, вошло в сознание христиан не из чистых родников святоотеческой мысли, а почерпнуто из трудов деятелей карловацкого раскола (архиеп. Аверкия Таушева и арх. Константина Зайцева) и катакомбных сектантов. Конечно, нельзя сказать, что раз нечто проповедуется людьми, находящимися вне общения с кафолической Церковью, то это уже ложь по определению. Но, с другой стороны, к идеям, происходящим из таких источников должно относиться со здравым недоверием и проверять их светом Откровения Божия.
Итак, посмотрим, учит ли Слово Господа нас тому, что есть какие-то власти назначенные не Творцом вселенной, а сатаной или еще кем-то. Ответом будет однозначное “нет”. Читая его священные строки мы не найдем ни одного подтверждения этой гипотезы. Напротив, мы услышим песнь Даниила ,благословляющего Создателя: “ибо у Него премудрость и сила ;Он изменяет времена и лета ;низлагает царей и поставляет царей ” (Дан.2, 20-21) и далее возвещает великую тайну преемствующих друг другу мировых языческих монархий , которые будут существовать , по воле Всемогущего вплоть до конца мира и наступления вечного царства Иисусова.
Мы не услышим от пророков, что власти могут назначаться Диаволом. Исаия пророчествует, что Сам Господь воздвигнет язычника Кира для того, чтобы он возвратил плен Израиля. Этот нечестивец, незнающий своего Властелина, тем не менее, называется помазанником, которого Бог держит за правую руку, чтобы покорить ему народы (Ис. 45,1). И далее Сам Вседержитель взывает против нечестивцев, желающих ограничить Его могущество пределами православного царства: “Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня. Я препоясал тебя, хотя ты (Кир) и не знал Меня, дабы узнали все от восхода солнца до запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного. Я образую свет и творю тьму , делаю мир и произвожу бедствия; Я Господь делаю это ” (Ис.45,6-7) Только Он один управляет ВСЕМИ царствами, республиками, империями и народами. Его могучая мышца воздвигает царей и президентов и низлагает в соответствии с Его Собственными замыслами и целями. Например, Он повелению Илье помазать Азаила в цари над Сирией (3 Цар.19,15) для отмщения Израилю за нарушенный Завет, хотя Азаил был вовсе не православный царь.
Навуходоносор, царь Вавилонский, разрушил Иерусалим, сжег храм Бога Живого, сверг помазанника Божия и уничтожил правоверное Иудейское царство. И, тем не менее, он называется рабом Писанием рабом Господа Саваофа (Иер. 25,9), его поход был совершен по прямому повелению Творца, а его защитники - патриоты независимой Иудеи грешили, воюя против него и отстаивая свою независимость. Более того, пророк Варух писал пленникам, чтобы они послали в Иерусалим серебро и там, на развалинах Храма, принесли жертвы и молитву за Навуходоносора (разрушителя его) и сына его Валтасара, чтоб дни их были как дни неба (Вар.1, 10-13). Учитель же Варуха, пророк Иеремия также писал пленникам от лица Божия: “ так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев, всем пленникам, которых Я переселил из Иерусалима в Вавилон: стройте домы и живите в них, и разводите сады и ешьте плоды их; сыновьям своим берите жен и дочерей своих отдавайте в замужество, чтобы они рождали сыновей и дочерей, и размножайтесь там, а не умаляйтесь; и заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир”. (Иер.29,4-7). Вот источник мысли митрополита Сергия, что радости Советского Союза, как нашей гражданской родины, наши радости! Современные раскольники считают верхом кощунства молиться о язычниках, разрушителях храмов, врагах беззаконных, ненавистнейших отступниках и царе, неправосудном и злейшем на всей земле (Дан. 3, 32). Но таково прямое повеление Создателя, которому следовал и пророк Иеремия, и св. Поликарп Смирнский, и митр. Сергий, и сонмы мучеников всех веков, молившихся о врагах Креста! Ведь и апостол Павел, когда повелевал молиться “за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте” (1 Тим.2,2), говорил это не о благочестивых самодержцах, а о Нероне, который к тому времени (послание написано в 65 г.) уже отличился как лютый гонитель христиан и страшный нечестивец.
Итак, мы видим из слова Божия, что всякая власть от Бога, ибо нет пределов Всемогуществу Его. Мы не имеем права расширять понятие о попущении Господа до того, что ограничить Его власть только пределами православной монархии. Сам Бог есть Самовластный Правитель истории. Как радостно пел пророк Даниил: “ Да будет благословенно имя Господа от века и до века! ибо у Него мудрость и сила; Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей; дает мудрость мудрым и разумение разумным; Он открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке, и свет обитает с Ним” (Дан.2,20-22). Мысль же, что существуют власти, поставленные не Богом, а Диаволом не является новой для Церкви. - Этого учения придерживались манихеи всех времен. А восходит она к хвастовству сатаны, искушавшего Христа на горе (Лк.4,6).Конечно, нельзя говорить, что Бог заставляет властителей творить беззакония (или хотя бы одобряет это), но Его мудрость настолько велика, что Он обращает их зло к добрым последствиям. - Чрез безумство и человекоубийство тиранов Господь карает народы, отступившие от Него, а самих злодеев ожидает справедливое наказание за их преступления. Ведь, по словам Писания, даже сам сатана служит лишь секирой или пилой в руке Вседержителя (Ис.10,12-15).
Теперь коснемся вопроса, является ли православный царь тем Удерживающим о котором писал апостол. Первоначально приведем сами слова священного Писания: “День тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею. Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? И ныне знаете, что не допускает открыться ему в свое время; ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершиться до тех пор, пока не будет взят Удерживающий теперь; и тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего” (2 Фес.2,3-8).- Итак мы видим из рассмотрения самого текста, что “удерживающий” настолько мощен, что может сдерживать натиск МИРОВОГО зла, а с другой стороны мы заметим, что апостол не дает нам возможности втиснуть какое-либо значительное время между взятием Удерживающего и явлением антихриста.
Если мы примем мнение, что удерживающий - именно православный царь, тогда мы встаем пред рядом проблем. - Как мог сдерживать разгул мирового зла царь Константинополя на закате Византии, когда его владения ограничивались лишь пределами города и окрестностей? Почему прошло уже более 80 лет со дня убийства последнего православного императора, а антихрист еще не пришел? Где был Удерживающий в первые три века христианства, а ведь именно тогда его упоминает апостол Павел?
Но посмотрим, как понимали эти стихи Трубы Духа, святые Отцы. Для начала развеем заблуждение, возникшее благодаря сочинениям архиеп. Аверкия (Таушева) и арх.Константина (Зайцева), что все святые Отцы учили, что Удерживающий --именно Православный миропомазанный царь. Напротив, нет ни одного Отца Церкви, который учил бы так и это толкование вовсе неизвестно Древней Церкви.
Святые Отцы дали три группы толкований этого места. Первые говорили, что удерживающим является Римская империя, боязнь могущества которой не дает воцариться последнему узурпатору. Это толкование восходит к видению пророка Даниила. “ Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его - из серебра, чрево его и бедра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные. Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю. Вот сон! Скажем пред царем и значение его. Ты, царь, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу, и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных Он отдал в твои руки и поставил тебя владыкою над всеми ими. Ты - это золотая голова! После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею. А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать. А что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа, то будет царство разделенное, и в нем останется несколько крепости железа, так как ты видел железо, смешанное с горшечною глиною.
И как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и царство будет частью крепкое, частью хрупкое. А что ты видел железо, смешанное с глиною горшечною, это значит, что они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною. И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно, так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его!” (Дан. 2,31 -45). Согласно общепринятому толкованию первое царство - Ново вавилонское, второе - персидское, третье - македонское, четвертое - римское, разделившееся сначала на две империи (Восточную и Западную), а затем на несколько царств разной силы, связанных единством культурного наследия. А взамен их Бог воздвигнет Царство Христа, которое во веки не разрушиться. В другом видении пророк Даниил видел, что “После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него. Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно” (Дан. 7, 7-8). Четвертый зверь -римское царство, на развалинах которого появится антихрист.
Итак, мы видим, что римское царство является удерживающим не по каким то высоким соображениям, а лишь по причине грубой силы, которой она сдерживает разгул зла. (Или, по словам свят. Феофана, говорит властное veto, не давая сатане проводить свою пропаганду). Тут нет места для мистики миропомазания на царство, необходимого для симфонии царства и священства, но не являющегося обязательным для удерживания. Нужно сказать, что такое понимание этого апостольского пророчества никогда не было общепринято на Востоке (в отличие от Запада, где оно стало таковым, начиная с Тертуллиана). Из толкователей так понимал этот стих святой Иоанн Златоуст (с оговорками склоняясь к данному толкованию, зная при этом и о существовании) и блаж. Феофилакт Болгарский.
Второе понимание этого места было известно Златоусту и принималось блаж. Феодоритом, Севиром (у Экумения), и свят. Фотием. Согласно ему, приход антихриста сдерживается Божиим определением о времени его явления и благодатью Святого Духа, которая отойдет (хотя и не от всех) от людей за их грехи, особенно за оскудение любви. Этого толкования придерживается как основного и свят. Феофан Затворник, допуская в качестве дополнительного и первое толкование.
Третье понимание раскрывает второе. Согласно ему, Божиим определением, сдерживающим приход антихриста, является слово Господа: “И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец” (Мф.24,14). Этого толкования придерживался преп. Ефрем Сирин, блаж. Феодорит, св. Иоанн Дамаскин.
Святитель Феофан так связывает два последних толкования. - Когда Евангелие пройдет по всем народам, обитающим на земле и соберет всех, способных принять его и переродиться благодатью Духа, то не останется смысла в существовании мира в этом виде и тогда наступит конец. И добро, и зло уже засеменено, развивается, растет. Созреет и то, и другое в свое время. Раньше определенного срока сему быть нельзя. Мир стоит затем, чтобы вложенная Господом в род наш - как квас в тесто - сила спасения произвела свое дело. Ходит Слово Божие по земле, возбуждает спящих и приводит их к источникам благодати. Этого рода явления повсюду - и среди неверных, и среди заблудших, и среди правоверующих. Мир стоит потому, что еще не все, гожие в царство Христово, вступило в него, или еще не столько их вступило, сколько нужно. Сила спасения, вложенная господом в род наш, действием своим удерживает явление антихриста. Перестанет она действовать, тогда и он выступит на среду. Разложив это общее на части, составляющие его, получим: мешает явиться антихристу то, что еще не всеми слышано, не всеми предузнанными принято Евангелие, и что благодать Духа Святого еще пребывает и имеет еще поле деятельности в человеческом роде.
Итак, вернемся в страшный 1927 год и посмотрим, как развивался раскол, последствия которого и до сих пор влияют на жизнь Церкви.
27 марта 1927 года митрополит Сергий Нижегородский выходит из тюрьмы и архиеп. Серафим Углический немедленно уступает ему права Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. Владыка немедленно приступает к нормализации церковной жизни, пострадавшей и от лютых гонений, от обновленческого, и от григорианского раскола и сотрясаемой грохотом надвигающейся схизмы. С этой целью 13 мая он собирает совещание епископов, чье участие в управлении Церковью представлялась ему полезным. Это совещание было преобразовано в Священный Синод при Заместителе Местоблюстителя, в который вошло 12 архиереев - число, достаточное для произведения церковного суда над епископом (Апост. 74, Карф. 12). Практически сразу после созыва Синода митрополит Сергий предпринимает попытку легализовать Церковь, что и произошло 20 мая 1927 года. Но условием легализации было издание документа, декларировавшего принципы взаимоотношения Церкви и советской власти. И митрополит Сергий и Временный при нем Синод издали его 16/ 29 июля 1927 года. Это и была знаменитая “Декларация”, которая остается притчей во языцех и до сих пор. Текст ее многократно публиковался и мы не будем приводить его здесь. Главное что вызывало и вызывает возмущение у противников этого документа - это признание богоустановленности советской власти.“Утверждение Советской власти - писал митрополит Сергий, - многим представлялось каким-то недоразумением, случайным и потому недолговечным. Забывали люди, что случайностей для христианина нет и что в совершающемся у нас, как и везде действует та же Десница Божия, неуклонно ведущая каждый народ к предначертанной ему цели. Таким людям, не желающим понять “знамений времени”, и может казаться, что нельзя порвать с прежним режимом и даже с монархией, не порывая с православием”. Все эти утверждения вызывали и вызывают ярость раскольников, не желающих принять от руки Божией злого (Иов.2,10), а стремящихся затащить христиан в старое манихейское болото. Поэтому и непонятны для них слова Декларации: “Мы хотим быть Православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой - наши радости и успехи, а неудачи - наши неудачи”. - Хотя эти слова прямо вытекают из Библейского учения (см. выше слова пророка Иеремии). Конечно, надо признать, что Декларация не является чем-то абсолютно точным и непогрешимым (тем более, что Святейший Патриарх еще в 1992 году официально заявил, что для нашей Церкви она имеет лишь исторический интерес). Безусловно, неправильным является принятие всей вины за ненормальные отношения между властью и Церковью на плечи Последней. Также не к месту осуждается убийство цареубийцы Войкова. Но все это связано, конечно, с влиянием и цензурой НКВД и вряд ли может иметь какие-либо последствия канонического характера. Все попытки найти в Декларации ересь окончились провалом, если, конечно, нам не принять манихейское учение о сатанократии. Зарубежники даже выдумали для оправдания своей раскольнической деятельности учение о существовании “ереси делами”, неизвестное прежде никому.
Через месяц после издания этого документа Патриаршая Церковь была окончательно зарегистрирована. И сразу после этого Восточные патриархи признали ее и митрополита Сергия, как законного временного главу Церкви, а также благословили временные при нем Синод.
Сразу после относительной нормализации отношений с властью митр. Сергий смог начать замещать вакантные кафедры и 7 октября 1927 г. обратился в НКВД с просьбой об амнистии и облегчении участи священнослужителей. Благодаря его просьбе были освобождены несколько епископов и священников.
Однако Синод должен был выполнять условия легализации. И он издает указы о поминовении властей, увольняет епископов, находящихся в местах заключения и замещает их кафедры. Многие архиереи, привыкшие к практической автокефалии, были явно не довольны сложившейся обстановкой и лишь ждали случая высказать свое возмущение. Уже летом ряд епископов не стали читать декларацию в храмах и подали прошение об уходе на покой.(Нечто подобно было и в карфагенской Церкви при св. Киприане, когда исповедники, недовольные тем, что им не предоставляют надлежащих почестей, устроили раскол Фелициссима). И случай этот вскоре представился. - 13 сентября Синод принял решение о перемещении митр. Иосифа с Ленинградской кафедры (где он реально прослужил лишь три дня!) на Одесскую, практически полностью захваченную обновленцами. Однако митрополит Иосиф не захотел “понижаться” и решил подвести под свое самоуправство богословское обоснование. Он не только не поехал в Одессу и не признал своего перемещения из Ленинграда, но и, фактически, инициировал раскол к чему его подтолкнул еп. Дмитрий (Любимов).
Уже в октябре еп. Николай Петергофский сообщил в Синод о волнении в северной столице, где ряд викарных епископов и священников составили заговор и готовили раскол. Они не признали решения Синода и в своих проповедях говорили, что митрополит Сергий отступает от Православия. В ноябре ряд приходов Ленинграда уже не поминает Заместителя и прекращает приглашать на службу еп. Николая. Часть духовенства обращается к архиеп. Феодору (Поздеевскому), уже не поминавшему митрополита Сергия, (который вдруг, почему то оказывается с Ленинграде) с просьбой выступить с обращением протеста от лица всего духовенства.
Надо вообще отдать должное деятельности этого неутомимого расколоучителя. Ведь он и его группа “даниловцев” (а как мы убедились выше - соловьевцев) были тайными вдохновителями всех этих схизм. Как только что было указано митрополит Иосиф был в расколе “посаженным генералом”, а реально делами схизматического сборища управлял еп. Дмитрий (Любимов). Но и он не был изобретателем отступнической доктрины. Его духовным наставником и автором главных документов отступления был “епископ” Марк (Новоселов). “В среде же самих иосифлян - Сергий (Дружинин) еп. Копорский, Дмитрий (Любимов) еп. Гдовский, Григорий (Лебедев) архиеп. Шлиссельбургский, Стефан (Бех), быв. Ижевский - каждый по-своему соприкасались с “даниловцами”: еп. Дмитрий был постриженником, а архиеп. Григорий - насельником Св. - Данилова монастыря, епископы Сергий и Стефан входили в состав “параллельного Синода”. На Украине антисергиевские настроения были инициированы активно действовавшими там “даниловцами” - еп. Дамаскиным (Цедрик), еп. Парфением (Брянских), еп. Павлом (Кратировым) Старобельским”.
В том же октябре 1927 года викарный епископ Виктор (Островидов) Глазовский отделился от митрополита Сергия, выразив недовольство его ИЮЛЬСКОЙ декларацией. Очевидно, что раскол был хорошо предварительно спланирован. И опять поводом для отпадения было то, что епископ возмутился своим перемещением на Шацкую кафедру. Тотчас после отпадения он организовал свою автокефальную область и, не ограничившись этим, стал вторгаться в дела других епархий. Он снимал с чужих клириков запрещения, рукополагал клириков для чужих приходов, при этом поддерживая изгнание из них православных пастырей. Интересно, что его раскольничья деятельность сопровождалась распространением пасквилей Андрея Ухтомского, с которым еп. Виктор, видимо, имел связь. И здесь мы опять сталкиваемся с уже упомянутым кружком заговорщиков. Не даром викторианский раскол так органично и быстро влился в состав иосифлянства.
Однако вернемся в Ленинград. 24 ноября 1927 года протестанты собираются на квартире прот. Феодора Андреева, которая стала штабом грядущего раскола, и принимают обращение - ультиматум к митрополиту Сергию. Авторами его были М.Новоселов (“тайный епископ Марк” - принципиальный имябожник), С.С.Абрамович- Барановский, прот. Василий Верюжский и прот Феодор Андреев. Одновременно они же составляют проект акта отделения. - Очевидно, что для организаторов раскол был уже предрешен, хотя даже явных еретиков призывали к покаянию три раза. Ни один вселенский собор не готовил заранее акта анафематствования еретика. - Это “привилегия” только схизматиков, убоявшихся страха, идеже не бысть страх. Исходя из этого факта, на наш взгляд, недопустимо возлагать на митрополита Сергия ответственность за раскол. Его организаторы все для себя решили, и оставаться в Церкви они вовсе не собирались.
Главными требованиями протестантов к митрополиту Сергию были следующие: отказ от порабощения Церкви государству, отказ от перемещения епископов без согласия на то их паствы и их самих, придать Синоду только совещательные функции (тем самым лишив митрополита Сергия возможности произвести законный суд над бунтовщиками), удалить из состава Синода пререкаемых лиц (то есть тех епископов, которые не были втянуты в заговор), возвратить на Ленинградскую кафедру митр. Иосифа, отменить возношение имени Заместителя (лишив тем самым народ возможности отличить православные храмы от схизматических), при организации церковных управлений всемерно охранять устои Православной Церкви, каноны, постановления Собора 1917-1918 гг. и авторитет епископов (здесь налицо крик “держи вора”, ведь именно составители документа разрушали все вышеперечисленное), отменить распоряжение о прекращении поминовения ссыльных епископов (как правящих) и о молитвах за гражданскую власть (тем самым отказавшись от повеления Бога). Мы видим, что в случае принятия этих требований митрополит Сергий фактически исполнил бы планы раскольников, желавших децентрализовать жизнь Церкви и реформировать Ее на демократический лад, лишив Первоиерарха каких-либо властных полномочий и превратив его в чисто декоративную фигуру.
С этими “95 тезисами” протестанты 12 декабря пребывают в Москву и встречаются с Заместителем Местоблюстителя. Разговор их настолько хорошо передает всю идеологию раскола, что мы приведем его почти полностью. Участниками этой исторической беседы были со стороны раскольников еп. Дмитрий (Любимов), прот. Верюжский и еще двое заговорщиков. Они подошли под благословение митрополита Сергия и передали ему ультиматум. Внимательно прочитав его и другие бумаги, митрополит давал свои комментарии.
“- Вы протестуете, а многие другие группы меня признают и выражают свое одобрение, - говорит митрополит Сергий, - не могу же я считаться со всеми и угодить всем, каждой группе. Вы каждый со своей колокольни судите, а я действую для блага всей Русской Церкви.
-Мы, Владыко, -возражаем мы, - тоже для блага всей Церкви хотим трудиться. А затем, мы не одна из многочисленных маленьких групп, а являемся выразителями церковно-общественного мнения Ленинградской епархии из восьми епископов - лучшей части духовенства; а я являюсь выразителем сотни друзей и знакомых и, надеюсь, тысячи единомышленников научных работников Ленинградской епархии, а С.А. - представитель широких народных кругов. (Заметим, что раскольники всегда отличались особой гордыней, которая особо проявляется в этих словах. - Мы не как все, мы особенные, “самые лучшие” и нечего нас с другими сравнивать!)
-Вам мешает принять мое воззвание политическая контрреволюционная идеология, - сказал митр. Сергий, которую осудил Святейший Патриарх Тихон, - и он достал одну из бумаг, подписанную Святейшим Патриархом Тихоном.
-Нет, Владыка, нам не политические убеждения, а религиозная совесть не позволяют принять то, что Вам Ваша совесть принять позволяет. Мы вместе с Святейшим Патриархом Тихоном (с указанной бумагой) вполне согласны, мы тоже осуждаем контрреволюционные выступления. <…>
-Ну чего же тут особенного, что мы поминаем власть? --сказал митр. Сергий. - Раз мы ее признали, мы за нее и молимся. Молились же за царя Нерона и других?
-А за антихриста молиться можно? - спросили мы. (Заметим, что тут то и проявляется манихейская зараза раскольников, готовых везде видеть антихриста. Видимо здесь не обошлось без скрытого староверческого учения о духовном антихристе. Ведь для православного абсурдным является признание за последнего врага, какого-нибудь правителя не управляющего всей землей. Получается нечто вроде установления конца мира в отдельно взятой стране).
-Нет, нельзя.
-А вы ручаетесь, что это не антихристова власть? (Удивительна противоречивость мышления раскольников. То власть они признают и осуждают контрреволюцию, то сама власть - антихристова!)
-Ручаюсь. Антихрист должен быть три с половиной года, а тут уже десять лет прошло.
-А дух-то ведь антихристов, не исповедующий Христа во плоти пришедшего?
-Этот дух всегда был со времен Христа до наших дней. Какой же это антихрист, я его не узнаю!
-Простите, Владыко, Вы его “не узнаете” - так может сказать только старец. А так как есть возможность, что это антихрист, то мы и не молимся. Кроме того, с религиозной точки зрения наши правители - не власть. (Удивляет, что несмотря на исчерпывающее доказательство того, что соввласть - не антихристова, они допускают все же эту возможность, хотя и противоречащую Писанию. Тут возникает вопрос; “кто научил их той доктрине, которая была входу у староверов - учению о духовном антихристе, достаточно ясно здесь сформулированной"?”)
-Как так не власть?
-Властью называется иерархия, когда не только мне кто-то подчинен, а я и сам подчиняюсь выше меня стоящему и т.д., и все это восходит к Богу, как источнику всякой власти!
-Ну, это тонкая философия!
-Чистые сердцем это просто чувствуют; если же рассуждать, то нужно рассуждать тонко, т.к. вопрос новый, глубокий, сложный, подлежащий соборному обсуждению, а не такому упрощенному пониманию, какое даете Вы. (Интересно, что они понимали под “соборным обсуждением”. Уж не деяния своего “параллельного Синода”, который сам вовсе не собирался советоваться ни с кем. Ну а “чистыми сердцем они явно считали только себя).
-А молитва за ссыльных и в тюрьмах находящихся исключена потому, что из этого делали политическую демонстрацию.
-А когда, Владыко, будет отменена девятая заповедь блаженства, ведь ее тоже можно рассматривать как демонстрацию? (Раскольники перешли к прямому хамству, ибо они прекрасно знали, что в Древней Церкви не поминали как правящих тех епископов, которые были в тюрьме, а избирали им преемника).
-Она не будет отменена, это часть литургии!
-Так и молитва за ссыльных тоже часть литургии!
-Мое имя должно возноситься для того, чтобы отличить православных от “борисовщены”, которые митрополита Петра поминают, а меня не признают.
-А Вам известно, Владыко, что Ваше имя теперь в обновленческих церквах произноситься?
-Так ведь это только прием!
-Так ведь и “борисовщина” - это тоже прием! (Схизматики, готовые к расколу, готовили для себя возможность сманивать православных первоначально не декларируя свою конфессиональную принадлежность, но твердая позиция митрополита Сергия лишила их этой возможности).
-Ну а Синод-то чем вам не нравится?
-Мы его не признаем, не верим ему, а Вам пока еще верим. Ведь Вы Заместитель Местоблюстителя, а Синод лично при Вас вроде Вашего секретаря ведь? (Удивительна их наглость, позволяющая не признавать тех, кого собрал исполняющий обязанности Первоиерарха! Конечно, слова, что мы вам еще верим - только угроза раскола, а правды в них нет никакой. Желание унизить Синод основанно на боязни законного суда, возможного при каноническом соборе епископов при Первоиерархе, достаточном для суда над архиереем).
-Нет, он орган соуправляющий.
-Без Синода Вы сами ничего не можете сделать?
-Ну да , без совещания с ним.
-Мы Вас просим о нашем деле ничего не докладывать Синоду. Мы ему не верим и его не признаем. Мы пришли лично к Вам.
-Чем же вам не нравиться митрополит Серафим?
-Будто Вы, Владыко, не знаете?
-Это все клевета и сплетни. (Речь идет о том, священномученик Серафим был дважды изгнан с кафедры - - твери и Варшаве. Причиной этого был его строгий монархизм и неприятие модернизма. Раскольники утверждали, будто он был “плохим пастырем” и за это подвергся изгнанию).
-Мы пришли не спорить с Вас, а заявить от многих пославших нас, что мы не можем, наша религиозная совесть не позволяет нам признать тот курс, который вы проводите. Остановитесь, ради Христа, остановитесь! (Страшная вещь - эта “религиозная совесть”! Вот как характеризует это состояние архимандрит Рафаил (Карелин): “Гордость лишает человека способности мыслить объективно. У человека, уверенного в силе своего ума и в своей правоте, образуется особая психическая установка, похожая на плотный фильтр, который не допускает до его сознания все, что противоречит желаниям его сердца. Раскольник, еще не выслушав доводов своего собеседника, уже заранее отвергает их. Он игнорирует любые доказательства и продолжает, не обращая ни на что внимания, утверждать свое”. Иманно в этом состоянии мы видим и этих расколоучитилей).
-Эта позиция называется исповедничеством. У вас ореол... (Митрополит Сергий деликатно пытается намекнуть на гордыню, обуявшую его собеседников, но они приняли его за чистую монету).
-А кем должен быть христианин?
-Есть исповедники, мученики, а есть дипломаты, кормчии, но всякая жертва принимается! Вспомните Киприана Карфагенского.
-Вы спасаете Церковь?
-Да, я спасаю Церковь!
-Церковь не нуждается в спасении, а Вы сами чрез Нее спасаетесь.
-Ну да конечно, с религиозной точки зрения бессмысленно сказать: “Я спасаю церковь”, - но я говорю о внешнем положении Церкви. (Заметим, что та фраза, которую всегда инкриминируют митрополиту, была ответом на явную провокацию. Но должно заметить, что то понимание, которое высказал Первосвятитель не противоречит Новому Завету. Ср.1 Тим.4,16 - “слушающии” - это Поместная Церковь ).
-А митрополит Иосиф?
-Вы его знаете только с одной стороны; нет, он категорически не может быть возвращен.
На этом собеседование было окончено. Все точки были расставлены. Как совершенно справедливо заметил митр. Иоанн (Снычев), “в этой беседе проявились два совершенно протимвоположных взгляда на взаимоотношение Церкви и государства. Иосифляне считали возможным не только внешнее, правовое, но и вообще всякое сближение с советской властью, предполагая допустимость такой связи только с властью религиозной, корнями восходящей к Богу. Но такой взгляд представлял собой слишком узко-национальное понимание христианства и подменял идеи Вселенской Церкви идеей православно-русского государства, что ни в коей мере не согласовывалось с учением Христовым о Царствии Божием. Несомненно, такое воззрение сформировалось под воздействием ложно понятых писаний С. Нилуса и эсхатологических веяний иоаннитов, проповедавших близкий конец света и утверждавших, что с падением монархии наступит гибель Православия. Поэтому иосифляне так упорно отождествляли советскую власть с властью антихриста.
Митр. же Сергий, рассматривая церковную жизнь во всем объеме, полагал, что для Церкви полезнее сохранить свое внешнее положение среди богоборческого государства, иначе оно ее задушит”. Великолепный анализ позиции митр. Сергия дает в своем некрологе великий богослов нашего века В.Н. Лосский. По его мнению Предстоятель принял, в отличие от его оппонентов, волю Создателя и понял, что великая эпоха святого Константина подошла к концу. И его согласие с велением Господа показало путь нашей Церкви в наступившей , абсолютно новой исторической ситуации.
Но вернемся в декабрь 1927 года. Раскольники не сумев вовлечь в это движение Первоиерарха, окончательно решились на отпадение от Христа.13 /23 декабря епископ Гдовский Дмитрий и епископ Нарвский Сергий зачитали акт об отделении, которое они декларировали как временное “до суда совершенного собора местности”. Это действие была “обоснованно” ими ссылкой на 15 правило Двукратного Собора. Но за неимением наличия в словах Заместителя ереси “осужденной святыми соборами или отцами”, отсупники приписали ему отступничество и предательство Церкви. (Позднее карловчане изобрели неведомую ни кем прежде “ересь делами”). Конечно, все эти обвинения недоказуемы, и при этом каноны не дают основания отпадать от Церкви под этими предлогами. Поэтому вся сила 15 правила Двукратного Собора подает на расколоучителей, подвергая их законной анафеме. Дело подготовленное группой “ревнителей”, возглавляемой архиеп. Феодором (Поздеевским) и М. Новоселовым удалось! После этой демонстрации все недовольные митр. Сергием начали быстро отпадать от Господа. В январе откололся еп. Алексей (Буй), в феврале (!) - официальный глава раскола митр. Иосиф.
География раскола быстро расширялась: Ленинградская, Новгородская, Тверская, Вологодская, Витебская области на севере. Вятская и Уфинские епархии у Урала. Воронежская, Майкопская, Сумская, Полтавская и Харьковская епархии на юге. Конечно, основной удар раскольники постарались нанести по столицам. - “Мечевцы” и “даниловцы” в Москве (отпали 78 храмов); иосифлян возглавлял за отсутствием епископа прот. Валентин Свенцицкий, член кружка “ревнителей”. По милости Божией в ссылке он осознал свой грех против Церкви и примирившись с Богом почил, приняв венец мученика.
В Подмосковье - Серпухов (куда был рукоположен лжеепископ Максим (Жижиленко)), Клин, Звенигород, Волоколамск, Коломна и Загорск. Ряд храмов перешел к раскольникам и в Киеве, где их лидером был отличавшийся своими модернистскими наклонностями архим. Спиридон. Он с 1917 года перешел на русский язык при богослужении, не закрывал царских врат на Литургии и утверждал, что спастись можно и исповедуя иную религию. Заметим, что и здесь мы можем видеть, что противоположности сходятся! Кроме него в Киеве раскол поддержал (и был первым возглавителем) прот. Анатолий Журавский, еще до впадения в схизму имевший теснейшие связи с научной интеллегенцией и студенчеством. И здесь мы видим, что катакомбники начинались как чисто интеллегентское явление, позднее объединившееся с народно-манихейским движением. Не даром Н. Зернов назвал русскую интеллегенцию “орденом, глубоко враждебным и Церкви и Отечеству”. Также особой активностью отличалась община о. Леонида Рохлица. Кстати заметим, что с катакомбниками (“мечевцами”) теснейшим образом связана и деятельность крупнейшего современного обновленца прот. Александра Меня. Его мать и он были крещена катакомбным священником Серафимом (Батюковым). Вероятно, именно к агапам проводившимися мечевцами восходит этот обряд у о.Кочеткова, воспринятый им от о.Меня.
Необходимо развеять один миф, настойчиво развиваемый карловацкой пропагандой, согласно которому в раскол от митрополита Сергия ушло большинство епископата. Согласно полученным недавно архивным данным в расколе находилось лишь 11 % приходов. У нас нет каких либо данных, подтверждающих гипотезу схизматиков, что такое соотношение не сохранялась и в тайных общинах. Напротив, есть сведения, что митр. Сергий благословлял своих сторонников на тайное служение. Сохранились антиминсы, подписанные им для служения на каждом месте.
Итак, приведем возможно более полный список законных епископов, ушедших в раскол:
Митр. Иосиф (Петровых) быв. Ленинградский. - Официальный глава раскола.
Еп. Алексей (Буй) Козловский - главарь южных отщепенцев.
Еп. Варлаам (Лазаренко) Майкопский, викарий. - Руководитель кавказских раскольников.
Архиеп. Варлаам (Ряшенцев) Любимксий, викарий.
Еп. Варсонофий (Вихвелин) Никольский, викарий.
Еп. Василий (Докторов) Каргопольский.
Еп. Василий (Зеленцов) Прилуцкий, викарий. - Впрочем, он реально не входил в состав раскола, хотя ему активно сочувствовал.
Еп. Вениамин (Воскресенский) Рыбенский, викарий.
Еп. Вениамин (Троицкий) Стерлитамакский, викарий. - Мы не знаем, была ли его хиротония законной - т.е. утвержденный Первоиерархом.
Еп. Виктор (Островидов) Ижевский и Вотский, викарий Главарь Вятского разделения.
Еп. Гавриил (Красновский) Клинский, викарий.
Еп. Григорий (Лебедев) Шлиссельбургский, викарий.
Еп. Дамаскин (Цедрик) Стародубский.
Еп. Дмитрий (Любимов) Гдовский, викарий. - Фактический глава всех отступников.
Еп. Евгений (Кобранов) Ростовский, викарий. - Сперва был участников ярославской оппозиции, вместе с ней покаялся, но после тюрьмы в 1933 ушел в раскол.
Еп. Иерофей (Афоник) Никольский, викарий.
Еп. Илларион (Бельский) Котельнический, викарий.
Еп. Иоасаф (Попов) быв. Бахмуцкий и Донецкий, ко времени уклонения в раскол был на покое.
Схиеп. Макарий (Васильев) Любанский, викарий. Хиротония его не была законной, ибо не была подтверждена Первоиерархом.
Еп. Макарий (Кармазин) Екатеринославский.
Еп. Нектарий (Трезвинский) Яранский, викарий.
Еп. Николай (Голубев) Ветлужский, викарий.
Еп. Павел (Кратиров) быв. Старобельский, викарий.
Архиеп. Серафим (Самойлович) Углический, викарий, быв. Заместитель Местоблюстителя.
Еп. Сергий (Дружинин) Нарвский, викарий. - Один из главных деятелей раскола.
Еп. Синезий (Зарубин) Ижевский и Вотский, в расколе с 1930 года.
Еп. Стефан (Бех) быв. Вятский.
Итак, мы видим, что в иосифлянский раскол ушли всего 27 епископов, из которых три не имели кафедры, а 20 были викариями, то есть, находились на каноническом положении близком к хореепископским. Между тем как в патриаршей Церкви на 1927 год осталось около 150 архиереев. Причем большинство из них были правящими.
Часть епископов, впрочем, ушло не в иосифлянский, а в даниловский раскол, который вскоре объединился и с первым, и с андреевским.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии