Подготовка раскола.
Первые признаки Катакомбного раскола появились практически сразу после гибели России. Есть сведения, что ряд священников уже в начале 1920-тых годов прекратили общение со святым Патриархом Тихоном под предлогом несогласия с его позицией о невмешательстве Церкви в политической борьбе. Встречались упоминания о некоем о. Василии, который не поминал никого начиная с 1917 года из-за того что царя больше нет. Служил он в Подмосковье, однако подобные настроения были распространены в основном в районах крестьянских восстаний (Тамбовщина, Воронежская обл., Рязанская обл.). Именно там позднее и находился один из центров катакомбников. Сам этот район исстари был “котлом”, в котором кипело великое множество гностических и манихейских сект (хлысты, субботники и др.). Видимо, с этим связано развитие раскола именно в этом регионе.
В первые годы после революции хлыстовство приобрело формы псевдоправославных сект - николаевцев, феодоровцев, самарян, еноховцев и др. “По их представлениям, Бог есть Дух, способный проявляться в людях. У феодоровцев Он, как они считали, действовал через монаха Феодора (Рыбалкина), у чердашников - через Николая Хакилева, у николаевцев - Николая II, у иоаннитов - через св. Иоанна Кронштадского, у михайловцев - через Михаила Ершова и т.д.”. Эта ересь однако не спешила проявляться чрез отпадение от Церкви. - Последователи этого страшного заблуждения продолжали ходить в православные храмы и там сеяли свои гнусные плевелы. Так, например, федоровцы, не смотря на то, что фактически не были христианами, активно боролись с обновленчеством. Должно лишь благодарить мудрость Творца, что большинство из них не приняли политики патр. Сергия и видимым образом отпали от Тела Христа, прекратив отравлять Его своей духовной заразой.
Одной из первых сект, позднее вошедших в состав Катакомбной церкви, было движение “Правильный путь ко спасению” (в Алексеевском районе Белгородской обл.), возникшее в 1921 году. Интересно, что руководил ею некий Поддубный с Северного Кавказа (а это место издавна было рассадником хлыстовства, протестантизма и имябожничества). Ересиарх утверждал, что антихрист уже пришел и весь мир им загажен (манихейство), и поэтому из мира должно бежать и ожидать скорого конца (черта свойственная всем сектантам, начиная с монтанистам). “Я узнал, что Церковь раскололась на разные течения - говорил Поддубный - тогда я решил отойти от Церкви и остаться христианином истинно православной церкви, какая была до революции”.
Самой распространенной в 1920-тый годы сектой “истинно - православных” было движение федоровцев, обожествлявших монаха Феодора Рыбалкина. Возникло оно среди монахов Ново - Донского монастыря и в с. Новолиманской (там служил свящ. Вениамин - главарь ереси). Еретики считали, что антихрист пришел в мир в 1917 г. и царствовал до 1922 г., когда произошло Второе Пришествие и началось 1000 царство Христа на земле (ересь хилиазма). Руководители ереси не удержались от лжепророчеств. - Они предсказывали возвращение белых и скорое падение Советской власти. Их движение было разгромлено в 1928 году, а его остатки влились в состав иосифлянского раскола.
Любопытно, что в зарождающемся расколе чрезвычайно было распространено самозванство. - Среди чердашников и других “ревнителей” Юга России и предгорий Кавказа часто появлялись лже- императоры или их дети, якобы чудесно спасшиеся от большевиков. Участь их была печальна. - Все они были расстреляны. Удивительно лукавство нечистого духа, так обольщавшего этих несчастных, что они гибли и теряли и свою временную жизнь, не воспользовавшись плодами своей лжи, и вечное спасение. Еще более удивительно то упорство, с каким раскольники верили этим проходимцам. Как уже говорилось, склонность к самозванству - неотъемлемая свойство всех раскольников зараженных манихейской заразой.
Следующим признаком грядущего раскола было создание в Московском Даниловом монастыре группы архиереев, несогласных с церковной политикой св. Патриарха Тихона, Возглавлял “даниловцев” архиеп. Феодор (Поздеевский) быв. Волоколамский. Этот Владыка всегда отличался особой дерзостью и презрением к священным правилам. Это, видимо, связанно и с его происхождением из мест издревле зараженных манихейством, и с его поддержкой ереси софианства. “Столп и утверждение Истины” о. Павла Флоренского вышла по его прямому благословению. Он еще с 1900 годов был тесно связан с кружком соловьевцов.
Он не признавал многих постановлений Поместного Собора 1917-18 г., не подчинялся назначениям на кафедру, которые он получал от свят. Тихона (в июле 1918 не поехал на Пермскую, а в августе 1922 - не явился в захваченный обновленцами Петроград). Здесь, видимо, особенно проявился его глубоко - “аскетический” настрой, который приписывают ему его последователи! Как хорошо монаху, давшему обет послушания игнорировать решение законного Патриарха, при этом предавая в руки еретиков вторую столицу! Какой образец праведности и мужества! Их дерзость дошла до того, что они, формально не порывая с Церковью, организовали “параллельный Синод” (“ввиду недостаточной эффективности Патриаршего Синода”), дававший советы законному Патриарху. Этот поступок был грубым нарушением церковных канонов, запрещающих епископу делать что-либо вне своей епархии без ведома первого епископа (34 пр. св. апостолов), а тем более собирать собор (20 пр. Антиох. соб.). - Все это ведет к появлению самочинного сборища (1 пр. св. Василия Великого). Это беззаконие было еще более вопиюще потому, что большинство входивших в “Синод” епископов не имели кафедры или были викариями и потому не могли быть полноправными участниками и законного собора (5 пр. 1 Всел. Соб.,36 пр. св. Апостолов, 18 пр. Антиох. Соб.). Но кроме так сказать совещательной деятельности они занимались и прямыми беззакониями. Без ведома Патриарха они в Москве рукополагают тайных епископов, в том числе и еретиков - имябожников. (Это действие противоречит 19 пр. Антиох. Соб.; 4, 6 пр. 1 Всел. Соб. Согласно этим правилам все рукоположения сделанные таким образом и не утвержденные первоиерархом не имеют силы). Кроме того, на “соборике” 1923 г. они приняли “решение” о децентрализации церковной жизни (что противоречит 34 пр. св. апостолов) мотивируя это тем, что патриаршее управление в том виде, в каком оно существует, вредно (таким образом, эта группа самозванцев противопоставила свое мнение Поместному Собору). Они решили не подчиняться патриарху Тихону и дважды прекращали его поминовение за Литургией (см. пр. 15 Двукратного собора).
Эти беззакония не осталось без прискорбных для Церкви последствий. - С даниловцами был тесно связан архиепископ Уфимский Андрей (Ухтомский), который совершил в 1920 годы более 10 тайных епископских хиротоний. 25 августа 1925 г он уклонился в старообрядческий раскол (беглопоповство), был перемазан и был запрещен в служении священномучеником Петром митр. Крутицким, Патриаршим Местоблюстителем и его заместителем Сергием митр. Нижегородским. Последователи бывшего архиепископа создали андреевский раскол (самоназвание - “единая древлеправославная церковь”) и, отчасти, климентовский и новозыбковские (старообрядцы -быв. беспоповцы) расколы.
Надо заметить, что персоналии расколоучителей вовсе не случайны. Так архиепископ Андрей (Ухтомский) происходил из княжеского рода, восходящего к Рюрику. Как и многие из развращенного предреволюционного дворянства он отличался склонностью к либерализму, позднее разрушившему Россию и связанному с ним преклонению пред раскольниками - староверами. Еще до революции владыка призывал отказаться от традиционной линии борьбы с расколом, заложенной еще Большим Московским Собором 1666-1667 г. и свят. Дмитрием Ростовским, а вместо этого предложил христианам каяться пред еретиками. 31 мая 1917 г. он посетил Рогожское кладбище и предложил белокриницким лжеепископам торжественно воссоединиться с Церковью на Красной площади. При этом он почел яко не бывшим тот факт, что их рукоположение и апостольское преемство не признаны никем во Вселенской Церкви, а они ничем не отличаются от самосвятов. При таком свободном отношении к церковному учению и священным канонам нет ничего удивительного в том, что он легко покинул ограду Церкви. Любопытно, что именно он был выдвинут обер-прокурором Временного правительства, известным масоном князем В. Львовым на Московскую кафедру вместо незаконно смещенного с нее митр. Макария (Невского). Очевидно, “братья” заметили его особую “ревность к чистоте Православия”, которая позднее увела его из Церкви.
Другие руководители схизмы появились также вовсе не случайно. Многие из них и прежде были ориентированны на раскол. Прот. Феодор Андреев был филокатоликом и активно распространял в Петербурге взгляды Владимира Соловьева.
К этому же кружку соловьевцев принадлежал и другой видный деятель раскола, и, видимо, один из его организаторов, М. Новоселов. Он сперва принадлежал к секте толстовцев, участвовал в революционной пропаганде, затем отошел от нее, сохранив, однако, уважение к самому Л. Толстому и примкнул к кружку В. Соловьева. После своего обращения он прославился изданием “религиозно - философской библиотеки”. Однако общение его с Л. Толстым давало о себе знать всю жизнь и оно, видимо, повлияло на то, что он “остался чужд столь часто встречающемуся среди православных “практическому папизму” - преклонению пред иерархией, отождествлению ее со всей Церковью”. Что привело его впоследствии к полному разрыву с законной Церковью, ибо его борьба с т. н. обернулась вульгарным презрением к священным канонам. Во время революции 1905 года Новоселов выступал за “немедленные преобразования в Церкви”, одновременно противясь восстановлению патриаршества лишь Синодальным решением. Его идеалом была своеобразная “церковная демократия”, когда действия иерархии должны контролироваться и руководиться решениями мирян (так он понимал соборность). Для исполнения своих идей он создал “кружок ищущих христианского просвещения в духе Православной Христовой Церкви”. В эту группу входили священники Павел Флоренский и Иосиф Фудель, Ф. Д. Самарин, В.А. Кожевников, С.Н. Булгаков, П.Б. Мансуровы, Н.Д. Кузнецов, Ф.К. Андреев. Покровительствовал им епископ Феодор (Поздеевский). Интересно, что большая часть этого кружка составила костяк будущего раскола, а также и то, что все они были связаны с оккультными изысканиями В. Соловьева. Причем два из них были прямо осуждены за софианство. Еще более важно то, что почти все члены этого кружка приняли ересь имябожия, органически вытекающую как из оккультного мировоззрения В. Соловьева, так и из староверческого миросозерцания (у раскольников был широко распространен апокриф “о 72 именах Божиих”). Видимо уже тогда стали созревать планы глубокого переустройства всей жизни Церкви этим “кружком ревнителей”. Любопытно свидетельство Н. Бердяева о М. Новоселове: “У него не было и следа того клерикализма и поклонения авторитету иерархии, которые характерны для правых течений русской эмиграции. Он признавал лишь авторитет старцев, т. е. людей духовных даров и духовного опыта, не связанных с иерархическим чином. Епископов он ни на грош не ставил и рассматривал их как чиновников синодального ведомства, склонившихся перед государством”. После революции М. Новоселов прославился как замечательный апологет и борец за чистоту Православия (которую он, правда, понимал в своей смысле). Он был одним из создателей “братства ревнителей Православия”, много помогшим в деле борьбы с обновленчеством. Однако это братство составило затем костяк раскола. Как все это напоминает нам реалии 1640-1650 годов! - Те же кружки ревнителей, ратующих вроде как за правильные вещи и, одновременно, готовящих коренную ломку Церкви. То же презрение к иерархии, и, наконец, первоиерарх близкий к кружку и вдруг с ним порывающий и этим спасающий Православие. Та же ненависть, обращенная к нему в расколе, учиненном ревнителями в союзе с хлыстами - манихеями! В 1923 году М. Новоселов был пострижен в монахи и незаконно рукоположен в епископа Сергиево - Посадского с именем Марк. Хиротонию совершали архиеп. Феодор (Поздеевский), еп. Серафим (Звездинский) и еп. Арсений (Жадановский).
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии