Знаменитому французскому аббатству Мон-Сен-Мишель исполнилось 1000 лет
ПАРИЖ. Ровно тысячелетие назад был заложен первый камень в основание церкви аббатства Мон-Сен-Мишель во французской Нормандии. Памятник, который поэт Виктор Гюго назвал «Хеопсом Запада», с тех пор стал одним из главных символов французской католической идентичности и одним из самых важных мест паломничества в мире, который ежегодно посещают более 3 миллионов человек.
Эта важная годовщина повлечет за собой ряд празднований, которые продлятся до осени 2023 года, сообщило информационное агентство CNA.
Расположенный на относительно негостеприимной местности, возвышающийся на скалистом островке диаметром менее километра, окруженный обширной песчаной равниной, подверженной капризам приливов и отливов, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО выдержал испытание временем, предлагая себя в качестве зрелища для десятков поколений, приходящих в аббатство, чтобы увидеть это «восьмое чудо света».
История этого места молитвы и паломничества была на редкость бурной, но интересной.
Хотя строительство нынешней аббатской церкви восходит к 1023 году, первая церковь, посвященная св. Архангелу Михаилу, как говорят, была построена еще в 708 году на горе, известной тогда как Мон-Томб.
Согласно «Откровению», старейшему тексту, сообщающему о контексте строительства аббатства (написанному примерно в начале XI века), святого Обера, тогдашнего епископа Авранша, трижды посещал во сне Архангел, который повелел ему воздвигнуть святилище в его честь на вершине этого места, «чтобы тот, чье почтенное поминовение было отпраздновано на горе Гарган [первое большое святилище, посвященное предводителю целестской армии, в регионе Апулия в Италии], мог быть почитаем с не меньшим рвением посреди моря».
Обер предпринял строительство первой церкви вместимостью около ста человек, освященной в октябре 709 года и получившей название Мон-Сен-Мишель-о-периль-де-ла-Мер. Епископ установил там капитул из 12 каноников, отвечающих за совершение богослужения и прием местных паломников.
Каноники были заменены в 10 веке монахами-бенедиктинцами по приказу Ричарда I, герцога Нормандии, которому не нравился роскошный образ жизни каноников.
В 1023 году Бенедиктинский орден начал строительство церкви аббатства, которую мы знаем сегодня. Она была построена на основании из трех высеченных в скале склепов и бывшей часовни. Этот амбициозный проект ознаменовал собой решающий шаг в международном почитании этого места, где, как уверяли современники, чудеса изобиловали по мере увеличения потока паломников со всего христианского мира.
«Это здание похоже на Ноев ковчег, лежащий над склепами», — сказал Франсуа Сен-Джеймс, гид и лектор на Мон-Сен-Мишель, в интервью газете Le Devoir, подчеркнув архитектурное мастерство, характерное для этого средневекового проекта. — «Это было время, когда Франция была покрыта белым плащом церквей, как однажды написал монах из Клюни. Вы должны представить гигантский масштаб работы. Гранитные блоки были вырезаны на островах Чаузи, в 34 километрах отсюда. Был использован канский камень, мягкий, легкий камень, который легко обрабатывать. Когда в разгар Столетней войны романский хор рухнул, его перестроили в ярком готическом стиле».
В то время как архитектурная эволюция аббатства продолжалась непрерывно до 19-го века, одной из его вершин было строительство «La Merveille» («Чудо») в 13-м веке, жемчужины норманнского готического искусства. Он состоит из двух зданий на трех уровнях, поддерживаемых высокими контрфорсами, с галереей и трапезной на высоте 80 метров над уровнем моря, под которыми были построены богадельня, кладовая и комнаты для гостей.
Слава святыни пошла на убыль в 17 веке, когда часть аббатства была превращена королевской властью в тюрьму. Захваченный центральным правительством во время революции, он стал местом содержания под стражей священников, считавшихся враждебными якобинскому террору.
В 19 веке это место, внесенное в список исторических памятников в 1874 году, постепенно возвращалось к монашеской жизни и его первоначальному предназначению в качестве святилища. Характерный силуэт аббатства был еще больше усилен неоготическим шпилем 1897 года, увенчанным позолоченной статуей Архангела.
В ознаменование его 1000-летия аббатству, которое многие называют «Чудом Запада», отдают особую дань уважения выставкой «La Demeure de l'Archange» («Обитель Архангела»), прослеживающей его славную и бурную историю через три десятка шедевров, которая будет работать до 5 ноября. Многие из этих предметов, в том числе скульптуры, масштабные модели, статуи и изделия из серебра, будут выставлены посетителям аббатства впервые.
Еще одним ярким событием среди множества праздничных мероприятий, которые пройдут летом и частично осенью, станет «Солнцестояние тысячелетия» — невиданное ранее световое шоу, проецируемое на Мон-Сен-Мишель из разных точек залива вечером 23 июня.
Красота этого священного места, по которому на протяжении веков ходили миллионы паломников, прославлялась и увековечивалась в трудах многих великих писателей за последние несколько столетий, от Гюстава Флобера до Теофиля Готье и Виктора Гюго. В частности, он вдохновил плодовитого писателя Поля Феваля на роман «Les Merveilles du Mont Saint-Michel» (1879 г.).
Феваль уже отдал дань уважения памятнику несколькими годами ранее, в «La Fée des grèves», строками, часто цитируемыми поклонниками знаменитого аббатства: «Сумерки рассеялись. Мон-Сен-Мишель первым вышел из тени, предложив золотые крылья своего Архангела отражениям восходящей зари; затем по очереди загорелись стороны Нормандии и Бретани. И снова от отступающего моря поднялся легкий пар, и все скрылось за пеленой, кроме статуи святого Михаила, господствовавшей над этим широким океаном тумана».
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии