ЗНАЧЕНИЕ ИМЕНИ ФЛОР. Дарья Рощеня

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Святые покровители лошадей
 
Значение имени Флор
Флор совершенно забытое сегодня имя. Однако еще до начала XX века оно было достаточно распространенным. В 1925 году специалисты зафиксировали максимальный всплеск интереса к этому имени. Следующие почти восемьдесят лет родители обходили вниманием имя Флор. Не исключено, что это было связанное с антирелигиозной пропагандой и гонениями на церковь. Обладателя имени Флор (а надо отметить, что святые Флор и Лавр, день памяти которых церковь вспоминает 31 августа, были одними из самых почитаемых в крестьянской среде) могло навлечь неприятности или как минимум осуждаться в условиях советской России.

Как отмечают исследователи, уже в 2000 году новорожденных снова начинают называть Флорами.
Флор происходит от латинского слова «florus», что значит «цветущий». В народе это имя было очень распространено, но в другом варианте — Фрол. От него, например, происходит популярная фамилия Фролов. Возможно, имя переиначили из-за сложного и непривычного уху сочетания согласных.

Но не только в России, в Европе это имя тоже популярно по сей день. Чаще оно употребляется в полной форме: Флориан, Флорин, Флоринду. Святые Флор и Лавр почитаются и православными и католиками. С той только разницей, что Русская Православная церковь чтит память святых мучеников 31 августа (18 августа по ст.стилю), а католики 18 августа.

МУЧЕНИКИ ФЛОР И ЛАВР

florНеизвестно, в каком именно году родились братья-близнецы Флор и Лавр. Как неизвестно и кто были их родители, чем они занимались. Вероятнее всего, они были выходцами из Константинополя. Юноши воспитывались в христианской вере и отличались благочестием. Однажды Флор и Лавр, покинув родные земли, отправились в город Ульпиана, столицу римской провинции Дардания (территория современной Сербии). Во II веке, когда и произошли описываемые события, эта область входила в крупный регион Иллирия, правителем которой был некий Ликион. Город Ульпиана, в котором оказались братья, был не только важным перевалочным пунктом на Дунае, но известен также своими серебренными рудниками. Здесь-то братья и познакомились с двумя христианами — Максимом и Проклом. Те были каменотесами и не только научили Флора и Лавра мастерству работы с камнем, но еще и укрепили в них веру в истинного Бога.

Успехи юношей в овладении искусством не остались незамеченным. Правитель соседней области пригласил их потрудиться над возведением языческого храма. Флор и Лавр взялись за работу, но все, что получали, раздавали бедным, а еще проповедовали и многих обратили в свою веру.

Как-то в их мастерской появился Анастас, сын языческого жреца Мемертина. Мальчик с интересом наблюдал за работой мастеров, но стоял к ним так близко, что случайно был ранен отлетевшим осколком камня. Жрец прибежал на крик. Увидев, что сын фактически лишился глаза, готов был на месте убить Флора и Лавра. Его остановили, объяснив, что юноши не виноваты в случившимся. Более того, Флор и Лавр пообещали, что смогут исцелить мальчика.

Взяв его в свой дом, они рассказывали Анастасу о Христе, и говорили ему, что если он уверует, то Господь вернет ему здоровье и зрение. Сами же Флор и Лавр провели ночь в непрестанной молитве. Они просили Бога, чтобы Тот помог прозреть не только глазам, но и душе мальчика.

Утром всем было явлено чудо. Мальчик видел. Вместе с отцом, потрясенным произошедшим, они уверовали в Христа.

Флор и Лавр продолжили работать над строительством храма и очень скоро завершили его. Но прежде, чем сдать работу, установили в храме крест, который освятили. Более трехсот христиан, включая исцеленного мальчика и его отца Мемертина, пришло ночью в храм, чтобы вместе помолиться. А после молитвы вместе же обвязав собственными поясами идолов, они свергли и разрушили их.

Безусловно, это событие не осталось незамеченным. Рассерженный правитель приказал схватить братьев и всех, кто участвовал с ними в молитве. Триста христиан вместе с Мемертином и его сыном были заживо сожжены. А Флор и Лавр отправлены на суд к Ликиону.

Римский наместник хотел лишь узнать подробности произошедшего. И, может быть, надеялся, что вера талантливых братьев-каменотесов — недоразумение. Но ошибся, юноши были тверды в своей вере. Негодующий Ликион велел бросить Флора и Лавра в пустую шахту и заживо засыпать землей. Много лет спустя мощи святых братьев были обретены нетленными. Торжественно они были перенесены в Константинополь, где их видели, судя по летописям, многие русские паломники и в XIII, и даже в XIV веке.

ПОКРОВИТЕЛИ КОНЕЙ

На иконах Флор и Лавр часто изображались в окружении коней. Почему и когда именно святых мучеников стали почитать как покровителей лошадей, сказать сложно. На этот счет существовало как минимум три предания. По одному из них, Флор и Лавр были не каменотесами, а копали колодцы. И были заживо погребены во время работ, когда стены колодца обвалились. Много лет спустя у этого места начал бить родник. Однажды на водопой к нему пришел больной конь, который на глазах стал здороветь. Люди специально начали пригонять своих коней к роднику, когда поняли, что кони после такого водопоя и выглядят лучше и работают отменно. Решили раскопать колодец. Тут были обнаружены дивные и невредимые мощи Флора и Лавра. Якобы с тех пор мучеников стали почитать как покровителей лошадей.

По другой версии, один крестьянин как-то вышел в поле с конем, а тот во время работы упал. Хозяин жестоко хлестал скотину, требуя встать и работать. Но лошадь не поднималась. Неожиданно перед крестьянином предстали два странника, братья-близнецы, которые пожалели животное. Они упрекнули мужика за то, что сам он имеет праздничные дни, а коня заставляет работать круглый год. Сказали, мол, что каждая животина у Бога на счету и за жестокость каждому из людей предстоит держать ответ. Сами же они назвались святыми Флором и Лавром, сказали, что приставлены к лошадям как заступники. Также велели крестьянину на следующий день собрать всех в селе и вести своих коней к храму, помолиться Богу, чтобы кони их «были здоровы и к работе охотливы». Якобы с тех давних пор принято 31 августа, в день памяти святых Флора и Лавра, совершать водосвятные молебны, на которых святой водой кропили коней. В этот день лошадей не только не запрягали, но кормили лучшим овсом «в полную сыть», купали, заплетали в гривы ленты, а хвосты в косы. В некоторых районах существовали поляны, на которых специально в честь святых мучеников Флора и Лавра возводились небольшие часовни. Сюда-то народ и пригонял своих лошадей на молебен. Такие дни назывались «Фролами». Но не только кони праздновали этот день. Принято было на «фролы» убираться в доме, кроме того, к этому дню варили пиво, которое, впрочем, пили только женщины.

Наконец, согласно третьей легенде, архангел Михаил обучил братьев Флора и Лавра управлять лошадьми. И когда однажды в Новгородской области начался мор среди животных, по молитве верующих были открыты мощи святых мучеников. Мор прекратился.

В XIV веке эта история была облечена в зрительный образ, но с изменениями: обученные архангелом Михаилом, Флор и Лавр помогли найти лошадей пастуху который обратился с молитвой к святым.

Как бы то ни было, на Руси святые мученики почитались как покровители лошадей. Иконы с их изображением было принято устанавливать в конюшнях над яслями.

Тропарь мучеников Флора и Лавра

глас 4

Преудобренную и богомудрую двоицу пресветлую/ восхвалим, вернии, по достоянию,/ Флора преблаженнаго и Лавра всечестнаго./ Иже усердно Троицу несозданную ясно проповедасте всем,/ темже пострадавше до крове,/ и венцы пресветлыми увязостеся,// молитеся Христу Богу, да спасет души наша.

Кондак мучеников Флора и Лавра

глас 8

Яко благочестия мученики и страдальцы Христовы богомудрены,/ вселенная преславно почитает Флора и Лавра днесь,/ яко да улучим благодать и милость молитвами их// и избавимся бед и напастей, гнева же и скорби в День Судный.

http://foma.ru/znachenie-imeni-flor.html