ЖИЗНЬ ПОД БОЖЬИМ ПРИГЛЯДОМ, ИЛИ «САМ СЕБЕ РЕЖИССЕР». Семейная жизнь ветхозаветных патриархов. Беседа 19-я
Мы с вами изучили жизнь патриарха Авраама и теперь приступаем к изучению жизни Исаака, но уже не в контексте сыновства Аврааму, а самостоятельный период его жизни. И мы читаем с вами Книгу Бытия, 25‑ю главу с 11‑го стиха. По смерти Авраама Бог благословил Исаака, сына его. Исаак жил при Беэр-лахай-рои (Быт. 25, 11).
Давайте вспомним, что Беэр-лахай-рои – это источник, при котором Агарь собеседовала с Божьим ангелом, и этот источник означает следующее: Ты Бог видящий меня (Быт. 16, 13). То есть это то место, где Господь видит беду человека, видит его проблемы и готов ему помочь. И это очень знаменательно, что мы обнаруживаем после смерти Авраама его сына при этом источнике, под Божьим приглядом.
Действительно, когда умирает такой духовно значимый человек, как патриарх Авраам, его сын, который становится патриархом, нуждается в особой Божьей помощи, в особой поддержке. Сын, который привык во всем опираться на опыт своего отца, теперь будет действовать самостоятельно. И в то же время жизнь отца продолжается в жизни сына. Как в хорошем, так и в плохом смысле. Например, в Библии сказано, что грехи родителей и их благословения в некотором смысле наследуются детьми: за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Исх. 20, 5–6).
В каком смысле подобное может происходить, описал Флавий Патерий († 606), епископ Брешии (Италия), ученик и компилятор трудов Григория Великого:
«Что же означает сказанное через Моисея Господу: Наказывающий вину отцов в детях и внуках? Обоими этими высказываниями, хотя их смысл разный, дух слушателя наставляется к тому, чтобы понемногу отыскивать путь рассуждения. Поскольку от родителей нами наследуется первородный грех, то если не освобождаемся благодатью Крещения, то несем и грехи родителей, ибо очевидно, что до тех пор мы с ними – одно. Стало быть, Бог будет взыскивать вину отцов с сыновей, ибо по вине родителей из-за первородного греха порче подвергается душа потомков. И, с другой стороны, Бог не взыскивает вину отцов с сыновей, ибо, когда мы чрез Крещение освобождаемся от первородного греха, мы уже отвечаем не за грехи родителей, а за те, которые сами совершаем. Но можно понять это и иначе, ибо тот, кто подражает греху порочного родителя, становится виновником и в его грехе. А кто не подражает греху родителя, никоим образом его грехом не отягощается. Оттого получается, что порочный сын порочного родителя отвечает не только за свои грехи, которые совершил, но также и за отцовские, поскольку он не боится присовокуплять собственное зло к отцовским порокам, которыми, как он знает, Бог разгневан. И справедливо, когда тот, кто пред строгим Судией не боится следовать пути порочного родителя, вынужден уже в этой жизни искупать вину порочного родителя. Почему и сказано: Душа отца …моя, и душа согрешающая, та умрет (Иез. 18, 4), ибо нередко сыновья по плоти гибнут также и от отцовского греха. А если первородный грех, который от порочности отцов, уничтожен, их душа не связана. И то, что по большей части маленькие дети похищаются демонами, что еще означает, как не то, что плоть сына терпит наказание за вину отца? Ведь порочный отец наказывается в самом себе, но презирает и как будто бы не чувствует силу наказания. Поэтому он наказывается в детях, чтобы жгла его острая скорбь, и страдание отца отзывается в плоти сыновей, пока наказанием сыновей не будет наказана порочная душа отца. А почему не только маленьких, но и подросших детей поражает наказание за вину родителей, – как иначе можно понять, если не так, что они искупают вину тех, чьему пути последовали. Почему и верно говорится: до третьего и четвертого рода. Потому что до третьего и четвертого рода сыновья могут видеть образ жизни родителей, которому они подражают, и мщение распространяется на тех, кто видит, что следует злу»[1].
То есть если чадо подражает добродетелям родительским, получит благословение родителево; последует их порочному образу жизни, будет и наказано с ними.
Вот родословие Измаила, – говорится далее (Быт. 25, 12). Итак, позиция с Исааком обозначена, он находится в месте, где Бог слышит и видит человека, пребывающего в данном случае в трауре. А теперь говорится про Измаила.
Перечисляются имена его (Измаила) потомков, таким образом Тора (Пятикнижие) подчеркивает значимость этого человека и свидетельствует о глубине его покаяния.
Вот родословие Измаила, сына Авраамова, которого родила Аврааму Агарь Египтянка, служанка Саррина; и вот имена сынов Измаиловых, имена их по родословию их: первенец Измаилов Наваиоф, за ним Кедар, Адбеел, Мивсам, Мишма, Дума, Масса, Хадад, Фема, Иетур, Нафиш и Кедма (Быт. 25, 12–15). Вот эти имена представляют интерес. С какой стороны? Здесь мы впервые встречаем чисто арабские[2] имена! Не еврейские имена…
Как мы с вами поняли, каждое еврейское имя что-то означает – например, Исаак означает «радость». Причем не просто «радость»: слово ицхак – это радость в будущем времени. То есть если дословно перевести имя Исаак, то получится так: «возрадуется». Это очень примечательно, что у отца всех верующих, Авраама, рождается сын, который получает такое таинственное имя – «Возрадуется». Ведь Исаак – прямой предок Господа Иисуса Христа, Рождество Которого и обернулось Радостной (Евангелие), или Благой, Вестью для всего человечества.
Все имена Библии глубоко символичны. Указывая на будущее, буквы имени Исаака рассказывают о его настоящем. יִצְחָק (Ицhак): Первая буква י – «йот» означает «десять». Мы знаем, что Исаак не так легко стал сыном Авраама: Аврааму пришлось испытать 10 переживаний. И десятое – когда Бог потребовал принести в жертву уже и самого Исаака. То есть такие праведные дети – они не даются просто! Следующая буква в имении Ицhак – צ «цади» – 90. 90 лет было Сарре, когда у нее родился Исаак. И следующая буква ח – «хэт» – 8. В восьмой день Исаак был обрезан. Исаак считается первым человеком, который был обрезан на восьмой день после рождения, в восьмидневном возрасте. Потому что, когда Бог повелел Аврааму совершать обрезание, самому Аврааму было 99 лет, Измаилу было 13, а Исаак – это первый человек, который был обрезан по Закону Божьему, как и сказано: Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме (Быт. 17, 12). И последняя буква ק – «кав» в имени «Исаак»; числовой смысл этой буквы, ее числовое значение – 100. Сто лет было Аврааму, когда родился Исаак.
Трудно предположить, что это совпадение…
Итак, Книга Бытия сообщает нам, что по смерти Авраама Бог благословил Исаака, и Исаак жил при источнике, при колодце Беэр-лахай-рои. Потом перечисляются имена сыновей Измаила, и мы обратили внимание на то, что здесь впервые в Библии встречаются арабские имена.
Таким образом, бытописатель Моисей подчеркивает, что Измаил, сын Авраама, – предок всех арабов. Арабы это знают и очень любят заострять на этом внимание, и, согласно их преданиям, как я вам уже говорил однажды, Авраам принес в жертву не Исаака, а Измаила, то есть они поменяли местами библейских персонажей, потому что каждому хочется быть поближе к такому праведному человеку, как Авраам.
И вот мы читаем далее:
Сии суть сыны Измаиловы, и сии имена их, в селениях их, в кочевьях их. Это двенадцать князей племен их (Быт. 25, 16).
Как и было предсказано праматери арабского народа, служанке Агарь, что великий народ произойдет от нее (Быт. 21, 18). Вот здесь говорится о 12 князьях, которые создают свои племена (родовые линии). И далее мы читаем:
Лет же жизни Измаиловой было сто тридцать семь лет; и скончался он, и умер, и приложился к народу своему (Быт. 25, 17).
Сопоставляя с годами жизни Измаила годы жизни Иакова, мы узнаем, что Иаков провел 14 лет, уйдя из дома своего отца Исаака, предположительно, в доме Евера, в его пророческой школе, прежде чем пришел в дом Лавана. Ведь Измаил умрет, когда Иаков покинет отца, как и сказано: И пошел Исав к Измаилу (Быт. 28, 9). Об Евере мы поговорим и чуть ниже…
Каждая фраза, цифра, слово чему-то научает и наставляет нас
Ибо хотя хронология событий не всегда соблюдается в тексте, он точен в сути излагаемого. Важно осознавать, что каждая фраза, цифра, слово чему-то научает и наставляет нас. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Мф. 5, 18).
Жизнь Измаила была сложной. Это был сын от Агари, он уклонялся от путей истины, но когда совершалось погребение Авраама, мы видим, что он признал первенство Исаака над собой, то есть пережил покаяние. И вот это выражение – и приложился к народу своему… А какой это народ? Его отец – Авраам, сам родоначальник еврейской нации. Но если бы было сказано: «приложился к отцу своему», как Господь наш Иисус Христос учит: Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф. 8, 11), – так было бы понятней.
Но речь идет о том, что под народом, к которому приложился Измаил, надо понимать ту общину Авраама, которая началась с Хеврона, ибо в Хевроне Авраам проповедовал мужчинам единобожие, Сарра проповедовала единобожие женщинам, и, конечно, это были мужчины и женщины разного возраста, и они умирали. Измаил, который приложился, как здесь сказано, к народу своему, – это Измаил, который покаялся, восстановил свой статус праведного человека в общине. И когда он умер, он перешел в другую часть общины верующих людей, где уже были и те, которые предшествовали и самому Аврааму: Адам, Сиф, Енох, Ной, Сим и Евер.
Есть Церковь Земная, Воинствующая, и Церковь Небесная, Торжествующая
Мы, православные, учим, что Церковь – едина. Но в то же время мы видим, что есть как бы две Церкви: это Церковь Земная, Странствующая и Воинствующая, и Церковь Небесная, Торжествующая. И вот Ветхозаветная Церковь – она так и называется: «Ветхозаветная Церковь». Потом на смену ей приходит Новозаветная Церковь, и этот порядок сохраняется на земле, где странствия и борьба с грехом, а там, на Небесах, – торжество и радость отдохновения.
И свидетельство того, что Измаил приложился к народу своему, – это свидетельство о том, что его религиозный статус был подтвержден и на Небесах в день его смерти. Ведь согласитесь: это очень тяжело – в день смерти вдруг пережить разочарование! Человек молится, кается, надеется, плачет, радуется – и вдруг в момент смерти он узнает, что он не будет принят в сообщество спасенных. Про Измаила сказано: и скончался он, и умер, и приложился к народу своему, и Господь Иисус Христос говорит, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф. 8, 11).
И далее: Они жили от Хавилы до Сура, что пред Египтом, как идешь к Ассирии. Они поселились пред лицем всех братьев своих (Быт. 25, 17–18).
Вот опять подтверждается религиозный статус Измаила и его потомков: они поселились пред лицем всех братьев своих. А какие братья были у Измаила? У него, собственно, был один брат, Исаак, и изгнанные на Восток дети Хеттуры. Но были и другие верующие. И то, что они (потомки Измаила) поселились пред лицем всех братьев своих, надо понимать так: «братьев по вере в Единого Бога». Авраам не создал нацию. Вот это надо понять! Он создал, прежде всего, религиозную общину. И в этой общине все считали друг друга братьями и сестрами! Нация возникает при великом Исходе из Египта!
И далее мы читаем:
Вот родословие Исаака, сына Авраамова. Авраам родил Исаака. Исаак был сорока лет, когда он взял себе в жену Ревекку, дочь Вафуила Арамеянина из Месопотамии, сестру Лавана Арамеянина (Быт. 25, 19–20).
Значит, в 40 лет Исаак женился на Ревекке. Имя «Ревекка» означает «петля» или «сеть», «ловушка». И 20 лет он молился, чтобы у него родился наследник. То есть у него рождается наследник, когда ему уже 60 лет. И я вам как-то пояснял, ссылаясь на Блаженного Феофилакта, который пишет, что святые люди рождались от пожилых родителей, для того чтобы в самом рождении, в зачатии, не было бы страстности, свойственной молодости. И дети, которые рождаются от пожилых, – они бесстрастные.
С другой стороны, такие дети являются плодом очень длительных молитв, они – вымоленные дети. Вот Авраам сколько молился! Он долго молился. И его сын Исаак 20 лет молится, чтобы у него родился сын.
Подобно истолковал и Беда Достопочтенный: «Исаак, сын обетования (ср. Быт. 18, 10), который, как прообраз Искупителя нашего, стал послушным отцу даже до смерти (Флп. 2, 8; ср. Быт. 22, 9), родился от престарелых родителей и от матери, бывшей неплодной (ср. Быт. 18, 11). У Иакова, патриарха Иосифа (ср. Быт. 30, 22–24), у храбрейшего из вождей Самсона (ср. Суд. 13, 2; 24), у выдающегося пророка Самуила (ср. 1 Цар. 1, 2; 20) – матери были долгое время неплодны телом, но всегда обильны плодами добродетели. Достоинство их познавалось через чудесное рождение детей, подтверждавшее их будущее величие – на исходе своей жизни они превосходили то, что обыкновенно свойственно людям»[3].
Есть древнее предание, которое рассказывает, что Исаак, женившись на Ревекке, не решался сразу вступать с ней в супружеские отношения. Он считал, что надо молиться усердно, подготовлять себя молитвенно, ответственно подходя к этому моменту, чтобы не просто там легли и кого-то зачали. А чтобы знак какой-то был свыше… И только через 20 лет совместной жизни, когда он понял, что вот теперь можно, что уже пора, происходит это зачатие!
Нам должны быть дороги все истолкования. Они разные, я говорил вам, что Священное Писание – это как драгоценный камень, каждый стих Библии – как драгоценный камень: вы слегка повернете его, и вся окраска меняется. Еще повернете – еще поменяется окраска. И когда кажется, что истолкования как бы противоречат друг другу, – ничего подобного! Даже если они внешне противоречат друг другу, они друг друга дополняют. В этом – богатство традиции экзегезы, истолкования Божьего слова.
И вот, смотрите, мы читаем с вами:
Исаак был сорока лет, когда он взял себе в жену Ревекку, дочь Вафуила Арамеянина из Месопотамии, сестру Лавана Арамеянина. И молился Исаак Господу о [Ревекке] жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его (Быт. 25, 20–21).
Эти слова: И молился Исаак Господу о [Ревекке] жене своей… – можно перевести и следующим образом: «И молился Исаак Господу напротив своей жены», – то есть они молились вместе, напротив друг друга, Исаак молился с ней вместе.
Слова: и Господь услышал его – означают, что Бог услышал его ради заслуг Авраама. О Ревекке не сказано: «и Господь услышал ее», ей не очень повезло с родителями, они были идолопоклонники.
И вот здесь мы сталкиваемся с очень сложной сюжетной линией. Казалось бы, такая радость: Господь услышал, она зачала! Зачала сразу двоих – два мальчика должны родиться от нее. Но: Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа (Быт. 25, 22).
Вот здесь все очень непонятно. Прежде всего, непонятно, зачем она, жена Божьего пророка Исаака, идет куда-то (?) вопрошать Господа. Ну, представьте себе: жена – она сама имеет, кстати, статус пророчицы, ведь это праматерь Господа нашего Иисуса Христа – куда-то идет вопрошать Господа?! И потом, как понять, что в утробе ее стали биться сыновья: драться, скакать? Ну, можно перевести и «толкаться».
И как это она, вообще-то, ощущала?
Когда она это ощущала?
Блаженный Иероним пишет: «Вместо ‟двигались” Семьдесят толковников поставили ἐσκίρτων, то есть ‟играли, брыкались”. Акила перевёл это как ‟сыновья разбивали друг друга в её чреве”, а Симмах – как διέπλεον, то есть ‟носились наподобие корабля по поверхности воды”»[4].
Блаженный Августин предлагает аллегорическое истолкование:
«Сыновья бились в утробе своей матери, и сказано Ревекке, когда там шла борьба: два племени во чреве твоем. Два человека, два народа: народ хороший и народ плохой, но тем не менее они борются в одном лоне. Сколько плохих в Церкви, и одно чрево носит их, покуда в конце не расстанутся (ср. Мф. 25, 31–46). И хорошие против плохих кричат, и плохие против хороших в ответ, и в одном чреве друг с другом борются»[5].
Есть такая легенда, что когда беременная Ревекка проходила рядом с капищами языческими – они же жили среди хананеян, – то Исав начинал от радости прыгать в ней, как будто зная, что он потом станет вождем язычников. А Иаков – затихал. А когда она возвращалась в шатры своего мужа, Иаков от радости прыгал в ее чреве, а Исав пугливо затихал.
Ну, казалось бы, сказка! Но смотрите: в Евангелии от Луки мы находим подобное повествование, где говорится, что когда Дева Мария вошла в дом Своей сродницы Елисаветы, то младенец Иоанн Креститель взыграл… во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа (Лк. 1, 41). Таким образом, он, будучи еще не рожденным младенцем, приветствовал Деву Марию.
В действительности духовная жизнь человеческого плода до рождения – это некая духовная загадка. В Писании есть такой текст, где сказано: Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было (Пс. 138, 16), – то есть это тайна! Тайна, как душа нерожденного младенца духовно самореализуется. Конечно, она может пребывать в абсолютном блаженном благоговении. Иоанн Креститель взыграл; на греческом, на языке оригинала – «запрыгал»! А вот тут они толкались. Или прыгали от радости. И наверняка тому были разные причины!
И вот Ревекка произносит такие слова: если так будет, то для чего мне это?
Действительно, а для чего существуют женщины и тяготы беременности? Какое-то должно же быть назначение, смысл. Первое послание к Тимофею, 2‑я глава, 13–15‑й стихи: И не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление (1 Тим. 2, 14). И вы знаете, что наказание за грехопадение было, что она в беременности, в муках будет рожать детей (ср. Быт. 3, 16). И далее апостол Павел пишет о женах: Впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием (1 Тим. 2, 15). Теперь нам понятнее становятся слова Ревекки и ее вопрошания. Женщина спасается чадородием!
Святитель Иоанн Златоуст наставляет: «Итак, что же? Ужели он (женский род) не наследует спасения? Напротив, наследует, говорит (1 Тим. 2, 15). Какое же именно? Спасение чрез детей. Он не об одной Еве говорил: если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием. В какой вере? В какой любви? В какой святыни с целомудрием? Он (т. е. ап. Павел – О.С.) как бы так говорил: вы, женщины, не сокрушайтесь о том, что пол ваш подпал осуждению; Бог даровал вам другое средство спасения, именно – воспитание детей, так что вы можете заслужить спасение не только сами чрез себя, но и через других. Смотри, сколько возникает вопросов по поводу одного и того же предмета. Жена, прельстившись, – говорит, – впала в преступление. Какая жена? Ева. Следовательно, она спасется чрез рождение детей? Нет, не это говорит (апостол), а то, что спасется весь женский пол. Разве она не была виновною? Конечно, была; но хотя виновной была Ева, однако спасется весь женский пол чрез рождение детей. Отчего не ради собственной добродетели? Разве это (рождение детей) лишает (силы прочие добродетели)? Притом, какое отношение имеет это к девам? Какое к неплодным? Какое к вдовам, которые прежде, нежели начали рождать, лишились мужей? Разве они погибли, разве им не остается ни малейшей надежды? Между тем больше всех восхваляются девы. Итак, что же он хочет сказать?.. Поэтому сказанное им имеет такой смысл: подобно тому, как все люди умирают ради одного, потому что один согрешил, так и весь женский пол сделался преступным потому, что женщина совершила преступление. Впрочем, пусть она не скорбит. Бог дал ей немалое утешение, именно – рождение детей. Но это есть (дело) природы, – скажешь ты. И то (произошло от влияния) природы; ей даровано не только то (что зависит от природы), но и то, что относится к воспитанию детей. Если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием, то есть если после рождения сохранят себя в любви и чистоте. В том не малая, но весьма великая будет состоять для них награда, что они воспитали ратоборцев Христу. Святынею он называет праведную жизнь, а целомудрием пристойность… Слушайте это, отцы и матери: воспитание детей для вас не останется без награды»[6].
И она, Ревекка, хочет распознать причину таких странных схваток в ее беременности.
Преп. Ефрем Сирин толкует:
«Кого же ходила вопрошать она (?), о том сказано нами выше, ибо, говоря о Мелхиседеке (Быт. 14, 18), сказали уже мы, что его ходила вопрошать Ревекка. Но она скоро возвратилась в дом, потому что приближались уже болезни рождения, и родила Ревекка Исава и Иакова»[7]. – Но так как Мелхиседек это не имя собственное, а статус этого человека как царя (мелех) праведности (цедек), или царя Иерусалима, то среди древних экзегетов были многие версии, кто это: Сим, Евер или даже Сам Христос. Об этом у нас ранее уже была беседа…
И далее:
Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему (Быт. 25, 23).
Очень назидательное аллегорическое истолкование предлагает на этот стих Ориген, делая его назидательным и для всех нас: «Полагаю, то же можно сказать и о каждом из нас, что два племени и два различных народа находятся внутри нас. Ибо есть народ добродетели внутри нас и в не меньшей мере есть народ греха внутри нас: ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф. 15, 19), а также обманы, вражда, разногласия, зависть, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное (Гал. 5, 20–21). Видишь, какой большой злой народ есть в нас? Но если мы действительно заслужим того, чтобы произнести следующее слово святых: от страха Твоего, Господи, мы зачали во чреве и родили; дух спасения Твоего соделали по земле (Ис. 26, 17–18 (LXX)), – тогда и другой народ обнаруживается в нас, рожденный в духе. Ибо плод духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание и им подобное (Гал. 5, 22–23). Ты видишь второй народ внутри нас, но этот народ меньший, а первый больший – поскольку всегда больше злых людей, нежели добрых, и пороки многочисленней добродетелей. Но если мы будем такими, как Ревекка, и удостоимся от Исаака, то есть от Слова Божия, зачать, то также и в нас один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему, ибо тогда плоть будет служить духу и пороки падут перед добродетелями»[8].
В храме души можно обнаружить и любвеобильного «Иакова», и наглого «Исава»
И действительно, из одного чрева Церкви выходят такие разные люди (Августин), да и в собственном храме души можно обнаружить и созерцательного и любвеобильного «Иакова», и наглого и корыстного «Исава». И кто кого победит за все дни земной жизни нашей, кто знает?
И премудрый апостол Павел писал: Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха (Рим. 7, 19–25). – Так и бывает: просыпаешься благостным «Иаковом», а засыпаешь коварным «Исавом»!
Спаси всех нас Христос!
И далее мы читаем:
И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее. Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав. Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков (Быт. 25, 24–26).
«Исав» (עֵשָׂו) означает косматый и может быть переведено как «бесенок». Наподобие: Но будут обитать в нем звери пустыни, и домы наполнятся филинами; и страусы поселятся, и косматые (т.е. бесы – О.С.) будут скакать там (Ис. 13, 21).
Святитель Иоанн Златоуст так толкует это слово («косматые»): «А Акила говорит: волосатые и косматые демоны. Симмах и Феодотион: мохнатые волосами демоны и онокентавры... Таковы бывают по большей части юноши, преданные свирепым страстям: они скачут и прыгают, необузданно носясь всюду и нимало не заботясь о должном. А виноваты в этом их отцы. Своих конюхов они заставляют укрощать лошадей с великим тщанием и не позволяют долгое время молодым коням оставаться неукрощенными, но в самом начале обуздывают их и все другие средства употребляют для их укрощения, а на детей своих долгое время смотрят равнодушно, когда они живут необузданно, не имея целомудрия, бесчестят себя, предаваясь любодеянию, играм, посещая бесчестные зрелища»[9].
Блаженный Августин пишет: «Я еще вчера обратил внимание вашей святости на причину того, почему старший сын носит имя Исав, которая заключается в том, что нельзя стать духовным, разве только перестав быть плотским. Если же кто упорствует в помышлениях плоти, тому вечно оставаться Исавом; но если кто станет духовным, то тому всегда быть младшим сыном (ср. Рим. 8, 5–10). Но тогда младший станет старшим: в то время как тот обладает приоритетом по времени, этому принадлежит приоритет в добродетели»[10].
И далее:
Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков. Исаак же был шестидесяти лет, когда они родились [от Ревекки] (Быт. 25, 26).
Имя «Иаков» (יַעֲקֹב), от слова акев, из-за того что он схватил за пятку, запнул, обошел, обманул.
Позже имена братьев поменяются на другие, более соответствующие их внутреннему состоянию. «Обманщик» (Иаков) станет «Воином Божиим» (Израиль), а к имени «Бесенок» прибавится «Красный».
Здесь мы сталкиваемся и с очень интересной проблемой. В Новом Завете сказано: Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого… Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел (Рим. 9, 11, 13).
Так сказано у апостола Павла. Если Бог возненавидел одного из детей до рождения, а другого возлюбил, то какая тому причина? И для истолкователей это всегда была головная боль. Почему, прежде чем они родились, не сделали ни худого, ни хорошего, Бог Иакова возлюбил, а Исава возненавидел? И даже была придумана евреями такая очень страшная сказка (мидраш).
Когда дети находились в чреве у матери, они начали спорить о первородстве. Иаков говорит Исаву: «Я должен быть первым сыном, потому что есть пророчество о том, что я буду патриархом». Тогда Исав говорит: «Если ты не уступишь мне первородство, не дашь первому родиться, я убью нашу мать, она умрет во время родов!» И тогда нерожденный Иаков говорит нерожденному Исаву: «Ладно, только пощади мою мать – она же и твоя мать, ступай на свет первым». Вот такая сказка, притча, легенда, но с тонким подтекстом.
Церковь настаивает на другом, менее экзотическом объяснении. Сказано: Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил (Рим. 8, 29–30).
Прп. Анастасий Синаит в своих «Вопросах и Ответах» предлагает нам следующее рассуждение: «Например, [Бог] предузнал неспособность к покаянию фараона и ожесточил сердце его (Исх. 14, 8), так что он стал преследовать Израиля и был потоплен в море; также [Бог] предузнал прямоту Иеремии и от чрева матери предопределил ему быть пророком, освятив его (ср. Иер. 1, 5); еще Он предузнал нечестивость содомитов и предопределил их быть сосудами бесчестия, [предназначенными] для сожжения; наконец, Он предузнал покаяние [апостола] Павла и предопределил ему быть избранным сосудом (Деян. 9, 15)».
Бог присутствует в каждом мгновении времени и каждой точке пространства
Имеется в виду, что, как Вездесущий, Бог присутствует одновременно в каждом мгновении времени и каждой точке пространства. И для Него наш первый вздох и последний выдох – это такая же реальность, как и теперешнее «настоящее».
Но это никак не ограничивает нашей свободной воли, ибо мы, как существа тварные, существуем во времени и пространстве и решение свое принимаем самостоятельно. Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. [Если будешь слушать заповеди Господа Бога твоего,] которые заповедую тебе сегодня, любить Господа Бога твоего, ходить по [всем] путям Его и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его, то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь Бог твой на земле, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею (Втор. 30, 15–16).
С другой стороны, сказано: Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя (Пс. 50, 7). И действительно, какие-то качества уже заложены в плоде. Августин Блаженный, когда писал свою «Исповедь», решил покаяться во всех грехах, какие только может человек иметь. И он каялся даже в тех грехах, о которых он не помнил. Например, он пишет в своей «Исповеди»: «Так рассказывали мне обо мне, и я верю этому, потому что то же я видел и у других младенцев: сам себя в это время я не помню. И вот постепенно я стал понимать, где я; хотел объяснить свои желания тем, кто бы их выполнил, и не мог, потому что желания мои были во мне, а окружающие вне меня… Я барахтался и кричал, выражая немногочисленными знаками, какими мог и насколько мог, нечто подобное моим желаниям, – но знаки эти не выражали моих желаний. И когда меня не слушались, не поняв ли меня, или чтобы не повредить мне, то я сердился, что старшие не подчиняются мне и свободные не служат как рабы, и мстил за себя плачем» (Исповедь. 1, 8).
Далее мы читаем такие радостные слова:
Дети выросли… (Быт. 25, 27).
Это история одной семьи, настоящая семейная сага
Наконец-то дети выросли! Вы видите, здесь нам не дается описание событий, как все происходило. История эта, как мы с вами уже установили, с 12‑й главы Книги Бытия по 50‑ю, – это история одной семьи! История Авраама Фарровича, потом Исаака Абрамовича, потом Якова Исааковича, а потом Иосифа Яковлевича – это действительно история одной семьи, настоящая семейная сага, поэтому нам очень важно изучить вот эти главы – с 12‑й по 50‑ю.
И апостол Павел пишет: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5, 8). Объясняя, почему подобный хуже неверного, Блаженный Феофилакт пишет: «Потому что последний если и презирает чужих, то по крайней мере не презирает близких себе, конечно, побуждаемый природой. А он нарушает и закон Божий, и закон природы, и поступает несправедливо. Кто же поверит, что такой человек может быть милостивым к чужим? А если он действительно милостив к чужим, то не тщеславие ли это? Поразмысли: если хуже неверного тот, кто не заботится о домашних, то куда причислить того, кто обижает своих? Ведь всякому для спасения недостаточно своей собственной добродетели, если он, сам будучи добродетелен, не учит и не убеждает быть таковыми своих родственников».
В Новом Завете семья называется домашней церковью; это очень важно усвоить (ср. Рим. 16, 4; 1 Кор. 16, 19; Кол. 4, 15; Флм. 1, 2).
И мы читаем далее:
Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах (Быт. 25, 27).
Вот здесь мы видим проблему: «дом» – «улица», «учеба» – «веселие». Есть такая проблема у современных детей. Так вот, Исав живет на улице, он такой уличный мальчишка. А Иаков такой, как бы сейчас сказали, «маменькин сыночек», «домашний мальчик». Но это – на первый взгляд.
Если более внимательно, глубже посмотреть на это обстоятельство: кого нам напоминает Исав, о котором сказано, что он был человеком искусным в звероловстве, человеком полей? Он нам напоминает Нимрода, организатора построения Вавилонской башни, того самого Нимрода, который был создателем первой империи, конфедерации царств против Бога. О нем же тоже сказано, что он был сильный зверолов пред Господом [Богом], потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод (Быт. 10, 9).
Златоуст говорит о Нимроде, что искусный зверолов выполнял функции палача. Если кто-то нарушал законы Божии, он находил и казнил, потому что задача государства – наказывать и казнить злодеев (ср. Рим. 13, 4). Но большая часть отцов говорит, что Нимрод – это прообраз антихриста. Он – организатор построения Вавилонской башни, и он искусный зверолов: он уловлял в свои сети не только животных, но и людей. И Исав – это как бы продолжение линии Нимрода, нечестивого Нимрода.
Но верно и то, и другое истолкование: если бы Исав, так похожий на Нимрода, использовал свою врожденную агрессивность для борьбы с противниками Божественного Закона, защищал бы общину Бога, то о нем можно было бы сказать, что он нашел свое призвание. Но, увы! Подобного не произошло…
Библия учит нас, что если человек имеет дурные наклонности, но пытается направить их в правильное русло, то это может принести ему благословение. Например, апостол Павел, когда он еще был гонителем Савлом, имел ревность не по рассуждению. И Господь, призвав его, направил его ревность в нужное русло. Сказано: Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Рабом ли ты призван, не смущайся (1 Кор. 7, 20–21). Это значит, что мы можем использовать любые недостатки нашего положения в настоящем для того, чтобы сделать их преимуществами в будущем. И в молитвах утренних мы находим такие слова: «Сподоби мя, Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюби иногда той самый грех; и паки поработати Тебе без лености тощно, якоже поработах прежде сатане льстивому». Иными словами, если бы Исав направил свои врожденные склонности в правильное русло, то он, внук Авраама и сын Исаака, смог бы прожить жизнь богоугодную. Но этого не произошло…
Протоиерей Олег Стеняев
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии