Жизнь, отданная Богу. Памяти священномученика Сергия Мелитопольского. Протоиерей Игорь Рябко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Священномученик Сергий (Зверев). Фото: СПЖ

В продолжение серии материалов о новомучениках, предлагаем вниманию читателей рассказ о нашем земляке, архиепископе Сергии (Звереве), растрелянном в 1937 году.

Родился будущий мученик в феврале 1870 года в селе Ново-Павловка Бердянского уезда и происходил из священнического сословия. В крещении родители нарекли сына Александром. С самого детства было видно, что мальчик одарен от Бога многими талантами, в том числе и способностями к наукам. Он блестяще окончил не только Таврическую духовную семинарию, но и юридический факультет Московского университета.

Перед молодым человеком открывалась возможность построить как светскую, так и духовную карьеру. Александр был полон сил и надежд на будущее, которое обещало быть радостным и спокойным. Благодать Божия, которая смолоду вела своего избранника ко спасению, призвала его пойти по стопам отца. Поэтому Александр принимает решение окончить также и Московскую Духовную Академию, обучение в которой он завершил в 1897 году со званием кандидата богословия.

8 августа 1899 года епископом Таврическим Николаем (Зиоровым) Александр был рукоположен в диаконы, а потом и в иереи. Сразу же начались его труды на ниве проповеди Слова Божия. Сначала отец Александр назначается инспектором и законоучителем Таврического епархиального женского училища, а затем и председателем симферопольского епархиального училищного совета.

Отец Александр выделялся среди духовенства особой ревностью к делу проповеди и к служению на благо Церкви.

Было видно, что он горел любовью к Богу и относился к своим обязанностям не формально, а вкладывая в них всю душу. Отец Александр выделялся среди духовенства особой ревностью к делу проповеди и к служению на благо Церкви. Священноначалие в 1912 году возводит его в сан протоиерея.

Но над Российской империей уже стали сгущаться революционные тучи. В стране проходит революция 1905 года, которая начинает расшатывать вековые устои жизни государства. А потом приходит и страшный 1917 год. Москва, Санкт-Петербург, революционные баррикады… Кажется, что это где-то там, далеко происходят какие-то страшные события, а в Крыму жизнь потихоньку идет своим чередом, и так хочется верить, что все уляжется и вернется в свое прежнее русло. Многие люди тогда так и считали. Мало кто верил, что власть большевиков продержится долго. Всем казалось, что это безумие должно вот-вот прекратиться, но оно продолжалось.

Отец Александр в 1919 году назначается смотрителем мужского Духовного училища, служит в Министерстве народного просвещения, чуть позже исполняет обязанности настоятеля Петро-Павловского Симферопольского собора.

Кажется, что это где-то там, далеко происходят какие-то страшные события, а в Крыму жизнь потихоньку идет своим чередом, и так хочется верить, что все уляжется и вернется в свое прежнее русло.

Революционные бури докатились и до Крыма. Красный дракон большевизма стал нападать на Церковь Христову все яростнее и агрессивнее. В 1922 году по Таврической епархии прокатилась так называемая кампания по изъятию церковных ценностей. Большевики, создав в стране искусственный голод для усмирения недовольных советской властью, решили также перейти и к физическому истреблению священнослужителей. К тому времени уже был арестован управляющий Таврической епархией архиепископ Димитрий (Абашидзе).

Несмотря на то, что сменивший его на кафедре владыка Никодим (Кротов) благословил верующим оказывать посильную помощь голодающим, большевики все более и более осатаневали по отношению к Церкви. Видя, что ситуация накаляется и власть будет делать все возможно, чтобы оставить паству без пастырей, священноначалие принимает решение тайно рукоположить отца Александра (Зверева) в сан епископа.

Монашеский постриг с именем Сергий батюшка принял 28 августа 1922 года в Космо-Дамиановском монастыре. На следующий день архиепископами Никодимом (Кротовым) и Димитрием (Абашидзе) он был рукоположен в сан епископа. Указом владыки Никодима в Мелитополе была учреждена викарная кафедра для Мелитопольского, Бердянского и Генического уездов.

Как потом оказалось, рукоположение епископа Сергия было своевременным. Через несколько месяцев арестовывается владыка Никодим и осуждается на восемь лет тюремного заключения. Владыка Димитрий также был арестован через полгода и выслан за пределы Крыма. Поэтому епископ Сергий остался единственным правящим архиереем в Крыму. Его также пытались привлечь к уголовной ответственности, но за неимением улик он был отпущен.

Владыка, как и апостол Павел, совершал свое служение среди гонений, угроз, часто в холоде и голоде.

В то время в Таврической епархии уже во всю стало орудовать обновленческое духовенство, которое беспрерывно писало доносы на владыку Сергия и делало все возможное для того, чтобы он не мог вступить в свои права управляющего епархией. Это удалось сделать только после единогласного избрания его правящим архиереем на епархиальном съезде духовенства и мирян в феврале 1923 года.

Начались трудные и тяжелы будни пастырской работы. Владыка Сергий часто голодал. Как и Спаситель, он не имел где главы преклонить. Были большие проблемы с его бытовой неустроенностью. Владыка, как и апостол Павел, совершал свое служение среди гонений, угроз, часто в холоде и голоде. При всем этом он ни на миг не оставлял без архиерейского попечения свою паству.

Епископ Сергий в Симферопольской тюрьме, 1923 год. Фото:  ru.wikipedia.org

В 1923 году голод приходит и в Таврическую епархию. Епископ Сергий делает все возможное, чтобы помогать голодающим. Но власти Крыма видели в нем только своего злейшего врага. Таковым его считали и обновленцы, против которых владыка всячески выступал с проповедями. 11 мая его арестовывают и заключают в Симферопольскую тюрьму. Это произвело волнение в народе и возмущение правящей властью. В те годы большевики не были еще уверены до конца в своих силах и боялись народного гнева. Любовь к пастырю смогла тогда остановить руки палачей.

В июле владыку Сергия выпускают на свободу, но в октябре арестовывают снова. В то время далеко не все могли выстоять до конца в подвиге исповедничества. Некоторые отрекались от веры, но таковых было крайне мало. Но вот тех, кто, продолжая оставаться верующим, предпочел раствориться в толпе, спрятать веру в душе, сняв с себя рясу и став одним из трудовых элементов той эпохи, было немало.

Но были и такие люди, как владыка Сергий. Они стояли в вере до конца. Несмотря на то, что петля вокруг него стала затягиваться все туже и туже, владыка все так же продолжал обличать живоцерковников, которых поддерживала большевицкая власть, и мужественно смотреть смертельной опасности в глаза.

Архиепископ Сергий на заседании зимней сессии Временного патриаршего Священного синода 1933—1934 годов (стоит без клобука рядом с портретом патриарха Тихона) Фото: ru.wikipedia.org

В 1926 году епископа Сергия арестовывают еще раз и осуждают на два года ссылки. Отбыв срок, владыка снова решительно продолжает свое служение. В декабре того же года он был возведен в сан архиепископа и назначен на Елецкую кафедру, входящую в состав Липецкой епархии. В 1937 году эта кафедра перестала существовать в связи с массовыми расстрелами духовенства.

Владыку Сергия арестовывают немного ранее, в 1935 году, по стандартному для тех лет обвинению в контрреволюционной пропаганде. На этот раз он получает пять лет сталинских лагерей. Все, что случалось в его жизни, владыка Сергий принимал, как из руки Божией. Смириться и положиться во всем на волю Божию, довериться Ему до конца – это то, чему научила его жизнь, исполненная скорбей. Сердечная Иисусова молитва сопровождала жизнь владыки Сергия до конца его дней. В лагере его молитвенная жизнь не прекратилась. Он тайно собирал возле себя других арестованных священников и мирян для совершения богослужения. Молитва владыки Сергия была пламенной и дерзновенной, как и сама его жизнь. Все ужасы лагерной жизни он переносил безропотно и кротко. Никого не осуждая и всех прощая, владыка ждал своей встречи со Христом и уже был готов к ней.

Лагерному начальству, конечно же, донесли о том, что епископ Сергий молится с другими арестованными. За это его обвинили в контрреволюционной пропаганде, направленной на свержение советской власти. Одним из преступлений, которое вменялось ему в вину, было служение панихид по убиенным священнослужителям.

20 ноября 1937 года постановлением тройки УНКВД архиепископа Сергия приговорили к расстрелу.

https://spzh.news/ru/istorija-i-kulytrua/66354-zhizny-otdannaja-bogu-pam...