Жажда Бога

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Екатерина Савина - ведущая семинара и директор центра

При храме Тихона Задонского в Сокольниках начал работу семинар для алкоголиков и наркоманов, выздоравливающих по программе «12 шагов», которые хотят узнать о православной вере, начать церковную жизнь. Занятия ведут прот. Павел Дорофеев, клирик храма Всех святых в Красном Селе, и Екатерина Савина, психолог-консультант по работе с наркоманами и алкоголиками, руководитель реабилитационного центра «Зебра». Это новый опыт, прошло буквально 2 занятия.

Но есть и другой опыт. Уже четыре года в центре «Зебра» проходят православные семинары для родственников наркоманов или алкоголиков. На одном из них побывал корреспондент сайта Милосердие.Ру.

В небольшой комнате в подвале пятиэтажного дома в кругу сидят 20 человек – в основном немолодые женщины. Все ждут Катю – Екатерину Савину ведущую семинара и директора центра.

Катя начала семинар с небольшого пояснения о том, что в пасхальный период привычные молитвы в начале и конце важного дела меняются на «Христос воскресе» и «Ангел вопияше» соответственно, и то же – в вечернем и утреннем молитвенном правиле. Здесь такие пояснения и напоминания уместны – задача семинара помочь людям переступить порог храма, объяснить церковную практику, многие только начинают путь своей церковной жизни.
Катя пришла, зажгли лампадку перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Этих икон здесь много – в красном углу обычная софринская, на столике – вышитая друзьями центра. Трижды, сначала не очень стройно, потом лучше, спели «Христос воскресе».

«Каждого Бог поставил на свое служение. У мужчин есть священство. А каково же служение женщин? Женщины призваны нести Слово Божие, часто молчаливо, своим примером, в первую очередь - в свою семью», - передала ведущая собравшимся слова проповеди митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в неделю Жен-Мироносиц. И прибавила: «Чем мы с вами и занимаемся».

Начали с чтения Священного Писания. Каждый получил листочек с 9 главой Евангелия от Иоанна об исцелении слепорожденного – по-церковнославянски. Кто-то читает по слогам, кто-то более уверенно. Сначала только читают, переводят и поясняют непонятные слова.

Прочитанное нашло отклик в душах участников, начинается обсуждение. Пожилая участница семинара Раиса (имена изменены – прим. Ред.) рассказывает о другом чуде, сотворенном Богородицей, про которое она недавно прочитала. Видно, как важно ей поделиться своим переживанием.

Алексей (один из немногих мужчин) рассказывает о том, что недавно встретил в храме знакомого из группы Анонимных Алкоголиков, и тот сказал, что уже несколько лет не пьет. Алексей спросил его, как это у него получается. «Я не знаю как, но я знаю, что я трезвый», - ответил тот. Об этой встрече Алексею напомнили слова слепорожденного, сказанный в ответ на вопрос фарисеев: «Грешник ли Он не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу» (Ин. 9:25). «Важно все-таки, чтобы он понимал, что исцелил его Бог и был благодарен Ему», - комментирует рассказ Алексея Екатерина Савина.

Следующая часть занятия – пение. В продолжение темы спели «Свете тихий…». Потом Катя предлагает на выбор несколько песнопений. Женщины единодушно хотят петь молитвы Богородице – «Царице моя Преблагая» и «Взбранной Воеводе».

Ответы на вопросы участников семинара. Возникло недоумение: как воскрес Христос, неужели в теле? Тема смерти и воскресения очень важна для тех, кто ходит рядом со смертью своих близких. И Катя читает пророчество о воскресении мертвых из книги Иезикииля (Иез. 37).

Завершилось занятие календарем – ведущая рассказала о церковных праздниках, которые будут в ближайшие 2 недели – период до следующей встречи, прочитала и пояснила тропари недели о расслабленном и о самарянке.

После семинара я задала Екатерине Савиной несколько вопросов.

- На сегодняшнее занятие пришли родственники наркоманов и алкоголиков. При этом собравшиеся в первую очередь говорили о вере, читали Евангелие, а о проблеме наркомании и алкоголизма, о том как родственникам справиться с этой бедой говорилось немного. Почему?
- У людей, посещающих другие наши встречи, посвященные выздоровлению от наркотической или алкогольной зависимости, возникла потребность в воцерковлении. Центр «Зебра» - это амбулаторный центр реабилитации наркоманов и алкоголиков. Мы также работаем с их близкими. Это родители или жены наркоманов и алкоголиков, которые пришлю сюда за психологической помощью. Вся семья попадает в беду наркомании и алкоголизма, не в том смысле, что родители тоже пьют, а в том смысле, что они страдают от этого, не могут справиться, и боль захватывает всю семью. И поскольку эти родители всерьез занялись выздоровлением И своих детей, И своим собственным (а понятно, что спасение – во Христе), возникает необходимость обратиться к Богу, Церкви.

Но не всегда это можно сказать прямо. Пришел ко мне человек за помощью: у него, например, сын умирает от наркомании, - и я не могу ему сказать: «Иди воцерковляйся», потому что он меня просто не поймет. Но если он придет на группу поддержки родственников, его научат справляться с болезнью сына, научат тому, как сохранить себя. Там он увидит людей, которые нашли церковный путь. Неприметно он сам потихонечку начинает двигаться в этом направлении, сам приходит к необходимости церковной жизни, начинает спрашивать о Церкви, о том, как прийти в храм. И в ответ на эти вопросы мы приглашаем его на этот семинар. Получается, что это не навязанное христианство, а выросшее изнутри, выросшее из потребности в Боге. И это важно. Когда образуется внутри это место, в которое можно положить знание о Боге, тогда оно прорастает.

- Сегодня вы читали Евангелие и пели церковные песнопения, есть ли еще какие-то виды работы на семинаре?
- Что мы там делаем на семинарах? Мы читаем Евангелие на церковнославянском языке и толкуем его по возможности. Немного читаем Ветхий Завет – псалмы или когда у Евангельского отрывка есть какая-то значимая отсылка на ветхозаветный текст. Мы поем церковные песнопения. Рассказываю им о простой церковной практике: сегодня я напомнила о том, что поменялось утреннее и вечернее правило. Обязательно в конце каждого семинара календарь, на что надо обратить внимание. Это стимулирует участников прийти в храм и помолиться в особенные дни. У участников возникает много – и это очень ценно для меня – вопросов личного переживания веры. Наша самая старенькая посетительница Раиса, церковный человек, ходит в храм уже много лет, но она все равно находит смысл в этих семинарах, потому что должно быть место, где можно не только читать, но и место, где можно говорить, где можно обсуждать. Мне очень важно то сердечное переживание веры, которое приносят эти люди. Поэтому у них много вопросов, на которые надо отвечать. В меру сил (я выпускник миссионерского факультета ПСТГУ) отвечаю на них. Бывает, мы ездим в паломнические поездки – часто бываем в Свято-Троицком Новоголутвином монастыр, ездили к Ксении Блаженной и Иоанну Кронштадскому в Санкт-Петербург. Но мне кажется очень важным, чтобы это были не столько какие-то акции, сколько неприметная, регулярная работа. Вот мы поем... Конечно, поем плохо, но стараемся. Но нам и не концертное многоголосие, главное, чтобы душа могла петь. Пусть мы будем читать молитвы по-церковнославянски и понимать их смысл. Цель наших встреч не высокое богословие. Главное, чего я хочу - чтобы они полюбили Христа, чтобы сердце потянулось к Богу.

- Есть ли какая-то специфика занятий на недавно открытом православном семинаре для наркоманов, выздоравливающих по программе «12 шагов»?
- Занятия с выздоравливающими наркоманами и алкоголиками – это наш новый проект. Он только начался. Если говорить просто, программа «12 шагов» выросла из Евангелия, в ней есть представление о Боге, которое развивается опытным путем. Люди приходят в программу «12 шагов» выздоравливать, И когда у них появилась трезвость, они очень берегут свое представление о Боге, Который им помог. Если когда к ним приходит какая-то «тетенька» вроде меня и начинает говорить им о Боге, они очень ревниво относятся к новому – это она говорит о Том, Кто помог мне выжить, жить трезво и изменить свою жизнь к лучшему, или она о ком-то другом? На первом занятии они спрашивали: «Можно ли верить в Бога, Который в душе, и не верить в Того, Который в Церкви?». Это честные вопросы, и замечательно, что на семинаре мы можем прояснить эти и другие недоумения. Мы ведем этот семинар вместе с отцом Павлом Дорофеевым. И мы рассуждали: Кто там в душе? Может, это Тот самый Бог Церкви и есть? А если кто-то другой, то надо дважды подумать, прежде чем ему доверять…

Нам требуется завоевать доверие этих ребят. Надо не столько их учить, сколько соотнести их опытное представление о Боге, которое в общих чертах верно, но наверняка там есть какие-то погрешности, с тем, что живет в Церкви. Надо помочь им узнать во Христе того Бога, Который им помог.

На этом семинаре мы будем только чуть прикасаться к славянскому языку, церковному пению. На ближайшем занятии разговор пойдет о Священном Предании и Священном Писании, о притче о жемчужине и, конечно, ответы на вопросы. И самое главное, чтобы был диалог, чтобы в диалоге мы начали договариваться.

Ирина РЕДЬКО

http://www.miloserdie.ru/index.php?ss=1&s=9&id=11853