ЗАВЕЩАНИЕ АПОСТОЛА ПАВЛА
Беседа на апостольское чтение Недели Святых Отец.
В апостольском зачале Недели Святых Отец мы находим беседу апостола Павла с пресвитерами Ефеса. Зная, что уже никогда не увидит дорогих ему людей, Павел дает им последние наставления. Хотя советы адресуются пастырям, они имеют значение для всех вообще христиан. Обратим внимание на стих, актуальный для верующих любой эпохи: «И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать [вас] более и дать вам наследие со всеми освященными» (Деян. 20:32).
Итак, Павел завещает, препоручает не только пастырей Ефеса, но и всех нас «Богу и слову благодати Его». Слово Божие, т. е. Священное Писание, способно назидать и спасать, руководить и вести к Богу. Через слово Свое Бог могущественно действует в мире, приводя к Себе всех, желающих богопознания. Слово Бога есть главнейший инструмент Его воздействия на душу. Об этом очень ярко пишет пророк Исаия: «Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, – так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Ис. 55:10, 11).
Чтобы понять, как работает слово Божие с человеческим сердцем, следует обратить внимание на то, что Писание говорит о самом себе. Например, Библия неоднократно сравнивает Божии речения с «мечом обоюдоострым».
«Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12), – говорит апостол Павел. Описывая явившегося ему Христа, Иоанн Богослов сообщает: «Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч» (Откр. 1:16). Всем христианам Павел предлагает вооружиться мечом духовным, «который есть Слово Божие» (Еф. 6:17).
Почему словесное откровение Господа сравнивается с мечом? Прежде всего, этот символ говорит о всепроникающей силе Божьего слова. Удивительно и непостижимо входит оно внутрь нас, совершая свою таинственную работу по изменению человеческой личности. Услышанное или прочитанное библейское благовестие пробуждает веру, рождает покаяние, преображает душу. Никакое другое слово не обладает такой силой воздействия, как слово библейское.
Образ обоюдоострого лезвия также напоминает о том, что слово Писания и веселит сердце, и мучает его. Веселит, потому что сладко питаться от Духа Святого, но мучает, так как горько жить с таким знанием. Чем больше узнаешь об истине, тем мучительнее становится видение своей личной поврежденности и греховного состояния мира.
Две стороны меча возвещают, что слово Господне поражает врагов истины и утешает боголюбцев, разделяет праведность и грех. А еще это указание на то, что слова Христовы спасают нас, но они же будут нас судить: «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин. 12:48). Вот две грани, две стороны одного меча. «Не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10:34), – говорил Спаситель о двойном действии Своей проповеди, которая разделяет и объединяет, мучает и веселит, обвиняет и спасает.
Также Христос уподоблял Свое слово семени, падающему на разные виды почвы. Земля означает человеческое сердце. Семя всходит и развивается в зависимости от состояния почвы. Рост семени в сердце – процесс таинственный, до конца не понятный нам. Поэтому Спаситель говорит о человеке, который воспринял семя слова Божьего: «Как семя всходит и растет, не знает он» (Мк. 4:27). Господь открывает, что возрастает семя только в тех людях, которые «хранят его в добром и чистом сердце» (Лк. 8:15). Апостол Павел дополняет эту картину словами о том, что для успешного прорастания слова необходим полив и уход, т. е. постоянная духовная подпитка: «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог» (1 Кор. 3:6).
Еще Господь называет Свое учение духовной пищей: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4). Та же идея есть у апостола Павла. Например, он завещает Тимофею, чтобы тот был «добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением» (1 Тим. 4:6). Коринфянам Павел пишет о своей проповеди у них: «Я питал вас молоком, а не [твердою] пищею, ибо вы были еще не в силах» (1 Кор. 3:2). Подобно пище, слово Божие должно быть принято и усвоено настолько, насколько к этому способен человек, согласно его духовной мере.
Мы всё ищем старцев, братья и сестры, и готовы преодолевать тысячи километров ради духовного назидания. Это стремление вполне понятно, ибо живой пример всегда убедителен и совет святого человека бесценен. Однако апостол Павел не сказал: «Предаю вас старцам», но: «Богу и слову благодати Его». Мы не имеем права пренебрегать библейским словом, которое Павел поставил нам в руководители. Это слово как меч, как семя, как пища. Меч, которым мы должны владеть; семя, для которого необходимо очищать сердце; пища, которую нужно вкушать ежедневно, чтобы не умереть от духовного истощения.
Таково слово Божие, которому поручает всех христиан первоверховный Павел. Слово, способное назидать более самого апостола и дать наследие со всеми освященными – если мы воспримем его соответственно тем образам, которые мы находим в Библии. Дай Бог, чтобы мы обрели в Священном Писании необходимое руководство для спасения и исполнили волю святого апостола.
Сергей Комаров
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии