Заповеди Господни: простая и сложная заповедь номер пять. Протоиерей Андрей Ухтомский

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Фото: secretmag.ru
Фото: secretmag.ru

В продолжение великопостных бесед по заповедям Господним, сегодня поговорим о заповеди с обетованием – о почитании родителей.

Слова «закон», «заповедь», у человека исторически могут быть связаны с чувством предстоящего насилия, стесненности, ущербности, дискомфорта. Все потому, что исполнение закона для любого человека обычно неизбежно, а также потому, что к исполнению этого закона человек может быть не готов, или не желает его исполнять, а возможно требовательность закона предполагает пересмотреть планы или убеждения человека…. Во всяком случае, исполняя ту или иную заповедь, человек не всегда находит в ней прямую пользу, отчего не стремится ее исполнять, или же исполняет формально.

Однако, из всех заповедей есть одна, которую один из учителей Церкви Ориген назвал «полезной самой по себе, без всякого истолкования». Это заповедь о почитании родителей, данная Богом через пророка Моисея: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле» (Исх. 20:12). А апостол Павел, добавляет, что «это первая заповедь с обетованием» (Еф. 6:2).

Почему Бог дал такую заповедь? Чтобы дети отдавали родителям достойную честь, заботится о них, уделять им необходимую для жизни пищу и одежду, и другое, чем можно угодить своим родителям. Здесь слово «угодить» означает не потворствовать, но доставить то, что им необходимо для жизни, и что они по своей немощи не могут себе сами доставить. Физически человек истощается со временем. Отдавая детям часть своей жизни, родители иногда не могут сами себя восстановить в прежней силе и здесь дети могут поддержать своих родителей, для того, чтобы и возвратить в какой-то мере любовь, а также понимая, что и они когда-то в свою очередь будут родителями и будут в подобном положении.

Это почитание должно быть не на словах, которые своей лестью могут обмануть родительский слух пустой лестью, но необходимой помощью в жизненных средствах, пишет в письмах св. Иероним Стридонский. Почему так? Далее он объясняет: «Ибо Бог приказывает, чтобы дети кормили родителей-бедняков, и воздавали старцам благодарность за то, что получили в детстве».

Родители со своей стороны благословляют своих детей. «Бог дал отцам благодать, – пишет святитель Амвросий Медиоланский, – чтобы у сыновей благочестие провозглашалось как нечто первостепенное. Итак, чти отца, чтобы благословил он тебя. Пусть чтит отца благочестивый, из благодарности, неблагодарный – из-за страха. Пусть беден отец и не имеет изобилия в богатстве, чтобы оставить сыновьям, однако, он может оставить наследие последнего благословения, которое призовет на потомков щедрые дары освящения».

В книге Бытия (Быт. 49:1-28) упоминается о будущих событиях в жизни сыновей праотца Иакова: «И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь и я возвещу Вам, что будет с Вами в грядущие дни…и благословил их, и дал им благословение, каждому свое». И каждому из 12 сыновей патриарх Иаков рассказал, что с ним будет в зависимости от его характера и индивидуальных качеств.

В тех пророчествах мы видим внимательность к прежним деяниям и выражение отцом последующих результатов жизни своих детей. Эти пророческие слова можно воспринять и как дисциплинирующую меру: если сыновья не изменятся их постигнет худое, если они будут блюсти себя в добре – им будет благо. И как это бывает непохоже на современное «я же говорила…» лишающие поддержки слова, подтверждающие лишь родительскую правоту, которая в данный момент бессильна поддержать чадо.

Почтение зависит от любви. Насколько родители своим отношением и примером смогли раскрыть в своих детях заложенную Богом любовь, настолько они смогут ее отдать, и даже приумноженную. Блаженный Августин в одной из своих проповедей сообщает, «что человек видит своих родителей, и его жизнь начинается с их дружеского отношения. Кого же может пощадить тот, кто не чтит своих родителей?»

В словах этой проповеди замечаем важное замечание для родителей. Чтобы их дети любили, они сами должны их любить и показать этот «пример дружбы». Дружба предполагает доверие, которое рождается в родственных душах честных, исполняющих, то что они сами говорят, терпеливых проявляющих теплоту и поддержку к окружающим.

Заповедь о почитании родителей была дана иудейскому народу, которому предстояло жить в окружении язычников и от которого те могли перенять неблагодарное, неучтивое отношение к родителям. Родители состарившись, став немощными, оставались брошенными своими детьми, которые не осознавали, что если они не перестанут пренебрегать своими родителями, то их постигнет та же участь, потому что они, не заботясь о своих родителях, подают такой же пример своим детям.

Почитание родителей детьми – гарантия почитания детей своими детьми. Эта заповедь учит о том, что в жизни человеку возвращаются его поступки. Пример жизни видят дети, воспринимающие как должное, некритически все, что делают родители, считая это правильным и близким для себя, единственно возможным, потому этот пример наиболее близок сердцам детей.

https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/72978-zapovedi-hospodni-prostaja...