Занимательная история установления даты Рождества Спасителя. Протоиерей Владимир Долгих
Мы все ближе и ближе к Рождеству Христову. Установление праздника на 25 декабря (по ст. ст.) кажется совершенно привычным, но оно имело свою удивительную историю.
В Священном Писании нет указания на точную дату рождения Христа. Собственно, первые поколения христиан вообще не праздновали Рождество, скорее всего, в связи с тем, что у иудеев не было принято отмечать дни рождения – они больше обращали внимание на кончину человека как решающий момент перехода в вечность, в которой он дает ответ за прожитую жизнь. Особую остроту вопрос о дате Рождества приобрел в XI веке во время полемики с Армянской церковью. Но обо всем по порядку.
Обратив свой взор в христианскую древность, в затронутом нами вопросе мы не увидим никакой системности, зато обнаружим разнообразие. Если попытаться весь исследовательский материал привести к какому-то общему знаменателю, то можно сказать, что к IV столетию сформировались три главнейших христианских праздника: Пасха, Пятидесятница и Богоявление. Нас сейчас интересует последний из них, и здесь нужно уточнить, что христиане того времени наполняли его немного иным содержанием, нежели мы сегодня.
Под Богоявлением изначально понимали не столько какое-то конкретное событие из жизни Спасителя, сколько сам удивительный факт пришествия в мир Богочеловека, воплощение Второго Лица Святой Троицы. Хотя отдельные христианские общины, празднуя Богоявление, могли делать больший акцент либо на Рождество, либо на поклонение волхвов, либо на Крещение Господне.
Под Богоявлением изначально понимали не столько какое-то конкретное событие из жизни Спасителя, сколько сам удивительный факт пришествия в мир Богочеловека, воплощение Второго Лица Святой Троицы.
В большинстве случаев на Востоке этот праздник отмечался 6 января, а на Западе (Рим, Галлия, Северная Африка) – 25 декабря. Что интересно, никаких конфликтов такое разногласие не вызывало, более того, западные христиане воспринимали январские торжества в качестве продолжения начатых ими празднеств. У них самих Богоявление отмечалось на протяжении двух недель и завершалось воспоминанием о поклонении волхвов как явном указании на грядущее поражение языческого мира перед христианским. Нельзя не упомянуть и о том, что постепенно к V веку абсолютно мирно весь Восток принял декабрьскую дату.
Почему же, собственно, были выбраны даты 25 декабря и 6 января? Основная, самая популярная и наиболее вероятная теория говорит о том, что на обозначенный двухнедельный период припадали языческие празднования в честь «непобедимого» или «возрождающегося солнца», установленного в 274 году указом императора Аврелиана.
Напомню, что ко времени начала христианской эпохи пришедший с востока культ солнца приобрел большую популярность в Римской империи. Еще Юлий Цезарь в 45 году до Р. Х. определил, что зимнее солнцестояние припадает на 25 декабря (сегодня оно сместилось на 21 число), после чего «свет» постепенно начинает побеждать «тьму» – день увеличивается, а ночь уменьшается, причем за две недели эта изначально очень маленькая разница начинает реально ощущаться. У блаженного Августина находим призыв праздновать Рождество «не как неверные ради этого солнца, но ради Того, Кто сотворил это солнце». Что же до 6 января, то здесь дата стала заместительной не в отношении язычников, а в отношении гностиков, отмечавших Богоявление именно в этот день.
У блаженного Августина находим призыв праздновать Рождество «не как неверные ради этого солнца, но ради Того, Кто сотворил это солнце».
Другая теория говорит, что выбранные числа сформировались на основании соотнесения предположительного дня рождения Спасителя со временем празднования Благовещения и Воскресения Христова. Благовещение еще самыми первыми христианами воспринималось как момент формирования плода в чреве Девы Марии, т.е. зачатия. При знании продолжительности человеческой беременности, путем несложных вычислений и определилась дата Рождества. Собственно в расчетах ранних христиан встречаются указания на два варианта даты Благовещения: 25 марта и 6 апреля. О первом варианте упоминает, например, Тертуллиан в трактате «Против иудеев», о втором – Созомен в «Церковной истории».
Считается, что выделение Рождества в самостоятельный праздник изначально произошло в Римской и Северо-Африканской Церквях. Вероятнее всего, этот процесс завершился до 311 года, т.е. до начала донатистского раскола, главным действующим лицом которого стал Нумидийский епископ Донат, отказавшийся признавать действительность сана клириков, пошедших на сотрудничество с Римом во время гонения императора Диоклетиана. В итоге донатисты связывали действительность совершаемых священниками таинств и священнодействий с уровнем их личной нравственности или безнравственности. И вот блаженный Августин в отношении праздника Рождества и данного раскола пишет следующее: «Упорно еретики-донатисты никогда не желали праздновать с нами тот день: ведь они не любят единство и не состоят в общении с восточной Церковью, в которой явилась та Вифлеемская звезда».
Произнесенное епископом Оптатом Милевитским 25 декабря 363 года слово считается первой достоверно известной проповедью на Рождество Христово, авторство и дата возглашения которой не вызывает никаких сомнений.
Противником донатистов выступал другой Нумидийский епископ – Оптат Милевитский. О его жизни известно крайне мало, но Августин и Иероним Стридонский говорят о нем как о важном деятеле Африканской Церкви IV века. До принятия христианства уже во взрослом возрасте он был языческим ритором, и произнесенное им 25 декабря 363 года слово считается первой достоверно известной проповедью на Рождество Христово, авторство и дата возглашения которой не вызывает никаких сомнений. Что же касается римской гомилетической традиции, то в отношении Рождества она отчетливо вырисовывается лишь к V столетию и связана с именем святителя Льва Великого.
Теперь скажем несколько слов об упомянутой Армянской церкви. Изначально армяне, правда, ненадолго, приняли разделенные праздники Рождества и Богоявления. Сведение назад воедино двух торжеств, стало знаменем их приверженности учению о единой сложной природе Христа. Ко второй половине VI века этот обычай полностью утвердился указанием католикоса Нарсеса II. В итоге представители каждой из обозначенных традиций считали свою позицию подлинно правильной, восходящей в своей древности к апостолам. Новый виток споров возник в XI веке в связи с пребыванием армянского католикоса Петроса I Гетадарца в столице Византийской империи в период с 1049 по 1052 года. Основным полемистом со стороны православных выступил преподобный Никита Пекторат – ученик Симеона Нового Богослова, отличившийся еще и в полемике с латинянами.
Изложенная история интересна, и всякий, кто захочет, может разобраться в ней более подробно. Завершить хотелось бы важными словами святителя Льва Великого: «Рождество же Господа нашего Иисуса Христа превосходит всякое разумение и выходит за рамки любого земного опыта. Не может оно ни с чем сравниться, оставаясь единственным в своем роде».
https://spzh.news/ru/istorija-i-kulytrua/85076-zanimatelynaja-istorija-u...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии