ЗАКОНОУЧИТЕЛЬСТВО И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАВЕТЫ СВЯТОГО ПРАВЕДНОГО ИОАННА КРОНШТАДТСКОГО СОВРЕМЕННЫМ ПЕДАГОГАМ. Часть 1. «Без Христа суетно все образование»
В период глобального кризиса всех нас волнует то, при каких условиях можно духовно и нравственно оздоровиться, возродиться, и особенно семье, школе, церковному организму и обществу как основным сферам воспитания, образования и становления личности – христианина, семьянина и гражданина.
Сегодня в педагогической сфере, в вопросах воспитания как никогда много противоречий и разномыслия: в ценностных приоритетах, в мировоззренческих взглядах, в педагогических концепциях, во взглядах на развивающуюся личность и на учебно-воспитательный процесс. При полной рассогласованности и беспринципности, царящей сегодня в сфере педагогики, неудивительно, что воспитанность детей стала большой редкостью, не говоря уже о воспитании духовном и нравственном.
Пока взрослые дяди и тети в своих семьях, школах, комитетах образования и министерствах обсуждают, как правильно воспитывать, по каким программам и методикам обучать, как реформировать, модернизировать, экзаменовать, какую профориентацию дать, огромный процент детей увлечен водоворотом мирской современной жизни настолько, что часть из них погибает духовно и нравственно, а часть даже физически.
Почему сейчас, несмотря на обилие педагогических систем, новаций, подходов, программ и методик, всё чаще возникает неудовлетворение плодами педагогической деятельности?
Дело в том, что всякая педагогическая система всегда сильна истинным основанием, многовековой традицией, преемственностью, духовно-нравственным и культурным содержанием, тем, что называется педагогической школой. На протяжении многовековой истории русская педагогика всегда была верна духу Православной Церкви, ее учению и православному мировоззрению. В попечении о «малых сих» объединялись семья, школа, государство и Церковь – правители, пастыри, родители и педагоги.
Благодаря их единству в этом среди наших соотечественников возросло большое количество русских святых, был воспитан великий народ, создавший сильное государство, богатую культуру, особый уклад и образ жизни, народ, имеющий главным ориентиром учение Православной Церкви, непреложным идеалом – Богочеловека Иисуса Христа, а целью – достижение Царства Небесного. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6: 33), – эти слова Господа в полной мере оправдались в судьбе России: пока наш народ воспитывался в духе православного вероучения и сердце свое отдавал сокровищу нетленному, его земное бытие было отмечено благоденствием и славой; переориентация же на материальные ценности, на устроение «царства земного» имело результатом великие скорби, политические нестроения, экономический полуразвал, нарушение нравственных законов и растление народа, кризисное состояние семьи, школы и общества.
Общество растленно от недостатка воспитания христианского, писал в свое время святой праведный Иоанн Кронштадтский. Поэтому именно христианским воспитанием, его испытанными ценностями и средствами, по слову святителя Феофана Затворника, мы должны предзанять души детей от всего чуждого и пагубного. Христианское воспитание – бесценное, не земное сокровище, которое могут и должны дать родители своим детям. В этом и заключается ценность воспитания как самого дорогого наследства для будущей жизни детей, которое должно преемственно передаваться как величайшее достояние и добродетель из поколения в поколение, в роды родов.
Лучшими нашими учителями, как мы знаем, являются святые: Бог прославляется во святых своих. Этим объясняется наш особый интерес к жизни и опыту, в том числе педагогическому, дорогого сердцу батюшки Иоанна Кронштадтского, который с пламенной любовью жил во Христе, а Христос в нем, творя чудеса в его пастырстве, духовничестве и законоучительстве. Отец Иоанн оставил множество наблюдений и наставлений по поводу образования и воспитания юношества. Изучая его творения, в первую очередь дневники, можно выявить наиболее характерные и значимые части его богословско-педагогической системы.
Сегодня мы вновь обращаемся к его богатому опыту как школьного духовника-воспитателя, богодухновенного законоучителя, самоотверженного Богу и людям служителя, дающего образ и пример праведной жизни современным пастырям, законоучителям, родителям и всем педагогам.
Условия жизни и служения праведного Иоанна Кронштадтского
Он был рядовым «белым», то есть женатым, приходским священником, выходцем из простой бедной семьи провинциального дьячка из архангельской глубинки. Ровно 53 года отец Иоанн прослужил в Андреевском соборе небольшого морского города Кронштадта, расположенного в отдалении от тогдашней столицы России – Санкт-Петербурга и не имевшего ничего общего с оживленной общественной атмосферой и парадным лоском внешнего бытия.
Известно, что в Кронштадт власти отсылали нежелательные для себя «элементы»: воров, убийц, пьяниц, бродяг, попрошаек. Чернорабочие в Кронштадтском порту и их семьи жили, как правило, в тяжелых условиях, но именно здесь, среди тьмы и нищеты, в эпицентре человеческих страданий, и суждено было зажечься величайшему светильнику русской святости.
В мир пришел человек, который стал жить и служить в евангельском духе, служить как проповедник покаяния, как «воскреситель веры» в народе, а для юношества – как школьный законоучитель, духовный наставник и любящий отец. И все это вопреки основным установкам своего времени, когда в мире христианская вера и любовь заметно оскудели и их потеснили совсем другие «ценности»: деньги, власть, прагматический расчет – культ земного благоденствия.
Однако там, где распространялось неверие, отец Иоанн вселял в сердца свет веры; туда, где царил эгоизм, он отдавал последнее, оставаясь нередко буквально босым и раздетым; там, где в норму вошло холодное равнодушие и мелкие себялюбивые интересы, он проявлял горячую, искреннюю любовь, жертвенность и сострадание. «Батюшка Иоанн зажег священный огонь в тысячах душ, он спас от отчаяния тысячи опустошенных сердец, возвратил Богу и в ограду Церкви тысячи гибнущих чад. Он увлек на служение пастырское столько выдающихся людей, которые именно в личности отца Иоанна успели увидеть, оценить и полюбить до самозабвения красоту священства»[1].
В произведениях батюшки Иоанна и в воспоминаниях о нем его современников нет стройной педагогической системы и методики преподавания Закона Божия, но его личный пример, нравственные качества, поучения, беседы и наставления, касающиеся воспитания и обучения детей, воспоминания об этих уроках учеников позволяют нам не только ознакомиться с его законоучительством, педагогическими воззрениями, принципами воспитания, обучения, но и воспринять их как заветы современным пастырям, родителям и педагогам.
Семейное воспитание и школьное образование в то время
«Чему только в наших школах ни учили – одному лишь не учили: как бороться с грехом, хранить душу в чистоте»
Не все благополучно было тогда в семейном воспитании и школьном образовании. Об упущениях в школах того времени отец Иоанн вспоминал: «Чему только в наших школах ни учили – одному лишь не учили: как бороться с грехом, хранить душу в чистоте, верности, любви и правде»[2]. Он говорил и о насущной важности «науки удаляться греха, побеждать грех и устремляться к добродетели через христианскую жизнь»[3].
Известно, что отец Иоанн 32 года своей жизни посвятил законоучительству, церковно-педагогической и школьно-духовнической деятельности, в течение пяти лет (с 1857 по 1862 гг.) преподавал Закон Божий в Кронштадтском уездном училище, а затем 27 лет (с 1862 по 1889 гг.) – в Кронштадтской гимназии. Когда ему была предложена в гимназии должность законоучителя, он с радостью согласился, так как представилась возможность обучать детей до зрелого возраста, когда из ребенка формируется христианин, семьянин и гражданин, призванный возлюбить Бога, людей и Отечество.
Школьному делу отец Иоанн отдавался всецело, как и пастырскому, считая школу преддверием церкви, а заботу о школе – важнейшим делом святой Церкви. Удивительно его сравнение учителя с садовником, наиболее полно отражающее и раскрывающее суть его педагогической деятельности. «Мы – садовники, – любил говорить он детям, – вы – растения и цветы, а гимназия – сад; преподавание – это поливание; перевод из класса в класс – это пересаживание и перемена грунта, сухие ветви и пожелтевшие листочки – это ученики недоброго поведения и безуспешные в науках, сухие и бесплодные»[4].
Жизнь во Христе как спасительный христоцентризм
Эпицентром жизни отца Иоанна был Христос и пламенная любовь к Нему, вечно живому: «Тобою, Господи, живу, Тобою дышу, вижу, слышу, осязаю, обоняю. Тобою мыслю, чувствую, воображаю, радуюсь, памятую, упокоиваюсь, каюсь, очищаюсь, укрепляюсь, исцеляюсь, просвещаюсь, избавляюсь от врагов, видимых и невидимых, торжествую победы над страстями льстивыми и губительными. Тобою и Тебя исповедаю, прославляю, благодарю, люблю… С Тобою умру и с Тобою уповаю воскреснуть от мертвых и жить с Тобою и в Тебе во веки бесконечные»[5]. «Без Христа суетно все образование», – утверждает праведный Иоанн Кронштадтский[6]. В основе всякого человеческого учения и дела должно быть евангельское учение Христа, которое проливает свет Божественной Истины на все человеческие дела, пути и творчество. Без Меня не можете творить ничего (Ин. 15: 5), – эти слова Божии отражают абсолютный духовный закон жизни и творения добра.
Детская душа – это живая Божия красота
Любовь к детям отец Иоанн считал основой для деятельности педагога, основой, которая очень часто отвергалась и отвергается в современных так называемых технологиях светской педагогической науки и деятельности. Известны такие его слова, обращенные к ученикам гимназии, где он преподавал: «Вы дети мои, ибо я родил и рождаю вас благовествованием о Христе Иисусе. Духовная кровь моя – наставления мои – текут в жилах ваших. Вы дети мои, потому что я имею вас всегда в сердце своем и молюсь за вас. Вы дети мои, потому что вы духовные чада мои. Вы дети мои, потому что я действительно, как священник, отец и вы называете меня батюшкою»[7].
В отце Иоанне жила какая-то неземная, ангелоподобная любовь к детям, которая вдохновляла его и двигала весь учебно-воспитательный процесс. То был особый благодатный Божий дар, взгретый им настолько, что и в последующие годы, уже оставив учительскую деятельность, он часто исцелял больных деток силой своей любви и молитвой, непрестанно благословляя и наставляя их в вере. Как часто он плакал над больными детьми, особенно если они были больны духовно! Один раз с великой скорбью и состраданием он ласкал душевнобольного мальчика, а однажды в госпитале бросился целовать тяжелобольную девочку, стоя на коленях перед ее кроватью. «Милое дитя, тебе не больно? Страдалица ты моя!» – причитал батюшка[8].
Строгость отца Иоанна
Тем не менее бывал батюшка иногда и резким. Так, одного 16-летнего мальчика, крайне ленивого и нравственно испорченного, при всем классе усомнившегося в Божестве Святого Духа, отец Иоанн назвал безбожником и изувером, но ответил на его дерзкий вопрос, затем вызвал на отдельную беседу, после которой мальчик почувствовал себя обновленным и укрепленным духом.
«Не нашла в сердца детей дверей, так вот и получай вместо людей – зверей»
Помнят случай, когда одна барыня жаловалась дорогому батюшке на упадок в религиозно-нравственном воспитании своих детей: «Учителя их, – говорила барыня, – учили всему, что надо, чтобы на экзаменах могли отвечать и быть умными». «Скажи лучше: не учили, а долбили», – поправил ее батюшка. «Долбежка духовной науки, – говорит (отец Иоанн. – Ред.), – у них с тем же чувством шла, с каким они выучивали арифметику и все прочее. Ну а ты-то за сердцами их ухаживала ли? Направляла их так, чтобы они, помимо людского одобрения, еще и Божиего одобрения достигали?» «Внушала по силе, – отвечала барыня, – да ведь в сердце своего ребенка двери не найдешь». «Не нашла в их сердца дверей, так вот и получай вместо людей – зверей», – ответил ей батюшка. «Забыла, – говорит (отец Иоанн. – Ред.), – ты, что пример роду человеческому показан Господом на птичьем роде. У птиц родится сперва яйцо, ежели это яйцо не пробудет положенное время в материнском тепле, то оно так и останется только бездушной вещью. Так и у людей. Рожденный ребенок что яйцо: с зародышем, – говорит, – к жизни земной, но бездушен к процветанию во Христе. Которого ребенка не прогрели родители и ближние до корня души, до корней всех чувств его, тот так и останется мертв духом для Бога и добрых дел. Из таких-то вот не прогретых любовью и духовным уходом ребят и происходят в мире те самые поколения, из которых князь мира сего вербует свои полки против Бога и святой Церкви Его»[9].
Высота доверия и ответственности при воспитании чад Божиих
Презирая ребенка, почему-либо тебе не нравящегося, «ты презришь чадо Божие, ты презришь Самого Господа»
Отец Иоанн предупреждает о том, что наших чад Бог и родители доверяют учителю, а это требует ответственного и бережного отношения к ним. Он не раз отмечал, что все прекрасное, индивидуальное и самобытное в детских сердцах уже заложено, как в семенах. Бог дает также все необходимое для их роста и развития, а для нашего скромного, но необыкновенно трудного и хлопотного дела – воспитания – необходима любовь, забота и уход за детьми. Однако насколько велика ответственность, настолько велика и награда за добросовестно сделанную работу, доверенную Богом, ибо дети – Его достояние, в них не только наше будущее, но и настоящее и особенно вечное будущее. «Блюди крепко, – напоминает отец Иоанн педагогам, – да не презришь в сердце единого от младенцев сих (Мф. 18: 10), почему-либо тебе не нравящегося. Ты презришь Ангела Божия, приставленного к нему. Ты презришь чадо Божие; ты презришь Самого Господа, Отца всех младенцев по преимуществу»[10]. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших из пренебрежения, считая ее незначительной, и научит так (поступать) других, тот малейшим наречется в Царстве Небесном (по толкованию святителя Иоанна Златоуста, «нарушитель закона будет меньшим, то есть разумей – последним, отверженным и недостойным Царствия Небесного»[11]), а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном (см.: Мф. 5: 19).
Завещание отца Иоанна педагогам
Что же завещает наставникам детей отец Иоанн в распознании и предостережении от греха? Что завещает самим детям, чтобы открылись им опасности и последствия греха? Он говорил: «Предостерегайте детей в отношении греха и его последствий!» Наставлял: «Не оставляйте детей без внимания относительно искоренения из сердца их плевел грехов, скверных, лукавых и хульных помышлений, греховных страстей, наклонностей и привычек, из которых слагается и наша жизнь. Враг спасения и плоть грешная не щадят и детей, семена всех грехов есть и в них. Представьте детям все опасности и скорбные последствия их грехов, чтобы они по неведению и невразумлению от старших не утвердились на пути жизни в греховных пристрастиях и навыках, которые с возрастом умножаются и растут»[12].
Христианское воспитание есть передовая борьбы за спасение детских душ. Отец Иоанн, которому в детстве и самому нелегко давалось учение, по воспоминаниям современников, был замечательным педагогом. Он никогда не прибегал к тем приемам преподавания, которые часто имели место в учебных заведениях: ни к чрезмерной строгости, ни к нравственному унижению неспособных. Известно теплое, задушевное отношение его как к самому делу преподавания, так и к ученикам. У него не было «неспособных». На его уроках все без исключения жадно вслушивались в каждое слово. Уроков его ждали. Уроки его были скорее удовольствием для учащихся, чем тяжелой обузой и обязанностью. Это была живая беседа, увлекательная речь, интересный, захватывающий внимание рассказ.
Нередко бывали случаи, когда отец Иоанн, заступившись за какого-нибудь ленивого ученика, «приговоренного» к исключению, сам принимался за его исправление. Проходило несколько лет, и из ребенка, не подававшего, казалось, никаких надежд, воспитывался достойный человек.
Христиане, прежде всего, должны заботиться о том, чтобы дети выросли непоколебимыми в христианской вере, верными чадами Божиими, живыми членами Церкви, чтобы в душе их изобразился Христос (см.: Гал. 4: 19), чтобы более всего в земной жизни они предпочли и возлюбили Бога, а затем ближнего своего, как самого себя (Мф. 22: 37–40). Чтобы целью своей жизни, по слову преподобного Серафима Саровского, имели они «стяжание (преумножение) Святаго Духа Божиего» во спасение души.
Каким должен быть педагог, призванный воспитать христианина
Во-первых, пишет отец Иоанн: «Истинный Педагог у нас один – это Христос, и все совершается Им и через Него в душе ребенка. Один только есть Учитель, Который, собственно, научает, – Христос. Его слово внутри нас научает; где нет Его слова внутри нас, там слова вне звенящие – лишь шум пустой». И еще: «Помните, что Господь Иисус Христос и теперь с вами всегда невидимо; Сам учит вас невидимо, внутренне, если только вы внимательны»[13].
Педагоги как строители должны подчиняться Его благому Промыслу о детских душах, быть едиными в Нем, а не развивать каждый свою теорию воспитания, иметь Его как первооснову жизни и всякого знания, в смирении, «через наше немощное руководство», всевать в юные души семена Вечной Жизни.
Другой, не менее важный вывод из этого: учитель должен быть нравственно чист, в нем самом не должно быть никакого духовного хаоса или тьмы. Более того, педагогу необходимо духовное горение. Каждое слово учителя призвано согревать теплотой, чтобы вверенные ему детские души насыщать духовной пищей сердца. Особенно нам нужно всегда гореть духом при нашем высоком служении Богу и человечеству. «Духа не угашайте! [1 Сол. 5: 19] – гласит Слово Божие. Помни это всякий христианин, особенно священник и наставник детей. Как мы много сделали бы для Бога, для людей и для себя, если бы с верою и любовью, с усердием, с горячностью и энергиею занимались своим делом, и как мало, сухо, бесплодно будет наше делание, когда мы станем заниматься вяло, лениво, с холодностью, без всякого усердия и энергии. В великом ответе будем пред Богом и за себя, и за вверенных нашему попечению»[14].
Законоучитель всегда призван сообразовывать (приводить к единству в духе. – прот. А.З.) свою жизнь и педагогику со Христом – Небесным Учителем земных учителей, – являющимся идеалом Учителя для всего человечества и послушливого Ученика по отношению к Отцу Небесному, дающим превосходный образ и пример Наставника и Ученика для Своих последователей: «Образъ бо дахъ вамъ, да, якоже Азъ сотворихъ вамъ, и вы творите… – Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13: 15). Как это важно в воспитании и в жизни с учетом любоподражательности людей и особенно детей! «Господь твой есть Любовь; люби Его и в Нем всех людей как чад Его во Христе. Господь твой есть Огнь; не будь холоден сердцем, но гори верою и любовью. Господь твой есть Свет; не ходи во тьме и не делай ничего в темноте разума, без рассуждения и понимания или без веры. Господь твой есть Бог милости и щедрот; будь и ты для ближних источником милости и щедрот. Если ты будешь таким, то улучишь спасение со славою вечною»[15].
Для самого отца Иоанна преподавание было огромной духовной радостью. Он считал звание учителя милостивым даром Божиим.
Наконец, учитель должен сам непрестанно учиться, тщательно готовиться к своим занятиям. В учении детей батюшка видел высокое служение Господу: «Учишь ли детей своих или чужих, обращай дело в служение Богу, уча их с усердием, занимаясь предварительно обдумыванием средств к обучению ясному, вразумительному, полному (по возможности) и плодотворному»[16]. Учителей, равно как и учеников, отец Иоанн призывает к совершенствованию, так как в этом есть сущность жизни, без этого наступает смерть души, как и у нерастущего дерева.
Цель педагогической деятельности
Цель своей педагогической деятельности сам отец Иоанн определял очень четко: «Земная жизнь есть поприще для снискания совершенства и добродетели при помощи благодати Божией. И это дело чрезвычайно трудное, оно требует труда сердечного и умственного»[17].
Отсюда главная цель образования – прояснить для юношей цель человеческой жизни, ее высшие ценности и понятия, чтобы помочь в достижении этой цели путем правильного воспитания и обучения. В результате правильного образования в молодом человеке соединяется «со светскою образованностью высокое духовное просвещение и благочестие», и в этом соединении отец Иоанн видит «прекрасную и приятную гармонию, красоту духовную»[18].
Воспитание для земли и воспитание для неба нераздельно связаны между собою как двуединая цель педагогики. «Как член гражданского общества, человек должен возрастать для круга общественной деятельности, к которой Бог призывает его по принципу “кесарю – кесарево”, а как предназначенный к небесной жизни, он должен созреть ко дню жатвы и принести неувядаемые плоды добродетели, “Богу – Божие”»[19].
«Чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, – на сердце больше всего нужно обращать внимание»
Таким образом, можно выделить следующие цели педагогической деятельности:
а) воспитывать души детей, а не наполнять головы только сухим, схоластичным знанием, которое «ляжет мертвым грузом», не воздействуя на душу ребенка, как часто это бывает сейчас не только в светской, но и церковной школе. Именно воспитание цельной, духовно-нравственной личности как христианина, семьянина и гражданина составляет генеральную линию педагогической деятельности, без которой не достижима и высшая цель жизни – спасение души;
б) дать ученикам определенный, неисчезающий, прочный фундамент, который созидается из глубоких сердечных впечатлений и доступного возрасту учащихся упорядоченного знания, на котором они сами будут строить впоследствии здание разумного жизнепонимания. «При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, – на сердце больше всего нужно обращать внимание, сердце – жизнь, но жизнь, испорченная грехом; нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нем чистый пламень жизни так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни»[20].
(Окончание следует.)
Протоиерей Александр Зелененко
[1] Иоанн Восторгов, протоиерей, священномученик. Слово, произнесенное 6 декабря 1907 г. в Кронштадтском Андреевском соборе. Цит. по: Новые грозные слова отца Иоанна Кронштадтского о Страшном поистине Суде Божием, грядущем и приближающемся, 1906–1907 г. М., 1993. С. 97.
[2] Цит. по: Вениамин (Федченков), митрополит. Молитва Господня. М., 2010. С. 48.
[3] Цит. по: Александр (Милеант), епископ. Сущность христианства // Миссионерский листок. 71. Изд. храма Покрова Пресвятой Богородицы. М., 2004. С. 32.
[4] Иоанн Ильич Сергиев, протоиерей. Полное собрание сочинений (далее ПСС). Т. 3. СПб., 1994. С. 312.
[5] Иоанн Кронштадтский, святой праведный. Живое слово мудрости духовной. М., 1997. С. 77.
[6] Там же. С. 90–91.
[7] ПСС. Т. 4–5 (сдвоенный). Т. 5. С. 379.
[8] Цит по: Александр (Семенов-Тян-Шанский), епископ. Отец Иоанн Кронштадтский. Париж, 1990. С. 55.
[9] Цит по: Большаков Н.И. Источник живой воды. Жизнеописание св. прав. отца Иоанна Кронштадтского. СПб., 1995. С. 109–110.
[10] Иоанн Кронштадтский, святой праведный. Творения. Дневник. М., 2012. Т. 4. С. 439–440.
[11] Священное Писание в толкованиях свт. Иоанн Златоуста. Т. 4. Кн.1. Беседа 16.
[12] Иоанн Кронштадтский, святой праведный. Моя жизнь во Христе. Т. 1. № 379.
[13] Цит. по: Демков М.И. Русская педагогика в главнейших ее представителях. М., 1898. С. 178.
[14] Иоанн Кронштадтский, святой праведный. Моя жизнь во Христе. Т. 1. № 283.
[15] Там же. Т. 1. № 209.
[16] Там же. Т. 2. № 1117.
[17] ПСС. Т. 3. С. 200.
[18] ПСС. Т. 4–5. С. 130, 308.
[19] Там же. Т. 1. С. 9.
[20] Иоанн Кронштадтский, святой праведный. Моя жизнь во Христе. Т. 1. № 602.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии