Зачем Паролин ездил к Путину. Андрей Власов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Зачем Паролин ездил к Путину

На днях завершился визит в Россию госсекретаря Ватикана кардинала Пьетро Паролина. Визит просто беспрецедентный как по уровню переговоров, так и по скудости и размытости итоговых заявлений. Что он означает, какие он будет иметь последствия и главное – как это отразится на внутриукраинских религиозных делах?

Для начала, кто такой Пьетро Паролин? Это государственный секретарь государства Ватикан. В переводе на светский язык – министр иностранных дел. Но если в государстве эта должность не относится к самому высшему руководству, то в Ватикане это второе лицо после папы. Кроме того, Пьетро Паролин считается доверенным лицом папы Франциска и его единомышленником во многих острых для Ватикана вопросах. Именно Франциск назначил его на эту должность 15 октября 2013 года и произвел его в кардиналы. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что Паролин имеет мандат Римского престола на ведение полноценных переговоров, а не просто на заявления типа: «мы удовлетворены уровнем отношений» или «мы выражаем общую озабоченность».

О том, что переговоры были действительно полноценными, т.е. говорили о важных и конкретных вещах, свидетельствует несколько обстоятельств.

Во-первых, это уровень переговоров: митрополит Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей РПЦ, Патриарх Кирилл, министр иностранных дел Сергей Лавров и президент Владимир Путин. Паролин – кадровый дипломат Ватикана, и уровень переговоров человека на его должности – это С. Лавров и митрополит Иларион. Аудиенция у Патриарха Кирилла могла бы рассматриваться как знак уважения лично ему (Паролин имеет все шансы стать папой после Франциска), а также как реверанс в сторону Ватикана. Но вот переговоры с Путиным – это уже явно не по статусу.

Во-вторых, это заявленная повестка дня и информационные утечки с переговоров. Познакомившись с этим, можно сделать однозначный вывод – ради этого вовсе не было никакой надобности приезжать в Москву, а тем более лететь в Сочи к Путину. Все главное осталось за кадром.

Официальные коммюнике говорят, что стороны обсудили следующие вопросы:

  • похвалили друг друга за встречу Патриарха и папы в 2016 году в Гаване;
  • еще раз похвалили друг друга за принесение мощей святителя Николая в Россию;
  • опять похвалили друг друга за выставку «Шедевры Пинакотеки Ватикана» в Третьяковской галерее и будущую выставку «От иконописи до авангарда» в Ватикане;
  • обсудили гражданскую войну в Украине (именно так, в формулировках как Ватикана, так и России);
  • обсудили бедственное положение христиан на Ближнем востоке;
  • упомянули Венесуэлу.

И сто раз подчеркнули, что вопрос визита папы римского в Москву не обсуждался. Из чего можно предположить – таки обсуждался. Скорее всего, Паролин прощупывал почву на уровне митрополита Иллариона и С. Лаврова.

Что же за всем этим может скрываться?

Помимо всего приятного, за что стороны друг друга хвалили, смысл визита Пьетро Паролина в Россию состоит в следующем.

Во-первых, это шажок навстречу в глобальных вопросах мироустройства. Сегодня все мировые события в политике, экономике, финансах и т.д., происходят в контексте перехода от однополярного мира, по факту существовавшего с момента распада СССР в 1991 году, к многополярному. Процесс этот сложный, неоднозначный и еще далеко не завершившийся. Ему противостоят очень мощные силы, которые пытаются оставить все как есть, т.е. Pax Americana навсегда. Им, в свою очередь, противостоят другие мощные силы, которые не видят иной альтернативы, кроме многополярности.

Эти центры силы уже вырисовались: США, Китай, Россия, Германия (скорее всего именно она, а не ЕС), Бразилия и, может быть, Индия и ЮАР. Сейчас они пытаются нащупать границы влияния между собой (не только географические), определить кто из них все-таки будет главнее, а также борются с приверженцами Pax Americana. Как сказал в свое время Отто фон Бисмарк, «Вся политика может быть сведена к формуле: постарайся быть среди троих в мире, где правит хрупкий баланс пяти держав».

Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы увидеть, как кто-то целенаправленно пытается разжечь крупный конфликт между влиятельными державами. Напряжение растет по очень многим осям противостояния: Индия – Китай, Саудовская Аравия – Иран, КНДР – Южная Корея + Япония, Россия – Европа.

Позиция же Ватикана во всем этом – миротворчество. Римский престол старается стоять «над схваткой». Это его политика, выработанная после Второй мировой войны, которая последовательно осуществляется на протяжении 70 лет. Показательным в этом вопросе является позиция Ватикана в украинском конфликте – как в военном, так и в религиозном (гонения против УПЦ). Как ни старались убедить папу стать на сторону официального Киева местные политики, как ни оказывала давление на него в этом вопросе «патриотичная» УГКЦ, но Ватикан выступил против антицерковных законопроектов и назвал конфликт на Донбассе гражданской войной, но при этом призвал к сохранению территориальной целостности Украины. Т.е. не стал ни на одну сторону.

Если для Римской курии нынешний визит в Россию – это реализация политики миротворчества, а также поиск сильного союзника в лице РПЦ для противостояния с вызовами секуляризма, то для РФ это ответ на идеологию демонизации России в глазах европейского общества, которое активно формируют некоторые западные политики и СМИ. Ход довольно удачный. Например, в то время как Петр Порошенко в День независимости Украины с трибуны отождествляет Россию с «империей зла», второе лицо Ватикана, кардинал Пьетро Паролин проводит в дружеской атмосфере переговоры президентом этой самой империи. И чье мнение будет более весомым в глазах европейского обывателя?

Т.е. общий смысл визита ватиканского госсекретаря – показать Европе, что Россия вовсе не враг и не империя зла, что с ней можно говорить и договариваться. А воевать не нужно. Влиятельная итальянская газета La Stampa написала, что кардинал Паролин выступает в качестве посредника, сближающего два мира, которые не должны считаться враждебными друг другу.

Во-вторых, визит Паролина – это содержательные переговоры о двух очень острых вопросах: Венесуэлы и Украины. С Ближним Востоком все понятно: тамошним христианам нужно помогать, и помогать совместно. Разногласий тут нет.

О Венесуэле кратко: там идет свой «Майдан», противостояние между президентом Мадуро (преемником Уго Чавеса) и проамериканским парламентом. Исход противостояния еще не ясен, но счет жертвам уже идет на сотни. Интересы России (и в меньшей степени Китая) – чтобы Мадуро остался у власти, несмотря на угрозы Вашингтона вмешаться. Интересы Ватикана – чтобы при этом не ущемлялись права Католической Церкви (если Мадуро таки останется у власти). Ведь он является идейным наследником покойного Уго Чавеса, который католиков притеснял из-за своего чрезмерного увлечения идеями коммунизма и социализма. И поэтому на стороне противников Мадуро католиков довольно много. Тут позиции Ватикана и России расходятся.

Что касается Украины. Визит Паролина состоялся в преддверии «жаркой политической осени» в нашей стране. Только ленивый политолог не сказал или не написал о том, что она обещает быть действительно жаркой. От протестов до свержения президента – спектр предположений очень широкий. Что в этой ситуации россияне хотели донести до Паролина? Что религиозные конфессии должны призывать к миру (именно к миру, а не к войне до победного конца) и не должны становиться ни на чью сторону в политических конфликтах. И если на УПЦ КП и УАПЦ Римский престол имеет лишь общее идеологическое влияние, то на УГКЦ, которая Ватикану напрямую подчинена, – самое непосредственное. Не секрет, что большинство народных депутатов и госчиновников, которые занимаются целенаправленным давлением на каноническую Церковь, поливают ее грязью в СМИ и собираются принять антицерковные законопроекты №№ 4128, 4511 и 5309, являются греко-католиками.

С большой долей вероятности можно предположить, что Паролина просили повлиять на таких людей через главу УГКЦ Святослава Шевчука. Возымеет ли это действие – посмотрим. Но антицерковные законопроекты – это действительно большая опасность для канонической Церкви. И дело тут не столько в юридических притеснениях. Дело в том, что принятие этих законопроектов будет равносильно команде «фас» для разного рода радикалов и националистов, которые тут же бросятся терзать УПЦ всеми доступными средствами. Ведь это уже будет узаконено.

Также, скорее всего, перед Паролином подняли вопрос о недопустимости пересмотра конфессиональной принадлежности Почаевской лавры. Тему возможных претензий на Лавру со стороны УГКЦ недавно озвучили греко-католические СМИ. Угроза очень серьезная. Почаевская лавра является форпостом и символом Православия на Волыни. Любые попытки ее захватить однозначно выльются в масштабное противостояние с непредсказуемым исходом. А это сейчас не в интересах ни Москвы, ни Ватикана.

Кроме того, УГКЦ должна или осудить насильственные захваты храмов, или, как минимум, прекратить призывать к ним и одобрять соответствующие действия. А это довольно часто звучит из уст греко-католических священников, например, в Коломые.

Для того чтобы убедить Паролина в важности всех этих вопросов, и понадобилась аудиенция у Путина. И если Ватикан выполнит российские пожелания, то в следующий раз с ним, может быть, поговорят и о визите папы римского в Москву. 

http://uoj.org.ua/publikatsii/politika/zachem-parolin-ezdil-k-putinu