ЗАЧЕМ ХОРОШО УЧИТЬСЯ, ЕСЛИ Я НЕ ЗНАЮ, ЗАЧЕМ ЖИВУ?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Многие издания поместили на первую полосу новость о безвременной кончине основательницы Femen – скандальной организации с эпатажными и бессмысленными акциями.

 

Такой трагический финал после всех богохульств, к сожалению, вполне предсказуем. Удивило другое: эта молодая женщина рисовала кощунственные иконы. То, что кощунственные, как раз ожидаемо, но это были не карикатуры, а именно иконы. Оказывается, будучи юной девочкой, она училась в иконописной мастерской, из чего следует, что семья была достаточно религиозной.

Получается, ребенка научили писать священные изображения, а встречи с Богом у него так и не случилось. Иначе не могу объяснить всю череду последующих жизненных событий. Откуда такая злоба против Церкви и всего святого? Какое разочарование пришлось человеку пережить, что его развернуло на 180 градусов? Бог весть. Но мне это кажется довольно характерным симптомом.  

Существует огромная проблема с образованием. Оно сводится к получению знаний, которые, как правило, фрагментарны, и потому кажутся неприменимыми к жизни. Отдельно изучается математика, отдельно физика, отдельно химия, и редкий учитель сможет объяснить, зачем все это знать, и как это связано с другими науками и со мной лично. В итоге мы зазубриваем в школе набор абстрактностей, которые совершенно не делают нас готовыми ко взрослой жизни.

В задачи современного образования, увы, не входит формирование цельного и последовательного мировоззрения. Маленький человек не знает, кто он, зачем он, для чего вообще все это вокруг. Да и нас особо никто не учил, как правильно выстраивать отношения с близкими и со всем остальным миром. 

Если личность гармонична, то и в отношениях, и в работе, и в учебе ей будет легче. Говорят, что зрелые люди учатся лучше, чем молодежь, даже несмотря на то, что память уже хуже и по ночам над уроками особо не посидишь. Когда человек знает, что ему нужно и зачем, то у него есть мотивация к обучению, поэтому вполне реально при меньшей эффективности процесса получить лучший результат.

В юном возрасте, как раз когда мы ходим в школу или университет, происходит становление личности. Человек должен определиться со своим местом в системе мироздания, однако мало кто находит для себя ответы на вопросы о смысле жизни. Кто-то отчаивается, кто-то смиряется, кто-то бунтует. Счастливых и спокойных среди молодых практически нет. 

Так зачем эти хорошие отметки, если они не дают счастья в браке, не утешают при потере близких, не застраховывают от жизненных ошибок? Скажут, если плохо учиться, то не сможешь найти хорошую работу. Скорее соглашусь. Но даст ли мне хорошая работа счастье в браке, утешение при потере близких и далее по тексту? Очевидно, что нет. Знания нужны и важны, никто не спорит. Вопрос в их второстепенности по отношению к вещам бытийным, однако настаивая на важности хороших оценок, родители говорят ребенку, что самое главное в жизни – учеба и работа.

Эта модель нередко переносится и на религиозное воспитание. Дети поют, изучают Закон Божий, некоторые даже иконы учатся писать. Умеют ли при этом дети молиться или просто зазубривают молитвы? Постигают ли они Бога или всего лишь абстрактно воспринимают положения из Катехизиса – точно так же, как теоремы по геометрии? Есть ли у них благоговение к богослужению или пребывание в храме для них просто привычка? Помогаем ли мы им составить целостную картину мира или просто даем дополнительный пакет знаний?

Всегда есть риск, что все сведения о Боге, Библии, церковной жизни будут встроены в совершенно нехристианское мировоззрение, и тогда мы получим больше вреда, чем пользы. Человек будет уверен, что именно в этом, теоретическом и оторванном, как ему кажется, от реальности наборе знаний религия и состоит. Он вряд ли когда-нибудь станет рассматривать ее всерьез, а то и вовсе превратится в ярого ее противника. 

В первую очередь нужно учиться тому, как правильно жить, как поступать в той или иной ситуации, как реагировать на предательство, как самому не оказаться предателем. Знаю мудрых людей с тремя классами образования или с неважными отметками в аттестате. Известны мне и те, кто с двумя высшими не может причину со следствием увязать и не готов слышать никаких доводов. Ведь хорошо учиться - самое главное, а он в этом весьма преуспел и имеет в подтверждение этого золотую медаль, два красных диплома и успешную карьеру. Такой багаж многие считают показателем ума, хотя на самом деле это всего лишь сумма накопленной информации и навыков. 

Безусловно, знания нужны, необходима и профессия, да и без теории практику освоить сложно, но это далеко не самое главное в жизни. Мы часто декларируем, что самое важное – вера или семья, но по факту детские установки гораздо мощнее, и в сухом остатке в двунадесятый праздник в храме только пенсионеры да домохозяйки. Неужели у всех поголовно такая работа, с которой нельзя отпроситься или взять полдня в счет отпуска? О том, чтобы школу или пары прогулять, я и заикаться боюсь. В то же самое время по другим поводам, которые считаем достаточно важными, без сомнений прогуливаем рабочие или учебные часы, даже если потом придется краснеть и оправдываться. Не декларируем ли мы, что Бог в нашей жизни занимает далеко не первое место, если работу или учебу можно пропустить ради чего угодно, только не ради Литургии?

Мы уже привыкли, что утреннее или вечернее правило можно сократить по усталости, а вот прп. Паисий Святогорец, наоборот, видел не оправдание, а вину в том, что ты настолько сильно утомился, что приходится пренебрегать общением с Господом. Между выполнением работы и молитвой предпочтение в идеале отдается последней. 

Можно, конечно, принудить себя ходить на все службы и вычитывать все правила, но это будет механически и не от сердца. Рано или поздно ты возненавидишь и саму эту рутину, и Бога за компанию. Мне кажется, лучше признаться себе в том, что по факту где-то в глубине души я не считаю эти вещи важными, и поэтому отдаю предпочтение работе, общению в социальных сетях или просмотру последних новостей. И попытаться понять, почему это так и что можно с этим сделать.

Мы слишком много внимания уделяем форме в ущерб содержанию. Может, стоит снова задать себе вопросы, так до конца и не разрешенные в подростковом возрасте: кто я? зачем я? что мне делать с собой и окружающими? Тогда Церковь перестанет для нас быть одним из пунктов в перечне дел, а станет тем, чем она и задумана быть – средством спасения. 

Екатерина Выхованец

https://pravlife.org/ru/content/zachem-horosho-uchitsya-esli-ya-ne-znayu...