За мелочностью и сварливостью стоят эгоизм и неблагодарность
AgionOros.ru продолжает публиковать выдержки из духовных наставленией старца Паисия Святогорца.
«За мелочностью и сварливостью стоят эгоизм и неблагодарность. Такие люди не радуются, а ноют, раздражаются и погружены в самолюбие».
***
«Когда тебя ругают – по-мирски будет ответить обидчику грубостью на грубость. Человек духовно преуспевающий – сдержит себя и промолчит, а совершенный христианин (освободившийся от страстей) – радуется, когда его злословят».
***
«Монахам следует быть очень внимательными, когда они выезжают в мир или общаются с мирянами, так как многие все сегодня толкуют извращенно. Мне подарили фонарик, который я положил под подушку, а один из посетителей увидел его и стал распространять слухи, что ”отец Паисий держит под подушкой пистолет”».
***
«Если человек достиг состояния бесстрашия перед смертью, значит, он победил свой эгоизм».
***
Один афонский монах рассказал Паисию Святогорцу, что ежегодно после Пасхи совершает небольшую паломническую поездку по Святой Горе. «Берешь отпуск?», – сказал ему старец Паисий. Деликатно и со своим обычным тонким юмором он показал свое несогласие с поведением инока[1].
***
«Монахи должны держаться подальше от археологических раскопок и реставрационных работ в своей обители и быть осторожными с камнями (строительством), чтобы самим не стать окаменелыми (оставить свое иноческое служение)».
***
«Монах не пишет книги, за исключением тех случаев, когда в этом есть острая необходимость.
Один еще не приехал на Афон и не стал монахом, а уже хотел выступать с лекциями и писать про Святую Гору. Другой один раз съездил на Афон – и написал книгу. Третий, едва принял постриг, начал писать догматические исследования и осуждать всех подряд. Все это противоестественно. Таких «писателей» можно уподобить младенцам, родившимися с зубами и кусающими окружающих. Фактически они представляют собой чудовищ».
***
Однажды к старцу привели юношу с серьезным душевным заболеванием. «Помнишь, какой помысел свел тебя с ума?», – спросил его отец Паисий. Юноша не помнил, и старец указал ему на мысль, которая крутилась у него в голове и в конце концов привела его к болезни. Тем самым Паисий Святогорец хотел показать, что помыслы способны не только свести человека с ума, но и привести его к духовной гибели. «Всего один помысел может погубить, и всего один способен спасти» – эту святоотеческую мысль всецело разделял и старец Паисий.
***
Во дворе Панагуды[2] между масличным деревом и стеной его кельи у старца была натянута проволока, на которой он сушил свою одежду. Когда по этой проволоке повадились ходить муравьи, старец, чтобы облегчить их путь, приспособил для них большую и широкую доску. Сколь велика была любовь Паисия Святогорца к Богу и людям, если он так заботился даже о простых муравьях!
***
«Необходимо внимание и осторожность, так как грех и дурная привычка могут исцеленного нерадивого человека вновь подтолкнуть в сети зла. Ко мне пришел один бесноватый, который некоторое время назад исцелился, но совершил безнравственные поступки и снова подвергся воздействию нечистой силы».
***
«Прежде у людей были небольшие искушения, сейчас – большие, а придет время, когда они станут такими значительными, что помочь их преодолеть будет способна только молитва святых».
***
«Иметь любовь Божию значит понимать любовь Бога. Потому что едва ты ее осознаешь – эта любовь поселится внутри тебя».
***
«Монахами люди становятся не только для того, чтобы спасти свою душу, но ради каждого своего ближнего».
***
«Чтение Ветхого Завета очень полезно людям с чистой душой и помыслами, другим оно способно принести вред, так как они неверно понимают написанное».
***
«В прежние времена простые люди через свою простоту и смирение достигали просвещения. Сейчас получают знания и используют их там, где применять их не престало. С логикой и рационализмом люди лезут туда, где им не место, происходит путаница, и они впадают в еще большее невежество и заблуждение».
***
«Когда у нас будет смирение – сможем творить и Иисусову молитву. Не следует перебирать четки формально и по привычке.
Однажды некий монах читал Иисусову молитву и ловил рыбу. Но когда она объедала у него наживку и не засекалась на крючок, он забывал о том, что молится, и мысленно говорил: “Чтоб тебя!”».
***
Одному юноше, который хотел принять монашество, но сомневался и все время приводил против этого рациональные аргументы, старец Паисий сказал: «Чтобы человек стал монахом, у него какой-нибудь винтик должен быть немного недовинченным. Рационалисты и позитивисты монашество не принимают».
***
«Человек, который смиряется перед другим, сам возвышается духовно. Но порой чем больше он смиряется – тем больше его продолжают унижать».
***
«Монах время от времени должен читать чин пострижения в Великую Схиму, чтобы не забывать данные им иноческие обеты.
***
«Ощущай монастырь своим домом, своей семьей. Послушание свое исполняй от всего сердца. Нельзя по-разному относиться к часам, которые мы проводим в своей келье и к часам своего послушания.
***
«Когда певчий поет, даже люди без музыкального образования понимают, поет ли он для Бога или для людей».
***
«Большинство людей настолько поглощено земным, что совсем не чувствует Божественной Любви».
***
«То что я вижу и слышу свело бы меня с ума, если бы я ко всему не относился с помыслом, что последнее слово все равно останется за Богом».
***
Человек должен признавать и осознавать свои недостатки. Отсутствие самооправдания заменяет большие аскетические подвиги. Человек, который не имеет возможности вести аскетическую жизнь – признает это. “Я должник перед тобой, прости меня, не могу этого сделать’’ (говорит он Христу). ‘’Ничего страшного, не расстраивайся” (утешает его Господь)».
[1] Старец Паисий был противником монашеского «отпуска» распространенного в некоторых современных
обителях.
[2] Панагуда – келья старца Паисия.
Источник: Agionoros.ru
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии