За чем стоим на Мариином стоянии? Протоиерей Владимир Долгих

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Без внутреннего труда слова останутся только словами. А одними словами нам не спастись. Фото: foma.ru

Сегодня в храмах еще раз прочитают канон Андрея Критского. В народе этот день называют Марииным стоянием. За чем же именно мы будем стоять сегодня в наших храмах?

Подходит человек к исповедальному аналою, перечисляет свои грехи по памяти или с листочка, священник спрашивает: «Каешься?», – он отвечает: «Каюсь», – и затем батюшка читает разрешительную молитву. Именно так, чаще всего проходит таинство покаяния в большинстве наших храмов.

Думаю, что не будет большой неожиданностью, если я скажу, что подобного рода покаяние сильно «фонит» юридизмом и формальностью. Я не утверждаю, что стоящий у аналоя человек был не искренен, но сама форма заставляет задуматься, что мы здесь делаем что-то не так, особенно когда исповедь таким образом проводится во время служения литургии, а правильней сказать – вместо литургии, что, по-хорошему, должно нас (и священников, и мирян) лишать права подходить к Чаше.

Мне кажется, это довольно серьезная проблема духовной жизни современных христиан, решение которой, в определенной мере, возможно именно в Великом посту.

Покаяние человека никак не ограничивается исповедью. Прежде чем подойти под епитрахиль священника необходимо преодолеть определенный путь, проделать немалую духовную работу.

В четверг на утрени пятой седмицы (которая чаще всего служится в среду вечером) полностью читается покаянный канон святителя Андрея Критского с житием преподобной Марии Египетской. Как минимум это свидетельство того, что покаяние человека никак не ограничивается исповедью. Прежде чем подойти под епитрахиль священника необходимо преодолеть определенный путь, проделать немалую духовную работу. Именно канон святителя Андрея помогает нам немного отойти от «выковыривания» из души разных мелких грехов, и взглянуть на нее в целом, увидеть ее болезнь, пораженность, страстность. Рассмотреть как далека от нас та Священная Цель, ради которой мы однажды пришли в Церковь.

Житие преподобной Марии Египетской являет нам образец, если можно так выразиться, практической реализации покаянного пути – образец доступный простому смертному человеку. Открытым остается лишь вопрос в том, насколько мы сами реально вслушиваемся в слова канона, насколько сами проживаем их в своем сердце и насколько подвиг преподобной Марии находит отклик в нашей душе: «Канон этот столь благозвучен и стройносложен, – говорится в синаксаре в четверок пятой седмицы Великого поста, – что самую жесткую душу способен умягчить и к исправлению воздвигнуть, если только поется с сокрушением сердечным и подобающим внимание».

Я прекрасно понимаю, что слова канона трудны для восприятия на слух, что их не понять без должного знания Священного Писания, что довольно сложно постоянно держать внимание на протяжении долгой службы, особенно после рабочего дня, но это отнюдь не может служить оправданием нашей лени. Нам же хорошо известно, что Господь, не хуже нас самих знает наши собственные силы, а потому так предельно важно сделать все от нас зависящее. Выше головы все равно не прыгнешь, да и Бог от нас этого не требует и не ждет, но в рамках собственных возможностей, нужно стремиться сделать все от нас зависящее.

Есть время просмотреть текст канона до службы – просмотри. Есть время разобраться в непонятных именах, встречающихся в каноне – разбирайся. Есть возможность узнать значение непонятных церковнославянских слов канона – узнавай.

Есть время просмотреть текст канона до службы – просмотри. Есть время разобраться в непонятных именах, встречающихся в каноне – разбирайся. Есть возможность узнать значение непонятных церковнославянских слов канона – узнавай. Хочется взять текст канона с собой на службу и следить за чтением священника – бери. Отвлеклась мысль на богослужении – ущипни себя и возвращай ее обратно. Я человек порочный, а потому не могу объективно говорить о мыслях Бога, но мне кажется, что такой труд не останется без Его внимания. Во всяком случае, представ перед Ним, мы честно скажем: «Господи, я сделал все что мог, нет больше моих сил. Надеюсь и уповаю на Твое милосердие».

Подумайте только – уже середина пятой недели Великого поста, большая часть Четыредесятницы позади. По большому, счету чтение канона и жития Марии Египетской – это своего рода последний покаянный рубеж на нашем пути к Пасхе. Большинство из нас, в лучшем случае, еще разок попадет на литургию Преждеосвященных Даров, а там уже и Лазарева суббота, Вход Господень в Иерусалим, Страстная Седмица.

У меня всегда было ощущение, что после Марииного стояния пост будто заканчивается, ведь больше покаянный канон никто в храме читать не будет, а значит и погрузиться в его глубокие смыслы, попытается ощутить тот настрой души, который нам передает святитель Андрей, уже не получится. Кончено, никто не мешает нам обратиться к словам канона в своей домашней молитве, но давайте будем откровенны – кто из нас на это решится? Шестая седмица пройдет как вторая, третья и четвертая, а там уже праздники и Страсти Христовы, несущие иное значение и требующие от нас иного настроя.

Святитель Софроний Иерусалимский составляет житие преподобной Марии примерно на сто лет раньше, чем святитель Андрей канон, но сегодня Церковь сводит их в одно богослужение рад нас – слабеньких и плюгавеньких христиан.

Святитель Софроний Иерусалимский составляет житие преподобной Марии примерно на сто лет раньше, чем святитель Андрей канон, но сегодня Церковь сводит их в одно богослужение рад нас – слабеньких и плюгавеньких христиан. Иногда, дабы двигаться дальше, нужно за что-то зацепиться, вот и давайте цепляться за «пятую седмицу».

По поводу причин установления службы Марииного стояния в синаксаре находим такие указания (цитату привожу полностью, так как совсем не хочется ее сокращать): «В нынешний день канон петь и житие читать установлено по следующей причине. Поскольку Святая Четыредесятница близится к концу, то, дабы люди, сделавшись беспечны, о духовных подвигах не вознерадели и от целомудрия вконец не отвратились, то величайший Андрей, повествуя в песнопениях канона своего о добродетели славных мужей и здесь же – об уклонении от нее негодных, предрасполагает ослабевающих, как некий наставник, доброразумнее быть и мужественно вперед простираться. А святой Софроний дивным своим рассказом целомудренными их делает и одновременно к Богу воздвигает, чтобы никто духом не падал и не отчаивался, пусть даже в прегрешения какие впал. Ибо сказание о Марии Египтянке представляет, сколь велико человеколюбие и сострадание Божие к тем, кто всей душой избирает отвергнуться прежних грехопадений».

Если нам на исповеди с легкостью и непринужденностью дается слово «каюсь», то значит мы, на самом деле, далеки от него.

В виду сказанного хотелось бы еще вспомнить слова преподобного Симеона Нового Богослова, указывавшего, что искреннее покаяние способно даже восстановить девство – насколько велика его сила!

Покаяние – тяжкий и многогранный труд, поэтому если нам на исповеди с легкостью и непринужденностью дается слово «каюсь», то значит мы, на самом деле, далеки от него. Не будет труда – слова останутся только словами. Но, вполне очевидно, что одними словами нам не спастись.

Помощь Божья – это не труд Бога за нас. Наши силы неизмеримо меньше Божьих сил, но в духовной жизни они первичны, т.е. сначала действует человек, затем – Бог. И здесь важно все: дорога в храм, внутренний настрой, сосредоточенность на словах богослужения, жертва собственным временем, искреннее желание хоть на йоту изменить свою жизнь, и даже затекшие ноги или спина.

Все что можем понести, нужно нести, ведь ради воскресения собственной души и ради Пасхи стоим мы на Мариином стоянии.

https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/78935-za-chem-stoim-na-mariinom-...