Юрий Федотов: легализация наркотиков противоречит духу и букве международных конвенций

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

© EPA/YOAN VALAT

19-21 апреля в Нью-Йорке проходила специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН по мировой проблеме наркотиков. Глава Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП) Юрий Федотов в интервью ТАСС подвел итоги форума, а также высказался по поводу наиболее острых вопросов в сфере борьбы с наркотиками.

- Юрий Викторович, какие впечатления оставили выступления делегатов? Отметили ли вы какие-то изменения в подходах стран?

- Управление ООН по наркотикам и преступности активно поддерживало процесс подготовки и проведения специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по наркотикам. В этом, собственно, и состояла наша роль как подразделения секретариата ООН, являющегося единственным органом в системе ООН, занимающимся вопросами противодействия незаконному обороту наркотиков во всей совокупности этой темы.

Как представляется, спецсессия оправдала все возлагавшиеся на нее ожидания. Ее содержательный заключительный документ нацелен на конкретную работу, содержит рекомендации, которые необходимо будет осуществлять. И здесь мы видим тоже свою роль как УНП в содействии странам в выполнении этих практических рекомендаций.

Заключительный документ подтвердил важность работы в рамках существующих трех базовых антинаркотических конвенций ООН (1961, 1971 и 1988 гг. - здесь и далее прим. ТАСС), которые являются международно-правовой и практической основой международной политики по противодействию наркотикам. Эта работа выстраивается на основе сбалансированного подхода, который увязывал бы борьбу против наркотрафика с усилиями, направленными на снижение спроса на наркотики. Имеются в виду прежде всего меры по предупреждению наркозависимости, работа с молодежью, поддержка молодого поколения, а также оказание медицинской помощи людям, попавшим в наркозависимость, возвращение их к нормальной жизни.

Если такой всеобъемлющий подход будет и далее применяться, то за три года, оставшиеся до проведения всеобъемлющего обзора выполнения Политической декларации и Плана действий, которые были приняты в 2009 году, нам удастся продвинуться вперед в реализации положений этой амбициозной программы ООН по борьбе с наркотиками.

- Цель добиться мира, свободного от наркозависимости, которая заложена в декларацию 2009 года, вообще выполнима? Или это больше ориентир, чем реальная достижимая цель?

Конвенции и нынешняя система контроля за наркотикам позволяют локализовать эту проблему и не допустить ее разрастания

- Ну, во-первых, ориентиры всегда должны быть амбициозными. Во-вторых, если брать последние десятилетия, определенный прогресс есть. Сократилось производство и потребление ряда наркотических субстанций, в частности, кокаина в ряде регионов. В то же время, к сожалению,  сокращение компенсируется в негативном плане увеличением производства и потребления других видов наркотиков - не только опиатов, но также и синтетических средств, особенно новых психоактивных веществ, которые являются чрезвычайно опасными и представляют угрозу для многих стран, и об этом очень много говорилось на спецсессии ООН.

В глобальном плане, если сопоставить цифры за последние лет десять, то количество наркозависимых людей во всем мире примерно стабильное. В последние годы это где-то 27-29 миллионов человек. Небольшой прирост этого показателя полностью укладывается в тенденцию глобального роста мирового населения. Это подтверждает, что конвенции и нынешняя система контроля за наркотикам позволяют локализовать эту проблему и не допустить ее разрастания.

Но, к сожалению, на этом хорошие новости заканчиваются, до сих пор нам не удалось добиться сокращения уровня потребления наркотиков, снижения их производства. Требуются более активные усилия. Именно об этом и говорится в заключительном документе спецсессии.

- Многие страны утверждают, что концепция "войны с наркотиками" провалилась. Другие страны, которые проповедуют более жесткий подход, говорят, что она еще актуальна, просто нужно активнее сотрудничать. С точки зрения УНП, как подходить к взглядам этих двух лагерей стран?

- Ну, во первых, ООН никогда не была в состоянии войны с кем бы то ни было, мы мирная организация, хотя и должен заметить, что если альтернативой "войны наркотикам" является "мир наркотикам", то вряд ли такие идеи могут считаться продуктивными.

Речь не идет о двух "лагерях" стран. В ходе подготовки к спецсессии, в ходе работы над заключительным документом подавляющее большинство стран - практически все страны - подчеркивали важность трех базовых основополагающих конвенций. Но есть голоса, со стороны гражданского общества, ряда неправительственных организаций, бывших политических лидеров, которые призывают к более либеральным подходам. Мое ощущение, как главы УНП ООН, заключается в том, что государства, которые подписали конвенции и работают в рамках этих конвенции, не рассматривают на данном этапе возможности их  ревизии.

- Существует точка зрения, что движение, направленное на популяризацию идеи легализации, так называемые "нарколибералы", отнюдь не преследуют бескорыстных целей, что это просто новое лобби, которое заявляет о себе и получает все больше и больше поддержки. Так ли это?

- Движение в пользу легализации наркотиков существовало всегда. Иногда их выступления становятся более активными, как это происходит сейчас, иногда они менее активны.

В частности, с теми, которые, может быть, меньше говорят, но больше делают на практике, УНП сотрудничает в рамках наших полевых операций и получает от них реальную поддержку. Есть НПО, которые полностью осознают опасность этого пути - пути легализации наркотиков, подрыва базовых устоев международного права, и понимают необходимость защитить людей, прежде всего молодежь, от пагубного влияния наркотиков.

С другой стороны, есть еще такая важная тема, как альтернативное развитие для стран, в том числе актуальная для стран Латинской Америки, которые являются крупными производителями наркотиков. Необходимо создать в этих странах устойчивую, законную экономику, и здесь мы видим символическое соприкосновение двух тем: борьбы с наркотрафиком, поощрение альтернативного развития, и осуществление Целей устойчивого развития, которые были провозглашены ООН всего шесть месяцев назад.

- Давайте поговорим о трех темах, по которым идут наиболее острые дискуссии. Начнем с легализации наркотиков в медицинских или "рекреационных" целях. Должна ли она продвигаться как концепция для всех?

- Как раз в этом вопросе и проходит так называемая "красная линия". Конвенции допускают возможность применения любых наркотических средств для медицинских и научных целей. То есть принцип такой: то, что доктор прописал, законно. И именно в этой связи возникает другая, очень важная тема - тема доступа к наркосодержащим веществам, которые используются в качестве обезболивающих средств, например, при раковых и других серьезных заболеваниях. К сожалению, не все люди имеют доступ к этим веществам. Должен, конечно, соблюдаться строгий медицинский контроль, не допускающий утечки этих веществ на "черные рынки", но люди должны иметь доступ к наркотическим веществам для медицинских целей - здесь проблем никаких нет.

Конвенции допускают возможность применения любых наркотических средств для медицинских и научных целей

Что касается так называемых "рекреационных" целей, то это полностью противоречит духу и букве конвенций, и сам по себе термин - он возник в определенных странах, в определенных общественных условиях. В Африке, где люди страдают, где умирают на улицах от наркозависимости, в Афганистане, который держит рекордное первое место в мире по потреблению наркотиков, если вы будете говорить о рекреационном употреблении наркотиков, то вас просто там не поймут.

- А когда речь идет еще одном предмете разногласий - о смертной казни за преступления, связанные с наркотиками, здесь уже более твердая позиция, насколько я понимаю?

- Естественно, у ООН есть позиция, она отражена в резолюциях Генеральной Ассамблеи. Смертная казнь должна применяться в исключительных случаях, когда речь идет о лишении жизни другого человека. Она существует в ряде стран, в большинстве стран она отменена или введен мораторий, как, например, в Российской Федерации. Это, безусловно, очень важная тема, но она не является определяющей для международной политики в сфере борьбы с наркотиками.

Показательно то, что несмотря на разногласия по этому вопросу, которые преодолеть было невозможно, страны перешагнули через эти разногласия, согласовали заключительный документ и будут работать над его осуществлением.

- Если говорить о лечении наркозависимости, что тоже представляется болезненным вопросом. Существуют программы снижения вреда, заместительная терапия. В России все это строго запрещено...

- Во-первых, все это отражено в заключительном документе. Россия участвовала в согласовании, поддержала положения заключительного документа, там все это прописано, и осуществление этой рекомендации, конечно, и об этом тоже в нем сказано, будет осуществляться в рамках существующего национального законодательства, в рамках законов, которые будут приниматься в каждой конкретной стране.

Мое личное мнение, что этот вопрос не должен политизироваться, а решаться на уровне доктор-пациент или семья пациента. То, что хорошо для выздоровления, для лечения, все может применяться.

- Но эта методика эффективна?

- Это может работать в ряде стран. Метадон не является "волшебной палочкой", которая решает все проблемы, но в определенных случаях он может помогать, и мы совместно с ВОЗ, ЮНЭЙДС, поддерживаем те страны, которые идут по этому пути. Но все это должно осуществляться под строгим медицинским контролем и должно быть подчинено главной цели - излечению и возвращению человека в общество.

 - Сейчас много говорится о новых психоактивных веществах. Действительно они перекрывают угрозу со стороны более "традиционных" наркотиков?

- Ситуация с психоактивными веществами напоминает игру в "кошки-мышки". Пока принимаются решения на уровне ВОЗ, на уровне Комиссии по наркотическим средствам, затем государствами, и эти психоактивные вещества вносятся в контрольный список, тем временем наркодилеры меняют несколько элементов химической формулы и выбрасывают на рынок новые вещества. Здесь, безусловно, необходимо более интенсивное международное сотрудничество, и УНП ООН предоставляет свои услуги путем поддержки системы раннего предупреждения. У нас есть лаборатория в Вене, мы работаем на основе этой лаборатории и помогаем странам распознавать, определять, идентифицировать новые психоактивные вещества с тем, чтобы ускорить процесс принятия соответствующих законодательных актов.

- Да, есть Комиссия по наркотическим средствам, которая вырабатывает политику...

- Комиссия - это уже орган, который решает этот вопрос с юридической точки зрения. А мы работаем в практическом плане, изучаем, оповещаем и помогаем странам наращивать свои возможности, противодействовать продвижению НПС.

- Если говорить о конкретных ситуациях. Афганистан, который вы назвали крупнейшим потребителем, одновременно является и главным производителем героина и других опиатов, и прогресса в борьбе с этим в общем-то нет. Есть призывы к региональному сотрудничеству - оно ведется, вот Иран говорит, что задерживает большую часть наркотиков, которые идут из Афганистана. Что не так? Что еще нужно сделать, чтобы остановить это?

- Решать проблему, конечно, нужно в самом Афганистане. Мы работаем в Афганистане, где у нас есть крупный офис, по целому ряду направлений. Это международное сотрудничество, это оказание помощи Афганистану в сфере продвижения проектов альтернативного развития - пока в очень скромных масштабах, но кое-что мы делаем.

Главное, что мы стараемся нацеливать правительство, руководство Афганистана на более активную работу, на приоритизацию задачи ликвидации теневой наркоэкономики в качестве основы развития этой страны, потому что даже по самым скромным подсчетам, если только брать оценочную стоимость той доли, которая проистекает от продажи крестьянами наркотиков - я даже не беру трафик, не беру работу в лаборатории - это может доходить до 20% ВНП Афганистана. Это колоссальные средства. Страна действительно "посажена на иглу" наркотиков, и без международной поддержки, конечно, этот вопрос решен не будет. Помимо поддержки, необходимо также и осознание ответственности самого афганского руководства. Это - его задача, и оно должно ею заниматься.

Мы стараемся нацеливать правительство, руководство Афганистана на более активную работу, на приоритизацию задачи ликвидации теневой наркоэкономики в качестве основы развития этой страны

Нынешняя политическая ситуация, военная ситуация, ситуация в сфере безопасности, к сожалению, не дает оснований для оптимизма. И хотя в прошлом году мы с удовлетворением отмечали значительное снижение площадей, на которых культивируется опийный мак, и производство опиума, это произошло, скорее, из-за климатических факторов, а также саморегулирования рынка, переизбытка, что могло привести к снижению цен. Посмотрим, что будет в этом году.

- Если говорить о России, в целом, о ситуации в сфере борьбы с наркотиками, о количестве наркозависимых, есть какая-то позитивная динамика, как вы смотрите на ситуацию?

- Россия придает этому вопросу очень большое значение. Должен отметить, что выступление вице-премьера А. Г. Хлопонина на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН было положительно воспринято делегациями, международными организациями, как подтверждение того, что Россия идет в общем строю и выступает за сбалансированный подход ко всем аспектам наркопроблемы. Россия сыграла очень конструктивную роль в согласовании заключительного документа спецсессии.

Что же касается проблем в самой России, то да, проблем очень много, но важно, что они рассматриваются на высоком государственном уровне, в том числе на заседаниях государственного совета, находятся в поле внимания руководства страны. Я надеюсь, что проводимые сейчас преобразования в России, реструктуризация соответствующих органов позволят повысить эффективность этой работы.

Беседовал Олег Зеленин

http://tass.ru/opinions/interviews/3235978